«Важный вид детской деятельности - игра»
статья на тему

Миронова Аделя Ахнафовна

Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_doshkolnikov_statya.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Важный вид детской деятельности - игра»

Миронова Аделя Ахнафовна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 20

 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Игра — в значительной степени основа всей человеческой культуры.
Анатолий Васильевич Луначарский

Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.

М. Монтень

Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир. В игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки. В игре ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми и примерять на себя различные роли.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. В начале ребёнку нужно придумать замысел игры и найти средства для ее реализации, затем выбрать свое место в этой игре.

Ребёнок раскрывается в процессе игры, и наблюдение за ним поможет воспитателю увидеть различные черты характера ребенка. Основной путь воспитания в игре - влияние на её содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Сюжеты игры дети выбирают из своей жизни: семья, детский сад, праздники, магазин, парикмахерская и т.д.

Сюжетно – ролевая игра и просто игра отличное воспитательное средство: развитие дружеских отношений, формирование умения считаться с интересами, замыслами и желаниями других детей. Ещё одна очень важная функция ролевой игры заключается в том, что в ней ребёнок имеет возможность переработать волнующие его эмоциональные впечатления и "отыграть" эмоциональное напряжение.

Разыгрывая то, что сильно взволновало, обрадовало или даже испугало и рассердило его, ребёнок овладевает этим впечатлением и встраивает его в свою картину мира. Игра хороша тем, что она позволяет ребёнку преобразовать ситуацию.

Особенность сегодняшней ситуации заключается в том, что если взрослые не организуют игру ребёнка, её будет "организовывать" то, что он видит (компьютер, телевизор и т.д.).

В дошкольном детстве закладываются основы представления человека о мире и основы его личностной идентичности, т.е. того, с чем человек себя отождествляет и кому подражает. Важный аспект - это развитие структуры игры. Если с ребёнком не играть, он будет играть примитивно. Именно это и происходит во многих семьях. В результате всё чаще место сюжетно-ролевой игры даже у старших дошкольников начинает занимать игра-манипуляция с игрушками, предметами: запустить машинку с мигалкой, изменить форму у робота-трансформера и т.д.

Причём чем эффектнее и дороже игрушка, тем меньше воображения обычно требуется для игры с ней, тем сильнее она поощряет простое манипулирование. Следствием этого является увеличение числа детей с неразвитым воображением.

Всевозможные развивающие занятия не могут компенсировать отсутствие полноценного игрового опыта. Ведь игра и занятие предполагают разные способы взаимодействия взрослого и ребёнка.

В игре ребёнок свободен и сам определяет свои действия, учится взаимодействовать с другими людьми - как сверстниками, так и взрослыми - на равных. Занятие же всегда связано с выполнением заданий, которые даёт взрослый, учит выслушивать инструкцию взрослого и действовать в соответствии с нею. Занятия в большей мере развивают операционально-техническую сторону деятельности ребёнка, иначе говоря, позволяют ему овладеть новыми средствами и способами действия. Игра же развивает, прежде всего, мотивационные и эмоционально-личностные возможности малыша, стимулирует формирование его собственной познавательной и творческой активности.

Раннее начало занятий при слабом развитии игры приводит к тому, что дети привыкают выполнять задания взрослого и воспроизводить задаваемые взрослым образцы, но собственная познавательная активность у них не развивается. Более того, пренебрегая игрой дошкольников и всё больше насыщая их жизнь различными учебными занятиями, мы можем спровоцировать реальное сокращение и обеднение дошкольного возраста как самоценной эпохи детства. Неизбежным следствием этого станет эмоционально-личностная примитивность и неразвитость воображения.

Таким образом, стоит отметить, что игра являются важной частью жизни ребёнка. Благодаря игре, ребёнок познаёт мир, выстраивает отношения с окружающим его миром и сверстниками.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.
  2. Журнал «Игра и дети» №7, 2008 г.
  3. Интернет ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность. «Овладение огнём – важное открытие древнего человека» Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Развивающее занятие ддля детей старшего дошкольного возраста с элементами практического исследования....

Статья "Игра – важнейший вид детской деятельности"

Игра – вечный спутник детства, инструмент творческого самовыражения, обогащения личного опыта, важнейший вид детской деятельности, желание жить.Игровая деятельность включает в себя разнообразие игр: с...

Игры на развитие мелкой моторики - как важный компонент образовательной деятельности дошкольников.

“Источники способностей идарований детей – на кончикахих пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли”В.А. Сухомлинский  Уровень развити...

«ИГРА – ВАЖНЕЙШИЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Игра любимейшее занятие дошкольников....

Сценарий детской квест – игры «Все профессии нужны! Все профессии важны!»

Проведение подобного квест – путешествия позволит детям приоткрыть дверь в мир профессий, а педагогам открыть новую форму взаимодействия с родителями воспитанников. Очень интерес...

Ведущий вид детской деятельности -игра!!!

В своей работе с детьми я стараюсь включать как можно больше игр,особенно воспитанники любят придумывать новые!!!Давать возможность детям самовыражаться-залог успешного развития ребенка!...