ПРОЕКТ: «Мы туристы».
проект по физкультуре (средняя группа) по теме
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Возраст детей: дети 4-5 лет, средняя группа.
Задачи проекта:
- Физическая культура: Совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащать двигательный опыт детей.
- Здоровье: прививать детям интерес к здоровому образу жизни, развивать желание заботиться о своём здоровье.
- Познание: формировать и совершенствовать знания о туризме, расширять кругозор, обогащать словарный запас детей. Обучать детей первоначальным туристическим навыкам. Воспитывать в детях нравственные качества: взаимопомощь, коллективизм, доброту, бережное отношение к природе.
- Коммуникация: знакомство детей с пословицами, стихотворениями, загадками, связанными с туризмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
setka_proekta_po_turizmu.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ: «Мы туристы».
Тип проекта
№ | Критерии | Вид проекта |
1. | Доминирующая деятельность в проекте | Игровой, ознакомительный |
2. | Предметно-содержательная область | Межпредметный |
3. | Характер контактов | Проект, организуемый среди участников одной группы |
4. | Количество участников проекта | Коллективный |
5. | Продолжительность выполнения проекта | Краткосрочный |
Участники проекта: дети, родители, воспитатель.
Возраст детей: дети 4-5 лет, средняя группа.
Задачи проекта:
- Физическая культура: Совершенствовать движения в естественных природных условиях, обогащать двигательный опыт детей.
- Здоровье: прививать детям интерес к здоровому образу жизни, развивать желание заботиться о своём здоровье.
- Познание: формировать и совершенствовать знания о туризме, расширять кругозор, обогащать словарный запас детей. Обучать детей первоначальным туристическим навыкам. Воспитывать в детях нравственные качества: взаимопомощь, коллективизм, доброту, бережное отношение к природе.
- Коммуникация: знакомство детей с пословицами, стихотворениями, загадками, связанными с туризмом.
Форма проведения итогового мероприятия проекта:
Туристический праздник.
Ожидаемые результаты по проекту:
- для детей:
- совершенствовать умение различать туристическое оборудование (палатка, рюкзак, костер, котелок, копас и др.);
- Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании, познакомить с «необычным» туризмом.
- пополнение словарного запаса по теме;
- формирование интереса к занятиям по физкультуре.
- для родителей:
- установление партнерских отношений родителей и педагогов совместной организации жизни группы;
- проявление интереса к совместным с детьми занятия туризмом;
- становление культуры здорового образа жизни;
- консультация «Как научить детей любить природу»; «Детский туризм дело серьёзное»
-для педагогов:
- повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов)
Подготовительный этап:
- подобрать методическую и художественную литературу по данной теме;
- приготовить материалы, иллюстрации и пособия для организации различных видов деятельности с детьми;
- довести до сведения родителей важность этой темы.
Практический этап.
Перспективное планирование проектной деятельности
Двигательная | Подвижные игры в группе и на участке. Преодоление препятствий. Игра «Охотник и зайцы». Игры - эстафеты: «Заготовим дрова для костра», «Принеси воды с родника» «Самый меткий», «Туристические препятствия». На прогулках – русские народные игры, игры – эстафеты. | Участие воспитателя в играх. |
Игровая | «Придумай и отгадай», «Кто быстрее?», «Будь внимательным» и другие. | Дидактический материал, лото «Грибы и ягоды»; «Животный мир» и д.р. |
Продуктивная | Рисование «Знаки в лесу», «Дерево». Аппликация «». Лепка «Мишка бурый», «Грибы». Конструирование: мост, горка. | Гуашь, готовые формы из цветной бумаги для аппликации, пластилин. Строительный набор лего, деревянные кубики. |
Коммуникативная | Придумывание рассказов о туризме. Беседы: «Как вести себя в лесу». «Что такое туризм?» Загадывание туристических загадок, | Сборник стихов, загадок о туризме и их значении для человека (при участии родителей). Иллюстрации с туристическими принадлежностями и знаками. Ноутбук: Презентация. |
Трудовая | Изготовление построек из строительного материала. «Постройка переправы через реку» | Строительный набор, набор детской посуды. |
Познавательно -исследовательская | «Что такое компас? Знакомство с географическим направлениями»; «Что такое карта?» | Иллюстрации по теме. Ноутбук. |
Музыкально-художественная | Просмотр мультфильма «Трое из Простоквашино», «Бременские музыканты». Прослушивание песен: «Вместе весело шагать», «Песня Бременских музыкантов», «Когда мои друзья со мной...» | Планшет. Ноутбук. |
Чтение художественной литературы | Сказка «На лесной тропинке» Т.Шорыгина, «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» Г.Шалаева, «Советы лесной мышки» Т.Шорыгина | Книжный уголок |
З А Г А Д К И
О ТУРИЗМЕ И ТУРИСТАХ
Он с тобою и со мной Шёл лесными стёжками. Друг походный за спиной На ремнях с застежками. Ты идешь с друзьями в лес, А он за плечи тебе влез. Сам идти не хочет Он тяжёлый очень. Два ремня висят на мне, Есть карманы на спине, Коль в поход идёшь со мной Я повисну за спиной. | Рюкзак |
В поход идут и дом берут, В котором дома не живут. И от ветра и от зноя От дождя тебя укроет А как спать в ней сладко! Что это? | Палатка |
Где бы ты не находился Если только заблудился Он укажет тебе, друг, Путь на север и на юг. Качается стрелка туда и сюда Укажет нам север и юг без труда. | Компас |
На привале нам помог Суп варил, картошку пёк. Для похода он хорош, Да с собою не возьмешь. | Костер |
Он в походе очень нужен, Он с кострами очень дружен. Можно в нем уху варить, Чай душистый кипятить. | Котелок |
Не живая, а идет. Не подвижна, а ведет. | Дорога |
Вьется синяя коса. Вся родная сторона В эту косу вплетена. | Река |
Пословицы о туризме
- Кто путешествует, тот познает.
- Вольному воля, ходячему – путь.
- Глаза не видят, так и душа не ведает.
- Хочешь узнать человека – соверши с ним путешествие.
- Если любишь своего сына, отправь его путешествовать.
- Не тот больше знает, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил.
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
- Не бойся дороги, были б здоровы ноги.
- Кто в море бывал, тот лужи не боится.
- Дорогу осилит идущий.
- В путь выйдешь – спутники найдутся.
- Если не достаёт сил, то похвально, по крайней мере, желание.
- В дороге и ворога назовешь родным отцом.
- Красна дорога ездоками, а обед - пирогами.
- Если сам не иду, то кто пойдет со мною.
- Если сидишь в лодке, не дерись с лодочником.
ИГРЫ
НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ТУРИЗМЕ
1. «Подумай и отгадай» (настольная игра)
Детям предлагается иллюстрация с изображением туриста с рюкзаком и различных предметов (тур.снаряжение, аптечка, игрушки, посуда и прочий походный и не походный инвентарь). Из этого многообразия предметов необходимо выбрать те, которые могут пригодиться в походе и удобны для переноски в рюкзаке. Выигрывает тот, кто безошибочно справится с задачей.
2. «Кто быстрее» (настольная игра)
Детям предлагается план местности с тремя разными маршрутами, сходящимися в одной точке (поляне), три фишки и кубик. Одновременно в игре принимают участие три игрока. Выигрывает тот, кто первым «придет» на поляну. Руководствуясь знаками, расставленными на пути следования, и соблюдая правила поведения туристов.
Вариант: игру можно организовать на спортивной площадке во время прогулки.
3. «Будь внимателен»
Детям раздаются карточки с изображением того или иного вида туризма у воспитателя – большие иллюстрации с различным туристским снаряжением, показывая их детям по одной, воспитатель предлагает отыскать у себя карточку с соответствующим видом туризма.
Консультация для родителей:
Детский туризм - дело серьёзное
Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей . Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетание всех основных составляющих полноценного отдыха (двигательной активности, благотворного воздействия природных факторов, познавательности, разнообразия впечатлений, общения с новыми людьми и т.п.) делают туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска.
Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, на лыжах) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно-сосудистых и рес пираторных заболеваний.
Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение. Совместные походы и поездки расширяют кругозор ребенка, формируют первичные представления об истории родного края, традициях и культуре народа. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
С приобретением опыта походной жизни у дошкольников форми руются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У детей воспитываются самостоятельность, организованность, развивается воля. Опыт показывает, что дети, прошедшие физическую и психологическую подготовку к возможным экстремальным ситуациям, оказавшись одни в лесу, ведут себя максимально собранно, без паники и растерянности и пытаются найти выход из создавшегося положения.
Таким образом, семейный отдых в выходные и отпускные дни в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательный и прикладной.
Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трех-четырехлетнего возраста. Начинать нужно с несложных про должительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристские умения, их можно брать в двух- и многодневные походы.
Обычно в походах выходного дня ставятся следующие цели:
- оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и рабо
тоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление); - спортивно-тренировочные (повышение спортивной квалифика
ции, физическая тренировка, обучение преодолению естествен
ных препятствий, тактике действий в экстремальных ситуа
циях, подготовка к участию в категорийных маршрутах); - познавательные (изучение родного края, знакомство с его ис
торическими и природными достопримечательностями); - развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы по
варов, знатоков природы, музыкальные и т.п.); - практические (сбор грибов, ягод, орехов, ловля рыбы);
- эстетико-романтические (художественно-творческая деятель
ность на природе: рисование, сочинительство и т.п., встречай
общение с друзьями).
Программа похода должна быть составлена с учетом мнения боль шинства, а также интересов и возможностей детей.
В зависимости от способа передвижения туристические походы с детьми-дошкольниками могут быть пешими, лыжными, велосипедными, водными (на лодках, байдарках, плотах, катамаранах) и ком бинированными (автомобильно-пешеходными). Новички в туризме выбирают первую, вторую и последнюю разновидности. Семьи со стажем — велосипедные и водные, в которых необходимы как специальное снаряжение, так и техническая подготовка.
Для однодневной туристической прогулки не нужно большого перечня специального инвентаря.
Вес всей поклажи должен составлять не более 300-400 г (сменные шорты, панама, мягкая игрушка и т.п.).
Для старшего дошкольника и младшего школьника лучше приобрести хороший рюкзак, который прослужит не одному поколению и будет передаваться по наследству как реликвия. Существует множество видов рюкзаков: абалаковский, анатомический, велосипедный и т.п. Лучше всего подобрать для ребенка станковый рюкзак. Он легко регулируется в зависимости от возраста и параметров тела, а его особая конструкция позволяет переносить все возрастающие тяжести без особой нагрузки на плечевой пояс. Станок дает возможность выправить осанку у сутулых детей. За счет выдвигающегося клапана можно увеличить объем рюкзака почти вдвое. Система ремней-затяжек позволяет быстро и накрепко упаковать багаж.
Родителям следует научить ребенка заботиться о сохранности и чистоте личного снаряжения, участвовать в его ремонте и украшении. Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен составлять 1-1,5 кг, 7-8 лет — до 2-3 кг. Безусловно, многие физически подготовленные дети могут переносить более значительные тяжести, однако при этом ребенок будет быстро уставать, снизится темп ходьбы, он перестанет замечать достопримечательности, реагировать на слова и переключится только на свои ощущения. Поэтому не следует забывать об еще не окрепшем позвоночнике и позволять устанавливать рекорды по весу переносимого груза. В противном случае через 40-50 минут ходьбы малыш сам откажется от этой затеи и придется на ходу разгружать рюкзак упрямого туриста. Работоспособность и здоровье туриста зависят также от правильной укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, было легко в любой момент найти нужную вещь, с другой — чтобы никакие твердые предметы не упирались в спину ребенка. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны — игрушки, книги. Посуда, предметы гигиены, компас могут располагаться в задних и боковых карманах.
Для организации отдыха родителей и детей во время коротких и длительных привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Длина его должна быть не меньше роста человека, чтобы можно было обеспечить отдых позвоночнику и ногам во время привалов, а также использовать на ночевках, а вот ширина — не более 60-70 см. Наиболее распространенным видом туристических ковриков является пенополиуретановый — сокращенно «пенка». Положенная на снег или на мокрую землю, она не даст замерзнуть за счет большого количества микропор с воздухом. Сложенная в рулон, она надежно крепится ремешками к рюкзаку туриста и очень легка в переноске. Совсем юным туристам (2-4-х лет) для ночевки в палатке подходит надувной матрац.
Следующим этапом в подготовке к походу является подбор обуви и одежды для ребенка и взрослых членов семьи. Основной принцип, которого необходимо придерживаться в этом вопросе, — одежда должна быть не по сезону, а по погоде. Однако необходимо учесть не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воздуха) на момент начала похода, но и возможность ее изменения, особенно в случае многодневного похода. Обувь ребенка должна быть разношенной (на 1 размер больше), удобной, позволяющей вставить войлочную стельку и надеть два носка — хлопчатобумажный и шерстяной, что способствует теплообмену. Это могут быть кроссовки, кеды. Самым лучшим вариантом являются кожаные туристские ботинки, особенно если намечается поход по горной местности или в сырую прохладную погоду. В холодный период это могут быть кожаные зимние сапоги или ботинки. В теплый период в многодневный поход обязательно берутся легкие спортивные тапочки, чтобы обеспечить отдых ногам и просушку «ходовой» обуви.
Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом, если запланирован поход в лес, не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную погоду рекомендуется иметь ветровую куртку — анорак (надеваемую через голову, с короткой застежкой — молнией, переходящей в капюшон). Может быть использована обычная куртка-ветровка от спортивного костюма и аналогичные брюки. В зимний период — это комбинезон для мальчиков, куртка с капюшоном и брюки на двойном синтепоне для девочек.
Время выхода в поход обычно согласуется с движением транспорта (рейсового автобуса, пригородной электрички и т.п.), но всегда предусматривается в утренние часы. Наиболее сложным для многих семей является вопрос определения физической нагрузки для детей во время движения по маршруту. Ответ не может быть однозначным, так как это зависит от возраста детей, их состояния здоровья, уровня физической подготовленности, индивидуальных возможностей, сложностей ландшафта и многих других факторов. Однако существуют определенные нормативы, сориентированные на физически нормально развитого ребенка. Так, считается, что общая протяженность маршрута для детей трех-четырех лет может составлять от 3-4 до 5-6 км, для детей пяти-шести лет -10 км. Зная своего ребенка, родители без труда определят соответ ствие характера физической нагрузки его возможностям. Обычно первыми признаками утомления являются вопросы типа «Когда мы придем? », «Долго еще идти? », капризы детей. При этом нет необходимости сразу приостанавливать движение, надо просто переключить внимание ребенка на другие объекты, поиграть в словесные игры, загадать загадки и т.п.
Очень важно продумать организацию свободного времени на привале. Опыт многочисленных туристских семей подтверждает, что поход надолго остается в памяти взрослых и детей, если он превращается в веселый совместный праздник, полный шуточных игр и аттракционов. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные по силам команды из детей и взрослых и организовать игры-эстафеты, соревнования на поляне.
Тщательно продумывая организацию похода, следует предусмотреть время на самостоятельные игры детей, их творческую деятельность и общение друг с другом. В поход можно взять фломастеры и краски с мольбертом и предложить ребенку запечатлеть в рисунке запомнившийся пейзаж. Если ребенок любит мастерить, то реко мендуется взять с собой пластилин, с помощью которого создаются диковинные поделки из природного материала (желудей, шишек, коряг, листьев). А вечером, когда стемнеет, все собираются у костра, где можно услышать сказочные истории из жизни лесных обитате лей и смелых путешественников, о добре и зле. Здесь воспитывается любовь к песне и поэзии. Иногда можно устраивать маленькие концерты, участниками которых могут быть и самые младшие.
Содержание деятельности детей и взрослых на привале должно быть согласовано с возможностями ребенка, чтобы не вызвать у него физического и психического переутомления. Поэтому рекомендуется следовать привычному режиму дня. Дневной сон, организованный в палатке или под тентом, поможет сохранить силы ребенка, обеспечит отдых, так необходимый для легковозбудимых детей. Осо бенно важно следовать этому требованию в многодневных походах и в жаркие дни. Если с первого дня будет установлено такое правило, то требования родителей не вызовут отрицательных реакций, а бу дут восприниматься как должное.
Время и способ возвращения домой планируется заранее, и оно должно произойти засветло. Если участникам похода предстоит пройти достаточно большое расстояние, то прокладывается кратчайший маршрут.
Консультация для родителей
«Как научить детей любить и беречь природу»
Все мы – дети Природы.
И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей. Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу.
Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.
Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Тем более, что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов).
Для того, чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания.
Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус. Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе. Но недостаточно лишь провести занятие, пусть даже самое грамотное и интересное.
Возникший интерес детей необходимо постоянно подогревать, оставлять недосказанное: «во время нашего следующего путешествия в подводный мир Черного моря, мы познакомимся с еще одним его обитателем – заботливым отцом, без матери вынашивающим, рожающим и воспитывающим деток». Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей, а не только по разделу ознакомления с природой, принесет желаемые результаты.
Для того, чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней. Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае педагог должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил.
Во всех случаях ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать. То, что он увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы. Для того, что бы знания не оставались оторванным от жизни багажом, а способствовали развитию мышления и чувств, необходимо в работе с детьми придерживаться трехфазной технологии: актуализация опорных знаний – «Это я знал» (заяц осенью меняет цвет шерсти на белый); осмысление основного содержания – «Вот это я узнал» (крымские зайцы не белеют, лишь слегка светлеют); переосмысление полученной информации – «Это я хочу узнать».
Если нет возможности наблюдать какой-либо объект природы, картинка или фотография должна быть четкой, крупной, реалистичной. А рассказ педагога – интересным, образным, не затянутым. У детей еще слабо сформированы понятия о времени, величине. Используя в рассказе цифры (размеры, сроки, количество и т. п.), необходимо провести аналогию на понятном материале, показать наглядно (гнездо королька размером с теннисный мяч, а мидия за один час очищает столько морской воды, сколько вмещается в трехлитровой банке и т. п.).
Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быт не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного, организовать экскурсию в природоведческий зал краеведческого музея. Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию. Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний.
Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о природе Крыма с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту Области, адаптированную для детей. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.
Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические и настольные игры и даже подвижные, подчиненные природоведческой тематике. Прекрасно, если грамотно организована работа с родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают интерес детей к родной природе (походы, экскурсии, приобретение печатного и кино- материала и т. д.).
Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложит в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику. Умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка.
Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к природе необходимо, во-первых, для правильного, рачительного отношения к ней, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.).
Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять). Для того, чтобы дошкольники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, необходимо те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с родной природой, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д. Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать бережное, любовное отношение к природе.
Современные дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки моральных и культурных ценностей. В мире материальных ценностей, на которые нацелено общество, очень важно не допустить формирования у детей потребительского, повелительного отношения к природе. Ребенок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Поэтому так важно посредством ознакомления с разнообразием удивительной крымской природы сформировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект МЫ - ТУРИСТЫ
По опросу родителей, недостаточно времени родители уделяют общению и занятиям с детьми в силу своей занятости. В детском саду дети получают физическое воспитание в соответствии с программой через орга...
Альбом к проекту "МЫ ТУРИСТЫ"
В альбоме представлены фото из совместного похода детей и родителей....
Педагогический проект "Мы - туристы"
Проект «Мы туристы».1. Проблема, на решение которой направлен проект.Современное общество, стремительные темпы его развития, новые информационные технологии предъявляют всё более высокие требования к ...
Проект "Юные туристы - на лыжню", конкурс молодежных проектов ХМАО-Югры в 2016 году, номинация: здоровый образ жизни и спорт
Цель проекта: организация планирования и проведения зимнего выходного дня для укрепления, сохранения здоровья детей и улучшения внутрисемейных отношений.Задачи:}Образовательная:}Формировать элеме...
Аналитическая справка по реализации проекта "Мы -- туристы".
Аналитическая справка оформлена к краткосрочному проекту "Мы - туристы"....
Проект "Мы туристы"
Проект "Мы туристы"...
Проект "Мы- туристы!
Проектная деятельность в летний период...