Проект "Мы- туристы!
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Захарова Наталья Николаевна

Проектная деятельность в летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshkolniki-_turisty.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

Принято:

Педагогическим Советом №____

от «___» ________ 20__г.

         Утверждено:

Заведующий МБДОУ

МБДОУ «Детский сад  № 26»

__________________ О.В. Вальд

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №26

с приоритетным осуществлением деятельности

 по художественно-эстетическому развитию детей»

Педагогический летне-оздоровительный проект

«Дошкольники – туристы»

Ачинск, 2017г.

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта:

 «Дошкольники - туристы».

2. Автор проекта: Захарова Наталья Николаевна, инструктор по физической культуре, Людмила Вячеславовна Грибова-воспитатель, Кондратьева Ольга Альбертовна (молодой специалист)

3. Вид, тип проекта: долгосрочный, творческий.

4. Сроки проведения: 3 месяца (июнь - август)

5. Участники проекта: воспитанники старших групп № 5, 7, 11, 13, родители  воспитанников, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели МБДОУ «Детский сад №26».

6. Возраст детей: 5- 6  лет

Актуальность

Жизнь человека неотъемлемо связана с природой, без взаимодействия с которой она становиться не полноценной. Благодаря природной среде  развивающийся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Летний период является благотворным временем для  укрепления  детского здоровья, обогощения двигательного опыта,  накопления  познавательных знаний о прекрасном природном окружении и умении ценить и любить его. Дошкольный туризм  позволяет объеденить воспитательно-образовательные, оздоровительные задачи, и реализовать их в разных организационных формах детско-взрослой деятельности.   Такая форма работы позволит приобщить старших дошкольников,  родителей и педагогов  к здоровому образу жизни,  через ознакомление с элементами туризма.

Цель проекта: формирование простейших туристических навыков у дошкольников, через организацию активной детско-взрослой деятельности   в летний период.

Задачи:

Направленные на развитие детской деятельности:

* расширять объем знаний дошкольников: ОБЖ, туризму,  краеведению,   по физической культуре;

* продолжать формировать привычку здорового образа жизни;

* развивать координационные способности и выносливость, как основу физической подготовленности

дошкольников (учиться простейшим упражнениям туристического многоборья, выполнять двигательные задания на ориентировку в пространстве);

*обогащать  нравственно - волевые качества  дошкольников, через заботливое отношение к природе, людям, своей малой Родине.

Направленные на работу с родителями:

      *формировать межличностные,   дружеские отношения между дошкольниками и родителями  

        воспитанников,    в процессе игровой туристической деятельности;

       *повышать мотивацию родителей к ЗОЖ, передавая личный опыт дошкольникам;

       *способствовать выработке    духовно-патриотических чувств   нравственных качеств,  в процессе  

        совместной деятельности.

 Направленные на работу с педагогическим коллективом:

      *побуждать сотрудников к систематическому ведению ЗОЖ, средствами физического воспитания;

      *обогащать знания о различных видах туризма, через участие в совместных видах деятельности;

      *воспитывать взаимоуважение, к участникам образовательного процесса.

Проект реализуется в 3 этапа.

Первый этап – подготовительный. В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта. Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, изготовление дидактический игр и пособий, анкетирование, мониторинг ЗУН дошкольников.

Второй этап - основной. В задачи данного этапа входит реализация основных видов реализации по направлениям проекта: туристические прогулки, спортивные праздники, беседы, чтение художественной литературы, изготовление совместных модулей, схем-игр и т.п. Реализация основного этапа проекта представлена в виде таблицы, в которой указаны формы и сроки проведения мероприятий,   отражающие фрагменты проекта, представлены адреса сайтов, которые использовались или будут использоваться в процессе реализации проекта.

На третьем,-  заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта для родителей, выпуск газет для родителей.

В ходе работы над проектом предполагаются следующие результаты:

Расширение знаний детей о туризме, закрепление правил соблюдения безопасности в туристическом походе, сформированность умений необходимых в туристическом походе (что взять с собой в поход, туристические снаряжения, умения пользоваться компасом), знания о представителях растительного и животного мира родного края, создание мини-музея «Туристическое снаряжение», увеличение двигательной активности детей, способность   ориентированию на местности с помощью знаков, бережное отношение к своему здоровью.

Цель: формирование простейших туристических навыков.

Задачи:

1. отрабатывать навыки правильного и безопасного поведения в природе,

2. формировать познавательный интерес,

3. отрабатывать навыки ориентировки в пространстве, ловкость, быстроту,

4. воспитывать чувство коллективизма.

Предварительная работа: разучивание речевки, беседа о правильном поведении на природе, выбор капитана, придумать название команды.

Материалы: аптечка, питьевая вода, покрывала, палатка, предметы для эстафеты «Что возьмем с собой в поход», карта маршрута, ведерки, кастрюльки, маленькие стаканчики, шнуры, колокольчики, веревки, прищепки, фотоаппарат, спальный мешок.

Участники похода: педагоги, дети, родители.

Ход:

Воспитатель  вызывает капитанов команд и объявляет задание:

Эстафета «Что возьмем с собой в поход». В нескольких метрах от них на пледе разложены различные предметы – как необходимые в походе, так и совершенно не нужные: свисток, фонарь, компас, бутылка с водой, кружка, ложка, чашка, фотоаппарат, продукты, карта, спальный мешок, пенка, спортивные гантели, конструктор и др. Капитаны по очереди подбегают к ним, выбирают необходимый для похода предмет, возвращаясь с ним, передают эстафету следующему. По окончании игры   воспитатели  проверяют правильность выполненного задания, уточняют, для чего нужен тот или иной предмет.Главное правило – в поход берем только то, что необходимо, а не то, что вероятно пригодится.

После того, как все вещи собраны, начинаем движение по маршруту.

Во время следования ребята вспоминают речевку туриста:

- Кто шагает с рюкзаком?

- Мы туристы!

- Кто со скукой не знаком?

- Мы туристы!

- Эй, ребята, тверже шаг!

- Что турист берет в дорогу?

- Песню, ложку и рюкзак!

Прибыв в конечную точку маршрута, туристы организовывают привал.

Воспитатель  предлагает детям вспомнить правила поведения в природе:

- не ходить в лес без взрослых,

- не кричать,

- не срывать незнакомые грибы, ягоды,

- не ломать ветви деревьев и кустарников,

- не выдирать цветы с корнем,

- не разорять муравейники,

- не трогать птиц и гнезда и др.

Игра – эстафета «Походный суп».

Дети делятся на две команды. Перед каждой командой ведерко с водой, в нескольких шагах стоит кастрюлька. Первый участник команды набирает в стаканчик воду и несет ее в кастрюльку, возвращается и передает его следующему участнику.

Игра «Точный глазомер» - участникам предлагается на глаз определить сколько шагов до куста. Затем ответы проверяются. Победители получают звание «Острый глаз».

Игра в слова.

Используются слова растительного, животного мира. Первый ребенок называет слово, второй называет слово на тот звук, на который закончилось предыдущее слово и т. д.

Игра «Дружба».

Дети встают в два круга напротив друг друга.

- Я в походе, ты в походе,

- Я веселый, ты веселый,

- Я твой друг, ты мой друг,

- Давай обнимемся.

Внутренний круг сдвигается по часовой стрелке на одного игрока, игра продолжается до тех пор, пока не обнимутся все участники.

Игра «Паутинка».

Натягивается веревка с колокольчиками. Какая команда пролезет под шнуром не задев колокольчик.

Игра «Кто быстрее».

Участники по очереди привязывают веревки, вешают прищепки на своем участке длинного шнура.

Познавательная беседа «Мусор в природе».

Очень часто туристы, отдохнув в природе, уходя, не забирают мусор, а оставляют его. И проблема не столько в том, что это некрасиво, а скорее в том, что во время разложения этого мусора, в природу выделяются токсические вещества, которые отравляют жизнь животного и растительного мира.

Итак, мусорные остатки естественного происхождения, опавшие листья, ягоды, семена, мелкие веточки, разлагаются в течение сезона и являются ценным источником минеральных веществ.

Банановая кожура разлагается полгода. Остатки костей могут пролежать до 8 лет.

Одежда из натуральных тканей, шерсть разлагаются в течение 2 лет, а вот синтетическая может пролежать до 40 лет.

У бумаги сроки разложения тоже разные. Троллейбусный билет исчезнет с лица Земли за месяц, а детский журнал пролежит около 5 лет.

Обычные доски разложатся за 4 года, а крашеные за 13 лет.

Железная банка разложится за 10 лет, а жестяная – через 90.

Пластиковые бутылки и полиэтиленовые пакеты будут лежать 100-200 лет.

Жевательная резинка может разложиться за 30-100 лет.

О чем нам говорит эта информация? Прежде чем бросить фантик, бутылку или еще какой-нибудь мусор подумайте, какой вред вы наносите природе. Соберите свой мусор! Перед уходом поставим оценки за чистоту каждой команде.

Далее дети совместно с воспитателем собирают палатку. Если поход длится несколько дней – без палатки не обойтись! Она станет вашим временным домом в лесу, защитит от насекомых и согреет. Настоящий турист умеет правильно собирать и разбирать палатку, знает, что ставить ее нужно на возвышенности, обязательно на сухом месте. Если неподалеку есть сухая трава – нужно положить ее на место, где будет стоять палатка, чтобы было теплее и мягче спать. А как вы думаете, что должно находиться внутри палатки? Там должны быть туристические пенки (коврики) и спальные мешки. Когда туристы ночуют в прохладную погоду, теплее всего они укутывают ноги, иногда даже надевают на них рюкзак, поскольку считается, что если ноги будут в тепле, все тело не замерзнет.(С детьми подготовительной группы можно собрать палатку. Остальным воспитанникам разрешается посмотреть, как она устроена внутри, лечь в спальный мешок и почувствовать себя настоящим туристом

Туристические загадки:

Он с тобою и со мнойШёл лесными стёжками,

Друг походный за спинойНа ремнях с застёжками.

(Рюкзак)

И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко. Что это?

(Палатка)

 И в тайге, и в океане. Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане,А ведёт нас за собой

(Компас)

 Он в походе очень нужен,он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить. Чай душистый кипятить

(Котелок)

 Дети приглашаются к большому, походному столу.Самостоятельная деятельность: сбор шишек, сухих палочек для изготовления поделок.

Дорога обратно в детский сад.

Участие дошкольников в проекте:через различные формы взаимодействия и вовлечения

Основные задачи проектной деятельности: оздоравливать детей, обеспечивать всестороннее физическое развитие, формировать навыки ЗОЖ у детей, родителей и педагогов.

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

На подготовительном этапе:

Опрос среди детей и родителей на тему«Кто такие туристы;

Схема-маршрут

Занятие-консультация«Правила поведения в лесу»;

Тематические занятия«Окажи медицинскую помощь в походе»;

Занятие-беседа«Мы - туристы»

Домашнее задание на темы«Предметы, необходимые в походе»«Медицинская помощь в лесу»«Что положить в рюкзак»,

«Съедобные и несъедобные грибы»«Лесные ягоды»«Насекомые».

Заключительный этап: конкурс рисунков и поделок с детьми и родителями.

На практических занятиях дети учатся складывать рюкзак, отбирать необходимые для похода вещи, оказывать первую медицинскую помощь. Дети разучивают стихи о туризме и составляют рассказы о походной жизни. В группе и на прогулке обыгрываются с детьми различные ситуации, которые могут произойти в походе.

На заключительном этапе проходит презентация проекта в виде туристического похода.

Во многом поход для детей – это игра, во время которой происходит овладение туристическим премудростям – умение найти место для привала, собрать хворост и разжечь костер. Конечно поход – это не просто обычная прогулка: необходимы заранее выбранный маршрут, намеченное место, которое должно быть достигнуто к определенному моменту времени. Походы предоставляют прекрасную возможность немного пройтись босиком. Теплый песок, камни, мягкая трава закаливают организм и предупреждают плоскостопие. А как хорошо обедают дети на природе! Детский сад готовит сухой паек для малышей. У каждого ребенка за плечами рюкзачок, в который мама положила коврик, чтобы можно было сесть, немного вкусненького и сок. С большим энтузиазмом и интересом дети участвуют в спортивных конкурсах и соревнованиях. Не забываем мы брать в поход аптечку. В аптечке должны быть вата, бинт, йод, зеленка, нашатырный спирт, перекись водорода, пластырь, мазь от укусов насекомых. И, конечно же, не забываем фотоаппарат. Снимаем интересные моменты, случившиеся в походе, занимательные явления, удивительные находки. Потом выкладываем фотографии на стенд. Из похода возвращаемся не с пустыми руками. В корзиночке несем сухие листья, интересные коряги для поделок, букеты из цветов для оформления группы. Все эти радости дарят ребенку прелесть путешествия, близости к природе, общения с друзьями и повышают защитные силы организма.

Среда --- просмотр и обсуждение мультфильмов: «Воздушное путешествие Незнайки», «Ах и Ох идут в поход»; слушание туристических песен; разучивание песни «А мы – туристы»; дидактическая игра «Что берем в поход».

Четверг --- выставка детских рюкзаков; дидактическая игра «Можно – нельзя» (правила поведения в лесу, горах); разучивание песни «А мы – туристы»; оформление плаката для мини-музея «Путешествуем всей семьей»; создание туристического мини-музея.

Понедельник --- знакомство с понятиями «турист», «карта», «компас», «маршрут», «снаряжение», «палатка», «спальный мешок»; рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, книг о путешествиях; чтение «Веселый турист» С. Михалков; сюжетно-ролевая игра «Туристы».

Вторник --- спортивные туристические эстафеты; чтение «Приключение Муравьишки» В. Бианки; беседы о семейных путешествиях; сбор с помощью родителей экспонатов и фотографий для туристического мини-музея.

Календарный план мероприятий по проекту:

 « Дошкольники – туристы » 

Тема

Форма

Задачи

Сроки проведения мероприятий

Ответственные

«Что такое туризм?»

Анкетирование среди участников ВОП

Выявить знания детей и заинтересованность родителей о  значимости и целесообразности туризма

Май

с 1.05.17г. по 15.05.17г.

Кондратьева О.А. – разработка анкет для детей и родителей

проводят анкетирование среди детей и родителей старших групп МБДОУ «Детский сад №26» 15.05.17г. 25.05.17г.

«Простейшие основы туризма»

  Донесение информации на общесадовом собрании

Познакомить родителей, участников воспитательно-образовательного процесса с задачами  и реализацией проекта

  Грибова Л.В

май

 «Знакомство с туризмом»

 Показ призентации

Познакомить детей с разновидностями туризма Выявить знания детей о туризме.

июнь

Елага.А.В

6.06.17г.

 «Что за странная вещица, за плечами волочится?»

  Мастер-класс

Учить детей пользоваться предметами туристического снаряжения

Июнь

КлопатА.В

12.06.17

Манкевич. О.Н

«Детский туризм - дело серьёзное»

 

«День туризма в моей семье»

одителей

Консультация для родителей.  

обмен опытом среди родителей «День туризма в моей семье»

(фотогазета от каждой группы)

Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, знакомить детей с родным краем, учить детей правилам безопасного поведения в природе

июнь

Разработка консультации Кондратьева О.А. 5.06.17

 «Закаливаем детей на улице»

семинар-практикум для воспитателей    

 Научить воспитателей новым формам и методам закаливания детей

июнь

Воспитатели Кревт Ю.С. Захарова Н.Н. 14.06.17

 « Здоровая дорожка»

Конкурс

 

Способствовать изготовлению «Дорожки здоровья» из экологически чистого природного материала

июнь

Положение о конкурсе Елага А.В. Дудкина М.Л. 19.06.17

«Мы – туристы»

«Путешествие в джунгли»

 Туристические походы, целевые прогулки.

КВН

Развивать двигательную активность, ловкость, смелость, выносливость

Дать представления детям о животном и растительном мире джунглей

июль

инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели 8.07.17

Н.Н. Захарова

19.07.

 «Затейники»

 Разучивание новых игр с элементами ориентирования на местности

Развивать ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений

июль

Воспитатели 18.06.17

Ступарь К.В

 «Таежный хворост»

Игра-практикум  

Познакомить детей с видами костров (шалаш, колодец, таежный)

июль

воспитатели, родители, дети 13.07.17

Н.Н. Захарова

«Вязка узлов»

Практическое занятие  -тренинг

Познакомить детей как вяжется узел, развитие мелкой моторики пальцев, познакомить с «прямым узлом»

июль

Воспитатели ст. гр. 25.07.17

 «Поиграем?»

Игры с воспитателями на свежем воздухе    с элементами туризма

июль

Дудкина Грибова

Ступарь

19.-07.17г.

 «Поиск клада»

Квест- игра

Захарова Н.Н

Игра - исследование

«Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями»

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с прибором.

периодически

Воспитатели 31.07.17

Игра- исследование

«Что такое карта?»

Вызвать интерес к рассматриванию карты, стремиться научиться её читать. Вызвать желание знать о городе умение ориентироваться по карте города Ачинска.

август

Воспитатели ст.гр. 4.08.17

Литературная гостиная

Заучивание пословиц о лесе

Воспитывать бережное отношение к природе

август

Кондратьева О.А

1.08.17г.

Плакат-загадка

«Туристы»

Развитие внимания, логического мышления

Август

Кревт.Ю.С

Ступарь.К.В

Грибова.Л.В

8.08.17

Решение кроссвордов

«Кроссворды для туристят»

Развитие внимания, памяти, мышления

Август

Жоголева.Т.А

Дудкина.М.Л

Кондратьева.О.А

14.08.17г.

Мини-музей

Выставка туристического снаряжения

Воспитывать интерес к туристическому снаряжению

Август

воспитатели ст.групп.

28.08.17г.

Работа с воспитателями Выезд в поход на турбазу «Айдашки»

Август

Грибова Дудкина 26.08.17

Выставка детских рисунков

«Если я турист!»

Выявить в рисунках у детей о том что, такое туризм и виды туризма.

Август

Кондратьева.О.А

Грибова.Л.В

Дудкина.М.Л

31.08.17г.

 

Подведение итогов.

Мониторинг по общеобразовательной программе

Образовательная область «Физическое развитие»

Ф.И.ребенка

Список используемой литературы

1. Большакова Е. Л. Мы – юные туристы / Е. Л. Большакова // Воспитатель. - 2008.- № 4 – С. 83-87

2. Бочарова Н. И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2004.- 116с.

3. Витушкина Н. А. Туризм и краеведение в детском саду / Н. А. Витлушкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79 4. Коротковских Л. Н. Методическое сопровождение краеведения в ДОУ / Л. Н. Коротковских// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2006. - № 8 – С. 71-79 5. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е издание – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – 304 с.:ил.

6. Куприна Л. С., Бударина Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно- обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений- СПб: «Детство-Пресс», 2001. – 400с, ил.

7. Интернет – ресурсы.

                                   

                                                                                                        Приложения1

   Анкета  (родители совместно с детьми отвечают на вопросы)

«Приобщение ребенка к туризму»

1. с кем ты живёшь?

2.тебе нравится ходить в поход

3.Хочешь  чаще ходить с родителями в лес, поход? (Да, нет)

4.Твои родители часто ходят с тобой в поход или в лес? ( Да, нет)

5.Знаешь, ли ты что нужно брать в поход? ( Да, нет)

6. Когда, вы ходите в лес, поход с тобой родители играют? ( Да, нет)

7. Кто с тобой чаще играет из  родителей?

8. Что ты больше всего любишь делать в походе, в лесу?

9. Часто ли вы с родителями выезжаете на природу?

                                                                                   Приложения2

 Июль 2016 г.

Вос-ль: Как здорово, что мы собрались на нашей летней площадке. Скажите, какое время года вам нравится больше всего? (лето). Ну, конечно же, лето. Все мы очень любим лето, много солнца, много света!

- Сегодня мы с вами отправимся в туристический поход. Собираясь в поход, нам нужно обсудить маршрут по карте-схеме, рассмотреть условные обозначения плана. Важно в походе чувствовать себя уверенно. И я смотрю, вы одеты как настоящие туристы: удобная одежда и обувь, головные уборы, у вас даже рюкзаки с провизией. Нельзя отправляться в путь без специального снаряжения (аптечка, запас питьевой воды, сухой паек). На пути нас ждет много интересного. Чтобы преодолеть все препятствия,  нужно быть дружными, смелыми и сильными, обязательно помогать друг другу, быть внимательными. Чтобы не потеряться, нам нужно определить путь по карте.

Дети рассматривают и обсуждают карту

- идут по маршруту на участок  и  преодолевают полосы препятствий: переправа через ручеек ( по гимнастической скамейке)

-пришли на участок: там встречают Аленушка, козленочек и старик Боровик

Вос-ль: Здравствуй, старик Боровик наш маршрут проходит через твое царство

Вы должны выполнить несколько моих заданий:

  1. Правила поведения  в походе - в лесу  (детям предлагаются карточки ,по которым они рассказывают)
  2. Назовите лекарственные растения
  3. просит оказать помощь лесным и сказочным героями (используя лесную аптечку и знания о лекарственных растениях, растущих вокруг): у Колобка солнечный удар, у других персонажах ссадины, укусы насекомых

после каждого задания старик Боровик оставляет записку-сюрприз: конфеты в разных местах участка

Вос-ль: спасибо Боровичок, нам пора отправляться дальше по маршруту, но сначала небольшой привал: попьем водички

Смотрят карту: нужно перейти болото

 

« Прыжки по кочкам»  (мелками рисуются круги, по которым нужно прыгать)

Вос-ль: ребята, посмотрите, здесь какая -то паутина, нам нужно пройти через нее.( нити натянуты на разной высоте между деревьями. (необходимо переступать через них или пролазить между ними)

Дети проходят полосу препятствий

-дети идут по маршруту к лесной опушке и вдруг выходит баба Яга

Баба Яга: Фу, фу, русским духом пахнет, кто тут явился , не запылился. Кто мешает отдыхать – горевать?

Вос-ль: Кто вы такая? Почему сердитесь?

Баба Яга: Я бабулечка –Ягулечка-красавица  (ласково)

                 Можно просто Баба Яга  (равнодушно)

Вос-ль:Мы с детьми просто идем в поход и не будем тебе мешать отдыхать. Скажи только, почему горевать?

Баба Яга:  А разве сами не видите? На моей поляне туристы отдыхали: много ели и играли

                  Мусор всюду разбросали

                  Пусть я живу в глуши, люблю порядок от души

Вос-ль: Да, правда, здесь мусора очень много. Давайте, ребята, поможем Бабе Яге его убрать.

Игра» Убери мусор - помоги лесу»

Баба Яга: Ведь полянка - чей -то дом

                   Пусть порядок будет в нем

Игра с Бабой Ягой « Грибник»:

Шел грибник лесной тропинкой

За грибами за малинкой

Шел и песню напевал:

Тара- тара-тара-там.

А сорока –белобока

На сосне сидит высоко

Громко на весь лес трещит

И грибочкам говорит:

«Чтобы не попасть в корзинку

Прячьтесь в мох и под травинку»

Баба Яга: Ух, как я  повеселилась

                 С вами, дети, подружилась

Баба Яга говорит, что у ее подруги, Кикиморы, пересохло болото и просит ей помочь

Игра «Наполни ведерко водой»

(дети набирают воду в ведерки и наполняют таз)

Баба Яга благодарит

Вос-ль: А теперь нам пора с ребятами идти дальше. До свидания.

Баба Яга: Да меня не забывайте, приходите в любой час, с радостью я встречу вас.

Дети рассматривают карту - в конце пути палатка

Вос-ль: Ребята, как вы думаете, что перед вами? Правильно, палатка, а для чего нужна палатка?

                             Привал (дети достают печенье, конфеты, поют песни)

           

Летний спортивный праздник «Туристы» совместно с родителями и детьми старшей группы

Светлана Куртыгина 
Летний спортивный праздник «Туристы» совместно с родителями и детьми старшей группы

Задачи. Дать представление о культуре здоровья и путях её развития через активный отдых; развивать крупную и мелкую мускулатуру, а так же физические качества; закреплять навыки в беге с выполнением задания; воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать интерес, потребность и осознанное отношение к физическим упражнениям; создавать условия для позитивного взаимодействия детско-родительских отношений.

Предварительная работа. Изготовление пригласительных для родителей совместно с детьми, знакомство детей с видами туризма, знакомство детей с предметами туризма, знакомство детей с игрой «Ловушка»

Атрибуты. Предметы туризма (палатки, рюкзаки, треноги, котелки, спальный мешок, компас, увеличительное стекло и т. д., муляж костра, муляж дров, 6 обручей, деревянные палки, 2 скамейки, рецепты витаминных блюд на каждого родителя, сок для детей, музыкальное сопровождение для аттракционов, музыкальный центр.

Ход праздника

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие зрители,

Дети и родители!

Праздник не простой у нас,

Он у нас не в первый раз.

И сегодня в детский сад

Гости к нам не зря спешат!

Доктор.

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! Здравствуйте, взрослые! Слышал, вы собрались в поход? Хочу вас огорчить. Туристами смогут стать только самые смелые, ловкие, умелые и, конечно же здоровые ребята и взрослые.

Попрошу всех встать

И команды выполнять.

Дышите, не дышите,

Руки поднимите,

Ими покрутите, помашите,

А теперь опустите.

Пальцами пошевелите,

Друг другу спинку почешите.

Наклонитесь, разогнитесь,

Отвернитесь, повернитесь,

Встаньте прямо, улыбнитесь!

Что ж, осмотром я доволен,

Из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров

И в поход идти готов!

Чтобы туризмом заняться,

Надо нам размяться.

Если утром ты, зарядку

Делать очень ленишься, То в походе от неё

Ник4уда не денешься! Танец «Зарядка».

Доктор.

С трудной задачей

Вы справились ловко,

Есть у вас сила,

Есть и сноровка!

Каждый весел и здоров

И в поход идти готов!

Ведущий.

А что в поход с собой возьмём,

Если мы туда пойдём

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите не зевайте!

Называю я предмет,

Он подходит или нет?

Если «да» - в ладоши хлопни.

Если «нет» - ногою топни.

Только пол не провали.

Всё понятно? Раз, два, три!

Котелок, утюг, расчёска,

Пылесос, сачок и соска,

Вездеход, бинокль, духи,

Две засушенных блохи,

Носовой платок, подушка,

Ласты, мяч, коньки и клюшка,

Молоток, верёвка, нож,

Ну, а соль с собой возьмёшь?

Спички, гвозди, сала шмат-

Вот и собран наш отряд.

Ведущий. Рюкзак у нас собран, пора и в путь отправляться.

Где бронепоезд не пройдёт,

Танкист на танке не промчится,

Турист всегда тропу найдёт,

И ничего с ним не случится.

Дремучий лес стоит на пути,

Трудности нас ждут на пути. (Игра «Ловушка». Взрослые встают парами взявшись за руки. Дети пробегают под воротиками. По сигналу воротики закрываются, пойманные встают вместе со взрослыми. В конце отмечают самые большие ворота).

Ведущий.

Молодцы, старались,

Трудностей не испугались. Самое главное в походе — держаться вместе и всегда быть готовыми прийти на помощь друг другу. А кто скажет, какие виды туризма бывают? (автотуристытуристы — лыжникивелотуристы, водные туристы, пешие туристы)

Ведущий.

Очень не легки наши рюкзаки,

Мы по мостику идём,

И ничуть не устаём. (аттракцион «Пройди по мосту с рюкзаком».Дети и взрослые двумя колоннами проходят с рюкзаком по скамейке)

Ведущий.

Сильными и ловкими вы оказались,

Видела, как все старались

С рюкзаками тяжёлыми шли.

Вот и речка на пути. (аттракцион «Лягушка-путешественница». Двое взрослых держат палку, ребёнок хватается за палку и взрослые несут его до ориентира и обратно — 2-я колоннами)

Ведущий.

Много трудностей вас ждёт на пути,

Кочки и поваленные деревья

Не дают нам пройти. (аттракцион «Заросли». Взрослые встают парами со сцепленными руками. Дети пролезают через «заросли»).

Ведущий.

Наш костёр вовсю дымится,

Дыма облако клубится.

Сделать нам пора привал,

Чтобы каждый отдыхал. (аттракцион «перенеси дрова» (по типу «разложи-собери)

Ведущий.

У костра вы отдыхайте,

Да загадки отгадайте.

Загадки.

В кармане моём

Замечательный друг,

Он знает, где север,

Он знает, где юг.

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой,

Умещается в кармане,

А ведёт вас за собой (компас)

Он в походе очень нужен,

Он с кастрюлей очень дружен.

Можно в нём уху варить,

Чай душистый кипятить (котелок)

На привале нам помог,

Суп варил, картошку пёк.

Для похода он хорош,

А вот в группу не возьмёшь(костёр)

Мы лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (муравейник)

Ведущий. Туристы любят шутки, смех!

Пусть дождь в палатки к нам стучится.

И если вас завалит снег,

С пути стараемся не сбиться. (игра «Погода»)

Ведущий.

Вот и закончился наш весёлый турпоход.

Славно мы повеселились,

Очень крепко подружились.

Поплясали, поиграли,

Все вокруг друзьями стали.

Со спортом дружите,

В походы ходите,

И скука вам будет тогда нипочём.

Вот праздник закончен, и вам мы желаем

Здоровья, успехов и счастья во всём!

Вас за смелость уважаем, всем награды присуждаем (Доктор вручает родителям рецепты витаминных блюд, дети награждаются соком).

Доктор.

Всем родителям известно,

Что детям соки пить полезно.

Чтоб простуда ль, кашель, грипп ли,

Никогда к ним не прилипли.

Пейте соки разные-

Здоровье будет классное!

                                                

Консультация для родителей

«Детский туризм – дело серьезное»

Планируя, проведения отдыха в выходные  дни происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю. Сочетая все основные составляющие полноценного отдыха (двигательной активности, благотворно воздействуют природные  факторы, познавательности, разнообразия впечатлений, общения с новыми людьми и т.п.) делая туризм одной из самых привлекательных и полезных форм проведения выходных дней и отпуска. Семейные туристические походы любят все, к тому же они оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной деятельности. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьбы, бега, прыжков, передвижений на велосипеде, и тд.) способствует совершенствованию такого ценного оздоровительного качества, как выносливость. Именно это качество в сочетании с закаливанием обеспечит формирование механизмов эффективной профилактики массовых сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний. Кроме того,  походы способствуют укреплению и сплоченности  семьи, формируют у детей важнейшие нравственные качества, развивают любознательность, приобщают к удивительному миру природы,  любовь к родному краю, воспитывая к ней бережное отношение ко всему окружающему миру. Совместные походы и поездки расширяют кругозор дошкольника, формируя первичные представления об истории родного края, традициях и культуре города. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, участвуют в общем деле, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают. С приобретением опыта походной жизни у дошкольников формируются первоначальные навыки выживания в природной среде (умение ориентироваться на местности, разбить лагерь, разжечь и затушить костер, приготовить еду, оказать первую помощь пострадавшему и др.). У дошкольников воспитываются самостоятельность, организованность, сплоченность, развивается сила воли. Таким образом, семейный отдых в выходные и отпускные дни в форме туристических прогулок и походов имеет целый ряд компонентов: физкультурно-оздоровительный, социально-коммуникативный, эмоционально-психологический, эстетический, познавательно-исследовательский. Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с трех- четырехлетнего возраста. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия. Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. И уже после того, как дети приобретут элементарные знания и некоторые туристские умения, их можно брать в двух- и многодневные походы.

Обычно в походах выходного дня ставятся следующие цели:

1. оздоровительные (закалка, получение запаса бодрости и работоспособности, эмоционально-психологическое оздоровление);

2. спортивно-тренировочные (повышение спортивной квалификации, физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий, тактике действий в экстремальных ситуациях.)

3. познавательные (изучение родного края, знакомство с его историческими и природными достопримечательностями);

4. развлекательные (игры, лотереи, соревнования, конкурсы по варов, знатоков природы, музыкальные и т.п.);

5. практические (сбор грибов, ягод, орехов, ловля рыбы);

6. эстетико-романтические (художественно-творческая деятельность на природе: рисование, сочинительство и т.п., встречай общение с друзьями). Программа похода должна быть составлена с учетом мнения большинства, а также интересов и возможностей детей.

Новички в туризме выбирают первую, вторую и последнюю разновидности. Семьи со стажем — велосипедные и водные, в которых необходимы как специальное снаряжение, так и техническая подготовка. Для однодневной туристической прогулки не нужно большого перечня специального инвентаря. Вес всей поклажи должен составлять не более 300-400 г (сменные шорты, панама, мягкая игрушка и т.п.). Для старшего дошкольника и младшего школьника лучше приобрести хороший рюкзак, который прослужит не одному поколению и будет передаваться по наследству как реликвия.

Существует множество видов рюкзаков:

абалаковский, анатомический, велосипед ный и т.п. Лучше всего подобрать для ребенка станковый рюкзак. Он легко регулируется в зависимости от возраста и параметров тела, а его особая конструкция позволяет переносить все возрастающие тяжести без особой нагрузки на плечевой пояс. Станок дает возможность выправить осанку у сутулых детей. За счет выдвигающегося клапана можно увеличить объем рюкзака почти вдвое. Система ремней-затяжек позволяет быстро и накрепко упаковать багаж. Родителям следует научить ребенка заботиться о сохранности и чистоте личного снаряжения, участвовать в его ремонте и украшении. Вес рюкзака с содержимым для ребенка 5-6 лет должен составлять 1-1,5 кг, 7- 8 лет — до 2-3 кг. Безусловно, многие физически подготовленные дети могут переносить более значительные тяжести, однако при этом ребенок будет быстро уставать, снизится темп ходьбы, он перестанет замечать достопримечательности, реагировать на слова и переключится только на свои ощущения. Поэтому не следует забывать об еще не окрепшем позвоночнике и позволять устанавливать рекорды по весу переносимого груза. В противном случае через 40-50 минут ходьбы малыш сам откажется от этой затеи и придется на ходу разгружать рюкзак упрямого туриста. Работоспособность и здоровье туриста зависят также от правильной укладки рюкзака. Надо так уложить вещи, чтобы, с одной стороны, было легко в любой момент найти нужную вещь, с другой — чтобы никакие твердые предметы не упирались в спину ребенка. Поэтому вдоль спины укладываются мягкие вещи, а с наружной стороны — игрушки, книги. Посуда, предметы гигиены, компас могут располагаться в задних и боковых карманах. Для организации отдыха родителей и детей во время коротких и длительных привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Длина его должна быть не меньше роста человека, чтобы можно было обеспечить отдых позвоночнику и ногам во время привалов, а также использовать на ночевках, а вот ширина — не более 60-70 см. Наиболее распространенным видом туристических ковриков является пенополиуретановый — сокращенно «пенка». Положенная на снег или на мокрую землю, она не даст замерзнуть за счет большого количества микропор с воздухом. Сложенная в рулон, она надежно крепится ремешками к рюкзаку туриста и очень легка в переноске. Совсем юным туристам (2-4-х лет) для ночевки в палатке подходит надувной матрац. Следующим этапом в подготовке к походу является подбор обуви и одежды для ребенка и взрослых членов семьи. Основной принцип, которого необходимо придерживаться в этом вопросе, — одежда должна быть не по сезону, а по погоде. Однако необходимо учесть не только состояние погоды (силу ветра, температуру, влажность воз духа) на момент начала похода, но и возможность ее изменения, особенно в случае многодневного похода. Обувь ребенка должна быть разношенной (на 1 размер больше), удобной, позволяющей вставить войлочную стельку и надеть два носка — хлопчатобумажный и шерстяной, что способствует теплообмену. Это могут быть кроссовки, кеды. Самым лучшим вариантом являются кожаные туристские ботинки, особенно если намечается поход по горной местности или в сырую прохладную погоду. Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но даже летом, если запланирован поход в лес, не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов, царапин и прочих неприятностей. В прохладную по году рекомендуется иметь ветровую куртку — анорак (надеваемую через голову, с короткой застежкой — молнией, переходящей в капюшон). Может быть использована обычная куртка-ветровка от спортивного костюма и аналогичные брюки. В зимний период — это комбинезон для мальчиков, куртка с капюшоном и брюки на двойном синтепоне для девочек. Время выхода в поход обычно согласуется с движением транспорта (рейсового автобуса, пригородной электрички и т.п.), но всегда предусматривается в утренние часы. Наиболее сложным для многих семей является вопрос определения физической нагрузки для детей во время движения по маршруту. Ответ не может быть однозначным, так как это зависит от возраста детей, их состояния здоровья, уровня физической подготовленности, индивидуальных возможностей, сложностей ландшафта и многих других факторов.  Однако существуют определенные нормативы, сориентированные на физически нормально развитого ребенка. Так, считается, что общая протяженность маршрута для детей трех-четырех лет может составлять от 3-4 до 5-6 км, для детей пяти-шести лет -10 км. Зная своего ребенка, родители без труда определят соответствие характера физической нагрузки его возможностям. Обычно первыми признаками утомления являются вопросы типа «Когда мы придем? », «Долго еще идти? », капризы детей. При этом нет необходимости сразу приостанавливать движение, надо просто переключить внимание ребенка на другие объекты, поиграть в словесные игры, загадать загадки и т.п. Очень важно продумать организацию свободного времени на при вале. Опыт многочисленных туристских семей подтверждает, что поход надолго остается в памяти взрослых и детей, если он превращается в веселый совместный праздник, полный шуточных игр и аттракционов. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные по силам команды из детей и взрослых и организовать игры-эстафеты, соревнования, на поляне Тщательно продумывая организацию похода, следует предусмотреть время на самостоятельные игры детей, их творческую деятельность и общение друг с другом. В поход можно взять фломастеры и краски с мольбертом и предложить ребенку запечатлеть в рисунке запомнившийся пейзаж. Если ребенок любит мастерить, то рекомендуется взять с собой пластилин, с помощью которого создаются диковинные поделки из природного материала (желудей, шишек, коряг, листьев). А вечером, когда стемнеет, все собираются у костра, где можно услышать сказочные истории из жизни лесных обитателей и смелых путешественников, о добре и зле. Здесь воспитывается любовь к песне и поэзии. Иногда можно устраивать маленькие концерты, участниками которых могут быть и самые младшие. Содержание деятельности детей и взрослых на привале должно быть согласовано с возможностями ребенка, чтобы не вызвать у него физического и психического переутомления.  Дневной сон, организованный в палатке или подтентом, поможет сохранить силы ребенка, обеспечит отдых, так необходимый для легковозбудимых детей. Особенно важно следовать этому требованию в многодневных походах и в жаркие дни. Если с первого дня будет установлено такое правило, то требования родителей не вызовут отрицательных реакций, а будут восприниматься как должное. Время и способ возвращения домой планируется заранее, и оно должно произойти засветло. Если участникам похода предстоит пройти достаточно большое расстояние, то прокладывается кратчайший маршрут.

                                                                                           Приложения3

Вопросы к кроссворду

По вертикали:

1. Получение белков, жиров, углеводов

2.Время, когда можно «вытянуть ноги»

3. Походная кастрюля

4. Направление похода

5.По нему переходят реку

6.Без него туристу просто нельзя

7. Чем больше дров, тем ярче

8. Он всегда укажет правильное направление

9. Приспособление для натягивания переправы

10. Туристическая «вылазка»

 По горизонтали:

10. Ее натягивают над пропастью

11. Угол между плоскостью меридиана точки наблюдения и вертикальной плоскостью

12. Начало соревнований

13. Любитель ходить в походы

14. Место для ночлега

15. Туристический «чемодан»

16. Туристический лагерь

Ответы: По вертикали: 1-обед, 2- привал, 3 - котелок , 4 - маршрут, 5- мост, 6-юмор, 7- костер, 8- компас, 9- карабин, 10-поход

По горизонтали: 10-переправа, 11- азимут, 12- старт, 13-турист, 14-палатка, 15 -рюкзак, 16- бивак

                                                                                            Приложения4

Словарь терминов 

Деятельность – Занятие,

труд. Знаток – Человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь.

Краеведение – Изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических и этнографических особенностей.

Маршрут – Путь следования.

Перекус – Наскоро закусить.

Привал – Остановка в пути для отдыха, а также место такой остановки.

Рюкзак – Заплечный вещевой мешок с карманами.

Слёт – Пребывание на одно место с разных сторон. Массовое собрание прибывших из разных мест членов каких-нибудь коллективов.

Топографические знаки – знаки, которые используют для обозначения поверхности и взаимного расположения отдельных пунктов местности.

Туризм – Вид спорта – групповые походы, имеющие целью физическую закалку организма.

Турист – Человек, который занимается туризмом, совершает туристические путешествия. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туристы

Сценарий интерактивного театрализованного представления экологической направленности...

Туристы

Сценарий интерактивного театрализованного представления на экологическую тему....

Первый турпоход туристят с/к "Мы - Туристы"

17.03.2014 прошёл первый поход за пределы детского сада. Комбинированный турпоход (часть пути на автобусе и вторая часть пеший маршрут). Во время похода соблюдались все правила безопасности для жизни ...

Турист - квест «Школа настоящих туристов»

Сценарий туристического похода для воспитанников старшего дошкольного возраста....

Фестиваль туристов "Привет, туристы!"

Туризм в детском саду тема не новая, но всегда актуальная. Дети с родителями часто путешествуют на автомобилях, пешком, иногда в лес с палатками. Жизнь туристов полна приключений, новыми событиями, эм...