Создание экологической лаборатории в ДОУ.
статья (старшая группа) на тему

Суцкая Татьяна Юрьевна

 

        Экологическая лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.

И в своей статье я хотела рассмотреть; условия, принципы создания лаборатории в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_ekologicheskoy_laboratorii_v_starshey_gruppe_dou.docx332.61 КБ

Предварительный просмотр:

Суцкая  Татьяна Юрьевна, воспитатель

МБДОУ «ЦРР – детский сад № 31»


Создание  экологической лаборатории  в старшей группе ДОУ.

         Экологическая лаборатория – новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. Исследования, которые дошкольники проводят в лаборатории, создают у них совершенно другой образ ученых, формируют уважение к научной деятельности и доверие к науке.

         Исследованием данной проблемы занимаются Л. Бобылева, Л. М. Маневцова, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова и др. Экологическая лаборатория предназначена для организации детской исследовательской деятельности в природе. Этот вид экологического воспитания обеспечит детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даст возможность практически освоить элементарные навыки, необходимые для организации экологически грамотного ухода за выращиваемыми растениями.

         Создание экологической лаборатории в детском саду происходит с учетом возрастных особенностей дошкольников, целей и задач экологического воспитания на данном этапе. В старшей группе детского сада использование развивающей экологической среды реализует следующие цели:

  • формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты; классифицировать объекты живой природы по различным признакам;
  • обучение дошкольников самостоятельно определять условия, необходимые для роста и развития растений; понимать зависимость образа жизни животного и способа его передвижения от строения и приспособленности к среде обитания;
  • продолжение объяснения детям, чем полезны животные, растения; приучать заботиться об обитателях уголка природы. 

         Экологическая лаборатория – это место, где должно быть всё необходимое для проведения различных опытов. В дошкольном учреждении необходимо выбрать специальное помещение под экологическую лабораторию. В нем будут храниться различные материалы и оборудование: лабораторная посуда, лупы, образцы песка, глины и др. В качестве лабораторной посуды можно использовать стаканчики из-под йогуртов, упаковку из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым можно не только сэкономить средства, но и наглядно показать детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

Виды лабораторий:

А. Лаборатория в отдельном помещении

C:\Users\МДОУ-31\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\100_5391.jpg

Оформление: Желательно, чтобы лаборатория  была оборудована краном с водой и раковиной. На двери табличка с названием и эмблемой.

Мебель:

1. небольшие столики + стулья.

2. стеллажи для оборудования и материалов

3. на полках:  колбы, пробирки, книги, макеты; на подоконниках: ящики с растениями для наблюдений, комнатные  растения, мини-огород или теплица.

3. часы, барометр, пейзажи, панно из природного  материала.

C:\Users\МДОУ-31\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\100_5392.jpg

Оборудование:

1. Для проведения опытов: стаканчики разной прозрачности и цвета (из-под мороженного, йогуртов, сметаны, коробки из-под тортов, пластмассовые  ложки для сыпучих  материалов, палочки, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования, салфетки.

2.Безопасное пластиковое  стекло.

 3. Большие пластмассовые банки для круп, миски разных размеров

4. Для исследования: лупы – 1 на 2 детей.

5. Микроскопы, термометр, песочные часы, будильник, магниты (больш. и маленький, магнит. доска, мелки, веревки, шнурки.

6. Комплект для игр с водой, фломастеры.

7. Могут быть и живые объекты

В лаборатории хранятся и оборудования для проведения опытов на улице: совочки, емкости и т. д.

Для фиксирования результатов оформляются «Дневники ученых» - могут быть как индивидуальными, так и коллективными.

Материалы для работы:

1. Песок, глина, камни, семена растений, шишки, кора деревьев.

2. Материал, который дети приносят из дома. (для них выделен спец. угол)

Б. Мини-лаборатории в эко-комнате.

Может занимать небольшой хорошо освещенный угол или совмещаться с учебной зоной. В этом случае необходимо иметь в эко-комнате небольшие помещения или шкафы для хранения оборудования и материалов для занятий.

В. Мини-лаборатории в групповом помещении может быть:

1. Стационарной - предполагает наличие отдельного столика с материалами и оборудованием для исследования.

2. Временной- организуется воспитателем на определенный срок для закрепления материала или проведения опытов

3. Передвижной – это этажерка на колесах с полками, на ней оборудование и материалы

Оборудование и материалы

Примеры коллекций

1. Коллекции “Летающих семян”

Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.

2. Коллекция других семян и плодов

Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.

3. Коллекция соцветий

Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

Оформление растительных коллекций

Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.

4. Коллекция камней

В детском саду коллекция камней направлена на игру, через которую осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.

Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные (гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные (керамзит, кусочек асфальта, кирпича).

5. Коллекции песка, глины, почвы

Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.

В зоне коллекций можно составить модель строения почвы (в очень упрощенном варианте). Для этого нужно взять достаточно высокую прозрачную банку. На дно банки насыпьте мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, или просто глины). Сверху разместите верхний слой почвы с корешками растений, сухими листьями, мхом.

6.Коллекция ракушек.

Ракушки различные по фактуре, размеру. Ракушки морские  и речные , декоративные.

7. Коллекция бросового материала.

Под бросовым материалом подразумеваются палочки, бруски деревянные, пластмассовые, металлические; трубочки, пенопласт, бутылка пластиковая, перья, кусочки ткани.

В лаборатории можно разместить живые объекты для наблюдений. Можно соорудить “Дом для червей” - аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве должны быть сухие, перегнившие листья – пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ. И за тем, как они перерабатывают остатки растений проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпускают “на волю”.

“Прозрачный горшок” - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была видна.

Таким образом, создавая лаборатории, экологические комнаты необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует.  Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории или в экологической комнате, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.        

        

        Список литературы:

        

1.Мурудова Е.И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». Детство-пресс 2010

2.Дыбина О.В «Неизведанное рядом», опыты и эксперименты для дошкольников, М.,ТЦ. «Сфера», 2010.

3. Николаева С.Н. «Методика воспитания в детском саду» - М.,1999.        

4.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.; Детство –пресс, 2008-128с.

5.Перельман А.И.  «Занимательные задачи и опыты», Екатеринбург, 1995.

6. Одинцова Л.  «Экспериментальная деятельность в ДОУ», Методическое пособие – М. : Сфера, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Экологическая лаборатория в детском саду"

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с...

«Создание экологического пространства в МБДОУ» «Создание экологического пространства в МБДОУ»

Выступление на педагогической конференции на тему: «Создание экологического пространства в МБДОУ» Дошкольное  детство  является  важным периодом в формировании основ экологич...

Семейно-экологическая лаборатория «Формы и методы работы с родителями по формированию природолюбия в семье: «Семейное счастье» на окошке взращу - к себе его в дом навсегда поселю!»

Настоящей работой я  хочу обратить внимание на такую проблему как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детей и родителей.Немало...

Организация экологической лаборатории в старшей группе ДОУ.

В своей статье я рассмотрела экологическое воспитание детей через создания в группах экспериментальных лабораторий. Я постаралась раскрыть задачи, оборудование для лаборатории, материал который исполь...

Консультация для педагогов: "Создание мини лаборатории в группе детского сада"

Консультация для педагогов: "Создание мини лаборатории в группе детского сада"...