Консультация для педагогов "Подвижные игры с математическим содержанием"
методическая разработка по математике

Саидова Наталья Александровна

В консультации собраны подвижнве игры сматематичесим содержанием для всех возрастных групп ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_pedchas.docx50.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Подвижные игры с математическим содержанием»

Физические качества, которые заложены в человеке с рождения, необходимо развивать с раннего детства и на протяжении всей жизни.
Правильное выполнение движений, оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
Занятия физической культурой позволяют знакомить и обучать детей не только общеразвивающим упражнениям и основным видам движений. На физкультуре дети становятся более инициативными, раскованными, поэтому такие занятия возможны для закрепления и совершенствования знаний по развитию речи, математике и других областей деятельности.
Так, для закрепления и повторения математических представлений можно использовать подвижные игры. Широкое использование игровых методов в обучении и воспитании в детском саду имеет ряд преимуществ. Игра, в данном случае подвижная, является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
Подвижная игра одновременно носит познавательный и игровой характер. При отборе подвижных игр, обращается внимание на степень трудности игровых правил и действий.
При закреплении математических представлений, подвижные игры классифицируются: количественный счет, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени и классификация предметов.
Одновременно создаются условия. которые позволяют повысить эффективность обучения и закрепления материала:
-правильный подбор подвижных игр в зависимости от цели и возрастных особенностей;
-знание особенностей организма и проведения подвижных игр;
-использование разнообразных методов и приемов организации и руководства подвижными играми;
-поддержка интереса, обучение детей самостоятельной организации игровой деятельности.
В процессе проведения подвижных игр, дети отрабатывают устный счет, способность ориентироваться в пространстве, во времени, сравнивать величины, развивают умение различать и называть геометрические фигуры.
Часто используются игры, включающие задания на логическое мышление, развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Дети закрепляют представления о количественном счете, о связи между числами (больше или меньше), развивают умение различать и называть геометрические фигуры.

Картотека подвижных игр с математическим содержанием в старших группах

Подвижная игра «День и Ночь». (ориентировка во времени, части суток)
В середине площадки отмечаются две параллельные линии, вдоль которых выстраиваются спиной друг к другу две команды – «День» и «Ночь». Перед каждой из команд в 10 – 15 метрах находится «дом». Ведущий произносит название команды, и она бежит в свой дом. Задача второй команды – успеть осалить максимальное число соперников....
Подвижная игра «День и Ночь» помогает детям дошкольного возраста тренировать координацию движений, реакцию, внимательность. Игра отлично подходит в качестве активного развлечения в детском саду. Родители могут провести игру со своими детьми и их друзьями во время прогулки во дворе и поиграть в подвижные игры. Для игры подходит ровная площадка без предметов, мешающих свободно и безопасно двигаться. В начале игры выбирается водящий. Он отворачивается от остальных участников игры и громко объявляет: «День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит: «Ночь!» В этот момент участники игры должны мгновенно «заснуть» — замереть в той позе, в которой его застигла команда «ночь». Водящий оглядывается, и если замечает игрока, не успевшего «заснуть», громко объявляет об этом, указывая, какое именно движение он заметил. Проигравший становится водящим. Особенно детям нравится рисковать стать проигравшим...
Игра «Совушка»(ориентировка во времени, в пространстве)
Дети становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные – Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего:
«День наступает – все оживает!» – малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т.е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает – всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.

Подвижная игра «Хитрая лиса» (ориентировка в пространстве)
Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Описание: Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга отчерчивается дом лисы. Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза, обходит круг за спинами детей и говорит «Я иду искать в лесе хитрую и рыжую лису!», дотрагивается до одного из играющих, который становится хитрой лисой. Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие 3 раза спрашивают хором, вначале тихо, а затеем громче «Хитрая лиса, где ты?». При этом все смотрят друг на друга. Хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх, говорит «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного лиса отводит домой в нору.
Правила: Лиса начинает ловить детей только после того, как играющие в 3 раз хором спросят и лиса скажет «Я здесь!»

Подвижная игра «Мы веселые ребята» (количественный счет)
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по словесному сигналу. Упражнять в беге по определенному направлению с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Описание: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, на середине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят: «Мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три- лови!» После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, кого ловишка дотронулся, прежде чем играющий пересек черту, считается пойманным и садится возле ловишки. После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Правила: Перебегать на другую сторону можно только после слова «лови». Тот, до кого дотронулся ловишка отходит в сторону. Того, кто перебежал на другую сторону, за черту, ловить нельзя. Варианты: Ввести второго ловишку. На пути убегающих- преграда- бег между предметами.

Подвижная игра «Два мороза» (ориентировка во времени, количественный счет, сравнение двух групп)
Цель: Развивать у детей торможение, умение действовать по сигналу (по слову). Упражнять в беге с увертыванием в ловле. Способствовать развитию речи.
Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя «Начинайте», оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз и так стоят до окончания перебежки всех остальных. Замороженных подсчитывают, после они присоединяются к играющим.
Правила: Играющие могут выбегать из дома только после слова «мороз». Кто выбежит раньше и кто останется в доме, считаются замороженными. Тот, кого коснулся Мороз, тотчас же останавливается. Бежать можно только вперед, но не назад и не за пределы площадки.
Варианты: За одной чертой находятся дети Синего Мороза, за другой дети Красного. На сигнал «синие», бегут синие, а Красный Мороз ловит и наоборот. Кто больше поймает.

Подвижная игра «Самолеты» (ориентировка в пространстве)
Цель: учить детей медленному бегу, держать спину и голову прямо во время бега, соблюдать расстояние между друг другом, развивать ориентировку в пространстве.
I вариант: дети бегают по площадке, изображая самолеты (расставив руки в стороны). Самолеты не должны сталкиваться и ломать крылья. Потерпевшие аварию подходят к воспитателю. После ремонта они вновь отправляются в полет. Игра продолжается 2-3 мин.
II вариант: дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на корточки. Это – самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолеты друг за другом отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях, стараясь не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без аварий. Игра повторяется 3-4 раза.

Подвижная игра «Пустое место» (ориентировка в пространстве)
Цель. Развивать умение бегать на скорость, действовать согласно правилам игры, быть внимательным.
Описание: играющие становятся в круг, положив руки на пояс, - получаются окошки. Выбирается водящий. Он ходит сзади круга и говорит:
Вокруг домика хожу и в окошечки гляжу,
К одному я подойду и тихонько постучу.
После слова «Постучу» водящий останавливается, заглядывает в окошко, против которого остановился, и говорит: «Тук-тук-тук». Стоящий впереди спрашивает: «Кто пришел?» Водящий называет свое имя. Стоящий в впереди спрашивает: «Зачем пришел?» Водящий отвечает: «Бежим вперегонки», - и оба бегут вокруг играющих в разные стороны. В кругу оказывается пустое место. Тот, кто добежит до него первым, остается в кругу; опоздавший становиться водящим, и игра продолжается.

Подвижная игра «Бездомный заяц» ( ориентировка в пространстве, фигуры)
Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге
Ход игры: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки – «свой домик». Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке – становится бездомным зайцем. Если охотник поймает, то меняются ролями. Продолжительность игры 5-7 минут
Подвижная игра «Веселая неделька» (ориентировка во времени. Дни недели)
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, времени. Закрепить знание дней недели. Развивать память, внимание.
Описание: Воспитатель назначает детей днями недели. Дети разбегаются по залу. По сигналу воспитателя выстраиваются в определенном порядке дней недели.

  «Путешествие»

     Цель: учить ориентироваться в пространстве.

     Содержание. В.обозначает направление на полу групповой комнаты стрелками разного цвета, а  ребенку говорит: «Сначала иди туда, куда

 указывает красная стрелка, потом поверни туда, куда указывает синяя, затем пройди три  шага и там ищи». Задания могут быть любые  как одному ребенку, так и всей группе детей.

«Найди пару»

  Цель: закрепить знание геометрических фигур, учить объединять их по

 существенным признакам.

 Содержание. Дети с фигурами ходят по группе  по команде воспитателя ищут

  пару по цвету, по форме или по размеру.

  «Неделя, стройся»

  Цель: закрепить последовательность

  дней недели.

   Содержание.Детям раздают ободки, на  которых разное количество кругов

    (количество кругов соответствует порядковому номеру дня недели).

    По команде воспитателя дети должны занять свое место и назвать день         недели.

    «Обруч»

    Цель:  закреплять умение классифицировать

                 предметы по 2-4 свойствам.

   Содержание. Воспитатель предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри черного - все большие.  Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя  правила игры.

«Живые числа»

  Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

 Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

  Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по

   комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в  шеренгу и называют свое число». Водящий проверяет, все ли встали  на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

      «Найди по звуку»

                       Цель: учить ориентироваться в пространстве.

                      Содержание.

                       Ребенок ищет спрятанный воспитателем

                       Предмет. При приближении к предмету

                       музыка усиливается, при отдалении

                       звучит тише.

 «Встань на свое место»

        Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

          Материал. Два набора карточек из картона с

           нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

        Содержание. Играющие становятся в ряд, руки

         за спиной, перед ними 10 стульев. Воспитатель

         раздает всем карточки. Дети пересчитывают

         пуговицы, запоминают их число. По сигналу:

       «Числа встаньте по порядку», каждый из

         играющих становится за стульчиком,

       порядковый номер которого соответствует

        числу пуговиц на его карточке.

   «Пошли, пошли»

              Цель: развивать умение ориентироваться

            в пространстве.

              Содержание.

            Дети стоят в кругу, взявшись за руки, и двигаются

            по указанному воспитателем направлению:

            вправо, влево, вверх, вниз, в центр, из центра.

  «Кто какого роста?»

         Цель: установление отношений между величинами.

        Содержание. Воспитатель вызывает  детей разного роста и

    предлагает им встать по росту за ребенком самого

    низкого роста. Когда дети построятся, задает

  вопросы: «Кто из детей самого низкого роста?

  Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста?

 Каких детей он выше? Сравнивает рост детей,

 стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.

В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша.

 Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши.

Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого?

 Почему вы так думаете?

   «Составь число»

      Цель: закрепить знание состава чисел из двух меньших.

      Материал. Набор карточек с числами.

      Содержание.  Ведущий держит  карточку с любым

    числом, например, 8. Дети должны встать в пары так,

     чтобы числа на их    карточках вместе

    составляли число 8.

 «Классики»

Цель: закрепить знание цифр.

Содержание.

Дети выбирают себе камешек и бросают его

последовательно на клетки классиков,

обозначенные цифрами. Каждый раз нужно

прыгать по клеткам от цифры 1 до 10.

 При промахе ход переходит к следующему

игроку. Выигрывает тот, кто первым дойдет

 до цифры 10.  

 «В лесу»

   Цель: учить решать примеры на сложение и

   вычитание в пределах 10.

  Содержание.

   Дети отправляются в «лес» (ходят по группе)

   и собирают грибы,     ягоды, цветы    с

   примером, ответ которого совпадает с  числом,

   указанным воспитателем.

«КАРТОТЕКА ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

(ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ - ФЭМП)

2 МЛАДШАЯ ГРУППА

ЦВЕТОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Игра «Букетики для гномиков»

Цели: развивать умение соотносить предметы по цвету, быстроту реакции на сигнал, координацию движений, воспитывать желание играть вместе.

Материалы: фигурки желтого и красного гномов, желтые и красные листья (по два листочка разного цвета для каждого ребенка).

Содержание: воспитатель предлагает детям взять по одному листочку (красному и желтому) и поиграть с ними:

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки,

Мы на веточке сидим,

Ветер дунул – полетим.

Дети встают на носочки и поднимают вверх руки с листочками, затем приседают на корточки, встают и на слово «полетим» выполняют бег врассыпную по игровой комнате. Далее воспитатель, спросив у детей, одинаковые ли у них листочки, просит подарить красные – Красному Гномику, желтые – Желтому Гномику, посчитать листочки, затем поставить их в вазочку, уточняя: «Сколько листочков было у гномиков? Сколько осенних букетов в вазе?»

Правила: обратить внимание детей на то, что при смене исходных положений  необходимо  быстро  выполнять  движения  (по словесному сигналу).

Игра «Цветные полянки»

Цели: закреплять знание цветовых оттенков; развивать умение ориентироваться в пространстве; учить объединять предметы в группы по цветовому признаку; упражнять в беге врассыпную.

Материалы: обручи желтого, красного, синего цвета.

Содержание: «цветные полянки» гномиков (обручи) располагаются на полу. Воспитатель предлагает найти в игровой комнате предметы такого же цвета и поместить их в соответствующие обручи, называя цвет каждого предмета и объясняя, почему он должен располагаться здесь. Дети бегут по игровой комнате в разных направлениях, находят нужные предметы. По сигналу воспитателя дети должны положить предметы на «полянки», соответствующие найденным предметам по цвету.

Правила: на «полянку» можно класть только предметы такого же цвета, как и она сама. Обратить внимание, что предметы могут быть разные, но одного цвета, а значит, располагаться на одной «полянке», или одинаковые, но разного цвета, и находиться на разных «полянках». Бегать нужно, не наталкиваясь друг на друга. Ребенок должен оценить правильность выполнения задания другими детьми.

Игра «Цветные воротца»

Цели: развивать  внимание  и  сосредоточенность  при  сравнении внешних признаков предметов – цвета и величины; упражнять в беге по кругу и в построении парами; развивать внимание, быстроту реакции на сигнал.

Материалы: кольца от двух пирамидок.

Содержание: дети стоят в кругу, у каждого в руках колечко от одной из двух пирамидок. Воспитатель выбирает ребенка и предлагает ему под музыку пробежать по кругу. Когда музыка прекращается, ребенок должен найти себе пару – другого ребенка с кольцом такой же величины и такого же цвета, как у него.

Вопросы: какого цвета колечки? Одинаковы ли они по размеру? Как это узнать? (Приложить их друг к другу.)

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не найдут себе пару и не выстроятся друг за другом, образуя «воротца». Дети идут в парах по кругу, держась за руки. На сигнал «высокие» поднимают руки вверх, на сигнал «низкие» приседают. Кто вовремя не присядет, выходит из игры.

Правила: обратить внимание детей на то, что колечки надо сравнивать не только по цвету, но и по величине путем наложения их друг на друга (или на глаз), образовывать пару только с ребенком, имеющим такое же кольцо. Нацеливать детей на то, что руки в «воротцах» надо поднимать высоко, быстро менять движения по сигналу.

 Игра «Цвет – движение»

Цели: закрепить знание основных цветов; развивать зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений, чувство ритма, двигательную активность.

Материалы: кружки желтого, зеленого, синего, красного цветов.

Содержание: дети выполняют движения при показе разноцветных (сигнальных) кружков: на красный цвет – приседание, на синий – прыжки на двух ногах, при показе зеленого цвета – хлопки в ладоши, на желтый цвет – стойка «смирно».

Правила: задание выполнять быстро, согласованно, ритмично. Смена движений производится строго по сигналу (цветному кружку).

Игра «Цветные фонарики»

Цели: развивать внимание, зрительную ориентировку, быстроту реакции, ловкость рук и координацию движений, самостоятельность; закреплять умение различать цвета.

Материалы: мячи (шарики, кубики) разного цвета.

Содержание: воспитатель рассказывает, что гномики живут в темной чаще леса и, чтобы к ним попасть, нужно зажечь цветные фонарики:

Яркие фонарики

Поднимем высоко.

Желтый (красный и др.) цвет их виден 

Очень далеко.

Дети перебегают на противоположную сторону игровой комнаты, берут мяч того цвета, который указывается в четверостишии, поднимают его над головой – «зажигают фонарик».

Правила: перемещаться по игровой комнате нужно аккуратно, не наталкиваясь друг на друга.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. ФОРМА

Игра «Капельки»

Цели: развивать внимание, согласованность действий, быстроту реакции, умение соотносить предметы по форме и цвету; развивать воображение; побуждать играть вместе.

Материалы: вырезанные из синего или голубого картона «капельки» разной формы.

Содержание: дорожка к домику Гномика выложена капельками разной формы. Детям предлагается идти друг за другом сначала змейкой, между капельками, затем чередующимся шагом – с капельки на капельку, собирая их. Рассмотрев капельки, дети перемещаются по игровой комнате и находят игрушки, похожие по цвету и форме на собранные капельки.

Правила: ходьбу выполнять на носочках, держа руки на поясе, идти, не опережая друг друга. Выбирать игрушки только синего (голубого) цвета и схожей формы. При перемещении по игровой комнате не наталкиваться друг на друга.

Игра «Волшебные резинки»

Цели: продолжать закреплять знание геометрических форм, умение ориентироваться в пространстве; развивать произвольное внимание, воображение, ловкость, быстроту, умение согласовывать свои действия с товарищами.

Материалы: три разноцветные резинки от 50 до 100 см со связанными концами.

Содержание: детям предлагается разделиться на подгруппы по 3–4 человека. С помощью разноцветных резинок каждая подгруппа должна представить геометрическую фигуру по заданию.

Правила: работать нужно быстро, при образовании круга руки поднимать над головой, треугольника и квадрата – ориентироваться на количество углов, договариваясь, кто лишний. Воспитатель должен оценить правильность выполнения каждого задания, указав на неточности.

Игра «Форма – движение»

Цели: развивать внимание, согласованность действий, умение играть вместе; закреплять представление о геометрических фигурах.

Материалы: геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Содержание: детям показывают геометрические фигуры и предлагают выполнить движения согласно заданию: круг – прыжки; квадрат – приседания; треугольник – хлопки в ладоши.

Правила: при показе фигур быстро менять движения, при приседании спину держать прямо, хлопки выполнять ритмично.

Игра «Солнечные зайчики»

Цели: развивать двигательную активность и слуховое внимание; закреплять знание формы и цвета, умение считать.

Материалы: вырезанные из фольги овалы розового цвета и прямоугольники голубого цвета, обручи таких же цветов.

Содержание: воспитатель раскладывает на полу обручи, а также овалы и прямоугольники, вырезанные из фольги, и предлагает детям выполнить упражнения (подскоки, бег на месте, прыжки в высоту, хлопки в ладоши) под стихотворный ритм:

Солнечные зайчики

Скачут словно мячики,

Будем в зайчиков играть –

Раз, два, три, четыре, пять!

По сигналу воспитателя дети с розовыми овалами в руках встают в обручи розового цвета, а с голубыми прямоугольниками – в обручи голубого цвета. Затем каждый ребенок называет цвет своей фигуры.

Правила: упражнения выполняются согласованно, ритмично.

Игра «Фигурные кочки»

Цели: закрепить знание геометрических фигур, умение ориентироваться по ним; развивать внимание; учить выполнять задания по инструкции взрослого.

Материалы: геометрические фигуры – круг, квадрат, треугольник из картона или ткани такого размера, чтобы ребенок мог встать на фигуру двумя ногами.

Содержание: на полу выкладываются «кочки» – геометрические фигуры. По словесному заданию дети выполняют прыжки с продвижением вперед, выбирая для прыжка соответствующие фигуры и направления движения.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ

Игра «Найди предмет»

Цели: закреплять  умение  ориентироваться  в  пространстве,  слаженно выполнять движения; учить оценивать правильность выполнения движения.

Материалы: любой предмет или игрушка.

Содержание: воспитатель знакомит детей с предметом и предлагает с ним поиграть.

Выбирается ребенок, который будет искать предмет. Педагог вместе с остальными детьми прячет предмет и объясняет: для того чтобы играющий мог его найти, нужно выполнять действия по заданию:

• если ребенок идет в правильном направлении, то дети громко хлопают в ладоши,

• если  в  неправильном  направлении,  то  дети  наклоняются  вправо, влево.

Ребенок, нашедший предмет, рассказывает, где он его нашел, используя предлоги вверхувнизуназаподвпередисзади.

Правила: дети делают наклоны в стороны, поставив руки на пояс, громко и ритмично хлопают в ладоши. Необходимо внимательно следить за перемещением ребенка и вовремя менять движения.

Игра «Встань правильно»

Цели: развивать умение ориентироваться на ковре, закрепляя знание правой и левой рук; учить концентрировать внимание, точно следовать указаниям, работать последовательно, добиваясь результата.

Материалы: силуэтные изображения высоких и низких елок, пирамидок, ваз.

Содержание: детям предлагаются силуэтные изображения высоких и низких предметов. Воспитатель предлагает встать с этими предметами на ковре согласно заданию:

высокая елка посредине;

низкая пирамидка в правом верхнем углу;

высокая ваза в нижнем левом углу.

Вопрос: какие картинки остались лежать на столе? (Низкая елка, низкая ваза, высокая пирамидка.)

Правила: располагать предметы в пространстве нужно согласно заданию, внимательно, слушать, правильно определять левую и правую стороны.

Игра «Ищи»

Цели: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве; действовать по указанию; воспитывать желание добиваться желаемого результата.

Материалы: карточки со стрелками, любой предмет.

Содержание: дети выбирают ведущего, который проведет их по направлению стрелок к конечному пункту (стрелки указывают направление к предмету). Добравшись до конечной точки, дети по очереди должны выполнить задания по словесной инструкции.

Пример:

Пример:

• три прыжка вперед (прыжки со счетом с продвижением вперед);

• два широких шага вправо (ходьба друг за другом в указанном направлении);

• перешагнуть через предмет (широкие шаги, перешагивание через высокие предметы);

• поворот кругом (на 180°);

• проползти по бревну (лазанье по-пластунски).

Выполнив задание, дети находят предмет.

Правила: двигаться надо строго по стрелкам на полу, соблюдать указание направления, при прыжках руки держать на поясе, при поворотах запоминать направление (право – лево), при ползании чередовать положение рук и ног, точно следовать указаниям ведущего.

Игра «Найди свое место»

Цели: развивать внимание (сосредоточенность), память, умение ориентироваться в пространстве; навыки бега, прыжков.

Материалы: шапочки гномиков семи цветов радуги.

Содержание: дети надевают шапочки и становятся в соответствии с текстом задания: первым встанет Красный Гномик; рядом с ним – Синий;  Зеленый  Гномик  должен  встать  между  Синим  и  Красным; Желтый – перед Красным; Голубой – за Синим; Фиолетовый – слева от Желтого; Оранжевый – справа от Голубого. Дети выполняют задание, перемещаясь по игровой комнате бегом и прыжками.

Правила: необходимо внимательно слушать и точно выполнять задание, при беге не наталкиваться друг на друга, во время прыжков руки держать на поясе.

СВОЙСТВА. КОНТРАСТНЫЕ ПРИЗНАКИ

Игра «Сравни дорожки»

Цели: развивать внимание, согласованность действий; закреплять навыки прокатывания мячей; учить соотносить предметы по величине (длине); воспитывать желание играть вместе.

Материалы: мяч, две веревочки длиной 1,5 метра и две веревочки длиной 2 метра.

Содержание: детям предлагается сначала проползти по двум дорожкам, образованным веревочками разной длины, а затем прокатить по ним мяч. Дети становятся на четвереньки и ползут по длинной и короткой дорожке (выясняя, какая из них длиннее), последовательно друг за другом прокатывают мяч вдоль них (короче та дорожка, по которой мяч прокатился быстрее).

Правила: при ползании и прокатывании голову держать высоко. После выполнения задания сделать вывод.

Игра «Переходим реку»

Цели: развивать зрительный ориентир, память; учить работать быстро, не задерживая других; упражнять в прыжках в длину с места, в сохранении равновесия при ходьбе приставным шагом.

Материалы: отрез ткани голубого или синего цвета, выложенный на полу в виде реки, мостик из кубиков.

Содержание: воспитатель рассказывает детям, что речка редко бывает ровной: в одном месте она изгибается и становится, например, узкой, а в другом месте – широкой. Детям предлагается найти, в каком месте река узкая, а в каком – широкая. Узкое  место  надо перепрыгнуть (прыжки в длину с места), а широкое – пройти приставным шагом по мосту, удерживая равновесие.

Правила: дети сами должны определить, в каком месте они будут переходить реку, и ответить на вопросы: «Какое место, широкое или узкое?», «Какое движение вы будете выполнять?» При ходьбе по мостику необходимо удержать равновесие, не оступиться, выполняя прыжки, принимать правильное исходное положение.

Игра «Елочки»

Цели: развивать внимание, быстроту реакции, согласованность действий, координацию движений, чувство ритма; учить сравнивать предметы по высоте.

Материалы: две искусственные елочки разной высоты.

Содержание: воспитатель предлагает детям прогуляться «по лесу», сопровождая действия словами:

На прогулку в лес пойдем,

Чудо-елочку найдем.

Елочку ту нарядим.

На нее мы поглядим.

Хороводы заведем.

Поиграем и споем.

Дети идут за воспитателем парами, выполняя наклоны то в правую, то в левую сторону, затем – ритмичные  движения  руками  сверху  вниз (по спирали), полуповорот туловища с движением руки «под козырек». Завершают игру ходьбой и легким бегом по кругу, взявшись за руки. Во время прогулки детям предлагается сравнить две елочки, найти высокую и низкую, сравнить по высоте друг друга, встав спина к спине, пятка к пятке.

Правила: при показе действий необходимо быстро менять движения
(по словесному сигналу). Бегать и ходить, не наталкиваясь друг на друга. Сравнивать предметы нужно, приставляя их друг к другу.

УПОРЯДОЧИВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
СЕРИАЦИЯ

Игра «С утра до вечера»

Цели: закреплять знание названий частей суток и их последовательности; развивать согласованность движений в соответствии с текстом, мелкую моторику рук; совершенствовать двигательные навыки.

Содержание: дети отгадывают загадки о частях суток и показывают движения согласно тексту:

Петушок поет,

Солнце на небе встает.

Просыпайтесь, умывайтесь,

За зарядку принимайтесь.

Когда это бывает? (Утром.)

Движение: прогнуться назад, руками потянуться вверх.

Зарядка (дети выполняют движения зарядки):

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – прогнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Мы живем в огромном мире.

А на пять, а на пять –

Будем прыгать и скакать.

Мы играли и считали,

Песни пели, танцевали.

Солнце светит очень ярко,

Погуляем на полянке.

Когда это бывает? (Днем.)

Движение: стучать кулачками по коленям, сгибать пальцы рук, кружиться и ходить в разных направлениях.

Солнышко садится,

И смолкают птицы.

Что же наступает,

Когда каждый отдыхает? (Вечер.)

Движение: медленно опускать рук вниз, приседать на корточки.

На небе зажгутся звезды,

Сны придут к тебе и мне,

И луны фонарик желтый

Засияет в тишине.

Что наступает? (Ночь.)

Движение: закрыть глаза, голову положить на ладони.

Задание: назвать части суток по порядку.

Правила: выполнять движения согласно тексту.

Игра «Найди ошибку»

Цели: учить выполнять игровые действия; развивать слуховое внимание, логическое мышление при построении последовательности, умение сосредоточиться при нахождении ошибок.

Материалы: картинки с изображением времен года и частей суток.

Содержание: педагог, расположив на доске картинки с изображением времен года и частей суток в неправильной последовательности, читает стихи путаницы, а дети исправляют ошибки и повторяют в правильной последовательности времена года и части суток.

В шубу снежную одето,

Это лето, это лето.

                        (Зима.)

Имитация движений: вращение вокруг своей оси (изображение кружащихся снежинок), скользящая ходьба (катание по льду).

Зеленеет трава, распускается листва,

Осень в гости к нам пришла.

                        (Весна.)

Имитация движений: медленное приподнимание с разведением рук в стороны (распускаются цветы).

Весь день жара, солнце печет,

Это зима в гости идет.

                        (Лето.)

Имитация движений: круговые движения руками (плавание), вращательные движения руками и ногами, лежа на спине (катание на велосипеде).

Опадает вся листва,

Это к нам пришла весна.

                        (Осень.)

Имитация движений: глубокие наклоны в стороны (качаются деревья), приседание (опадают листья).

Правила: слушать внимательно о сезонных явлениях, отмечать ошибки в стихах, показывать движениями, что происходит в разное время года, проговаривать, повторяя, правильную последовательность в смене частей суток и времен года.

Игра «Что сначала, что потом»

Цели: учить выстраивать временную последовательность, показывать  предметы  жестами,  развивать  внимание,  память,  логическое мышление.

Материалы: картинки с изображением кирпича, яйца, семени и других предметов, являющихся частями целого или представляющих собой объекты на определенной стадии своего развития.

Содержание: воспитатель показывает предмет, а дети должны определить, что получится потом из этого предмета. Например, кирпичик – дом, башенка, яйцо – цыпленок, курица, семя – цветок и т. д. Далее дети должны изобразить ответ жестами.

Правила: оценить правильность выполнения задания в выстраивании цепочки временной последовательности, показ ответа жестами выполнять выразительно и эмоционально.

Игра «День – ночь»

Цели: закрепить знание последовательности в смене частей суток; развивать внимание и быстроту реакции на сигнал; совершенствовать двигательные навыки.

Материалы: две шапочки, на одной – изображение луны, на другой – солнца.

Содержание: воспитатель читает стихотворение-загадку:

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будит весь народ,

А сестра, наоборот,

Спать немедленно зовет. (День и ночь.)

Дети отгадывают. Считалкой выбирают двух игроков и надевают на них шапочки с изображением луны и солнца (день и ночь). Они по очереди выходят «гулять» по игровой комнате. Пока гуляет день – все резвятся, как только на смену выходит ночь – все замирают.

Правила: кто не успевает замереть, выбывает из игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В РАЗВИТИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Статья затрагивает проблему развития математических представлений с помощью игр логико-математического собержания. В статье рассматривается примерный конспект занятия с использованием таких игр....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Кондитерская фабрика"

Этот конспект соединяет в себе любимую детскую деятельность - сюжетно-ролевую игру и одновременное, ненавязчивое закрепление математических знаний, полученных на занятии....

Конспект сюжетно-дидактической игры с математическим содержанием "Автозаправочная станция"

Предлагаемый конспект содержит некоторые идеи организации сюжетно-ролевых игр с одновременным закреплением математических знаний детей....

Доклад на тему" дидактические игры с математическим содержанием"

В своем докладе я подчеркиваю, что дидактические игры способствуют наилучшим образом усвоения элементарных математических представлений в детском саду....

Развивающие игры с математическим содержанием. Старший возраст

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных и умственных способностей, которые позволяют легко осваивать новое.Важно научить детей видеть и открывать в окр...

Развивающие игры с математическим содержанием для детей младшего дошкольного возраста

Это программа занятий с детьми младшего дошкольного возраста по РЭМП  при помощи развивающих игр  Дано краткое описание игр и список заданий к каждой игре  Материал можно использовать к...

Консультация для родителей "Развивающие игры с математическим содержанием"

Стоит помнить, что все дети развиваются по-разному и имеют различные интеллектуальные способности. Кому-то программа сада покажется сложной, а кому-то скучной. Для дополнительного развития есть ...