Консультация для педагогов "Загадки математического содержания-это увлекательная игра"
материал (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Василек»
Консультация для педагогов
«Загадки математического содержания – это увлекательная игра»
Воспитатель: Пистоль Л.А.
Сургут
Загадки — замечательные образцы устного народного творчества. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.
Разгадывание загадок математического содержания — это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.
Загадки можно условно разделить на следующие группы:
1) загадки, в которых встречаются различные числа, предмет характеризуется с количественной стороны;
2) загадки, раскрывающие и качественные признаки предмета, и такие его свойства, как длина, ширина, высота, толщина, объем;
3) загадки, в которых указывается форма предмета, раскрываются некоторые свойства геометрических фигур;
4) загадки, характеризующие предмет или явление с пространственно-временной точки зрения.
Отбирая загадки для работы с детьми, нужно прежде всего исходить из доступности содержания, полноты, точности характеристик, сложности художественного образа и опыта ребенка. Загадки следует располагать в определенной последовательности — от простых к более сложным, то есть от загадок, где свойства и признаки прямо указаны в тексте (описательные), к таким, где свойства и признаки предмета завуалированы (метафорические).
Например:
Расту в земле
На грядке я:
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Два братца
Пошли на речку купаться.
Один купается,
Другой на берегу дожидается. (Ведра)
От загадок с положительным сравнением:
Горячо, как огонь,
Кругло, как шар. (Солнце)
можно переходить к загадкам с отрицательным сравнением, например:
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть лап без копыт. (Жук)
Отгадывание загадок — это мыслительный процесс перевода символической структуры загадки в образ-отгадку (А. А. Алексеев). Но недостаточно только отгадать. Каждая загадка — это еще и логическая задача, решая которую, ребенок должен совершать сложные мыслительные операции. Важно научить ребенка не только отгадывать загадки, но и доказывать правильность отгадки, используя разные способы доказательств, путем простейших индуктивных и индуктивно-дедуктивных умозаключений.
Пример 1.
Три вершинки,
Три угла,
Три сторонки — Вот и я! (Треугольник)
Ребенку можно задать вопросы: «О чем эта загадка? Почему ты так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники (на фланелеграфе выложены три треугольника: красный большой, синий средний и маленький). Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий? А маленький треугольник? Так про какой же треугольник эта загадка?»
Делается вывод: отгадкой может быть любой треугольник: любого цвета, размера, формы (остроугольный, тупоугольный, прямоугольный и др.)- Все треугольники имеют три стороны, три вершины, три угла.'
Пример 2.
У него четыре лапки.
Лапки — цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей. (Кот)
«Про кого эта загадка? Почему ты так думаешь? Это может быть серый кот? А белый? А маленький котенок? Так что можно сказать об отгадке?»
Ответ типа: «Отгадка — это любой кот, потому что у всех котов четыре лапки и пара чутких ушей» — считается правильным.
В этих случаях (примеры 1, 2) ребенок приходит к индуктивно-дедуктивному умозаключению (любое... потому что у всех...) на основе рассмотрения множества конкретных примеров (красный, синий, большой, маленький треугольник; серый, белый кот, маленький котенок). Так обобщение отгадки становится важным способом обоснования ответа.
Можно использовать для доказательства и способ «ложных» (неверных) отгадок (примеры 3, 4, 5).
Пример 3.
Ножек четыре,
Шляпка одна.
Нужен, коль станет
Обедать семья. (Стол)
«Про что эта загадка? Почему про стол? А может, она про стул? Ведь у стула тоже четыре ножки и одна шляпка».
Так взрослый отстаивает «правильность» своего суждения, а когда дети соглашаются с ним, объявляет: «Оказывается, это загадка про стол. Как же вы со мной согласились? Ведь это ошибка». После этого находится нужная отгадка и доказывается ее правильность.
Пример 4.
Горячо, как огонь.
Кругло, как шар. (Солнце)
Дети высказывают различные предположения. Воспитатель предлагает свою «отгадку»: показывает картинку с мячом. Некоторые ребята сразу же соглашаются со взрослым, другие выдерживают «проверку на авторитет»: «Мяч не бывает горячим, как огонь. Это солнышко». Такой аргумент убеждает всех детей.
Пример 5.
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
(Горох)
Используя неверные отгадки (огурец, кабачок), воспитатель подводит детей к верному ответу.
Как показано в примерах 3,4,5, можно обратить внимание детей на необходимость доказательства, предложив им «ложные» отгадки, которые имеют неполную комбинацию признаков. Дети должны заметить эти недостающие признаки, опровергнуть «ложную» отгадку и обосновать правильную.
Пример 6.
Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня...
(Квадрат)
В тексте загадки нет данных, подтверждающих, что отгадкой является квадрат. Воспитатель ставит такие вопросы: «Какие геометрические фигуры ты знаешь? Про какую из этих фигур может идти речь в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? А треугольник? Так о какой же фигуре говорится в этой загадке?» Дети с помощью взрослого устанавливают, что овал, круг и треугольник не могут быть отгадкой, так как в самой загадке они перечисляются с отрицанием «не». Прямоугольник также исключается. Вывод: отгадка — квадрат.
При разгадывании загадок с отрицанием (пример 6), как правило, доказательство проводят путем исключения перечисленных признаков или отгадок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по образовательной области «Познавательное развитие» с применением цифровых образовательных ресурсов. Тема: «Развивающие игры математического содержания».
Среди всех методов развития умственных способностей наиболее оптимальным являются развивающие игры, так как они создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника....

Консультация для родителей "Развивающие игры с математическим содержанием"
Стоит помнить, что все дети развиваются по-разному и имеют различные интеллектуальные способности. Кому-то программа сада покажется сложной, а кому-то скучной. Для дополнительного развития есть ...

Картотека подвижных игр математического содержания "Математика в играх".
подпорка п/игр, связанных с ФЭМП...

Консультация для молодых специалистов "Руководство дидактическими играми математического содержания у детей старшего дошкольного возраста"
С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в рол...

Консультация: «Развивающие игры математического содержания для развития детей дошкольного возраста»
Развивающие игры математического содержания способствуют всестороннему развитию детей и подготовке их к школе.Программа «Давайте поиграем» для детей дошкольного возраста.Программа разработ...

Консультация: «Развивающие игры математического содержания для развития детей дошкольного возраста» воспитатель: Ермолаева Ю.А.
Развивающие игры математического содержания способствуют всестороннему развитию детей и подготовке их к школе.Мною была разработана и опробована программа «Давайте поиграем» для детей дошк...

Консультация для педагогов "Подвижные игры с математическим содержанием"
В консультации собраны подвижнве игры сматематичесим содержанием для всех возрастных групп ДОУ...