Экологический уголок в ДОУ.
консультация (старшая группа) на тему
В материале представлены цель, задачи, формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_ugolok.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание дошкольников тесно связано с необходимостью систематического повторения и углубления знаний о живой природе, ведения наблюдений. Уголок природы в ДОУ, позволяет учить детей бережному отношению ко всему живому; удовлетворить стремление воспитанников к исследовательской деятельности; прививать любовь к физическому труду, чувство ответственности. Организация наблюдений за природными объектами является неотъемлемой частью программного содержания сферы дошкольного образования ФГОС.
В неблагоприятный период для длительных прогулок ,расширение знаний об экосистеме рекомендуется проводить в уголках природы, организованных в каждой группе ДОУ. Преимущества ведения воспитательной работы в экопространствах: концентрация внимание на одном объекте. Во время экскурсий или наблюдения в живой природе дети сталкиваются с большим разнообразием природных объектов. Во время бесед в групповых помещениях педагог может сосредоточить внимание на конкретных признаках объекта, тем самым гарантируя получение глубоких знаний. Создание развивающей среды в уголке природы позволяет гарантировать повышенное внимание ребят, обеспечивать условия для систематического и поступательного расширения знаний.
Уголок экологического воспитания в ДОУ по ФГОС регламентируется актуальными нормативными актами: СанПиН 2.4.1.3049-13, в которых закреплен запрет на размещение в групповых помещениях клеток с птицами и домашними животными, аквариумов (допускается только размещение растений).
В соответствии с требованиями стандартов очень важно обеспечить вовлечение максимального количества детей в процесс наблюдения за изменениями природных объектов или ухода за ними. Для этого лучше выбирать типичных представителей экологической группы, в ходе знакомства с которыми дошкольники могут узнать о характерных особенностях отдельного среза экосистемы.
Предметы должны вызывать положительные ассоциации и эмоции, быть внешне привлекательными. Все объекты для наблюдений должны быть безопасными.
Запрещено комплектовать группу колючими или ядовитыми растениями.
В соответствии с ФГОС при организации работы в уголке природы выделяют следующие основные задачи: формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни, формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков, воспитание уважительного отношения к окружающему миру; воспитание в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки; учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда.
Реализация этих задач позволяет детям понять, что они самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду.
К экологическому воспитанию следует привлекать и родителей воспитанников, т.к. только вместе с родителями можно полностью реализовать экологическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС!
Цель экологического воспитания детей - получение детьми достоверных знаний, представлений, приобретение навыков ответственного, доброжелательного, бережного отношения к природе.
Задачи экологического воспитания
1. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
2.Формирование эмоционально – положительного отношения к окружающему миру.
Форма работы с детьми дошкольного возраста:
- привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.
Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось, какие несовпадения. Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к некоторым деталям, да и способствуют развитию сенсорного воспитания у детей дошкольного возраста.
- метод демонстрации.
Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий, кинофильмов, диапозитивов.
Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить, систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях в окружающей действительности.
- метод рассказывания.
Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности., вы обогащаете впечатления у ребенка, оказываете влияние на его ум, воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего личного опыта.
- чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.
Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению сочувствия и сопереживания.
- беседа.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей дошкольного возраста. Беседуя ребенок дожжен знать, о чем идет речь, чтобы включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника, иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу беседы.
- игра.
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра, поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с предметами неживой природы.
- Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, порой его создают, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике в своей игре. Дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.
Используя данные методы необходимо учитывать следующее:
- содержание программы ДОУ;
- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;
- выразительность и эмоциональность речи педагога;
- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
- постановку проблемных задач;
- обязательное использование наглядности;
- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;
- включение моментов самоконтроля и самооценки;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический уголок в группе Незнайки МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 8 "Берёзка "
Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Для моих детей (детей с ограниченными возможностями здоровья)- это очень важно. Восп...
Экологический уголок
Я работаю в ДОУ и занимаюсь изучением природы родного края. Веду кружок «Юный эколог». В процессе своей работы, с разрешения администрации ДОУ, я оформила часть коридора в экологическом стиле....
Экологический уголок
Экологическое пространство группы детского сада...
Экологический уголок
Экологический уголок в средней группе...
Экологический уголок "Эколята - дошколята"
Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его своевременного перехода на следующую, более высокую...
«Положения о смотре конкурсе на лучший экологический уголок» и уголок двигательной активности»
laquo;Положения о смотре конкурсе на лучший экологический уголок»и уголок двигательной активности»...
- Мне нравится (1)