Проект по познавательному развитию детей 6 - 7 лет "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа) на тему
Формирование у детей осознанной мотивации к учебе, позиции "будущего школьника"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skoro_v_shkolu.docx | 43.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по познавательному развитию
детей старшего дошкольного возраста
«Скоро в школу»
Актуальность:
В настоящее время актуальность темы обучения и воспитания - одна из самых первостепенных задач, стоящих перед образованием. Научно - технический прогресс, смена приоритетов, социальных ценностей, повышающиеся потребности человека, изменение статуса педагога - всё это приводит к тому, что учебный процесс требует постоянного совершенствования. Поэтому работа с детьми претерпевает коренные изменения в стратегии и тактике обучения: больше экспериментирования, больше импровизаций. Поступление в школу - качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выготский назвал кризисом семи лет. Главное, что необходимо ребёнку - положительная мотивация к обучению. По результатам опроса на начальном этапе дошкольники представляют свою будущую школьную жизнь примерно так: школьник самый счастливый ребёнок, ему купили новый портфель, форму и всякие принадлежности, он будет слушать учителя и получать пятёрки. Подобные детские надежды таят в себе опасность, потому что ребёнок воспринимает как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной. Таким образом, стала очевидным целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе. формированию умения сотрудничества со взрослыми. Практика убедила нас в необходимости в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно - развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов и социальными партнёрами.
Всю эту работу мы решили отразить в долгосрочном проекте «Скоро в школу», который поможет повысить социальную и познавательную активность детей, сформирует у них интегративные качества, необходимые для успешного включения в школьную жизнь. А так же решит немаловажную задачу подготовки родителей к новой социальной роли «Родители первоклассника»; окажет всестороннюю помощь и поддержку родителям в осуществлении мероприятий при переходе детей из детского сада в школу.
Цель: Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе, позиции «будущего школьника».
Задачи:
1.Сформировать установку на преодоление школьных трудностей «Я все смогу». Развивать внутреннюю позицию школьника, адекватную самооценку и положительное эмоциональное отношение к школе.
2.Организовать исследовательскую деятельность дошкольника по определенному алгоритму (постановка цели, конкретизация содержания исследования, активизация способов получения информации, получать информацию (самостоятельная познавательная деятельность детей), обрабатывать информацию (совместная деятельность воспитателя и детей), подготовить к публичному выступлению (презентация полученной информации)
3.Развивать организаторские, творческие и логические способности.
4.Способствовать развитию диалогической речи для обмена информации.
5.Формировать личностные качества ребенка: наблюдательность, любознательность, мыслительные операции.
6.Вызвать у детей интерес и положительное отношение к учебе.
7.Воспитывать коммуникабельность, дружелюбие, уважение друг к другу и взрослым.
8. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы,
сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
9.Организовать «Педагогическую гостиную» для родителей, будущих первоклассников; создать условия, облегчающих школьную адаптацию.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатели, психолог, музыкальный работник, инструктор по физической культуре.
Социальные партнёры: ГБОУ СОШ, библиотека
Срок реализации проекта:
Сентябрь – май
Ожидаемый результаты проекта:
1. Раскрытие творческого потенциала личности ребёнка, повышение познавательной активности детей (определяется через активность участия, проявления ответственности к поручениям и желание их выполнять).
2.Создать комфортные условия для творческого настроя среди участников проекта, их родителей, социальных партнёров в создании поделок, презентации, объединяя их единой тематикой, пользуясь многообразием усвоенных приёмов, используемых в художественном творчестве.
Вид проекта:
Познавательно - практико - ориентированный групповой.
Формы детской деятельности
- Рассматривание иллюстраций на тему «Школа»;
- Разучивание стихов о школе, о школьной жизни, о поведении в школе;
- Отгадывание загадок о школьных принадлежностях ;
- Слушание музыки: песни о школьной жизни;
- Занятия, беседы, , игры;
- Экскурсии в школу , школьный стадион, библиотека.
Методы и приемы работы с детьми по экологическому воспитанию
- Беседы и разговоры с детьми на темы школьной жизни
- дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные игры,
- музыкальные и спортивные развлечения,
- оформление выставки детских работ,
- экспериментирование,
- чтение литературы,
- рассматривание демонстрационного материала,
- заучивание стихов, пословиц, поговорок и др.
- изготовление и обыгрывание макета (школьный класс)
Этапы
1 этап: - подготовительный этап:
-Постановка проблемы, определение цели и задач для детей и взрослых
-Анкетирование родителей и детей
-Поиск информации
- Разработка плана педагогической гостиной, родительских собраний, плана работы с детьми.
2 этап - основной этап
-Реализация содержания проекта с интеграцией образовательных областей, оформление презентаций, макетов, дидактических и подвижных игр, подбор литературы, мультфильмов, музыкального сопровождения.
-Проведение работы с родителями
-Взаимодействие с социальными партнерами
3 этап - заключительный этап
– обобщение и структурирование материалов по результатам работы, анализ ожидаемых результатов
-проведение итоговой педагогической диагностики;
-презентация проекта «Скоро в школу»;
-итоговое мероприятие «Выпускной балл»
План проектных мероприятий.
Сентябрь
Словесные и дидактические игры школьной тематики. «Домино «Первоклассник», «Дроби»
Игра - путешествие «Путь от дома до школы»
Беседа о школе.
НОД «День знаний»
Чтение и рассказывание стихотворений о школе.
«Что такое школа» Автор: Л.А. Арсенова; M. Зощенко «Пора вставать!»
Рассматривание картин, отражающих школьную жизнь и составление рассказов.
Изобразительная деятельность на тему школы.
Выставка детских работ «Что я знаю о школе».
Слушание детских песен
"Буквы и слова" Слова: Ольга Безымянная; Музыка: Игорь Римденок
«Дважды два - четыре» Слова: М. Пляцковский; Музыка: В. Шаинский
Консультация «Здоровье первоклассника»
НОД «В поисках сокровищ»
Подвижные игры «Перелет птиц»
Взаимодействие с родителями
Организация «Педагогической гостиной для родителей, будущих первоклассников»
Практикум для родителей «Каким я представляю своего ребёнка в школе»
Памятка для родителей будущих первоклассников Анкета для родителей «Как вы готовите ребёнка к школе?»
Консультация «Леворукий ребёнок»
Работа с социальными партнёрами
Экскурсия к зданию школы.
Знакомство с профессией учителя.
Октябрь
Создание выставки предметов и иллюстраций «Школьные принадлежности»
Лото «Школьные принадлежности
Дидактические игры «Собери портфель», «Расшифруй слова»
НОД «Смело в школу мы пойдём».
НОД по обучению грамоте «Волшебный цветок»
Составление рассказа на предложенную тему «Перемена»
Звонки Автор: Агния Барто
Знакомство с пословицами и поговорками об учении.
Вечер загадок «Скоро в школу». К. Мелихан
Беседа
Виктор Голявкин « Путешественник»
Рисование «Моя будущая школа»
Аппликация «Школа»
Конструирование «Здание школы»
Слушание «Самый лучший класс» Слова: Петр Синявский Музыка: Яковлев
Подвижные игры «Свободное место» «Серсо» «Ловишки из круга»
НОД «Юные гимнасты»
Работа с родителями
Заседание пед. гостиной. «Подготовка детей к школе»
Консультация «Первые трудности, или как происходит адаптация детей к школе».
Буклет «Как организовать слушание музыки в домашних условиях»
Практические рекомендации родителям будущих первоклассников.
Сбор материала для альбома «Наши родители в школе»
Изготовление с/р игры «Школа»
Ноябрь
Создание альбома «Мои родители учились в школе»
Дидактические игры «Математика», «Составь предложение», «Кубики для всех»
Беседа о правилах поведения в школе
НОД «Школьные принадлежности»
Чтение стихотворений про 1 класс
Слово о моей учительнице
Чтение А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса не желавшая играть в куклы».
Виктор Голявкин « Карусель в голове»
Рисование «Школьный огород, сбор урожая»
Аппликация «Школьные принадлежности»
Конструирование «Пенал»
Слушание песни «Первый раз в первый класс» Слова и музыка Сергея Ярушина
НОД «Путешествие на необитаемый остров»
Подвижные игры «Ловишки с мячом» «Найди, где спрятано? »«Ловишка, бери ленту»
Работа с родителями
Альбом «Наши родители в школе»
Поделки для выставки « Осень в гости к нам пришла»
Пед.гостиная для родителей будущих первоклассников. Советы психолога родителям « Скоро в школу» « Памятка родителям первоклассников будущих первоклассников»
Педагог - логопед «Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма»
Работа с социальными партнёрами
Встреча с выпускниками нашего детского сада, рассказ их о спортивных секциях.
Экскурсия в спортивный зал школы
Декабрь
Альбом «Знакомимся со школой»
Дидактические игры «Читаем по буквам», «Кубики для всех», «Забавные истории» Интеллектуальная шоу-игра «Крестики — нолики»
Чтение стихотворений про школьные принадлежности
О. Дриз «Когда человеку шесть»
Беседа о прочитанном Ю. Вийра
«Дедушкины валенки»
Рисование «Зимние забавы»
Аппликация «Поздравительные открытки для первоклассников»
Конструирование «Новогодние ёлочки»
Слушание песни «Первоклашка» Слова: Юрий Энтин Музыка: Владимир Шаинский
Подвижные игры «Катай мяч» «Гори, гори ясно! »«Бросить и поймать»
НОД «Путешествие на остров Спортус».
Работа с родителями
Мастер - класс по изготовлению поздравительных открыток к Новому году.
Пед.гостиная. Консультация педагога - психолога «Как способствовать развитию внимания будущего ученика»
Музыкальный руководитель Семейные муз.головоломки .«Скрипичный ключ»
Январь
Дидактические игры с часами «Когда это бывает», «Школьная форма для куклы Кати»
Беседа «Как построить свой день». Составление режима дня
НОД «Мой безопасный дом»
Чтение и беседа по произведениям Н. Носов «Незнайка учится» Л.Толстой «Филиппок»
Виктор Голявкин « Моя работа»
Рисование «Зимние забавы на школьном дворе»
Аппликация «Школьный класс»
Конструирование «Школьные парты»
Слушание песни «Наташка - первоклашка» Слова: Константин Ибряев Музыка: Юрий Чичков
НОД «Ключи от форта Боярд»
Подвижные игры «Удочка» «Угадай, что делали» «Не оставайся на полу»
Работа с родителями
Изготовление макета «Класс»
Рассказы родителей о своих профессиях.
Совместный поход с родителями на лыжах.
Пед. Гостиная «Подготовка детей к школе»
Консультация «Режим дня будущего первоклассника»
Диалоги с психологом «Идём в школу»
Педагог по ИЗО «Пластилинография» мастер - класс.
Работа с социальными партнёрами
Экскурсия в ФОК встреча со штангистом
Февраль
Консультация «Готовим руку к письму»
Дидактические игры «Сложи узор», «Читаем предложения», «Числовые домики»
С/Р игра «Первый класс»
Составление рассказа по картине «В школу»
НОД « Защитники Отечества» к 23 февраля
Беседы: «Мы будущие первоклассники», «Что получится, то и получится»
Рисование «Богатыри земли русской»
Аппликация «Корабли русского флота»
Конструирование из бросового материала «Военная техника»
Слушание муз. произведений из цикла «Времена года». Аудиозапись «Первоклассник -новичок» слова В. Федоровой
Музыка Е. Стихина
Встреча с выпускниками нашего детского сада, рассказ их о спортивных секциях.
Совместное мероприятие «Папа, мама, я - спортивная семья»
НОД «Морские учения»
Подвижные игры «Два мороза», «Скакалки»
Работа с родителями
Поделки для выставки «Военная техника»
Совместное мероприятие на коньках
«Весёлая Масленица»
Пед. гостиная для родителей будущих первоклассников.
«Скоро в школу»
Консультация педагога - психолога «Профилактика школьной дезадаптации у дошкольников»
Инструктор по физической культуре презентация «Стадион в квартире»
Март
Беседа "Экскурсия в мир театра"
Дидактические игры «Расшифруй слова», «Цепочка слов».
С/р игра «Школа»
Беседа «Каким ты представляешь себя в школе»
НОД "Экскурсия в мир театра" |
|
НОД «Путешествие по волшебной стране»
Чтение рассказов. К. Драгунская «Когда я была маленькая»
М. Зощенко. «Не надо врать»
Рисование «Портрет мамочки» «Цветы для бабушки»
Аппликация «Букет цветов»
Конструирование «Цветы» (бросовый материал)
Слушание и пение музыкальных произведений о маме. Аудизапись «Нам в первый класс» слова: Яков Серпин Музыка: Томас Корганов
НОД «Мы волшебники»
Подвижные игры «Пожарные на ученье» «Кто первый через обруч к флажку»
Совместное образовательное мероприятие «Народный разгуляй»
Работа с родителями
Педагогическая гостиная. Консультация для родителей Что значит «Быть готовым к школе»?
Шесть правил адаптации ребенка к школе. Педагог - логопед « Игры для развития речи»- семинар практикум
Стенгазета «Моя мама самая, самая….»
Мастер - класс педагога по ИЗО «Рисование крупой»
Апрель
Презентация "Экскурсия в краеведческий музей"
Дидактические игры лото «Считаем и читаем», «Составляем предложение»
НОД «Скоро в школу мы пойдём»
Заучивание стихотворения «Что ждет меня в школе?» Автор: В.Моруга
Рисование «Весеннее настроение»
Аппликация «Веточка мимозы»
Конструирование «Космический корабль»
Слушание аудиозаписи «Здравствуй первый класс!» Слова: Владимир Степанов
Музыка: Станислав Стемпневский
НОД «Путешествие на сказочную планету»
Подвижные игры «Море волнуется» «Эстафета с мячами»
Работа с родителями
Мастер - класс по изготовлению макета «Космодром» Пед.гостиная. Советы родителям будущего первоклассника
«Какие знания должны быть у будущего первоклассника»
Советы педагога - психолога «Подготовка к школе. С чего начать»
Родителям на заметку «Комната первоклассника»
Май
Игра – путешествие «Я иду из дома в школу» по плану-схеме.
С/р игра «Мы пешеходы»
Дидактические игры «Готов ли ты к школе», «Читаем по буквам»
Познавательно-игровой досуг «Я - первоклассник»
НОД «Родина моя»
Чтение рассказа Автор: В.Кодрян «В школу»
Заучивание стихотворений: Агния Барто «Маленькая школьница»
Сергей Махотин «Во папа дает!»
Рисование «Я будущий школьник»
Аппликация «Моя школьная форма»
Конструирование «Школьный ранец»
Слушание и пение «На урок» музыка и слова В. Топильницкого
Игры -эстафеты первоклассниками
Подвижные игры «Перемена» «В здоровом теле — здоровый дух»
Подвижные игры «Перемени флажок» «Передай мяч»
Работа с родителями
Пед. гостиная .Советы психолога родителям будущих первоклассников «Идём в школу с радостью»
Памятка родителям первоклассников:
«Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе»
Итоговое мероприятие «Скоро в школу мы пойдём»
Отчёт
Реализация проекта «Скоро в школу» предлагает формирование единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, предав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.
В рамках проекта разработан и осуществлен перспективный план. План предоставляет собой систему взаимодействия воспитателей, учителей и родителей по вопросам готовности ребенка к школе. Совместные встречи, практикумы для родителей «Ребенок на пороге школьной жизни» организованные с участием воспитателей, учителей, педагога-психолога, педагога - логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя были направлены на построение преемственных связей, обеспечивающие:
- эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей к школе;
- профилактику психологических трудностей у ребенка в адаптационный период;
- осознание родителями значения родительской позиции при формировании психологической готовности ребенка;
- повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Особое место занимала игровая деятельность детей. Организация сюжетно — ролевой игры «Школа», «Первый класс» помогла детям осваивать «мир вещей» (школьные принадлежности), «мир людей» (взаимоотношение между сверстниками, ребенком и учителем); обогащала социальный опыт будущего первоклассника.
Воспитателями были сделаны дидактические игры: «Готов литы к школе», «Расшифруй слово», «Сложи узор», «Кубики для всех», «математика», «Составь предложения», «Читаем по буквам», «Читаем предложения», «Цепочка слов», «Забавные истории», «»Числовые домики», лото «Считаем и читаем», домино «Первоклассники», «Школьные принадлежности»; были оформлены альбомы «Здравствуй школа», «Мы дружим со школой», «Мои родители учились в школе», «Профессии наших родителей», которые систематизировали и расширяли представления детей о школе, сформировали позитивное отношение к обучения в школе, уважительные дружеские отношения детей друг к другу.
Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. В целях повышения психолого-педагогической культуры родителей и для организации тесного сотрудничества в данном направлении была создана «Педагогическая гостиная» для родителей будущих первоклассников.
Данная форма интересна тем, что тематика мероприятий «Педагогической гостиной» может варьироваться в зависимости от потребностей, проблем и запроса родителей. В работе гостиной принимали участие различные специалисты ДОУ: воспитатели, узкие специалисты: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования по изодеятельности, музыкальный руководитель, педагог-логопед, учитель школы и родители воспитанников. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников образовательного процесса, создают положительную эмоциональную и доверительную атмосферу «Педагогическая гостиная» дали возможность родителям сориентироваться в педагогической литературе и пособиях; обогатили воспитательный опыт родителей.
Разнообразные совместные с родителями и детьми игры, мероприятия, походы на лыжах, коньках, турниры, собрания в нетрадиционной форме, «Мама, папа, я — спортивная семья»:помогли взрослым отказаться от жесткой оценки по поводу интеллектуальной и личностной неготовности ребенка к школе; способствовали формированию познавательного общения взрослых с детьми; создали атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей. Развитие мотивов учебной деятельности осуществлялось в системе разнообразных форм и методов работы с детьми:
экскурсии в школу, посещение класса, музея, библиотеки, спортивног зала школы, ФОКа, тренажорного зала, выставочного зала «Радуга», посещение краеведческого музея, драматического театра, встреча с учителем и проведение им урока; совместные развлечения с первоклассниками «Праздник букваря», спортивные игры - эстафеты с выпускниками нашего детского сада, беседы «Хочу ли я в школу», чтение художественной литературы, стихотворений, пословиц, поговорок на школьную тематику; выставка рисунков, фотографий, картин. В результате проделанной работы была показана презентация для родителей «Скоро в школу», было проведёно совместное мероприятие выпускной бал.
Результат проекта
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса, подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей, воспитанников, организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельно решать поставленную проблему, способствует развитию познавательной и творческой активности. Проект «Скоро в школу» позволил решить такую важную проблему, как помочь детям подготовится к поступлению в школу, повысить результативность по формированию мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста; повысилась активность участия родителей в проведении совместных мероприятий с детьми и учителями школы; наблюдается достаточно высокий уровень благополучной адаптации детей к школьной жизни; оформлен методический и практический материал, создан проект и презентация «Скоро в школу», организован выпускной бал. Нами накоплен очень ценный опыт, которым мы готовы поделиться. Данный проект был положительно оценён родителями, педагогами ДОУ
Литература:
1.Агуреева Т.Н. История возникновения метода проектов в педагогике. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 9, 2009;
2.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993
3.Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет. - М., 1986
4.Анохина И.А. О методике раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 6-7 лет. Дошкольник. Образование. Школа. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Ульяновская области в 2006-2007 учебном году.с.31, Ульяновск 2006.
5.Безруких М.М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей-М.: Дрофа,2005. - 256с.
6. БезрукихМ.М., Филиппова Т. А. Азбука: Для подготовки детей к школе. - М.: «Ювента», 2001-176с.
7. Бондаренко А.К., Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение.
Бугрименко Е.А., Цукерман Г. А. Учимся читать и писать. - М: Знание, 1994.
8. Венгер А.А. «Как дошкольник становится школьником» Д,В 1995
9. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? - М., 1994.
10. Венгер Л.А., Эльконин Д.Б. «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» М. 1988г.
11. Владер Ю.М. «Готов ли ваш ребенок к школе»
12. ж. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, № 5/2007, М – Творческий центр Сфера
13. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.:Владос,1999.
14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - Питер, 2004
15. Гуткина Н.И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей к школьному обучению» 1997г.
16. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.: Акцидент, 1996.
17.Иванова Н. П.Нравственная готовность дошкольника к школе. Дошкольник. Образование. Школа. Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Ульяновская области в 2006-2007 учебном году с.15. Ульяновск, 2006.
18.Иванова Н.П. Методические рекомендации по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. - Ульяновск, ИПК ПРО, 2004.
19. Кравцова Е.Е. «Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению» М.1991
20. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005.
21. Лисина М.И., Кангелла Г.И. «Общение со взрослыми и психологическая готовность к школе» М.1985
22. Мониторинг в детском саду (программа «Детство») Авторы: Бабаева Т.И. / Гогоберидзе А.Г. и др.Издательство: Детство-Пресс, 2011
23.Морозова Л.Д. Что такое детское проектирование // ж «Ребенок в детском саду» № 5, 2009;.
24. ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
№ 2/2008, №9/2008, №9/2011, М – МЦФЭР Ресурсы
25. Серова Л.И. «Диагностика психологической готовности к школе»
26. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.
27. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: под. ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия,2000.
28. -ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения
№ 2/2008, №9/2008, №9/2011, М – МЦФЭР Ресурсы
29. Харченко Т.Е. Физкультурные праздники и развлечения. СПб.: Детство-Пресс, 2009.
30.Швайко Г.С. -Игры и упражнения по развитию речи - М: Просвещение, 1990.
31. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море". с использованием ИТК
Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе экосистема "Море" с использованием ИТК...
Непостредственная образовательная деятельность по познавательному развитию детей подготовительной к школе группе Экосистема "Море"
В материале используется презентация "Путушествие в подводное царство".Программное содеожание:.1. Расширить знания об экосистеме "Море". 2.Уточнить представления о значении моря в жизни человека: оздо...
Методическая разработка НОД по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы. Тема :"Путешествие в космос"
НОД способствует формированию математических представлений....
Подборка дидактических игр, направленных на познавательное развитие детей подготовительной к школе группы
Подборка направлена на развитие общих представлений о множестве, совершенствование навыков колличественного и порядкового счета в пределах 10, познакомить со счетом в пределах 20; закрепление умения с...
Проект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие в прошлое лампочки"
Познакомить детей с историей электрической лампочки....
Проект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на тему: «Россия – родина моя!»
Проект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности на тему: «Россия – родина моя!»...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
laquo;Развитие основ логического мышления у детей старшей группы через дидактические игры »...