Программа профессионально-личностного саморазвития на тему: «Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа) на тему
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога.
Методическая тема: «Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samorazvitie_gotovaya.docx | 54.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №6 «Солнышко»
Согласована: На Педагогическом Совете Протокол № от «____» _____________2018г. | Утверждаю: Заведующий Е.Ф. Пересыпина от «___» ___________ 2018г. Приказ № ______________ |
Программа
профессионально-личностного саморазвития педагога
Рожковой Надежды Евгеньевны
на 2018 – 2019 учебные года
Методическая тема:
«Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
г. Семёнов
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)
Актуальность
В последнее время количество детей с дефектами речи, по наблюдениям специалистов, возросло в разы. А ведь речь — это не только внешне выраженное средство общения, это серьезная внутренняя работа: средство мышления и воображения, средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и в конечном итоге себя в целом.
Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся живое, эмоционально непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но и, что гораздо важнее, эмоциями и чувствами.
Вторая причина — это «дефицит концентрации» у современных дошкольников. Его симптоматика — это неспособность детей к самоуглублению, отсутствие интересов и увлечений, снижение творческой активности, нежелание занять себя чем-нибудь. Такое поведение обусловлено изменением социокультурной ситуации в нашей стране и незнанием взрослыми особенностей субкультуры современного детства: что интересует наших дошкольников, каковы их предпочтения и склонности, на каком содержании их воспитывать, в какие виды деятельности привлекать?
Нужно предлагать ребенку новые педагогические технологии, которые наполнят его жизнь интересным и полезным содержанием, помогут ему справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформировать опыт правильного сочувствующего поведения в обществе.
И здесь на помощь родителям приходим мы –работники дошкольных учреждений.
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Для ребенка игра - это мир, вселенная.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира! Театр заложит в ребенка любовь к чтению, наблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности.
Именно театр позволяет сделать жизнь наших воспитанников увлекательнее и разнообразнее, раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. В старшей и подготовительной к школе группах дети активно принимают участие в праздниках и развлечениях. Именно в них можно заметить насколько развита ловкость, координация движений. У детей с легкостью получается имитация голосов птиц и зверей. И тема театрализованной деятельности здесь неограниченна: можно активно включаться в подвижные игры, этюды, драматизации.
Значение театрализованной деятельности:
Театрализованная игра развивает следующие качества детей:
- Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазия, мышление);
- Происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает выразительными средствами общения: словесными (интонация, артикуляция, громкость произношения и др.) и невербальными (мимика, поза, жесты, пантомима);
- Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
- Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
- Позволяет формировать опыт социального поведения;
- Способствует творческому развитию личности.
Цель: создание условий для развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи для педагога:
- Проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;
- Создать (обогатить) развивающую среду, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;
- Сформировать креативное мышление и получить продукт собственного интеллектуального труда (разработать занятия, проекты работы с детьми, перспективный план труда, дидактические игры, наглядно-просветительские материалы);
- Сформировать умение прогнозировать результаты своей деятельности, подобрав и разработав материалы педагогической диагностики по данной теме;
- Приобщить родителей к совместной театрализованной деятельности с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
- Проанализировать родительский спрос по данной проблеме при помощи анкетирования и удовлетворить его;
- Повысить качество образования;
- Обобщение и внедрение собственного опыта в работу с дошкольниками, педагогами через организацию проектной деятельности, выступление на педагогическом совете, публикации в сети интернет.
Задачи для детей:
- Формировать четкую, грамотную речь, активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь и монологическую формы речи;
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков;
- Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций;
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
- Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми, воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.
Предполагаемый результат для детей:
- Приобретение речевых навыков: пополнение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи;
- Умение владеть навыками выразительной речи, умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
- Полноценное развитие всех сторон речи детей: диалогической и монологической;
- Проявлять интерес и желание к театральному искусству;
- Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
- Умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
- Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;
- Обогащение театрального уголка.
Формы работы:
- индивидуальная
- групповая
Для качественного усвоения материала используются следующие формы:
- Игра;
- Инсценировка и драматизация;
- Объяснение;
- Показ;
- Личный пример;
- Беседы;
- Обсуждения;
- Просмотр видеофильмов;
- Разучивание произведений устного народного творчества.
Средства:
- Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);
- Литературные произведения, иллюстрации;
- Разные виды театров – настольный театр ложек, пальчиковый театр, театр масок, плоскостной, театр Би-Ба-Бо, театр кукол из перчаток, магнитный театр и др.
Реализация программы:
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 2018-2019 учебный год.
Форма отчета по проделанной работе:
- Презентация по теме.
- Доклад
Используемая литература:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.«ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)
3. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
4. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2015.
Интернет ресурсы:
http://www.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...
План работы по самообразованию на 2016-2017уч. год по теме «Дидактическая игра, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель, задачи и сам план работы по самообразованию по данной теме...
Консультация на тему: "Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! Для младших школьников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с к...
Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...
Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...
Использование теневого театра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие речи у дошкольников старшего возраста через использование в деятельности теневого театраЗадачи:1. Сделать дидактическое пособие «Теневой театр» и познакомить детей с н...
Выступление Тема по самообразованию_ «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» 2020-2021 год
Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста...