Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста
проект (старшая группа) на тему

Тютьманова Антонина Алексеевна

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой -  предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_proektu.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность – залог

положительного развития детей дошкольного возраста

1 слайд

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки... Собирают камни, рисуют на асфальте мелом, играют с песком и водой -  предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.

У человека связь с неживой природой еще сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая - природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта...

Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

2 слайд

Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

3 слайд

В старшей группе «Почемучки» был успешно реализован долгосрочный познавательно-экологический проект «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы», где участниками были дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.

4 слайд

Цель проекта: создание условий для формирования основ экологического мировоззрения и культуры детей старшего дошкольного возраста посредством установления взаимосвязи между явлениями, характерными признаками неживой и объектами живой природы путем вовлечения детей в опытно -  экспериментальную деятельность.

5 слайд

Задачи проекта

1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями, особенностями, свойствами, характерными признаками неживой природы, их связью с объектами живой природы.

2. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

3. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

6 слайд

4. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

 5. Формировать элементарные естественно - научные представления;

 6. Расширять перспективы развития познавательно - поисковой деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

7. Развивать творческое воображение, фантазию.

8. Формировать познавательную активность, логическое мышление, самостоятельность.

Проект охватывает образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

7 слайд

Новизна проекта

Экологическое образование – огромный потенциал всестороннего развития ребенка. Наряду с традиционными методами экологического образования в проекте предполагается использование нетрадиционных технологий: организация экспериментальной деятельности детей. Блок совместной деятельности педагога и детей является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений, опытов, экспериментов, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включая труд в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

8 слайд

Вследствие этого ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях. Использование интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников через различные виды деятельности формирует осознанное отношение к природе. Реализация проекта предполагает интегрирование работы по нравственно- экологическому воспитанию, здоровьесбережению и художественно- эстетическому развитию воспитанников. Работа по проекту осуществляется в тесном сотрудничестве воспитателя и родителей воспитанников.  

9 слайд

Рефлексия деятельности:

Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, в творчестве же происходит отражение полученных впечатлений.  В изобразительной деятельности активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус детей.

10 слайд

В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями, мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.

Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъектных отношений. Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры. К мнению детей стараемся относиться уважительно.

11 слайд

Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого мы должны уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

12 слайд

Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации проекта является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в познавательно-исследовательской деятельности.

13 слайд

Взаимодействие с родителями

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.

14 слайд

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

15 слайд

Формы работы с родителями

В совместной работе с родителями мы широко используем: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы. Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно - экспериментальная деятельность). Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.

16 слайд

Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно - экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.

17 слайд

Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно - творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская технологии как основа развития детей дошкольного возраста.

Комплексное оснащение образовательного процесса должно строиться на использовании технологий деятельностного типа....

Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, ...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Исследовательская деятельность – залог положительного развития детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Я хочу предложить вам свой мастер-класс и поделиться опытом работы по исследовательской деятельности, где постоянно находятся новые, интересные, необычные способы решения поставленн...

Развитие кругозора и познавательно исследовательской деятельности в природе у детей дошкольного возраста

Задачи: Формирование познавательных действий, становление сознания; развития воображения и творческой активности.Формирование первичных представлений об объектах а свойствах и отношениях в ...