Планирование оздоровительной, образовательно-воспитательной работы в адаптационный период
консультация

П. Алёна Викторовна

 «Недостаточно внимательное отношение

 к возрасту первого детства отражается

губительно на всей жизни человека…» 

В. М. Бехтерева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл info_na_sayt.docx27.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

 «Недостаточно внимательное отношение

 к возрасту первого детства отражается

губительно на всей жизни человека…» 

В. М. Бехтерева

         Вопрос адаптации ребенка к ДОУ очень важный.  При поступлении в ДОУ все дети проходят через адаптационный период. Ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях ребёнку приходится адаптироваться не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом  уровне.

Адаптация (от лат. «приспособляю») – это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкание ребенка к детскому саду.

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Адаптация к детскому саду — тяжелое время для каждого ребенка. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

 При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

  Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

 Тяжелая адаптация  длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Такая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

1. Возраст.

 2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться с взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

7.Готовность родителей к пребыванию ребенка в массовом дошкольном  учреждении.

Ведущая роль в адаптационном периоде к ДОУ принадлежит воспитателю. Воспитатель должен быть снисходительным к плачу детей, отзывчивым на просьбы их  родителей, внимательным, спокойным, способным обеспечить группе благополучный эмоциональный климат. 

Для оптимизации процесса адаптации воспитатель может использовать следующее:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование;
  • наблюдение за ребенком;
  • развивающие игры.

Процесс адаптации проходит более успешно, если работа ведётся по трём направлениям:

1.     Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

2.     Работа с родителями;

3.     Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период.

1.     Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Наличие в группе уголка «уединения». Желательно рядом разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе физкультурный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении.

Важна изодеятельность для детей в этот период, чтобы ребенок мог выплеснуть на бумагу свои чувства, т.к. 2-3-летние дети многие еще не говорят. Уголок рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге решит эту проблему.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: перед сном можно покачать ребенка, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательное отношение к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Психологи рекомендуют чаще использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).

Можно использовать спокойную, расслабляющую музыку в часы утреннего приема, перед сном как фактор, улучшающий эмоциональное состояние и самочувствие ребенка

Необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, в том числе и вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.

Не осуждайте опыт ребенка, никогда не жалуйтесь на него родителям.

Создавайте у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы, используя потешки, прибаутки, стихи, подвижные игры.

Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой (успокаивают и расслабляют). «Песочная терапия» - песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. * Отпечатки наших рук. Поверхность песка ровная; песок влажный. Дети вместе с воспитателем делают по очереди отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной (Прислушиваемся к ощущениям: песок прохладный, теплый, сухой, мокрый);

Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ежик);

Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползет змея, карусель); то же, поставив ладонь ребром;

* «Пройтись» поочередно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно);

* «Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино;

* Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе пофантазировать, чьи это следы?)

Очень важно единство требований двух воспитателей и помощника воспитателей.

 

2.     Работа с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей. Идеально установить контакт с родителями еще до поступления в детский сад и дать им рекомендации, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Но встреча происходит, когда ребенок непосредственно поступает в ДОУ. Поэтому важно давать рекомендации родителям, как помочь ребенку в период адаптации.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Поэтому задача воспитателя – успокоить прежде всего взрослых: выйти навстречу к родителям, назвать свое имя, отчество, пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, рассказать, чем ребенок будет заниматься, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации, выяснить как можно больше об особенностях и привычках ребенка (анкета).

3.     Организация игровой деятельности в адаптационный период

Главным расслабляющим средством в период адаптации для дошкольника является игра.

Игровую деятельность необходимо направлять на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок" и обязательно включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Преимущества игры перед другими средствами.

  1. Позволяет маленькому ребенку ощутить себя всемогущим;
  2. помогает не испытывать разочарования от того, что он мал и беспомощен, что должен исполнять чужие распоряжения;
  3. помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;
  4. развивает искусство общения;
  5. помогает управлять своими чувствами;
  6. дает возможность переживать массу эмоций.   

В зависимости от уровня развития игры у детей, пришедших в группу, можно предлагать им игровые задачи разной сложности. Одни способны лишь, относительно, похоже, повторить действия, показанные взрослыми с той же самой игрушкой. Другие уже могут перенести на другую (покатать не только зайчика на машине, но и мишку на коляске, уложить куклу спать и т.д.).

Большое значение в период адаптации детей имеет использование подвижных игр, в которых ребенок обращен не только к игрушке, но и к сверстнику. Хорошо зарекомендовали себя в этом отношении игры с мячом. Например, сначала воспитатель с ребенком катают мячик друг другу, а потом – ребенок к сверстнику. 

Так же необходимо использовать игры, строящиеся на отношениях игрового партнерства при добровольном участии каждого ребенка. Например, «Раздувайся пузырь», «Карусель», «Солнышко и дождик», «Курочка и цыплята» и др.

По своему характеру это игры-забавы. Воспитателю эти игры помогают завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытыми для общения. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом.    

Одним из главных условий проведения игр является добровольное участие детей. Не беда, если не все сразу включаются в игру. Можно начинать ее и с небольшой группой желающих, которые откликнулись на приглашение воспитателя. 

 В адаптационный период хорошо использовать пальчиковые игры («Сорока- сорока», «Пальчики здороваются», «Где же наши ручки» и др.), которые так же помогают переключить внимание, отвлечь ребенка от грустных мыслей и чувствовать себя комфортно в новой обстановке.

Для сближения детей друг с другом и с воспитателем могут проводиться следующие коллективные игры:

• «Ножки»

• «Пузырь»

• «Карусели»

• «Лови – лови»

• «Куклы пляшут»

Игровые ситуации стимулируют развитие процессуальной игры. Это следующие игры:

• «Мишка заболел»

• «Совместный обед»

• «Кукла хочет спать»

• «Погладим белье»

Подвижные игры:

• «Зайка»

• «Лохматый пес»

• «Воробушки и автомобиль»

• «Солнышко и дождик»

• «Курочка-хохлатка»

• «Кот и мыши»

Адаптационный период считается законченным, если:

  • Ребенок ест с аппетитом;
  • Быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • Эмоционально общается с окружающими.
  • Играет.

Подготовила педагог-психолог

А.В.Пестова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планирование работы в адаптационный период"

Планирование работы воспитателя в адаптационный период...

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.

Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

Планирование работы в адаптационный период

Консультация для воспитателей...

Косультация для воспитателей "Планирование работы в адаптационный период"

Адаптация , как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям....