конспект сюжетно-ролевой игры
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Эта игра поможет: формировать у детей реалистические представления о театре, о видах театра, о труде работников театра. Развить самостоятельность в организации сюжетно – ролевой игры, побуждая детей более широко и творчески использовать приобретенные знания и навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra_teatr.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект сюжетно-ролевой игры « Театр» (с элементами драматизации)
в подготовительной к школе группе
подготовила: воспитатель МДОУ
«Детский сад № 41»Золотой ключик» г. Георгиевска
Чахоянц Ирина Константиновна
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: продолжать формировать у детей реалистические представления о театре, о видах театра, о труде работников театра. Развить самостоятельность в организации сюжетно – ролевой игры, побуждая детей более широко и творчески использовать приобретенные знания и навыки.
Программное содержание:
- продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры (до конца) по предварительному замыслу, используя атрибуты, игрушки-заместители; побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игр предметы, детали (инструменты, оборудование);
- развивать творческое воображение, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, познавательную активность детей, желание участвовать в ролевых диалогах в рамках заданной сюжетной линии; формировать умение совместно развертывать игру, договариваться и обсуждать действия всех играющих, а также инициативу и организаторские способности; совершенствовать умение передавать образ героев сказки через выразительные средства: мимику, жест, интонацию;
- воспитывать дружеские взаимоотношения, уважительное отношение друг к другу доброжелательность, готовность выручить товарища; совершенствовать умение играть рядом и навыки культурного поведения; активизировать употребление вежливых слов и выражений: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините за беспокойство»; развивать творческую инициативу, самостоятельность.
Коррекционные задачи:
- Формировать у детей умение слушать и вслушиваться в речь собеседников, выслушивая до конца речь одного ребенка, не перебивая его; правильно выполнять игровые действия, понимая и принимая пожелания и распоряжения партнеров по игре.
- Обогащать и расширять активный и пассивный словарь детей (ввести в активную речь слова: кукловоды, куклы-би-ба-бо, звукорежиссер, декорации, афиша, зрительный зал, билетер, буфетчица, антракт, театральная программа, партер, фойе, театральный звонок; наречия: громко-тихо, выразительно; слова-синонимы: актёры-кукловоды, представление-спектакль).
- Развивать в активной речи умение вести диалог, поддерживая беседу адекватными вопросами и ответами. Совершенствовать умение правильного монологического высказывания (при объяснении своих действий, или своего «несогласия», с высказыванием или действиями партнеров. Автоматизировать в непосредственной, в произвольной и непроизвольной речи детей, корректируемые звуки.
Сопутствующие игры: «Буфет», «Шоферы», «Парикмахерская», «Дочки-матери»
Предварительная работа: Проектный метод организации сюжетно – ролевой игры, через образовательные области.
« Социально-коммуникативное развитие» «Речевое развитие»
- Д/и «Что означают театральные слова»
- Д/и «Как правильно себя вести»
- Инсценировка сказки «О глупом мышонке»
- Сюжетно – ролевая игра «Кафе – мороженое»
- Показ детям младшей группы кукольного спектакля «Колобок»
- Просмотр и сравнение художественного и мультипликационного фильма «Буратино»
- Этическая беседа «Секрет вежливых слов»
- Беседа «Объясни значение пословицы»
- Беседа о правилах поведения в театре
- Беседа о видах театрального искусства
- Составление описательного рассказа о разных видах кукол для театрализации
- Заучивание скороговорок
«Познавательное развитие»
- Рассматривание иллюстраций «Большой театр» (из книги «Московская панорама» Н.Рахмановой)
- Беседа и рассматривание иллюстраций «Творческие и технические профессии в театре»
- Знакомство с известным персонажем прошлого времени Петрушкой
« Чтение художественной литературы»
- Чтение повести А.А. Толстого «Золотой ключик» (частичный пересказ)
- Чтение стихотворения А. Барто «В театре»
- Чтение стихотворения В.Василенко «Ты становишься зрителем»
- Чтение стихотворения М.А. Давыдовой «Театральные актеры»
- Разучивание текста к драматизации сказки «Колобок».
«Художественно-эстетическое развитие»
- Ручной труд «Вырезание одежды картонным куклам»
- Изготовление театральных билетов на спектакль «Колобок»
- Обновление игровых атрибутов
- Изготовление игровых атрибутов
Рисование театральной афиши
- Создание эскизов для декораций, костюмов для персонажей
- Изготовление предметов для декорации
- Прослушивание пьес из детского альбома композитора П.И.Чайковского
- Прослушивание и подбор музыкальных отрывков для драматизации сказки «Колобок»;
- Голосовые игры с детьми.(Игры на развитие силы голоса «Громко-тихо»
«Физическое развитие»
- Подвижно – имитационные игры
- Пластические этюды на заданную тему
- Эмоциональное благополучие детей.
Словарная работа: кукловоды, куклы-би-ба-бо, звукорежиссер, декорации, афиша, зрительный зал, билетер, буфетчица, антракт, театральная программа, партер, фойе, театральный звонок; наречия: громко-тихо, выразительно; слова-синонимы: актёры-кукловоды, представление-спектакль, вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «будьте добры», «извините за беспокойство».
Игровой материал: афиша, театральная ширма, театральные билеты, сумки, кошельки, деньги-заменители, куклы, сумка и билеты для кондуктора, руль и фуражка, касса, цветы, витрина в буфете, стол и стулья, одежда для буфетчицы, детская посуда, куклы Би-ба-бо для спектакля.
Игровые роли: водитель автобуса, кондуктор, билетёр, буфетчица, актёры, зрители.
Планируемые результаты: активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками при проведении сюжетно-ролевой игры, и вступать в ролевое взаимодействие, в ходе игры изменять ролевое поведение в зависимости от роли партнёра. В игре отражать реальные факты или события, знания о театральных профессиях, проявлять творческие способности. Выполнять этические нормы поведения в игре, доводить игру до конца.
Ход игры:
В музыкальный зал входят дети с воспитателем
Дети. Ирина Константиновна, Вы обещали, что мы будем играть, а пришли в музыкальный зал (или горящая афиша).
Педагог. Конечно, мы поиграем, но это будет особенная игра, и называется она «Театр». И вот сегодня:
В страну театра я открываю дверь.
И папы побывали в ней, и мамы все, поверь.
И взрослые, и дети дадут тебе ответ,
Что лучше, чем театр, страны на свете нет!
Педагог. Ребята, а кто знает, что такое театр?
Дети. Это вид искусства исполняемого актёрами для зрителей. Это построенные дома для показа спектаклей. Это представления и спектакли, которые показывают артисты. Это, когда артисты показывают разные интересные истории. Педагог. А какие виды театра вы знаете?
Дети. Пальчиковый театр, теневой театр, театр масок, кукольный театр, плоскостной театр, театр пяти пальцев.
Педагог. Вы молодцы, так много знаете о театре. Я предлагаю вам игру «Угадай профессию» и заодно вспомним, люди каких профессий работают в театре.
Игра «Угадай профессию»
1)педагог показывает карточку с изображением людей какой-либо определённой профессии, дети должны назвать какая это профессия и выбрать, что относится к театру;
2) предлагает одновременно несколько карточек и дети должны из них выбрать, только театральные профессии;
З.М. Вы все молодцы, у вас очень хорошо получается. А скажите мне, какой театр вам больше всего нравится?
Дети. Кукольный театр.
З.М. А кто выступает в кукольном театре?
Дети. Конечно куклы!
З.М. А куклам кто-нибудь помогает, или они сами выступают? Дети. Куклам помогают люди, которые называются «кукловоды». Педагог. Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как называются куклы, с которыми работают кукловоды (или люди)?
Дети. Эти куклы называются куклы - БИ-БА-БО.
Педагог. Какие вы молодцы. А хотите отправиться в театр на спектакль и сами стать кукловодами в спектакле? Но для этого я предлагаю вам распределить роли. Согласны?
Дети. Да, согласны.
Педагог. 1) Но давайте сделаем это не обычным способом, а при помощи волшебного цветка, вы сейчас будете отрывать лепестки и на обратной стороне увидите ту роль, которую вы будете исполнять.
2) У меня есть старый актерский колпак, он волшебный … (педагог предлагает детям достать сердечко любого цвета, но каждый цвет обозначает определенную роль например: желтое сердечко – Колобок, если сердечко с нарисованными глазками, то это зритель и т.д.)
Дети распределяют роли. Кто будет работником театра, а кто зрителем.
Педагог. Я жду ваши предложения: на чём же мы с вами отправимся в театр? Дети. На маршрутном такси (могут называть другие варианты транспорта). Педагог. Ну, раз вы мы, уже выбрали шофёра и кондуктора, тогда возьмите необходимые атрибуты и занимайте свои места. Служащие театра тоже проходите и готовьтесь к показу кукольного спектакля (педагог проверяет игровые зоны, наличие атрибутов у детей).
Педагог. Уважаемые зрители! Подготовьтесь к посещению театра и не забудьте взять с собой детей.
Идёт обыгрывание поездки на маршрутном такси.
Тем временем служащие театра готовятся к встрече зрителей, актёры
готовят кукол и отрабатывают мимику и жесты.
Кондуктор. Уважаемые пассажиры проходите в автобус, и занимайте места. Оплатите, пожалуйста, проезд
Пассажирка 1. Подскажите, как доехать до театра кукол?
Кондуктор. Водитель объявит остановку. Пожалуйста, не беспокойтесь и проходите на место.
Пассажирка 2. А сколько стоит проезд до театра?
Кондуктор. Проезд до тетра стоит 12 рублей.
Пассажирка 2. Нужно оплатить за моего ребенка?
Кондуктор. До 5 лет проезд для детей бесплатный, если они не занимают место.
Пассажир. Сколько стоит билет?
Кондуктор. Билет стоит 12 рублей
Пассажир. Возьмите деньги.
Кондуктор. Получите сдачу.
Шофер. Внимание остановка «Поликлиника», следующая остановка «Театр кукол». Есть желающие на выход?
Пассажиры между собой. - Извините, у вас кто? сынок или дочка?
-У меня дочка.
-А как ее зовут?
- Ее зовут Маша.
- А сколько вашей Маше лет?
- Ей 2 года.
Шофер. Внимание остановка «Театр кукол». Приготовьтесь к выходу.
(А в это время параллельно, педагог проводит работу с детьми-кукловодами).
Педагог. Ну что дорогие актеры, как у вас дела?
Дети. Мы готовим наших актеров- кукол к выступлению (дети сами выбирают кукол).
Педагог. Какие вы молодцы! Ребята, а вы знаете, что не всё так просто, ведь для того чтобы стать актёром и играть в театре, нужно правильно говорить. Ведь все актёры, когда репетируют, то отрабатывают дикцию и речь. А хотите, мы с вами тоже попробуем?
Дети. Хотим.
Педагог. Я предлагаю поиграть в игру «Громко – тихо» (упражнение на развитие силы голоса)
Педагог. Молодцы, голос мы поставили, а теперь поработаем над речью. Повторяйте за мной: (Дети повторяют скороговорки меняя темп, медленно-быстрее)
Лежебока рыжий кот, Отлежал себе живот.
Бык, бык, белый бок,
Бегал с булкой на лужок.
Ест киска суп из миски
Сыта киска, пуста миска.
Педагог. Вот вы и приехали. Ребята посмотрите, что-то здесь написано, что это? (дети сами читают афишу и сообщают, что спектакль называется «Новый Колобок», состоится в 10 часов, а билет стоит 100 рублей).
Педагог. Как вы думаете, что теперь нам нужно сделать? Дети. Нужно купить билеты в театральной кассе. (Дети проходят к кассе, покупают билеты, водитель и кондуктор присоединяются к ним).
Дети спрашивают у кассира сколько стоит билет и приобретают его (все это обыгрывается).
Билетёр. Ваш билетик,
Зритель. Скажите, пожалуйста, какое у меня место,
Билетер. У вас 3 место в партере.
Билетер. Предъявите билет.
Зритель. Скажите, какое у меня место?
Билетер. Ваше место указано на билете. Будьте внимательнее! Если желаете отдохнуть, пожалуйста, пройдите в «Зимний сад», направо.
Билетер. Будьте добры, покажите билет. У нас в фойе есть буфет, если желаете, то пройдите направо.
Билетер. Ребята, до начала представления у нас ещё есть время, чем мы можем заняться? Дети. Кто желает сходить в буфет и что-нибудь купить. (Дети проходят в буфет, покупают соки, пирожные. Обыгрывается сцена в буфе. В это время звучат 2 звонка)
Педагог. Ребята, я предлагаю пройти в зрительный зал и занять свои места. (Зрители занимают места в соответствии с театральными билетами где указано место. Билетёр и буфетчица присоединяются к зрителям.)
(После 3 звонка начинается представление)
Действующие лица: Дед, Баба, Заяц, Колобок, Медведь, Лиса
Дед: Ох, умаялся! Устал! Я сегодня рано встал, А покушать не успел. Бабка скоро ли обед?
Бабка: А его, дедочек, нет!
Дед: Что за новость! Ты пойди, по сусекам поскреби, Собери муки в совок, Испечём мы колобок.
(Бабка уходит печь колобок) Дед: Вот премудрое занятье! Никогда не мог понять я, Почему бы хлеб нам печь, Не могла сама испечь?
(Бабка выносит колобка, дед хочет взять его но обжигается)
Дед: Ай!
Бабка: Дед, ты руки не тяни, Пригодятся нам они. Подожди ещё маленечко, Пусть остынет на крылеченьке. Мы ж, пока он спустит жар, Подогреем самовар.
(дед и бабка уходят)
Колобок: В печке чуть не засушили, Да еще и съесть решили. Ждать я больше не могу, В лес гулять я убегу!
(колобок катится в лес, выходят бабка с дедом)
Бабка: Дед, смотри, он укатился. С нами даже не простился!
Дед: А всё ты! Мол посиди, Подожди да подожди. Вот, остались без обеда!
(дед с бабкой уходят, Колобок встречает зайца)
Заяц: Вот так чудо, а ты кто?
Колобок: Я-колобок Румяный бок! Съешь меня!
Заяц: Я люблю пирожки с капустой и морковкой, а ты, с какой начинкой?
Колобок: А у меня нет начинки.
Заяц: Есть тебя я не хочу, Лучше дальше поскачу! (заяц убегает, а колобок катится дальше и встречает медведя)
(Медведь: Это кто здесь так шумит?
Колобок: Я - колобок. Румяный бок! Съешь меня!
Медведь: Какой странный колобок, У него румяный бок! Я не буду тебя есть. Мне бы мёда бочек шесть!
(медведь уходит, а колобок встречает лису)
Лиса: Вот так чудо, вот так да, Кто ты, как попал сюда?
Колобок: Я-колобок. Румяный бок! Съешь меня!
Лиса: Что ты, я же на диете, В день съедаю по котлете,
Колобок, Ты не грусти
Лучше в гости приходи.
Ну, до встречи, мне пора
Заждались меня дела.
(лиса убегает, а колобок остаётся один)
Колобок: Побегу скорей домой. И устроим пир горой!
Бабка-деду: Ах! Колобок то наш живой!
Ты нам стал как сын родной!
(после окончания спектакля дети актёры выходят на поклон, зрители хлопают и дарят цветы актёрам)
Колобок : Ну что ребята, вам понравилось наше выступление? (ответы детей)
Расставаний приходит пора, Но не будем грустить на прощанье, Новой встречи мы рады всегда, Театр чудес говорит «До свиданья»
Педагог: Ребята, а какие же куклы участвовали в представлении? (куклы-БИ-БА-БО). А давайте вспомним, кем вы были сегодня? (Д/и «Кем я был» дети перечисляют свои роли, рассказывают какими были их герои).
Ребята, мне тоже очень понравилось с вами играть, вы молодцы, хорошо вели себя в театре, не шумели, не мусорили. А спектакль вам понравился? (ответы детей)
А кому бы Вы хотели рассказать о сегодняшнем представлении? (варианты: дома родителям или бабушке или другу).
А что бы ты , Петя, рассказал?
А вы хотите поблагодарить актёров и служащих театра? (Да) Тогда я предлагаю вам взять «Книгу отзывов и предложений», написать что-нибудь хорошее или нарисовать портреты полюбившихся героев, хотите? (Хотим) (Дети берут книгу и отправляются в группу), Вы также можете, поиграть в театр, кто кем хочет быть (дети сами актеры, а не куклы), придумать продолжении нашей сказки (кто хочет быть режиссером?), построить из конструктора домики для наших героев, Из мозаики выложить узоры для костюмов наших героев.
А хотите узнать с какими еще куклами работают кукловоды, я вам покажу и расскажу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно - ролевой игры «Больница», состоящая из входящих в неё сюжетов ролевых игр «Семья» и «Поликлиника», для детей старшего дошкольного возраста.
в помощь воспитателям ДОУ...
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»
Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...
Конспект сюжетно-ролевой игры. Профессия "Повар". Игра "Кафе"
Помощь детям выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры...
Моделирование сюжетно -ролевой игры "Поликлиника" старшая группа Конспект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
Содержание игры:Способы вовлечения в игру детей, имеющих различные способности, особенности и интересы.Ситуация удивления для развития и обогащения сюжета.Усложняющие занятия для детейОборудование...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе
Задачи :1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе «В» Тема: Сюжетно-ролевой игры «Лесная больница»
Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группеЦель: формирование игровых умений, создание условий для сюжетно-ролевой игры.Задачи:1. Формировать умение прини...