Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией
методическая разработка по логопедии по теме

В материале  описан процесс работы по постановке сонорных звуков ([Л], [Р]) c детьми с диагнозом: стёртая дизартрия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией

         Среди детей дошкольного возраста одним из распространенных речевых нарушений является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза.

Характерным для таких детей, является моторная неловкость, ограничен объем активных движений; мышцы, при функциональных нагрузках, быстро утомляются; нарушено речевое дыхание, просодика, затруднено восприятие фонем (звуков) и их различения.

 При обследовании, у этих детей в речевой системе резко выявляется неврологическая симптоматика: может наблюдаться постоянное повышение или понижение тонуса языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре.     

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре при дизартрии могут проявляться также в виде дистонии (меняющегося характера мышечного тонуса): в покое отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи — тонус резко нарастает.

Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.

При обследовании произношения, чаще отмечаются межзубные звуки, боковые, упрощается звуконаполняемость, некоторые звуки опускаются.

Если рассматривать сонорные звуки, то у детей со стёртой дизартрией имеет место губно-губной, губно-зубной и межзубный ламбдацизм; иногда массивный корень языка и его напряжение приводят к задненебному (носовому) оттенку при произнесении [л], похожему на [г, х], [н, г];  Звук [л'] заменяется на [j]. Часто звук [л] отсутствует.

Среди расстройств произношения звуков [р], [р']  самыми распространенным искажением является велярное или увелярное произношение, возможно боковое артикулирование р. Иногда [р'] заменяется звуком [j].

Перед планированием коррекционной работы с детьми дизартриками, изучаю амбулаторную карту ребёнка, обязательно провожу беседу с родителями. Главная цель выяснить

- возможные причины нарушения;

- наблюдались ли у невропатолога, или у других врачей;

- какой диагноз был поставлен? (чаще в диагнозе стоит перинатальная энцефалопатия «ПЭП», затем диагноз снимается), как правило ребёнок считается здоровым;

- отношение родителей к проблеме ребёнка;

 - готовы ли к сотрудничеству?

Также дополнительно узнаю о поведении ребёнка дома, может ли заниматься самостоятельно, с кем из родственников тесная связь и т.д.   Эти знания помогут дальнейшей работе.

 Логопедическая работа с детьми со стертой дизартрией по коррекции сонорных звуков включает в себя несколько этапов.

Первый этап «подготовительный»

Он обеспечивает эффективность коррекции на всех последующих этапах работы.

На этом этапе осуществлялся логопедический массаж. Основными задачами которого являются:

— нормализация  мышечного  тонуса,  преодоление гипо-гипертонуса в  мимической  и  артикуляционной мускулатуре;

— устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы;

— стимуляция положительных кинестезии;

— улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

— активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Параллельно проводится медикаментозное лечение, назначенное невропатологом.  У нас ребёнок  принимал: пантогам, цинаризин, через месяц - энцефабол и магний Б6.

     На этом же этапе выполняется артикуляционная гимнастика, с целью нормализации моторики артикуляционной мускулатуры.

 Она проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно, активно.

Пассивная гимнастика программирует схему будущего собственного движения.

Например:

1. Опустить углы губ, поднять углы губ.

2. Перетягивать углы рта отдельно вправо, влево.

3. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю. И т.д.

Все перечисленные упражнения выполняются с

помощью рук логопеда. Каждое движение выполняется в три стадии.

Первая стадия — вход в артикуляционную позу;

Вторая стадия — фиксация артикуляционного уклада;

Третья стадия — выход из артикуляционного уклада.

Такая последовательность способствует созданию более прочных кинестезии, так как в движении задействованы мышцы, создающие уклад, а также, возвращающие органы артикуляции в исходное положение.

Пассивная гимнастика для языка:

1. Захватывается кончик языка платком или марлевой салфеткой и выполняются движения в стороны до углов рта, вниз, вверх.

2. Шпателем удерживается язык на верхней губе, за верхними зубами, в углах губ, прижимается к нижней губе, удерживая язык широким.

Для перехода к активной гимнастике необходимо ознакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. А затем можно поиграть в игру «Угадай-ка»: ребёнок закрывает глаза, логопед дотрагивается шпателем до какого-либо артикуляционного органа, ребёнок называет.

Активная артикуляционная гимнастика для сонорных звуков выполняется с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

Сначала отрабатываются базовые упражнения для всех звуков, а затем из них складываются комплексы для коррекции конкретных звуков. Комплекс для постановки Л: «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Пароход», «Пароход гудит».

Также отрабатываются комплексы для Р: «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Лошадка», «Барабанщик», «Дятел», «Пулемёт».

В ряде случаев при стертой дизартрии встречаются дипраксические нарушения, которые выражаются в хаотическом поиске нужного артикуляционного уклада. У ребёнка возникают трудности в переключении с одного артикуляционного уклада на другой.

С целью преодоления диспраксии выполняются следующие упражнения.

Для губ:

Задания выполняем перед зеркалом и определяем в каком положении находятся губы:

 1. Упражнение «Забор» с одновременным произнесением звука [и], определить, в каком положении губы.

2. «Окно» с одновременным произнесением звука [а].

3. «Трубочка» с одновременным произнесением звука [у].

4. Выполнить перед зеркалом упражнение на переключение «Забор» — «Трубочка» с одновременным произнесением последовательно звуков [и]—[у] и определить последовательность в работе губ.

Далее выполнятся эти же упражнения, но уже без зрительного контроля.

Для языка:

Аналогично упражнения выполняем перед зеркалом и определяем место положения языка и его кончика.

1. «Мост» с одновременным произнесением звука [и].

2. «Парус» с одновременным произнесением звука [д].

3. «Качели», в которые входят два положения — «Мост» и «Парус» — с поочередным произнесением звуков [и], [д].

То же самое без зеркала, называя место положения языка.

С целью объединения отдельных движений в серию последовательных улучшаем качество, точность артикуляционного уклада, увеличиваем время фиксации каждого упражнения.

И затем выполняем динамические упражнения на координацию (последовательные движения):

1. Выполнить упражнения «Забор» — «Трубочка».

2. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».

3. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата»— «Вкусное варенье» и убрать за верхние резцы.

4. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус».

5. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Барабанщик».

6. Выполнить упражнение «Качели», то есть из положения «Мост» перевести язык в положение «Парус» и обратно.

Очень нравится детям выполнять артикуляционную гимнастику с сопротивлением. Например:

1. Ребенок по инструкции логопеда должен растянуть губы в улыбке, а логопед препятствует этому, удерживая углы губ.

2. Ребенок по инструкции логопеда должен собрать губы в трубочку, а логопед удерживает углы губ.

Таким же образом выполняют и другие упражнения.

Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков.

Отработка звуков и их автоматизация зависит от имеющегося у ребёнка неврологического симптома: гипотонуса или гипертонуса.

При гипотонусе работа над сонорными звуками осуществляется после изучения других согласных звуков. И начинается она с отработки мягких сонорных звуков, а затем отрабатываются их твёрдые пары.

При гипертонусе формирования согласных звуков начинается в таком порядке Й, Л, ЛЬ, Р, РЬ.

Этап автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности. Соблюдается определённая последовательность, где все звуки произносятся утрированно в слогах и словах разной слоговой структуры.

Автоматизация вначале происходит с опорой на образец, а затем на наглядность (схемы, картинки, символы). Мы знаем, что движения пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы. С этой целью использую тренажёр «Колючие перчатки». Уточняется артикуляция гласных звуков. Соотносится с картинкой-символом. Ребёнок овладевает поочерёдным прижатием каждым пальчиком к колючей поверхности «перчатки» в соответствии со звуком.

После этого можно переходить к автоматизации изучаемого согласного звука в слиянии с гласным, с подключением тренажёра.

 Слоги произносятся утрированно с интервалом, артикулируются и длительно произносятся: “Л-А, Л-О, Л-У, Л-И, Л-Ы”. Одновременно с произнесением гласных, пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.

Аналогично в обратных слогах.

ЛА, ЛО, ЛУ, ЛИ, ЛЫ, ЛЭ. Далее в обратных слогах.


При начальной автоматизации сонорных звуков, отрабатываемый звук  должен находиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком:

 [л] — в сочетании с [а] и [ы];

А  [р] — после [т] и [д];

В таких положениях звуки автоматизируются легче. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.

При автоматизации звука ведется параллельная работа по уточнению и развитию фонематического слуха. Также эти направления сочетаются с работой над выразительностью речи. Ребенка учат ускорять и замедлять темп речи, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать паузы, повышением голоса выделять отдельные слова и т. д.

Используемая литература:

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. — М., 1989.

2. Асыкина Н.А. Коррекция апраксических расстройств двигательной функции у детей с дизартрией //Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Р-н-Д., 2002, с. 186 — 189

3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М., 2004.

4. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.

5. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5. — С. 10 — 14.

6. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 24 — 26.

7. Киселёва В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец, М. — Воронеж, 2003, с. 39 — 50.

8. Лопатина Л.В Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функции // там же, с. 108 — 112.

9. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. — 1974. — № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией"

В статье "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией" рассказывается об онтогенезе или развитии, становлении просодических характеристик речи, о важности  просодических ...

Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией.

Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией....

Особенности развития фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией

В статье содержится информация о проблемах в формировании фонематических функций, возникающих у детей со стёртой дизартрией....

Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией

В статье рассматриваются особенности формирования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией...

Консультация для родителей. Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией

Консультация для родителей. Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией...