План работы по самообразованию
материал на тему

Аминева Гульфия Рашитовна

План самообразования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_amineva.docx41.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №38 «домовенок»

План работы по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования»

Воспитатель 1 квалификационной категории

 Аминева Гульфия Рашитовна


Тема: «Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования»

Образовательная областьХудожественно-эстетическое развитие

Направление: изобразительная деятельность

Вид деятельностирисование

Воспитатель: Аминева Г.Р.

Дата начала работы над темой: 2015-2016 уч. г.

Предполагаемая дата окончания работы: 2017-2018 уч. г.

Цель:

1. Изучить нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей.

2. Формировать умение применять полученные знания о средствах изобразительной деятельности в собственном творчестве детей.

3. Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками.

4. Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности.

5. Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

Задачи художественно-эстетического развития

-Приобретение теоретических знаний:

-Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.

- Развитие интереса к мировой художественной культуре.

-Формирование потребности в красоте. Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.

-Формирование практических умений: Развитие творческих способностей. Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству. Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

- построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;

- формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства; ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города;

- приобщение к работе родителей; посещение выставок, концертов, экспозиций; если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);

-создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления; организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения

-разработать перспективный план работы с детьми.

-оформить в группе центр «Наше творчество»

-подготовить мастер - класс для педагогов на тему«Нетрадиционные техники рисования»; выступление на педагогическом совете.

Предполагаемый результат:

- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Форма самообразования: индивидуальная.

Приёмы и методы эстетического воспитания Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников

Таблица: приёмы художественно-эстетического развития дошкольников

Наглядные

Словесные

Практические

  • Наблюдение;
  • визуальное обследование предметов;
  • рассматривание образца;
  • изучение картин, репродукций и иллюстраций;
  • демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями);
  • анализ детских работ;
  • игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации).
  • Ситуативный разговор;
  • метод сравнения картин;
  • искусствоведческий рассказ, художественное слово;
  • символическое моделирование;
  • использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки);
  • указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам;
  • игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии).

 Отрабатывание формообразующих движений рукой;

  • доведение движений до автоматизма;
  • работа на черновиках.

Методические рекомендации

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

Формы проведения

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

• рисование пальчиками;

• оттиск печатками из овощей, пробки, бумаги (штампы).

• рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

• тычок жесткой полусухой кистью.

• печать поролоном;

• печать пробками;

• восковые мелки + акварель;

• свеча + акварель;

• отпечатки листьев;

• рисунки ладошкой;

• рисование ватными палочками;

• волшебные веревочки.

Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания 

Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности: Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.

Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика

Вид деятельности

Характеристика

Изобразительная деятельность

Рисование

Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.

Лепка

В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.

Конструирование и аппликация

Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.

Результат реализации: выставка детских работ в нетрадиционных техниках. Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация по теме.

Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования в 2018-2019 уч. г.

Актуальность:

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения.

На современном этапе развития образования в целом и дошкольного образования в частности всё чаще у педагогов возникает потребность найти универсальную образовательную модель, с помощью которой становится возможным включение в изобразительную деятельность любого ребёнка независимо от его индивидуальных особенностей, что в конечном счёте способствует его социализации в микросоциуме группы.

Детское изобразительное творчество требуется от образовательной организации условий, в которых ребёнок с одной стороны осваивает под руководством воспитателя некоторые культурные действия по освоению этого вида деятельности, а с другой стороны – должен иметь возможность организовать своё творческое пространство для самостоятельной деятельности и творческого эксперимента. Для налаживания функционального взаимодействия этих направлений, поиска универсальной технологии образовательной программы по изобразительному творчеству и ведутся поиски эффективной педагогической технологии.

Сегодня в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 г.) я стремлюсь организовать образовательную среду с учётом целевых ориентиров, одновременно являющихся индикаторами оценки качества художественного образования дошкольников. В этом и состоит уровневый, а не подход к освоению дошкольниками изобразительной деятельности, не общие возрастные возможности, а индивидуальный темп овладения детьми художественным инструментарием и приобщения их к искусству. Такой подход индивидуализирует образование, так как ранее принятые критерии оценки потенциала детей, ориентированные по возрасту, слишком условны и неоднозначны в своих характеристиках.

В связи с этим педагоги пытаются в новых условия работы решить несколько основных проблем:

1. каким направлениям в изобразительном творчестве отдать приоритет, на что акцентировать деятельность, чтобы обеспечить развитие потенциала каждого ребёнка?

2. каким техникам обучать детей, чтобы поспособствовать приобщению детей к искусству, не лишив детское творчество непосредственности, не доходя при этом до усреднённого примитивизма?

3. какая педагогическая технология сможет обеспечить эффективное взаимодействие традиционного и инновационного в изобразительной деятельности дошкольников?

Рассматривая концепцию детского творчества в дошкольный период, можем сказать о том, что работа воспитателя в младшей группе сводится к созданию эстетических архетипов, как предпосылок изобразительной деятельности.

Эстетические архетипы – это спонтанно складывающиеся образы в бессознательной сфере ребёнка, которые он способен осознать и выразить только при наличии стимулирующих факторов.

Архетипы детского сознания позволяют не только воспринимать предметы и явления окружающего мира, но и оценивать их. С другой стороны, архетипы представляют собой индивидуальную форму восприятия ребёнком окружающего мира. Эти множественные мыслеобразы лишь в сочетании с художественными эталонами позволяют ребёнку сформировать индивидуальные черты художественного образа в своём произведении.

Самореализация ребёнка в творчестве зиждется на нескольких «китах», наиважнейший из которых – овладение детьми системой сенсорных эталонов. На мой взгляд, возраст младшей группы, как раз предполагает к активной работе именно в этом направлении. Главными задачами своей работы по этому направлению на этот учебный год я определила:

1. обучение детей системе сенсорных эталонов;

2. обучение детей системе техник в рамках учебного плана (традиционные техники) и плана по самообразованию (нетрадиционные техники) ;

3. развитие речи как инструмента сенсорного познания и анализа;

4. развитие эмоционального восприятия, воображения, фантазирования, творчества.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Внимания и усидчивости;

- Мышления;

- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативысамостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Для развития творческих способностей детей я планирую использовать в младшей группе ДОУ следующие способы нетрадиционного рисования:

1. Рисование пальчиками — нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовать гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.

2. Рисование ладошкой- нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка.

Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.

3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) — нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание края смоченным краской слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска. В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы. Часто штампы вырезают из овощей.

4. Кляксография – цветная клякса из краски наносится на бумагу (выдувание через трубочку, с помощью кисточки, пальца, растекание по бумаге). Высушивается и дорисовывается до намеченного образа.

5. Рисование акварелью по соли – достаточно сложная для малышей, редкая техникаПланирую обучение на индивидуальных занятиях. Заключается в нанесении рисунка клеем ПВА, засыпание рисунка пищевой солью. Затем заготовка высушивается. Рисунок раскрашивается акварельными красками кистью или пипеткой. Получается необычайно декоративная работа.

Перед началом занятия следует подготовить рабочее место.

На столе должно быть самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями) - лист бумаги и одна краска для каждого ребенка. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не пачкать краской стол, одежду) можно предлагать несколько красок

В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовать: игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры.

Календарный план работы на 2015-2018 гг

п/п

Сроки выполнения

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

подготовительная группа

Работа с родителями

1

Сентябрь

«Тарелочка»,«Шарф для кошки», «Лесенка» «Грибок» «Автобусные билетики»

«Флажок» «Самолёты летят», «Ваза с фруктами» «Осенняя крона»

«Наша улица», «Светофор», «Фигура птицы», «Рыбки в аквариуме»

«Золотая осень», «Птица в движении», «Осенний лес»

1.Родительское собрание «Нетрадиционные техники рисования»

2.Советы родителям: «Экскурсия в лес, парк» (подготовить материал для нетрадиционных техник рисования-листочки, веточки, шишки, мох).

2

октябрь

«Снежная улица», «Овощи и фрукты» «Флажки для праздника»

«Листопад», «Пирамидка»

«Осенний натюрморт», «Рябиновая ветка «Фигура животного», «Машины едут по дороге»

Комнатное растение», «Животное в движении», «Сказочный цветок»

1.Оформить папку-раскладушку: «Советы родителям по работе с краской»

3

Ноябрь

«Баранки и калачи», «Мячик» «Оладьи», «Салфетка для стола»

«Аквариумные рыбки», «Неваляшки»

«На дне морском», «Фигура человека»

«Иллюстрации к сказке», «Человек в движении»

1.Организовать конкурс среди родителей на самую лучшую снежинку: «Серебристая снежинка»

4

Декабрь

«Лоскутное одеяло», «Сосульки»

«Ёлочка», «Бусы на ёлку», «Закладка для книги»

«Поздравительная открытка»

«Мозаичный узор»

1.Консультация «Детское творчество в условиях семьи»

5

Январь

«Баранки и рогалики»

«Зимний лес», «Мостик» «Домик», «Танк»

«Метель»,

«Петушок и его семья»

«Национальный костюм», «Домашние животные», «Дикие животные»

1.Консультация: «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту»

6

Февраль

«Дорожки», «Витамины», «Самолётик

«Уточка» «Заяц», «Снеговик»

«Девочка с мячом

Портрет друга», «Сказочный персонаж»

1.Помощь родителей в оснащении и оборудовании материалом ИЗО центра в группе.

7

Март

«Солнышко», «Цветы для мамы»,

«Снеговик», «Зимний сад»

Портрет мамы», «Выдуманное животное»

«Выходные в нашей семье»

Аппликация с помощью родителей.

8

Апрель

«Лодки на реке» «Заборчик» «Ручейки»

 «Гжель» «Посуда для куклы»

«Космос», «Поезд», «Сказочная птица»

«Закладка для книги»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Консультация «Насколько важно читать ребёнку»

9

Май

«Божьи коровки». «Миски для медведей»

«Весёлые зонтики»

«Пригласительный билет на праздник»

«Матрёшки»,«Праздничный автобус»

Консультация "Предметно-развивающая среда в художественно –эстетическом развитии

10

Июнь

«Дома на нашей улице»

«Мебель для игрушек

«Золотая хохлома» «Каргопольская игрушка»

«Жостовская роспись» «Дымковская игрушка»

Консультация «Для чего нужно развивать чувство прекрасного»

Результат деятельности:

1. Выставка детских работ в нетрадиционных техниках.

2. Самоанализ по реализации плана по самообразованию и деятельности детей.

3. Сообщение на педсовете «Отчёт о проделанной работе за 2017-2018 уч. г. Рекомендации коллегам по организации занятий по изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник рисования».

4. Презентация по теме.

Литература:

1. Погодина С. В. «Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов в рамках концепции трансформируемых эстетических архетипов» автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М.: 2016 г.

2. Акуненок Т. С. «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования» ж. Дошкольное образование. – 2010. - №18

3. Шаляпина И. А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками». ФГОС ДО. М.:ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.

4. Е. А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ».- СПб.: ООО «Издательство «Детство – пресс»», 2013, - 96 с.

5. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество». Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.

6. Поддьяков Н. Н. «Психическое развитие и саморазвитие ребёнка – дошкольника. Ближние и дальние горизонты». М.: Обруч, 2013. – 192 с.

7. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...