Методическая разработка "Прогулки в природоохранные места Зеленогорска"
методическая разработка на тему

Методические рекомендации по организации образовательных прогулок-путешествий по  особо охраняемым природным местам родного края с взрослыми, детьми  и родителями                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_progulki.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы по приобщению детей, взрослых, родителей к прогулкам-путешествиям по особо охранным местам родной природы.

Сержант Н.В., заведующий, методист

Составной частью педагогической технологии  «Родина – душа народа», разработанной в рамках экспериментального является блок «Природа- это мы».

Задача этого блока - формирование представлений об особенностях родной природы, понимание разнообразия природы разных уголков России, развитие интереса к уникальным природным объектам нашей страны, гордости за уникальность природных достопримечательностей России, желание их беречь и приумножать, которая решается через исследование и познание мира животных и растений, просторов нашей родины- России, начиная с ближайшего окружения.

Он состоит из направлений:

«Рыбам вода, птицам воздух, а человеку вся земля»(формирование представлений о животном мире)

«Родного простора на все четыре стороны много»-

(формирование элементарных представлений о географии

 родной страны)

«Есть дерево: крик унимает, свет наставляет, больных исцеляет» -береза(формирование представлений о растительном мире)

Почему залив назвали Финским?

Зачем птицы улетают в дальние края?

Возвращаются ли птицы в родные края?

Наши братья меньшие, кто это?

Почему так говорят: Пришла осень, привела погод восемь?

Можно ли вырастить лес?

Какие парки и сады можно создать рядом?

Как отправиться в путешествие на север страны?

Какая природа на юге России?

Тайга-это…

Как живется в степи?

Нужна ли пустыня?

Чем интересны природные уголки нашей страны?

Какие природные богатства у России?

Водные просторы нашей страны.

Горы и равнины на карте государства. Где они?

Какие травы людей лечат?

Чем полезны деревья?

Чем славится лен?

Какие есть в России полезные ископаемые?

Почему лес полон чудес?

В рамках  реализации направления по формированию представлений  о просторах родной страны разработан проект «Живая душа природы», целью которого является практическое освоение мира родной природы через организацию прогулок, путешествий, экологических акций.

Включение  разнообразных формы работы, которые помогают детям осознать, что природа - живой организм и  нарушение или разрушение чего-либо в ней, влечет за собой определенные  последствия: положительные или отрицательные и для природы, и для человека.

В начале проекта - беседы с детьми на участках детского сада: «Все вокруг живое…» Вхождение детей  в образ  деревьев, цветов, травинок и птиц -  умение увидеть глазами природных объектов красоту вокруг и проблемы, которые имеются.

Исследовательское  занятие «Где живет душа природы» способствовало активному выяснению проблемы и  подведению к  выводу, что душа природы живет в каждом дереве, цветке, травинке, в каждом насекомом, птице.

Выясняли, почему, как поется в песне «Птицы, рыбы и звери в души людям смотрят…» (человек может заботиться, оказать помощь, мы все живые, даже растения смотрят в душу людям).

В созданном центре «Дети-природе» собирали полезную и необходимую информацию, делились опытом.

Создание интерактивной  экологической книги «Ивушка - сердце природы» объединило детей и родителей в сборе материалов с целью заботы о сохранении природных объектов на территории детского сада и поиск способов приумножения разнообразных видов растений, развитие интереса к происходящим событиям в живой и неживой природе.

Разработаны экологические маршруты:

экологическими тропинками являются все тропинки и дорожки на территории детского сада и в  городе они должны быть такими же экологическими.

Выявление сведений о посещении природоохранных мест, находящихся в нашем городе и окрестностях показало, что  многие владеют частично этой информацией и во многих местах находились случайно, проездом.

Так возникла идея организации прогулок-путешествий  для родителей с детьми и разработка рекомендаций как провести такие мероприятия, в том числе и для гостей нашего города с детьми дошкольного возраста.

Маршруты:

Яблоневый сад.

Золотой пляж Финского залива.

Речка Жемчужная.

Щучье озеро.

Линдуловская роща.

Комаровский берег.

С детьми проводили  мероприятия по таким темам как «Мы живем у Финского Залива», «Природные окрестности Зеленогорска», «Путешествие к Муравью и с муравьем» ( на базе детской библиотеки нашего города).

        Участвовали в выставке детского рисунка  библиотеки Зеленогорска  «Ивушкины Дети», отражающей  природный мир глазами старших дошкольников.

Мы создаем условия, в которых учим детей понимать, что ПРИРОДА- это мы, увидеть ДУШУ природы в ближайшем окружении: цветах, деревьях, в каждом человеке.

И надеемся, что в разном природном окружении  в любом возрасте наши  дети увидят эту ДУШУ и почувствуют ее, и смогут с ней примириться и приобщить к этому своих близких знакомых, родных.


Проект «Все тропинки и дорожки «Ивушки»

(прогулки от детского сада в окружающий мир родной природы)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность.

В последние годы многие дошкольные учреждения создают экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учетом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции.

Можно выделить два основных типа экологических тропинок:

а) на территории дошкольного учреждения;

б) в природных или приближенных к ним условиям (пригородный лес, парк, сквер и т. п.);                                                                                    

В нашем городе существуют природоохранные места, которые взрослые и дети или не посещали, или посещали  частично и случайно, так как нет специальных экскурсий, в то числе и разработанных для дошкольников.

Начинать работу необходимо  с ближайшего окружения.

Цель проекта:

- Методическая разработка «Тропинки «От детского сада в окружающий мир родной природы».

Задачи проекта:

- Вариативное использование  экологической тропы.

-Развитие интереса к прогулкам – путешествиям.

-Приобщение родителей к экологическому воспитанию детей.

-Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, желания познавать окружающий мир.

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут  тропинок и дорожек «Ивушки» представляет собой движение от любой отправной точки как по территории и далее от одного объекта к другому, так и в разные направления по территории города.

Маршрут намечается вместе взрослыми и детьми  в зависимости от цели: тематический день или неделя, календарное событие, тематическая прогулка, исследовательское занятие, организация праздничного или игрового мероприятия.

Объекты, которые находятся на территории детского сада, в том числе и созданные  специально могут вновь появляться, дополняться в соответствии с сезонными изменениями, опытно- экспериментальной работой, акциями, событиями в погоде и природе, трудовыми днями.

Предполагаемый результат:

- Создание экологической тропы с разнообразными видовыми точками и направлениями за территорию детского сада.

- Обогащение опыта по экологическому воспитанию.

- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы.

-Создание разных маршрутов для детей и родителей и детьми и родителями.

Мы разработали совместно с родителями паспорт экологической тропы.

Маршрутные  точки:

Болото

Лес

Кустарник

Луг

Дорожка здоровья

«Птичья столовая»

«Зеленая аптека»

Липовая аллея

Березовая аллея

Рябинник

Ивняк

В ходе предварительной работы подобрали необходимый материал. Рассказали родителям о тематике прогулок и путешествий, которые увлекут детей.

Вместе с родителями создали схемы, подобрали оборудование для обеспечения прогулок по определенным маршрутам. Оборудование подбирали многофункциональное, которое можно использовать неоднократно и по разным направлениям, в разных формах организации детской деятельности: указатели, схемы-обозначения, корзинки с материалами для опытов, изготовления зарисовок, природных игрушек.

Исследование, которое проводили с детьми старших групп «Где прячется болото» показало, что многие дети, да и взрослые не знают, что наш детский сад построен на… болоте.

Вследствие данного факта дети и взрослые выяснили, что большое количество деревьев ива было посажено не случайно, и если их не будет, то территорию детского сада может затопить.

        В праздник «Троица», дети и взрослые всего детского сада устроили «Хоровод деревьев», украшая ленточками, цветами и определили, какие посадки необходимо сделать, чтобы дополнить разнообразием наш «хоровод».

        Тематические дни «День Здоровья», «День чистоты», «День улыбок», способствовали формированию у детей представлений об отношениях друг с другом.

После проведенных игр и ситуаций, решающих важные вопросы ценности каждого ребенка и взрослого, сделали вывод о том, что самым ценным объектом природы является ЧЕЛОВЕК.

        Маршруты путешествий по тропам детского сада составляли в каждой группе в соответствии с имеющимися проблемными вопросами, задачами программы, предложениями родителей по дням календаря, народным приметам, по впечатлениям, полученным после выходных дней и т.д.

Экологические объекты имеют свое название и каждый объект имеет право быть начальной или завершающей точкой путешествия, прогулки, экскурсии.

Прогулку или путешествие плавно мы переносили за пределы территории детского сада(в яблоневый сад, на щучье озеро) или наоборот в стены детского сада(сад на подоконнике, огород на окне, макет  Зеленогорска на берегу Финского залива).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Инвентарь и место для занятий"

Методическая разработкаИнвентарь и место для занятий         Любое движение активизирует дыхание ребенка, увеличивает потребление кислорода. В связи с этим след...

Комплект авторских рабочих тетрадей «Мой Красноярский край», «Мои первые прогулки по Зеленогорску» как инструмент для организации самостоятельной деятельности дошкольника.

Комплект авторских рабочих тетрадей разработан с учётом регионального компонента ООП ДО. Содержание рабочих тетрадей представляет собой практический материал для развития познавательных способностей д...

Моя малая родина - город Зеленогорск

Презентация Всероссийскому конкурсу  творческих работ   «Край родной, навек любимый», автор Каткова Варвара...

"Мой родной Зеленогорск" Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (Посвящена 60 - летию со дня основания г. Зеленогорска)

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо организовывать целенаправл...

Дети нашего детского сада ежегодно участвуют в соревнованиях по мини-футболу "Канавинские волгорята", 2015г 1 место, 2016г 2 место, 2017г 3 место. В марте 2019 года наши дети заняли 2 место в турнире по футболу "ВЕСЕННИЙ КУБОК"

17 ноября 2017 года на базе нашего детского сада проходил отборочный этап районных соревнований "Веселые старты" среди муниципальных дошкольных образовательных учреждений Канавинского р...

Методические рекомендации «Единое эколого-развивающее пространство для детей дошкольного возраста по формированию природоохранной культуры. Стенд «Эколята-дошколята»

Подробные методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию у дошкольников экологической культуры по средствам Эко-стенда-"Эколята-дошколята"...

Методическая разработка "Репортаж с места событий"

Конспект организованной образовательной деятельности...