Программа профессионально-личностного саморазвития на тему: «Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Рожкова Надежда Евгеньевна

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога.

Методическая тема: «Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorazvitie_gotovaya.docx54.09 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №6 «Солнышко»

Согласована:                                                                                                                          На Педагогическом Совете                                            Протокол №                                                     

от «____» _____________2018г.                                      

Утверждаю:

Заведующий  Е.Ф. Пересыпина

от «___» ___________ 2018г.

Приказ № ______________

Программа

профессионально-личностного саморазвития педагога

Рожковой Надежды Евгеньевны

на   2018 – 2019 учебные года

Методическая тема:

«Театр - как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста».

г. Семёнов

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира
детей…”
(Б. М. Теплов)

Актуальность

    В последнее время количество детей с дефектами речи, по наблюдениям специалистов, возросло в разы.  А ведь речь — это не только внешне выраженное средство общения, это серьезная внутренняя работа: средство мышления и воображения, средство осознания своих переживаний и чувств, своего поведения и в конечном итоге себя в целом.

    Специалисты утверждают, что виной тому становится снижающееся живое, эмоционально непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребенку участвовать в диалоге, причем не только слухом и артикуляцией, но и, что гораздо важнее, эмоциями и чувствами.

    Вторая причина — это «дефицит концентрации» у современных дошкольников. Его симптоматика — это неспособность детей к самоуглублению, отсутствие интересов и увлечений, снижение творческой активности, нежелание занять себя чем-нибудь.    Такое поведение обусловлено изменением социокультурной ситуации в нашей стране и незнанием взрослыми особенностей субкультуры современного детства: что интересует наших дошкольников, каковы их предпочтения и склонности, на каком содержании их воспитывать, в какие виды деятельности привлекать?

    Нужно предлагать ребенку новые педагогические технологии, которые наполнят его жизнь интересным и полезным содержанием, помогут ему справиться с определенными трудностями в общении с другими, сформировать опыт правильного сочувствующего поведения в обществе.

    И здесь на помощь родителям приходим мы –работники дошкольных учреждений. 

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Для ребенка игра - это мир, вселенная. 

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Ведь это не просто развлечение, а прекрасный способ познакомиться с историей, культурой, нравами, обычаями народов мира! Театр заложит в ребенка любовь к чтению, наблюдению и творчеству. Это одно из лучших подспорий в воспитании нравственности.

    Именно театр позволяет сделать жизнь наших воспитанников увлекательнее и разнообразнее, раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. В старшей и подготовительной к школе группах дети активно принимают участие в праздниках и развлечениях. Именно в них можно заметить насколько развита ловкость, координация движений. У детей с легкостью получается имитация голосов птиц и зверей. И тема театрализованной деятельности здесь неограниченна: можно активно включаться в подвижные игры, этюды, драматизации.

Значение театрализованной деятельности:

Театрализованная игра развивает следующие качества детей:

  1. Способствует общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазия, мышление);
  2. Происходит обогащение словарного запаса, ребенок овладевает выразительными средствами общения: словесными (интонация, артикуляция, громкость произношения и др.) и невербальными (мимика, поза, жесты, пантомима);
  3. Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
  4. Улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
  5. Позволяет формировать опыт социального поведения;
  6. Способствует творческому развитию личности.

Цель: создание условий для развитие связной речи у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи для педагога:

  1. Проанализировать учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме;
  2. Создать (обогатить) развивающую среду, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;
  3. Сформировать креативное мышление и получить продукт собственного интеллектуального труда (разработать занятия, проекты работы с детьми, перспективный план труда, дидактические игры, наглядно-просветительские материалы);
  4. Сформировать умение прогнозировать результаты своей деятельности, подобрав и разработав материалы педагогической диагностики по данной теме;  
  5. Приобщить родителей к совместной театрализованной деятельности с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
  6. Проанализировать родительский спрос по данной проблеме при помощи анкетирования и удовлетворить его;
  7. Повысить качество образования;
  8. Обобщение и внедрение собственного опыта в работу с дошкольниками, педагогами через организацию проектной деятельности, выступление на педагогическом совете, публикации в сети интернет.

Задачи для детей:

  1. Формировать четкую, грамотную речь, активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь и монологическую формы речи;
  2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
  3. Улучшать дикцию, тренировать точное и четкое произношение гласных и согласных звуков;
  4. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций;
  5. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
  6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности;
  7. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми, воспитывать доброжелательность и контактность в отношении сверстников.

Предполагаемый результат для детей:

  1. Приобретение речевых навыков: пополнение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи;
  2. Умение владеть навыками выразительной речи, умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию;
  3. Полноценное развитие всех сторон речи детей: диалогической и монологической;
  4. Проявлять интерес и желание к театральному искусству;
  5. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность;
  6. Умение владеть своими чувствами, держатся уверенно перед аудиторией;
  7. Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества;
  8. Обогащение театрального уголка.

 Формы работы:

- индивидуальная

- групповая

Для качественного усвоения материала используются следующие формы:

- Игра;

- Инсценировка и драматизация;

- Объяснение;

- Показ;

- Личный пример;

- Беседы;

- Обсуждения;

- Просмотр видеофильмов;

- Разучивание произведений устного народного творчества.

Средства:

- Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);

- Литературные произведения, иллюстрации;

- Разные виды театров настольный театр ложек, пальчиковый театр, театр масок, плоскостной, театр Би-Ба-Бо, театр кукол из перчаток, магнитный театр и др.

Реализация программы:

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 2018-2019 учебный год.

Форма отчета по проделанной работе:

  1. Презентация по теме.
  2. Доклад

Срок

 Мероприятие программы

Форма предоставления результата

1 этап – информационно-аналитический. 2018-2019 учебный год                                                                      Цель: изучить проблему, определить формы предоставления результатов работы.

Август 2018 г.

Разработка перспективного плана.

Программа профессионально-личностного саморазвития.

Сентябрь 2018г.

Изучение соответствующей литературы.

Самоанализ, отбор необходимой литературы.

Систематически

Разработка картотеки игр.

Проведение различных театрализованных игр.

Картотека игр по театрально – игровой деятельности для старшей группы.

Сентябрь-май

Оформление различных театров из подручного материала. Пополнение оснащения в театральный уголок необходимыми материалами и пособиями.

Оформление в театральном уголке.

Октябрь 2018 г.

Беседа: «Что такое театр».

Беседа: «Театральные профессии».

Беседа: «Правила поведения в театре».

Ноябрь 2018 г.

Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

2 этап – основной.  

Цель: внедрить в работу подготовленный материал.

Ноябрь 2018 г.

Драматизация русской народной сказки с использованием театра Би-Ба-Бо.

Показ театрализованного представления детям по сказке «Маша и медведь».

Декабрь 2019 г

Мимические упражнения

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость, гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.

Театральное представление по сказкам на новогоднем утреннике.

Январь 2019 г.

Постановка сказки с использованием пальчикового театра.

Обыгрывание сказки «Репка».

Февраль 2019 г.

Постановка сказки с использованием деревянных ложек.

Инсценировка сказки «Теремок».

Март 2019 г.

Подобрать игры - инсценировки, стихи, песни – хороводы для весеннего представления.

Апрель 2019 г.

Показ настольного театра с использованием резиновых кукол.

Показ детям сказки «Заюшкина избушка».

Апрель-Май 2019 г.

Подготовить материал о проведенных мероприятиях.

Изготовление фотоальбома: «Мы артисты». 

3 этап – заключительный                                                                                                     Цель: подвести итоги и представить опыт проделанной работы.

Май 2019 г.

Презентация о проделанной работе.

Отчет на педагогическом совете.

Работа с родителями

Сентябрь 2018г.

Разработка анкеты по выявлению отношения родителей к театральной деятельности.

Анкетирование родителей

"Театр и дети".

Систематически

Разработка практических материалов для родителей.

Буклеты, памятки, брошюры, справочные материалы.

Систематически

Разработка теоретических материалов для родителей.

Консультации, стендовая информация, публикации.

Октябрь 2018 г.

Проведение тематических консультаций для родителей.

Поручения родителям по изготовлению пальчиковых театров.

Консультация для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».    

Выставка пальчиковый театр своими руками с детьми дома.

Ноябрь 2018 г.

Советы родителям «Пальчиковая гимнастика».

Оформление буклетов

«Пальчиковые игры».

Декабрь 2018 г.

Привлечение родителей к участию на новогоднем утреннике.  

 Помощь в организации новогодних утренников.

Январь 2019 г.

Рекомендации родителям, как можно сделать кукольный театр своими руками.

Буклет «Домашний театр».

Февраль 2019 г.

Мастер - класс «Театрализованные игры».

Консультация для родителей: «Театр дома».

Март 2019 г.

Привлечение родителей к участию на весеннем утреннике.

Папка- передвижка «27 марта - всемирный день театра».

Апрель 2019 г.

Просмотр разных видов театра дома с детьми.

Консультация для родителей: «Воспитание культурных навыков, Посещение кинотеатров, театров, выставок».

Май 2019г.

Итоговое анкетирование родителей

Анкеты.

Используемая литература:

1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.«ФГОС ДО» (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

3. Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.

4. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи.2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2015.

Интернет ресурсы:

http://www.maaam.ru

http://www.nsportal.ru 

http://www.google.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!...

Консультация на тему: "Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста"

Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!    Для младших школьников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с к...

Педагогический проект старшей группы «Василёк» на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы з...

Статья на тему: "Теневой театр как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Актуальность выбранной темы  обусловлена тем, что в нынешнее время современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Наиболее остро проблема формировани...

Использование теневого театра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие речи у дошкольников старшего возраста через использование в деятельности теневого театраЗадачи:1. Сделать дидактическое пособие «Теневой театр»  и познакомить детей с н...

Выступление Тема по самообразованию_ «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» 2020-2021 год

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста...