Рабочая программа для второй младшей группы.
рабочая программа (младшая группа) на тему
Рабочая програма для второй младшей группы составлена на основе примерной под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С Комаровой,М.А Васильевой " От рождения до школы "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 59.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» на заседании педагогического совета Протокол № ___ от _______ 20___г. | «УТВЕРЖДАЮ» директор школы приказ № _____ от ____________ 20____ г. ___________ Т. В. Гостеева Принята на заседании Управляющего Совета школы Протокол № ____ от ___________ 20____ г. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Болхова Орловской области
Рабочая программа
дошкольного образования
(вторая младшая группа 3-4 года)
составлена
на основе примерной образовательной программы
дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией:
Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой
составила:
Воспитатель : Романова Е.В.
2015 г.
Содержание.
Вводная часть
1. Пояснительная записка
2. Принципы и подходы к формированию Программы
3. Планируемые результаты освоения Программы
4. Возрастные особенности детей 3-4 лет.
Основная часть
5. Организация жизни и воспитания детей. Режим дня
6. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.
7. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей
8. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3-4 лет.
9. Формы организации образовательной деятельности.
10. Обеспечение программы
11. Работа с родителями.
12. Система оценки результатов освоения Программы (педагогическая диагностика).
13. Годовое комплексно-тематическое планирование.
14. Перспективное планирование по работе с родителями.
15. Список используемой литературы
Вводная часть
- Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения СОШ №3 г. Болхова Орловской области и программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
2. Принципы и подходы к формированию Программы
В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В.В.Давыдов, В.А. Петровский) о признании самоценности дошкольного периода детства.
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.
В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.
Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.
Программа строится на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении и на научном положении Л.С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие. Таким образом, развитие в рамках Программы выступает как важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка от рождения до школы.
Программа:
- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра;
- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
3. Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, в соответствии с ФГОС:
∙ ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
∙ проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
∙ проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
∙ стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
∙ владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
∙ использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
∙ ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
∙ у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.
4.Возрастные особенности детей второй младшей группы.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной – двумя ролями и простыми неразвернутыми сюжетами игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит о его представлениии о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образцы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть детализированы.
Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.
Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепит простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации Консртуктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев , когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности . Они скорее играют рядом , чем активно вступают во взаимодействие . Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения . Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек . Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться ; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно . Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком , сопровождаемые словесными указаниями . Начинает развиваться самооценка , при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя . Продолжает развиваться также их половая идентификация , что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Основная часть
5.Организация жизни и воспитания детей. Режим дня.
Режим дня составлен с расчетом 10,5-часовое пребывание ребенка в детском саду.
Объем образовательной нагрузки
1 половина дня | Понедельник -15 минут Вторник –15 минут Среда – 15 минут Четверг – 15 минут Пятница – 15 минут |
2 половина дня | Понедельник -15 минут Вторник – 15.минут Среда – 15 минут Четверг – 15минут Пятница – 15 минут |
Недельная нагрузка | 150 минут |
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом личностно-ориентированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники,
- развлечения,
- тематические дни,
- недели творчества,
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок,
- создание книг – самоделок и пр.
Режим дня второй младшей группы на холодный период 201 5-2016 учебный год
07.30 – 8.20 - Прием и осмотр детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика
8.20 – 8.55 - Подготовка к завтраку, завтрак
9.10 – 10.00 – Организованная образовательная деятельность
10.00 – 12.00 - Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)
12.00 – 12.20 - Возвращение с прогулки, игры
12.20 – 12.50 - Подготовка к обеду, обед
12.50 – 15.00 - Подготовка ко сну, дневной сон
15.00 – 15.25 - Подъем, воздушные и водные процедуры, игры
15.25 – 16.00 - Чтение художественной литературы
16.00 – 16.30 - Подготовка к полднику, полдник
16.30 – 18.00 - Подготовка к прогулке, прогулка Уход детей домой
6. Перечень основных видов организованной образовательной деятельности.
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Физическое развитие Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации), накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. |
Утренняя гимнастика Подвижные игры, спортивные игры, специально-организованная и самостоятельная деятельность Культурно-гигиенические навыки, прием пищи, дневной сон, закаливание, оздоровительные мероприятия |
Познавательное развитие Цель: развитие познавательных интересов, стимулирующих интеллектуальное развитие детей: - сенсорное развитие; -развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; -формирование элементарных математических представлений; -формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. |
Сенсорное развитие, развивающие и дидактические игры, формирование математических представлений, конструирование, ознакомление с окружающим |
Речевое развитие Цель: - развитие всех компонентов устной речи детей; -развитие звуковой культуры речи - практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
Работа по развитию речи, свободное общение со взрослыми и сверстниками в течение дня Чтение художественной литературы и творческая деятельность по её результатам
|
Художественно-эстетическое развитие Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении: - развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация); - развитие детского творчества; - приобщение к изобразительному искусству -развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку: - развитие музыкально-художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству. |
Рисование, лепка, аппликация, конструирование, просмотр иллюстраций к детским книгам Праздники, развлечения, музыкальное творчество |
Социально-коммуникативное развитие Цель: -освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений: - развитие игровой деятельности детей; - приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, принадлежности к мировому со -овладение конструктивными способами, средствами взаимодействия с окружающими людьми: - развитие свободного общения с взрослыми и детьми; -развивать уважение к труду взрослых, сверстников -формировать умения по самообслуживанию |
Основы безопасности жизнедеятельности Наблюдения, игры, ситуации, беседы, чтение художественной литературы Нравственное воспитание Приобщение к правилам и нормам поведения в обществе, чтение художественной литературы, ситуации, возникающие в процессе свободного общения со взрослыми и сверстниками Толерантность Трудовое воспитание Наблюдения за трудом взрослых, элементарный бытовой труд, самообслуживание |
8. Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 3-4 лет. | |||||||
Месяц | Тема недели | Основные задачи | Проекты | Итоговое мероприятие | |||
Сентябрь | «Знакомство» |
|
«Колобок ищет себе друзей» |
Открытое мероприятие по сказке «Колобок» | |||
«До свидания, лето, здравствуй, детский сад!» | Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка | ||||||
«Водичка,водичка, умой мое личико…» | Знакомство с туалетными принадлежностями. Формирование КГН | ||||||
«Колобок» (рассказывание сказки по новому) | Закреплять умение слушать сказку. Участвовать в рассказывании. Вызвать желание участвовать в инсценировке. | ||||||
Октябрь | «Мои любимые игрушки» | Игрушки в групповой комнате (рассматривание игрушек контрастных по размеру, по форме и цвету, по назначению). Чтение стихов А. Барто «Игрушки». Создание игровых ситуаций, знакомство с правилами поведения во время игр в детском саду. | «Уронили Мишку на пол…» | Инсценировка и заучивание стихов. | |||
«Осень в гости к нам пришла» | Знакомство с сезонными изменениями в природе и характерными признаками | «Осенние сюрпризы» | Конкурс поделок из природного материала. | ||||
«В гости к козе Лизе» (овощи) | Продолжаем расширять представление детей об овощах и фруктах. Развиваем умения способам их обследования. Продолжаем формировать желание определять и называть (форму, цвет, вкус). | «Во саду ли, в огороде…» |
Игры-инсценировки «Варим борщ» «Варим компот»
Выставка детских работ.
| ||||
«В гости к козе Лизе» (фрукты) | |||||||
Ноябрь | «Моя семья» | Формировать представление о семье, о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.). Закрепление знаний детьми своих имени, фамилии и возраста; имен родителей. | Играем с пальчиками. | Психологический тест «Моя семья» | |||
«Дом, в котором я живу» | Формировать обобщенное понятие- дом ( квартира) Побуждать детей поддерживать уютную атмосферу в своем доме. Объяснить понятие «Мой дом- моя крепость» | «Дома-домики» | Изготовление модели квартиры(совместно с родителями) | ||||
«Новоселье» (мебель) | Знакомство детей с обобщающим понятием «Мебель». Классификация предметов мебели по форме, цвету, величине. Деление мебели по назначению | «Сказка в гости к нам пришла» | Инсценировка сказки «Три медведя» | ||||
«Посуда» | Знакомство детей с обобщающим понятием «Посуда». Классификация предметов посуды по форме, цвету, величине. Деление посуды по назначению | «Гости на пороге» | Выставка детских работ | ||||
Декабрь | «Зима» | Знакомство с сезонными изменениями в природе и характерными признаками | «Снеговики спешат к нам в гости» | Конкурс совместных поделок родителей с детьми «Снеговик» (нетрадиционные техники) | |||
«Знакомство со снегом» | Формировать представления о том, что такое снег, путем экспериментирования. | «И на горке- снег, снег…» | Игры-эксперименирования | ||||
Новый год | Приобщение детей к праздничной культуре (традиции новогоднего праздника). Подготовка к празднику новогодней елки, разучивание стихов, песен | «Новогоднее представление» | |||||
Январь | КАНИКУЛЫ | ||||||
«Зимние развлечения детей» | Формировать представления о развлечениях зимой. Дать понятия о безопасности. Побуждать детей к активному времяпровождению. | «Как на горке, на горе…» | Фотовыставка | ||||
«Дикие животные» | Формировать умение, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных; узнавать и называть детенышей. Воспитывать любовь к животному миру. | «Кто, кто в домике живет…» | Выставка детских работ | ||||
Февраль | «Домашние животные» | Формировать умение, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни домашних животных. Учить устанавливать простейшие связи между человеком и животными; узнавать и называть детенышей. Воспитывать любовь к животному миру. | «Кто живет рядом с нами?» | Открытая игра-занятие «Семеро козлят» | |||
«Домашние птицы» | Формировать умение, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни домашних птиц. Учить устанавливать простейшие связи между человеком и птицами; узнавать и называть детенышей. Воспитывать любовь к животному миру. | «Птичий двор» | Игры-забавы | ||||
«Зима. Зимующие птицы.» | Формировать обобщенное представление о времени года. Развивать интерес к зимующим птицам. Формировать умение, называть и различать особенности внешнего вида птиц. | «Поможем птицам» | Изготовление простейших кормушек | ||||
23 февраля | Развивать чувство уважения к папам, отражать значимость их в семье. | «Хочу быть как папа» (сильным, ловким и умелым) | Спортивный праздник | ||||
Март | 8 марта | Развивать добрые, нежные чувства и уважение к маме за заботу. Вызвать желание порадовать маму подарком, сделанным своими руками. | «Отнесу подснежник маме…» | Праздничный концерт | |||
«Весна» | Знакомство с сезонными изменениями в природе и характерными признаками | «Закличка весны» | Хороводные игры | ||||
«Вода» | Знакомство со свойствами воды путем игр-экспериментов. | «Капля раз, капля два…» | Открытая игра- занятие. | ||||
«Растения» | Формировать представления о цветах. Дать понятия о структуре растения, о потребностях. | «Цветик-семицветик» | Акция «Сажаем семена цветущих растений на рассаду для нашей клумбы» | ||||
Апрель | «Деревья» | Формировать представления о деревьях, о частях, о значении в мире природы. | «Во поле березка стояла» | Наблюдения за пробуждением деревьев. Эксперименты с веточками. | |||
«Ветер» | Знакомство с понятием-ветер путем экспериментирования. | «Ветер-ветерок» | Игры с султанчиками. Дыхательные упражнения. | ||||
«Космос» | Знакомство с небом, солнцем,луной, звездами. Формировать элементарные представления о космосе. | «Маленькие звездочки большого неба» | Коллективная художественно-творческая работа
| ||||
«Транспорт» | Формировать обобщенное представление о транспорте. Роль транспорта в жизни человека. | «Мы едем, едем, едем в далекие края…» | Совместно с родителями составления маршрута движения от дома до детского сада. | ||||
Май | «Одежда» | Знакомить детей с предметами одежды, правильно их называть, закрепить понятие «одежда»; расширять и активизировать словарь существительными - названиями одежды. Развивать умение разделять одежду для улицы и для дома. Воспитывать аккуратность и опрятность в одежде. | «Сошьем для куклы Кати красивое платье» | Выставка детских работ. | |||
«Народная игрушка» | Формировать представления о народном творчестве. Знакомство с дымковской игрушкой. | «Барыня-боярыня» | Изготовление альбома о народных промыслах (при помощи родителей) | ||||
«Насекомые» | Развивать умение правильно называть стрекозу, майского жука, божью коровку, бабочку. | «Шестилапые малыши» | Составление альбома наблюдений за насекомыми на участке. | ||||
«Здравствуй, лето красное!» | Знакомство с сезонными изменениями в природе и характерными признаками | Здравствуй, лето красное | Музыкально – досуговое развлечение |
Комплексно-тематический принцип построения программы
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы являются примерные темы (праздники, события, проекты),которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
- явлениям нравственной жизни ребенка (Дни доброты, красоты, всемирный день приветствий и др.);
- окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
- миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.),
- сезонным явлениям (Осенины, Зимушка хрустальная, Весняночка),
- народной культуре и традициям.
Данная основа комплексно-тематического планирования обеспечивает:
- «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
- социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
- поддержание эмоционально-положительного настроя ребенка в течение всего периода освоения Программы;
- технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику – проведение праздника, подготовка к следующему празднику – проведение следующего праздника и т.д.);
- многообразие форм подготовки и проведения праздников;
- возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);
- выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:
- количество тем самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями);
- указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими праздниками или событиями;
- формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
- одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период
1 недели);
- тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.
Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями (
9. Годовое комплексно – тематическое планирование .
тема | Содержание работы | период | Варианты итоговых мероприятий |
День знаний | Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе книгам. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка(обратить внимание на произошедшие изменения: покрашен забор, появились новые столы),расширять представления о профессиях сотрудников детского сада (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник) | 1-10 - сентября | Праздник «День знаний» |
Осень | Расширить знания детей об осени. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Формировать обобщенные представления об осени как времени года , приспособленности растений и животных к изменениям в природе, Формировать первичные представления об экосистемах, природных зонах. Расширять представления о неживой природе. | 11-30 - сентября | Праздник «Осень». Выставка детского творчества. |
Я вырасту здоровым. | Расширять представления о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку. Закреплять знание домашнего адреса и телефон, имен и отчеств родителей, их профессий. Расширять знания детей о самих себе, о своей семье , о том , где работают родители, как важен для общества их труд. | 1-15 - октября | Открытый день здоровья. |
День народного единства | Расширить представление детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями города ,в котором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине»,гордость за достижения своей страны. Рассказать детям о том , что Земля –наш общий дом, на Земле много разных стран, важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру ,обычаи и традиции. праздниках. | 16 – 4 ноября | Праздник «День народного единства». Выставка детского творчества. |
Мониторинг | 5-14 - ноября | Заполнение карт. | |
Новый год | Привлечь к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведении. Поддерживать чувство удовлетворения от участия в коллективной предпраздничной деятельности. Знакомить с основами праздничной культуры. Развивать эмоционально-положительное отношение к предстоящему празднику, желание активно участвовать в его подготовке. Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. Продолжать знакомиь с традициями празднования Нового года в различных странах. | 15 – 31 - декабря | Праздник «Новый год». Выставка детского творчества. |
Зима | Продолжать знакомить с зимой, с зимними видами спорта. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. Продолжать знакомить с природой Арктики и Антарктиды. Формировать представление об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли. | 1-31 - января | Праздник «Зима». Зимняя олимпиада. Выставка детского творчества. |
День Защитника Отечества | Расширять представления детей о Российской Армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том,как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Воспитывать у детей патриотические чувства , любви к Родине. Знакомить с разными родами (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. Расширять гендерные представления, формировать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми ,стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам , как будущим Защитникам Родины. | 1-23 - февраля | Праздник «23 февраля – день защитника Отечества». Выставка детского творчества. |
Международный женский день. | Организовывать все виды детской деятельности :(игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления, воспитывать у мальчиков представление о том, что мужчины должны внимательно и уважительно относиться к женщинам. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать их добрыми делами. | 24 февраля – 8 марта | Праздник « 8 Марта». Выставка детского творчества. |
Народная культура и традиции. | Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно – прикладным искусством( Городец, Майдан, Гжель).Расширять представления о народных игрушках( матрешки- городецкая, богородская; бирюльки) Знакомить с национальным декоративно-прикладным искусством Рассказывать детям о русской избе и других строениях ,их внутреннем убранстве, предметах быта ,одежды. | 9-21 - марта | Фольклорный праздник. Выставка детского творчества. |
Весна | Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. | 22 марта – 7 апреля | Фольклорный праздник. «22марта-Встреча жаворонков» Выставка детского творчества. |
Мониторинг | 7 – 15 апреля | Заполнение тетрадей. | |
День Победы | Воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине Знакомить детей о героями Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. | 16 апреля – 9 мая | Праздник «День Победы». Выставка детского творчества. |
Лето | Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла ,солнечного света на жизнь людей, животных и растений(природа «расцветает»,много ягод, фруктов ,овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей);представления о съедобных и несъедобных грибах. | 10 – 31 мая | Праздник «Лето» День защиты окружающей среды-5 июня. Выставка детского творчества. |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме. | 1 июня – 30 августа |
10 .Обеспечение программы.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей (п.3.2.3 ФГОС ДО) | |
Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования | Психологическая диагностика развития детей – выявление и изучение индивидуально – психологических особенностей детей |
Кем проводится | |
Педагогическим работником | Педагогами – психологами, психологами |
Использование результатов | |
1.Для индивидуализации образования- поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития; 2.Для оптимизации работы с группой детей | 1.Для решения задач психологического сопровождения; 2.Для проведения квалифицированной коррекции развития детей |
Методы педагогической диагностики
Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы:
- Беседы;
- Наблюдение;
- Анализ продуктов детской деятельности;
- Диагностическая ситуация;
- Диагностическая ситуация.
Инструментарий для педагогической диагностики-карты наблюдений детского развития , позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
-коммуникации со сверстниками и взрослыми,
-игровой деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности),
-проектной деятельности,
-художественной деятельности.
-физического развития.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать педагогические ситуации, чтобы оценивать индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
11.Взаимодействие с родителями
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьей
Взаимопонимание и информирование.
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Непрерывное образование воспитывающих взрослых: организация «материнской/отцовской школы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность педагогов. родителей, детей: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, семейных художественных студий, ассамблей. конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, календарей, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Содержание направлений работы с семьей .
12.Перспективное планирование по работе с родителями
Сентябрь
№ | Тема | Наглядная информация | Индивидуальная работа |
1. | Совместная подготовка к учебному году. | «Режим дня», «Наши занятия», «Советы психолога, логопеда», «Адаптация», «Учите и читайте вместе с нами», «Работа по программе «От рождения до школы», «Закаливание», «Что должно быть в шкафчике», «Именинники», « Объявления!» и т.д. | Беседы по адаптации, Советы специалистов по адаптации, Игры в группе: «Ребёнок - родитель - воспитатель», Обновление группового инвентаря, участка. |
2. | Родительское собрание «Приятно познакомиться!» 2.«Самообслуживание в жизни ребёнка» | Объявление – приглашение ( тема, перечень вопросов), Информационный плакат (для дальнейших рекомендаций родителям по работе с детьми дома). «Как воспитывать самостоятельность?!», «Я сам!», «Алгоритм одевания, умывания!» | Анкеты (рекомендации и пожелания по работе группы), Вопросник: «Мой ребёнок, какой он!?», |
3. | Фотовыставка «Будем знакомы!» с рассказом о семье | Организация фотовыставки | Советы по оформлению семейного фото! |
| Октябрь |
|
|
1. | День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц. | «Способы изготовления кормушек», стихи об осени, птицах для совместного чтения, «Покормите птиц зимой» «Мы любим природу!» (Приметы, признаки осени) | Беседа «Совместный труд», Развешивание кормушек для зимующих птиц. |
2 | Консультация «Девиз группы : выполнение желаний детей, родителей, педагогов!» | «Кризис 3 лет», логопед: «Артикуляционная гимнастика», воспитатели: «Пальчиковая гимнастика», «Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!», т. Д | Беседы: «Одежда детей в группе и на улице!», «Маркировка одежды», «Живём по режиму!», |
3. | Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!» | Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Секреты воспитания!» | Советы по оформлению семейного фото. |
4. | Изо выставка в рубрике «Домашние зарисовки» + персональные выставки в течение года! | Оформление рисунков сделанных в совместной деятельности детей и родителей дома. Тема: «Рисуем вместе!», Папка нетрадиционных приёмов рисования в этом возрасте. | Советы, Предложения, |
|
Ноябрь |
|
|
1. | Совместная подготовка группы к зиме. | «Как беречь здоровье!», «Профилактика гриппа!», папка с советами родителей друг другу на медицинскую тему. | Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения. |
2. | Фоторепортаж с рассказом «Играем дома!» | Фотовыставка Сбор фоторепортажей в информационную папку на тему: «Играем дома!» | Советы по оформлению семейного фото. |
3. | Консультация- практикум «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» | Сбор – отчёт домашних развивающих игр, выставка групповых настольно - развивающих игр, в соответствии с возрастом, программой, оформлением. Организация пункта обмена играми для игры дома! | Предложение родителям поиграть дома с детьми в развивающую игру («Отгадай кто, соединив цифры», «Лабиринт», «Закрась по цифрам и отгадай!»), Советы по играм. |
4. | Проект «Умные игры» | «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей!», « Рекомендации по привлечению детей в игру!» (игровые действия) | Помощь – совет по приобретению игр домой, привлечению детей в игру. |
| Декабрь |
|
|
1. | Фотогазета со стихами «В детском саду играем, много нового узнаем!» | Организация фотовыставки, Перечень – рекомендация: «Умные игры» для дома! | Советы, рекомендации, обыгрывание игр с родителями в детском саду, обмен играми. |
2. | Фотообщение «Движение – это жизнь!» | Фотовыставка. Сбор фотографий с рассказами. «Осторожно – грипп!», «Если дома больной!», «Меры предупреждения и лечения гриппа!», «Массажи», «Закаливание» | Беседы, советы, рекомендации, советы по оформлению семейного фото. |
3. | Конкурс самоделок «Волшебные снежинки!» | «Приглашение к совместной деятельности от детей группы!» «Какие бывают снежинки!» «Творческий подход к делу!», благодарности. Выставка снежинок, | Приобретение и изготовление в группу украшений. Советы по изготовлению родителей с детьми снежинок. |
4. | Совместно проведённый праздник Зимы! | «Как дарить подарки!», «Чтобы было всем весело!» «Новогодние костюмы» | Предложения участия, чтения стихов, советы по костюмам. Изготовление подарков с детьми для родителей. |
| Январь |
|
|
1. | Фоторепортаж в рубрике «Делимся семейным опытом!» | Фотовыставка « Как мы весело отдыхали и Новый год встречали!» («Зимние развлечения») | Советы по оформлению семейного фото. |
2. | День добрых дел «Снежные постройки!» | «Каким бывает снеговик!?», «Лепим из снега!», «Пословицы и поговорки о зиме», «Зимние стихи» | Советы по изготовлению построек, горки, использовании орудий труда, договорённость о сборе родителей. |
3. | Фотогазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!» | Организация фотовыставки, папка «Зимой гуляем, наблюдаем, трудимся, играем!» (о важности зимних прогулок!) | Советы, рекомендации по прогулке с родителями вечером. |
4. | Родительское собрание 1.«Речь младшего дошкольника» 2. «Пение и речь ребёнка» (музыкальный руководитель) | «Читаем всей семьёй!», «Воспитание художественной литературой!», «Дети экрана!», «Методика обучения пересказу», «Игры с детьми по развитию речи», «Пение в помощь речи!», «Характеристика речи ребёнка 3 – 4 лет». | Беседы и советы по теме. Анкета: «Что и как читаем дома?», «Музыкальный киоск» (пение и обыгрывание дама песенок со звукоподражанием, и т. д. по программе) |
| Февраль |
|
|
1. | Изо выставка в рубрике «Домашние зарисовки» | Организация выставки рисунков на тему: «Моя любимая сказка» Папка: «Использование в изобразительной деятельности с детьми разных материалов: ткань, нитки, картон, вата | Советы по работе с нетрадиционными материалами, показ образцов, оформлению. |
2. | Фотогазета «Самый лучший папа мой!» | Организация фотовыставки с рассказами о папах! (Оформление детскими рисунками) | Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов мамами для своих пап. |
3. | Консультация- практикум «Физкультура – ура!» | «Занятия физическими упражнениями с ребёнком дома!», «Пассивные курильщики!» «Массажи», «Бережём здоровье детей вместе!», «Игры с мячом!» | Советы специалиста, показы упражнений, использование спортинвентаря, анкетирование « Дружите ли Вы с физкультурой!» |
4. | Совместное физкультурное развлечение «Вместе с папой, вместе с мамой поиграть хочу!» | Приглашение от детей и воспитателей на развлечение. | Рекомендации по спортивной одежде, разучиванию с детьми стихов, отработке упражнений с мячом. |
| Март |
|
|
1. | Организация фотогазеты «Мамочка любимая моя!» | Организация фотовыставки с рассказами о мамах! (Оформление детскими рисунками) | Сбор фоторассказов их оформление, советы по тексту, подбор стихов папами для своих мам. |
2. | Совместно проведённый весенний праздник | «Весенние стихи», «Музыка в помощи иммунитету!», «Как уберечься от ОРЗ!», «Приметы и пословицы о весне» | Заучивание стихов, советы по оздоровлению. |
3. | Родительский клуб с участием воспитателей «Маленькие драчуны» | Приглашение – объявление на чай и беседу! «Наказание и поощрение!» «Согласие между родителями – это важно!» «Как решить спор!» | Советы специалиста, обмен мнениями, решение проблемных ситуаций в группе. |
4. | Совместное создание в группе огорода | «Как использовать пластиковую бутылку?», «Что посадим в огороде!», «Стихи о растениях», Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями!» | Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода |
| Апрель |
|
|
1. | Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!» | Оформление выставки рисунков – игр, данных воспитателями для совместной логической и изобразительной деятельности детей и родителей, стихи о птицах | Объяснение заданий, советы по использованию творческого подхода, подбор стихов о птицах. |
2. | День именинника | Приглашение –объявление, поздравления, фото детей «Как я вырос!» (со стихами) | Сбор фото, оформление группы родителями, приобретение подарков, рекомендации по прохождению развлечения, подбор стихов о детях. |
3. | День добрых дел «Выносной материал» | «Новая жизнь бросового материала» «Что нам нужно на улицу!» «Спортинвентарь» | Советы, рекомендации, просьбы, пояснения, показ по использованию. |
4. | «День самоуправления!» | Фоторепортаж «Наши успехи в дни самоуправления!», выставки продуктивной деятельности с занятий. | Консультации родителям по проведению ими занятий, зарядок, прогулки. Подготовка материала к занятиям. |
| Май |
|
|
1. | Организация выставки – поздравления к Дню Победы! | Выставка «Звезда памяти», Информационные файлы «Мои родные защищали Родину!» | Советы по оформлению, подбор стихов, поздравлений, |
2. | Родительское собрание «Успехи 2 младшей группы!» | « Диагностика», «Родительская помощь на следующий учебный год!» «Музыкальный киоск» (на лето), «Летний санитарный бюллетень». | Выбор помощи на следующий год, рекомендации по одежде, оформлению портфолио, анкетирование «Как для Вас прошёл этот год!» (Участие родителей, понятна, важна была ли информация, новые мероприятия в план) |
3. | Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка!» (воспитатели, медработник) | Информационная папка « Прогулка – это важно!», «Активный отдых, это как?!», «Игры на природе!» | Советы, предложения, рекомендации врача |
4. | Подготовка участка к летнему периоду | Фотовыставка «Лучшие места отдыха и прогулок с детьми в нашем городе!» | Советы по оформлению фоторепортажа, покраска предметов участка, клумбы, песок |
Во второй младшей группе родители принимают активное участие в жизни группы.
В работе используем различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс:
- Посещение семьи;
- Педагогические беседы с родителями;
- Тематические консультации;
- Круглый стол;
- Дни открытых дверей;
- Наглядная пропаганда;
- Родительские собрания;
- Телефонные звонки;
- Совместное проведение развлечений;
- Совместное творчество и др.
Список используемой литературы
Образовательная область «Физическое развитие».
Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет / Сост. В. И. Теленчи.- М., 1987.
Л е с к о в а Г., Н о т к и н а Н. Оценка физической подготовленности дошкольников / / Дошкольное воспитание. - М., 1989. - № 10.
Медико- педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста / Сост. Г. П. Юрко. - М.,1983.
Н о в и к о в а и. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
П е н з у л а е в а Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.
О с о к и н а Т. Н. Физическая культура в детском саду. - М., 1986.
С т е п а н е н к о в а Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001.
Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишикина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. - М., 1996.
Сборник подвижных игр / Автор-сост. Э. Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Образовательная область «Социально коммуникативное развитие».
Формирование представлений о социальной действительности.
Ал е ш и н а Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий. - М., 1999.
К о з л о в а С. А Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. - М., 2000.
Кондрыкинская Л. А С чего начинается Родина? - М., 2003. Рибина Е. К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. - М., 2002.
3ацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.:Мозаика-Синтез, 2008-2010.
П а в л о в а Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Образовательная область «Речевое развитие».
Ал е к с е е в а М. М., Я ш и н а В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997.
Б е з р у к и х М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей.- М., 2001.
Б о р о д и н А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
Гер б о в а В. В. Развитие речи в детском саду. для занятий с детьми 4-6 лет: Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.
Гер б о в а В. В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. - М., 2002.
Ж и н к и н Н. И. Речь как проводник информации. - М., 1982. П о т а п о в а Е. Н. Радость познания. - М., 1990.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О. С. Ушаковой.- М., 2001.
Ф о м и ч е в а М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. - М., 1989.
Серия «Грамматика в картинках».
Антонимы. Глаголы.- М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Антонимы. Прилагательные.- М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Говори правильно. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Множественное число.- М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Многозначные слова. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Один-много.- М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Словообразование. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Ударение. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.
Образовательная область «Познание».
Формирование элементарных математических представлений.
Дан илов а В.В., Рихтерман Т. Д., Михайлов а З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М., 1997.
Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. л. А Венгера.-М., 1977.
Ерофеева Т.Н., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М., 1994.
Пер о в а М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.
Формирование элементарных экологических представлений.
В и н о г р а д о в а п. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста / / Экологическое образование: концепции и методические подходы. - М., 1996.
М о л о д о в а Л. п. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. - Минск, 1999.
Образовательная область «Художественное –эстетическое развитие».
К о м а р о в а Т. С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7лет. - М., 2002.
Комарова Т.С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. - М., 2002.
К о м а р о в а Т. С., Ф и л л и п с О. Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ.-М., 2005.
Народное искусство в воспитании детей. /Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой
Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических,...
Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014/2015 учебный год)
Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(2014/2015 учебный год)...
рабочая программа во второй младшей группе 3-4 года на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста в возрасте от 3 до 4 лет и направлена на формирование общей культуры, развитие физических...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы по программе "ОТ рождения до школы"
Программа составлена с учетом 10-ти часового рабочего дня...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы с использованием программы 2100
Рабочая программавоспитателявторой младшей группы «Радуга» Санкт-Петербургана 2018-2019 г. Воспитатели:Ник...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Группа № 15, «Семицветик» Сроки реализации программы 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа второй младшей группы № 15 разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ ...