Методическая разработка "Система работы с родителями"
методическая разработка на тему
Методическая разработка "Система работы с родителями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_vmeste_dokument_microsoft_office_word_3.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»
г. Шарыпово
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Программа «Система работы с родителями»»
Номинация: «Лучшие методические разработки ДОУ»
Разработала: Марьясова Г.А.
педагог-психолог
МБДОУ №15 «Ромашка»
г. Шарыпово 2014г.
Пояснительная записка
Наказывать по-русски значит поучать.
Поучать нужно только примером.
Воздаяние же злом за зло, не поучает, а развращает.
Л.Н.Толстой
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменения взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно-исторической педагогики развития. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Шарыпово, обеспечивая обучение, воспитание и развитие детей предлагает консультативную работу с семьёй воспитанника. Тесный контакт воспитателей и педагога-психолога с родителями, индивидуальный подход поддерживает интересы детей и способствует реализации их способностей.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Одно из главных назначений семьи - воспитание детей. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в деле воспитания детей. С другой стороны - наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Процесс взаимодействия семьи и ДОУ должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательную и досуговую деятельность.
В основу построения программы «Мы вместе» легли теоретические обоснования выдающихся отечественных ученых и психологов, где личность рассматривается с точки зрения культурно-исторической педагогики развития.
Данная программа предполагает оказание помощи воспитателям, родителям и воспитанникам в разрешении проблем воспитания и взаимодействия участников образовательного процесса.
Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительских функций. Наша позиция состоит в том, что «воспитание родителей» должно включать в себя комплекс мер, таких как психологическое просвещение, консультирование и профилактика, благодаря которым родители должны осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребёнка.
Цель: создание условий для сотрудничества детей и взрослых, направленных на развитие способностей и здоровья воспитанников.
Задачи:
- Формировать у родителей воспитанников ДОУ убеждение в огромной роли семьи в деле воспитания детей;
- Формировать положительные установки во взаимоотношениях ребёнка и взрослого, через оказание семье разнообразной помощи, с целью профилактики негативного семейного воспитания и детско-родительских отношений;
- Выстраивать систему взаимоотношений «педагог-ребенок-родитель» по принципу «человек-человек».
В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:
- открытости и информированности;
- системности;
- сотрудничества;
- преемственности межпоколенческих связей.
Главными направлениями работы с родителями являются: просветительская, диагностико-аналитическая и профилактическая деятельность.
Срок реализации – 1 год.
Просветительская деятельность.
Просвещение ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: информационного стенда для родителей, разработка памяток и рекомендаций для родителей, круглые столы, тренинги и консультации.
Профилактическая деятельность.
Беседы, лектории по проблемам семьи, консультации специалистов, разбор конкретных ситуаций, психологические упражнения – все эти мероприятия направлены на профилактику детско-родительских отношений.
Консультирование является одной из основных форм работы с родителями. Оно носит диагностический, стимулирующий, рекомендательный и профилактический характер. Консультации бывают как индивидуальные, так и групповые.
Индивидуальное консультирование родителей, предполагает оказание помощи в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка, взаимоотношений с воспитателем, сверстниками и родителями.
В ходе семейного консультирования оказывается помощь в разрешении ситуаций семейного конфликта (родители-дети), проблемы, которую родители не в состоянии разрешить самостоятельно. Это происходит в тех случаях, когда родители не понимают проблемы, не видят ее причин, путей решения или не верят в свои возможности и находятся в состоянии стресса.
Диагностико-аналитическая деятельность.
Диагностическая работа направлена на выявление условий воспитания детей в семье, путей и форм сопровождения родителей в воспитании детей. Данные, полученные в результате диагностики, используются для коррекции работы с родителями.
Данная программа работы с родителями является вариативной, так как её содержание может быть дополнено в ходе реализации.
План работы по направлениям деятельности
№ п\п | наименование | цель | дата | |
I. Просветительская деятельность | ||||
1. | Информационный стенд для родителей: | |||
1.1. | Нормативные документы для родителей. | Знакомство с правоустанавливающими документами. | сентябрь | |
1.2. | Здоровое поколение нового века. | Пропаганда здорового образа жизни. | ноябрь | |
1.3. | Роль отца в семье и обществе. | Составление портрета «идеального отца». | декабрь | |
1.4. | Развитие творческих способностей детей. | Оказание помощи в развитии способностей ребенка с учетом возрастных особенностей. | январь, февраль | |
1.5. | Родитель глазами ребенка «Милой мамочки портрет». | Формирование позитивных детско-родительских отношений. | март | |
2. | Рекомендации для родителей будущих первоклассников. | Просвещение. | октябрь, февраль | |
3. | Тренинги: социально-психологический и коммуникативных умений. | Развитие компетентности в общении и обучение межличностному общению. | по запросу воспитателей. | |
II. Профилактическая деятельность | ||||
1. | Родительские собрания в группах. | Знакомство родителей с возрастными особенностями детей. | сентябрь, октябрь | |
2. | Консультации воспитателей по вопросам детско-родительских отношений. | Формирование позитивного микроклимата в семье. | по запросу педагогов, родителей | |
3. | Консультирование специалистов: педагог-психолог, учитель логопед, педиатр. | Предупреждение ранних нарушений речи, познавательных процессов и заболеваний. | в течение года | |
4. | Консультирование родителей и воспитателей по проблемным вопросам | Разрешение проблемных ситуаций. | в течение года | |
5. | Психокоррекционная и психоразвивающая работа. | Создание социально-психологических усл6вий для развития личности ребёнка | в течение года | |
7. | Профилактическая работа для педагогического коллектива. | Освоение и использование социально-психологических знаний: приобретение навыков саморегуляции; снятие негативных переживаний и замена их на позитивные; формирование устойчивой мотивации для самосовершенствования. | в течение года | |
8. | Коррекция детско-родительских отношений. | Преодоление проблем в детско-родительских отношениях. | в течение года | |
9 | Привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ. | Вовлечение родителей в реализацию воспитательной программы. | в течение года | |
III.Диагностико-аналитическая деятельность | ||||
1. | Анкетирование по удовлетворенности образовательными услугами. | Выявление уровня удовлетворенности. | апрель | |
2. | Ознакомительная анкета при поступлении ребенка в ДОУ. | Изучение социального положения семьи, психоэмоциональных особенностей ребёнка | сентябрь, октябрь |
Ожидаемые результаты
1. Выстраивание системы взаимоотношений «педагог-ребенок-родитель» по принципу «человек-человек».
2. Расширение знаний участников образовательного процесса в области детско-родительских отношений.
3. Профилактика негативного семейного воспитания.
4. Развитие способностей и здоровья воспитанников.
5. Повышение информированности участников образовательного процесса в области детско-родительских отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка.Работа с родителями на учебный год в младшей группе.
План работы на год во 2 младшей группе....
Методическая разработка работа с родителями акция "Поговори со мною, мама..."
Рекомендована для педагогов ДОУ....
Методические пособие "Работа с родителями" по программе О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной "Я, ты,мы"
Методические пособия разработаны для работы с родителями по каждому возрасту и соответствуют всем темам и разделам программы О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной "Я, ты, мы". Это программа для развития...
Методическая разработка : "Работа с родителями гиперактивных детей"
Родители гиперактивных детей часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Далеко не каждому из них приходится по душе поведение ребенка в общественных местах и дома. Многочисленные окрики и за...
Методическая разработка. Работа с родителями. Семейный клуб Школа вежливых наук"
В данной тематик данна разработка совместных мероприятий родителей и детей...
Методическая разработка Работа с родителями «Ранний возраст – «золотая пора» сенсорного развития».
Ранний возраст благоприятен для развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи. Задачей родителей и воспитателей детских садов является формирован...
Методическая разработка. Работа с родителями в подготовительной группе.
Цель работы с родителями:Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.Задачи:Установить партнерские отношения с семьей каждог...