Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией
статья по логопедии

В статье рассматриваются особенности формирования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Просодическая сторона речи и её особенности у детей

со стёртой дизартрией

М. А. Кравцова, учитель-логопед

e-mail: kravtsova.mariya.87@list.ru 

МБДОУ №1 «Звездочка»,

Березовский ГО, Кемеровская область

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования просодической стороны речи у детей со стертой дизартрией

           Ключевые слова : просодика, просодическая сторона речи, стертая дизартрия, речевая деятельность.

           Одной из важнейших проблем в логопедии является формирование речи, так как речевая деятельность играет важную роль в иерархии психических и эмоционально-волевых процессов. Важнейшим аспектом этой проблемы является просодическая сторона речи.

           Давайте разберемся, что же такое просодика, и какова её роль?

           Понятие «просодия» впервые рассматривается в трудах древнегреческих  грамматистов и обозначает  вспомогательные  особенности  речи, не зависимые  от главной артикуляции  звука. Современные  лингвисты  описывают просодику как совокупность ритмико-интонационных свойств, которые играют особую роль  для  реализации коммуникативной функции речи, так как именно с их  помощью говорящий  передает разнообразие  сведений и свое эмоциональное состояние.

           Всякое речевое высказывание может быть  оформлено, как единое  целое. Оформить речевое высказывание помогают   средства просодики - интонация тембр, мелодика, пауза, ударение, ритм, речевое дыхание, темп и т.д. Многообразие  просодических  элементов определяет выразительность речи, её эмоциональность и влияет на результативность процесса общения.

           Как же осуществляется формирование просодической стороны речи в онтогенезе речи?

           Под понятием «онтогенез  речи»  понимается весь период развития речи индивида: от  первых его вербальных актов до  того  совершенного состояния, при котором родной  язык становится полноценным орудием  общения и мышления. Данной  проблемой  занимались такие исследователи как Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Становление интонационной стороны языка в  онтогенезе рассматривается значительно уже: для  обозначения того периода динамического  развития детской речи,  который  начинается с  возникновения у  детей предречевых вокализаций и  продолжается до  развития развёрнутой фразовой речи. Развитие интонационной системы является одной из  аспектов  усвоения звукового  компонента языка.

           В современных  литературных источниках по  онтолингвистике имеются разные точки  зрения на проблему освоения интонации детьми при  нормально протекающем формировании речи. Авторы доречевой и  начала речевой стадий развития детей Е.Н. Винарская, Г.В. Тонкова-Ямпольская подчеркивают, что интонационные модели присутствуют в  вокализациях детей уже  на  этих  стадиях, а освоение интонационной  системы осуществляется в  возрасте около года.

           Гуление, крики, лепет не обладают   языковым  значением, но  носят  коммуникативную тенденцию. Просодические  проявления  можно отметить уже у  детей в младенческий период. С точки зрения Н.И. Жинкина, просодия является наивысшим  уровнем  становления  языка, а генетически просодические  средства языка древнее, чем  словесные. Надо подчеркнуть, что сегодня ученые стали обращать внимание на рефлекторный крик детей, который к 2-3 месяцам становится наиболее модулированным и отражает разные  оттенки недовольства, являясь как раз  средством процесса общения с окружающими людьми. В крике, плаче детей распознают интонацию, а в сочетании с выразительными мимическими движениями  интонированный  крик  является  средством выражения  состояния детей. Р.В. Тонкова-Ямпольская отмечает,  что во  время  крика активизируются  специфические  зоны  коры. Дети слышат  свой  крик, импульсы достигают  слухоречевых  и  речемоторных зон коры, а  отсюда передаются на органы  артикуляции, постепенно  давая толчок  к  формированию.  

            В более поздний промежуток времени  дети передают  те  интонации, которые  слышат  от  взрослых.  Данные онтогенеза говорят о том, что интонационные средства воспринимаются и осваиваются детьми намного раньше, чем  начинается  развитие словесной речи.

            Освоение компонентов интонационной системы не осуществляется одновременно. Первым формируется мелодический компонент. В возрасте примерно четырёх лет у детей формируется тип мелодического оформления, сходный с таковым у взрослых. В возрасте 2,6-3,6 лет в высказываниях детей возникают слова с выделительным ударением. Мелодический  рисунок детских  вопросительных высказываний в возрасте трёх-четырёх лет также приближается к «взрослым» моделям.

            Каковы же отличительные черты просодического компонента речи у детей со   стёртой  дизартрией?

            У детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии отмечаются стойкие расстройства тех либо других сторон просодического компонента речи. Во-первых, дыхательная недостаточность выражается в неверном типе дыхания. Физиологи в большом количестве исследований доказали, что раздражение потоком воздуха рецепторов дыхательных путей влияет на дыхательный центр, регулирующий процесс дыхания, глубину, частоту дыхательных движений. Главным условием реализации процесса фонации является сохранность физиологического дыхания. Дыхательные движения осуществляются в строгом логическом порядке  и регулируются дыхательным центром продолговатого мозга.

            Учащённый дыхательный пульс нарушает ритм и  плавность произношения слов и фраз, что приводит к  искажению. В результате лёгкой возбудимости дыхательного центра и  нарушения нервной  регуляции  всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры учащают дыхание детей, страдает его ритм, усиливают несовершенство речи. Кроме того, неспособность детей дышать ртом также  вносит известную дезорганизацию в произношение – пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе .

             Во-вторых, речь в той либо иной степени «смазанная», отмечается назализованный оттенок речи, расстройства голоса, модулированности и темповой организации речи. У детей со стёртой дизартрией расстройства просодики воздействует на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Л.В. Лопатина  подчеркивают, что фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие главных ее элементов: звукопроизношения и просодики. Разные фонетические средства оформления высказывания тесным образом взаимодействуют, устанавливая смысловое содержание и отношение говорящего к содержанию. Результаты большого количества авторов свидетельствуют о том, что спонтанного улучшения просодики с возрастом не обнаруживается. Также исследователи структуры дефекта при  стёртой  дизартрии отмечают на  стабильные расстройства интонационной выразительности речи, процессов восприятия  и  воспроизведения интонационных структур предложения. При этом более сохранной является имитация вопросительной и  повествовательной интонации. Наиболее нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации  интонационных структур, чем процесс их  самостоятельного осуществления. Общим для детей является расстройства просодического компонента речи, что является диагностическим критерием при дифференциации стёртой  дизартрии и  дислалии.

             Речевая деятельность детей со стертой дизартрией невыразительная, захлёбывающаяся, дикция нечёткая. У них страдает голос: он либо тихий, или чрезмерно громкий; не удаются модуляции по высоте, силе голоса. У большинства детей со стёртой формой дизартрии имеются сложности при восприятии ритма изолированных ударов, акцентированных ударов. Кроме того, у детей данной категории обнаруживается сложность воспроизведения ритмов, им недоступны задания на восприятие и воспроизведение интонаций. Наряду с этим, детям недоступны задания  при  обследовании логического ударения, дети не способны акцентировано произносить конкретное слово в предложении. При обследовании модуляции голоса по высоте и силе, также наблюдаются некоторые сложности. Дети со стертой дизартрией не могут интонировать мелодии снизу вверх и сверху вниз, изменить силу голоса. Причина расстройства голоса у детей со стертой дизартрии кроется в патологии эфферентного и афферентного звеньев управления интонацией. Из-за паретичности, некоторой ограниченности произвольных движений голосовых складок мышц диафрагмы появляются расстройства, которые относятся к эфферентному звену. Афферентная патология выражается в слабом развитии кинестетического анализа, в расстройстве проприоцептивной импульсации от органов голосообразования и дыхания.

           

                     

Литература: 

           1.Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей /
Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2012. – 319 с.

2.Бурмистрова С.Г. Особенности звукопроизношения при коррекции стертой дизартрии / С.Г. Бурмистрова, Г.Р. Хисамова // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы междунар. науч.–практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 138-140.

           3.Винарская Е.Н. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов. –Ташкент: Узбекистан, 2013. – 345 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией"

В статье "Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией" рассказывается об онтогенезе или развитии, становлении просодических характеристик речи, о важности  просодических ...

Формирование просодической стороны речи у детей с дизартрией.

Презентация рекомендована учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп....

нарушение просодической стороны речи и их коррекция у детей дошкольного возраста со стёртой дизартрией.

В этой статье будут затронуты такие понятия, как просодика, темп, ритм, интонация, речевое дыхание. В кратце расскажу о коррекции (упражнения, игры) у детей дошкольного возраста имеющие нарушения в пр...

Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией.

Просодическая сторона речи и её особенности у детей со стёртой дизартрией....

Особенности просодической стороны речи дошкольников с дизартрией

В последние годы наблюдается тенденция роста числа детей, имеющих различные варианты нарушений речевого развития. Все чаще стали встречаться дети с дизартрией. В логопедической литературе дизартрия оп...

Комплекс фонопедических упражнений для коррекции нарушений просодической стороны речи у старших дошкольников со стёртой дизартрией

Данный материал представляет собой комплекс фонопедических упражнений (16 упражнений) различного типа, который можно использовать для коррекции нарушений просодической стороны речи у детей со ст...