Консультация для родителей. Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией
консультация
Консультация для родителей.
Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_sonor_u_doshkolnikov_s_dizartriey.docx | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 163 «Рябинка»
Консультация для родителей.
Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией
Учитель-логопед: Васильева А.А.
Новосибирск 2023
Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией
Среди детей дошкольного возраста одним из распространенных речевых нарушений является дизартрия и стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза.
Характерным для таких детей, является моторная неловкость, ограничен объем активных движений; мышцы, при функциональных нагрузках, быстро утомляются; нарушено речевое дыхание, просодика, затруднено восприятие фонем (звуков) и их различения.
При обследовании, у этих детей в речевой системе резко выявляется неврологическая симптоматика: может наблюдаться постоянное повышение или понижение тонуса языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре.
Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре при дизартрии могут проявляться также в виде дистонии (меняющегося характера мышечного тонуса): в покое отмечается низкий мышечный тонус в артикуляционном аппарате, при попытках речи — тонус резко нарастает.
Дети слабо ощущают положение языка, губ, направление их движений, они затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.
При обследовании произношения, чаще отмечаются межзубные звуки, боковые, упрощается звуконаполняемость, некоторые звуки опускаются.
Если рассматривать сонорные звуки, то у детей со стёртой дизартрией имеет место губно-губной, губно-зубной и межзубный ламбдацизм; иногда массивный корень языка и его напряжение приводят к задненебному (носовому) оттенку при произнесении [л], похожему на [г, х], [н, г]; Звук [л'] заменяется на [j]. Часто звук [л] отсутствует.
Среди расстройств произношения звуков [р], [р’] самыми распространенным искажением является велярное или увелярное произношение, возможно боковое артикулирование р. Иногда [р'] заменяется звуком [j].
Перед планированием коррекционной работы с детьми дизартриками, изучаю амбулаторную карту ребёнка, обязательно провожу беседу с родителями. Главная цель выяснить
- возможные причины нарушения;
- наблюдались ли у невропатолога, или у других врачей;
- какой диагноз был поставлен? (чаще в диагнозе стоит перинатальная энцефалопатия «ПЭП», затем диагноз снимается), как правило ребёнок считается здоровым;
- отношение родителей к проблеме ребёнка;
- готовы ли к сотрудничеству?
Также дополнительно узнаю о поведении ребёнка дома, может ли заниматься самостоятельно, с кем из родственников тесная связь и т.д. Эти знания помогут дальнейшей работе.
Логопедическая работа с детьми со стертой дизартрией по коррекции сонорных звуков включает в себя несколько этапов.
Первый этап «подготовительный»
Он обеспечивает эффективность коррекции на всех последующих этапах работы.
На этом этапе осуществлялся логопедический массаж. Основными задачами которого являются:
— нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
— устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы;
— стимуляция положительных кинестезии;
— улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
— активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
Параллельно проводится медикаментозное лечение, назначенное невропатологом. У нас ребёнок принимал: пантогам, цинаризин, через месяц - энцефабол и магний Б6.
На этом же этапе выполняется артикуляционная гимнастика, с целью нормализации моторики артикуляционной мускулатуры.
Она проводится в трех вариантах: пассивно, пассивно-активно, активно.
Пассивная гимнастика программирует схему будущего собственного движения.
Например:
1. Опустить углы губ, поднять углы губ.
2. Перетягивать углы рта отдельно вправо, влево.
3. Поднять верхнюю губу, опустить нижнюю. И т.д.
Все перечисленные упражнения выполняются с
помощью рук логопеда. Каждое движение выполняется в три стадии.
Первая стадия — вход в артикуляционную позу;
Вторая стадия — фиксация артикуляционного уклада;
Третья стадия — выход из артикуляционного уклада.
Такая последовательность способствует созданию более прочных кинестезии, так как в движении задействованы мышцы, создающие уклад, а также, возвращающие органы артикуляции в исходное положение.
Пассивная гимнастика для языка:
1. Захватывается кончик языка платком или марлевой салфеткой и выполняются движения в стороны до углов рта, вниз, вверх.
2. Шпателем удерживается язык на верхней губе, за верхними зубами, в углах губ, прижимается к нижней губе, удерживая язык широким.
Для перехода к активной гимнастике необходимо ознакомить ребенка с органами артикуляции и их названиями. А затем можно поиграть в игру «Угадай-ка»: ребёнок закрывает глаза, логопед дотрагивается шпателем до какого-либо артикуляционного органа, ребёнок называет.
Активная артикуляционная гимнастика для сонорных звуков выполняется с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.
Сначала отрабатываются базовые упражнения для всех звуков, а затем из них складываются комплексы для коррекции конкретных звуков. Комплекс для постановки Л: «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Пароход», «Пароход гудит».
Также отрабатываются комплексы для Р: «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Лошадка», «Барабанщик», «Дятел», «Пулемёт».
В ряде случаев при стертой дизартрии встречаются дипраксические нарушения, которые выражаются в хаотическом поиске нужного артикуляционного уклада. У ребёнка возникают трудности в переключении с одного артикуляционного уклада на другой.
С целью преодоления диспраксии выполняются следующие упражнения.
Для губ:
Задания выполняем перед зеркалом и определяем в каком положении находятся губы:
1. Упражнение «Забор» с одновременным произнесением звука [и], определить, в каком положении губы.
2. «Окно» с одновременным произнесением звука [а].
3. «Трубочка» с одновременным произнесением звука [у].
4. Выполнить перед зеркалом упражнение на переключение «Забор» — «Трубочка» с одновременным произнесением последовательно звуков [и]—[у] и определить последовательность в работе губ.
Далее выполнятся эти же упражнения, но уже без зрительного контроля.
Для языка:
Аналогично упражнения выполняем перед зеркалом и определяем место положения языка и его кончика.
1. «Мост» с одновременным произнесением звука [и].
2. «Парус» с одновременным произнесением звука [д].
3. «Качели», в которые входят два положения — «Мост» и «Парус» — с поочередным произнесением звуков [и], [д].
То же самое без зеркала, называя место положения языка.
С целью объединения отдельных движений в серию последовательных улучшаем качество, точность артикуляционного уклада, увеличиваем время фиксации каждого упражнения.
И затем выполняем динамические упражнения на координацию (последовательные движения):
1. Выполнить упражнения «Забор» — «Трубочка».
2. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата».
3. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата»— «Вкусное варенье» и убрать за верхние резцы.
4. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус».
5. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — «Барабанщик».
6. Выполнить упражнение «Качели», то есть из положения «Мост» перевести язык в положение «Парус» и обратно.
Очень нравится детям выполнять артикуляционную гимнастику с сопротивлением. Например:
1. Ребенок по инструкции логопеда должен растянуть губы в улыбке, а логопед препятствует этому, удерживая углы губ.
2. Ребенок по инструкции логопеда должен собрать губы в трубочку, а логопед удерживает углы губ.
Таким же образом выполняют и другие упражнения.
Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков.
Отработка звуков и их автоматизация зависит от имеющегося у ребёнка неврологического симптома: гипотонуса или гипертонуса.
При гипотонусе работа над сонорными звуками осуществляется после изучения других согласных звуков. И начинается она с отработки мягких сонорных звуков, а затем отрабатываются их твёрдые пары.
При гипертонусе формирования согласных звуков начинается в таком порядке Й, Л, ЛЬ, Р, РЬ.
Этап автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией имеет свои особенности. Соблюдается определённая последовательность, где все звуки произносятся утрированно в слогах и словах разной слоговой структуры.
Автоматизация вначале происходит с опорой на образец, а затем на наглядность (схемы, картинки, символы). Мы знаем, что движения пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы. С этой целью использую тренажёр «Колючие перчатки». Уточняется артикуляция гласных звуков. Соотносится с картинкой-символом. Ребёнок овладевает поочерёдным прижатием каждым пальчиком к колючей поверхности «перчатки» в соответствии со звуком.
После этого можно переходить к автоматизации изучаемого согласного звука в слиянии с гласным, с подключением тренажёра.
Слоги произносятся утрированно с интервалом, артикулируются и длительно произносятся: “Л-А, Л-О, Л-У, Л-И, Л-Ы”. Одновременно с произнесением гласных, пальцы обеих рук поочередно прижимаются к поверхности игольчатого тренажера. Ребенку напоминают, чтобы активно работали губы при произнесении гласного звука.
Аналогично в обратных слогах.
ЛА, ЛО, ЛУ, ЛИ, ЛЫ, ЛЭ. Далее в обратных слогах.
При начальной автоматизации сонорных звуков, отрабатываемый звук должен находиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком:
[л] — в сочетании с [а] и [ы];
А [р] — после [т] и [д];
В таких положениях звуки автоматизируются легче. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.
При автоматизации звука ведется параллельная работа по уточнению и развитию фонематического слуха. Также эти направления сочетаются с работой над выразительностью речи. Ребенка учат ускорять и замедлять темп речи, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выдерживать паузы, повышением голоса выделять отдельные слова и т. д.
Используемая литература:
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период. — М., 1989.
2. Асыкина Н.А. Коррекция апраксических расстройств двигательной функции у детей с дизартрией //Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Р-н-Д., 2002, с. 186 — 189
3. Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. -М., 2004.
4. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.
5. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. — 1996. — № 5. — С. 10 — 14.
6. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств // Дефектология. — 2000. — № 1. — С. 24 — 26.
7. Киселёва В.А. Комплексное исследование детей со стертой дизартрией //Логопедия: методические традиции и новаторство /Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец, М. — Воронеж, 2003, с. 39 — 50.
8. Лопатина Л.В Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функции // там же, с. 108 — 112.
9. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. — 1974. — № 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение« Детский сад №93 г.Карталы» Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»(с рекоме...
Консультация для родителей «Особенности взаимосвязи детско-родительских отношений у детей дошкольного возраста»
Социальная адаптация представляет собой начальную стадию социализации личности и совпадает с периодом детства. В этот период происходит вхождение ребенка в мир людей. Ребенок овладевает ...
Особенности коррекции сонорных звуков у детей со стёртой дизартрией
В материале описан процесс работы по постановке сонорных звуков ([Л], [Р]) c детьми с диагнозом: стёртая дизартрия....
Консультация для родителей: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»
Консультация для родителей: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переж...
Консультация для родителей "Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста"
Консультация знакомит родителей с возможными способами востпитания у детей привычки к гигене....
Консультация для родителей «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста» (с рекомендациями для родителей)
Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смыс...