Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня с 2023 - 2028 «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»
материал (младшая группа)
Индивидуальный план работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 74» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный план
профессионального развития воспитателя
на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».
с 2023 – 2028 г.
Воспитатель: Сафеева Алия Илшатовна
г. Нижнекамск
Цель: создать систему работы по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- содействовать нормализации речевой функции;
- развивать воображение, логическое мышление;
- совершенствовать предметно - развивающую среду группы для развития;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через игру;
- повысить интерес детей к упражнениям и играм, связанным с движениями рук и пальцев.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают
умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.
Стратегия работы:
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки
Форма отчётности:
1. Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.
2. Провести анкетирование родителей.
3. Составить картотеку пальчиковых игр.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Система работы представлена по следующим направлениям:
В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;
Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);
Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
Работа с родителями - консультации и беседы.
Год, месяц
| Форма работы |
Сентябрь – май 2023 – 2024 год | 1.Разработать перспективный план по развитию мелкой моторики за 2023 –2024 учебный год. 2. Провести консультацию с родителями «Пальчиками играем – речь развиваем » 3. Разработать игры по мелкой моторике «Игры с прищепками», «Игры с пуговицами и бусинками» 4.Показ дидактической игры на педагогическом совете. 5.Разработать информационный лист «Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать». 6. Консультация для родителей: «Как мы развиваем ребенка дома и в детском саду». 7. Создание предметно – развивающей среды для развития детей. |
Сентябрь – май 2024- 2025 год | 1. Выступать с докладом на педсовете « Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» 2.Подготовить картотеку игр на развитие мелкой моторики «Игры с песком» 3.Показ НОД на тему: «Путешествие на остров сюрпризов» на базе МАДОУ №74 4.Организация участия воспитанников в творческих конкурсах, в мероприятиях на базе ДОУ. 5. Повышение педагогической компетенции через самообразование. Повышение активности участия воспитанников в смотрах, конкурсах, выставках на базе МАДОУ №74 6.Мастер-класс для родителей ДОУ «Игры своими руками» на развитие мелкой моторики руки. |
Сентябрь - май 2024 -2025год | 1. Посетить семинар, посвященный на развитие мелкой моторики рук в детском саду. 2. Выступить с докладом «Развиваем наши пальчики» на методическом объединении. 3. Провести выставку работ «Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук» с участием родителей. 4. Создать проект на тему: «Ловкие пальчики» 5. Проведение мастер-класса для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду» 6. Показ открытого занятия на тему «Пальчиковые игры» на базе МАДОУ №74 7. Анкетирование родителей «Развитие и влияние мелкой моторики на организм человека» |
Сентябрь – май 2026-2027 год
| 1.Оформление папки-передвижки «Ум ребенка – в пальчиках» 2.Оформление сборника консультаций для родителей «Пальчиками играем - маме помогаем - речь развиваем!» 3.Показ интегрированного занятия по художественно-эстетическому и физическому развитию на базе МАДОУ № 74 4.Доклад на педагогическом совете «Пальчиковые игры в развитии речи детей» на базе МАДОУ №74 5. Участие в работе семинаров, научно-практических конференциях, муниципальных методических объединениях. |
Сентябрь - май 2027-2028 год
| 1. Посетить семинар, посвященный на развитие мелкой моторики. 2.Участие в методических дистанционных интернет конкурсах. 3. Семинары-практикумы и практические занятия - ознакомление родителей и детей с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики с которыми можно заниматься в домашних условиях. 4. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» ,изготовить бизиборд. 5. Провести мастер – класс для детей и родителей «Игры с прищепками и их значение в развитии ребёнка» с показом презентации. 6. Организация круглого стола для педагогов ДОУ - обмен опытом по применению нетрадиционных пособий для развития мелкой моторики руки. 7.Работа по обновлению информации на сайте детского сада 8.Самооценка профессиональной деятельности. |
Используемая литература:
- Янушко-Мозаика Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года), - Синтез, 2010.
- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
- Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
- Кислинская Г.А. Гениальность на кончиках пальцев - Генезис, М – 2008;
- Навицкая О.П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
- Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007;
- Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2018 – 2023 годы старшего воспитателя Гиндуллиной Гульнары Хайрулловны
Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышению профессионального уровняна 2018 – 2023 годы старшего воспитателяГиндуллиной Гульнары Хайрулловны...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2018 – 2023 годы
Индивидуальный план работына межаттестационный периодпо повышениюпрофессионального уровняна 2018 – 2023 годы...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2018 – 2023 годы воспитателя
Методическая тема: «Экологическое воспитание дошкольников через игровую деятельность» ...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2019 - 2023 годы
план по самообразованию на 5 лет...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя высшей квалификационной категории "Развитие речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Воспитатель, прежде всего, друг для детей, их помощник, советчик и союзник. Не человек, дающий готовые истины, а странник, всегда находящийся в пути. Поиск путей решения проблем должен быть присущ как...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2023-2028
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2023-2028...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2023-2028 годы
индвидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня на 2023-2028 годы...