Дипломная работа "Общение со взрослыми как средство формирования самооценки детей старшей группы"
материал на тему

диплом

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 10»

Рамакаева Елена Якубовна

студентка 540 А группы

Общение со взрослыми как средство формирования самооценки детей старшей группы

Выпускная квалификационная работа

по специальности  050144   Дошкольное образование

Оценка __________                                              Руководитель

Дата защиты 17 июня 2016 года                         Алешина Е.А.

                                                                      ______________

подпись руководителя

2016

 Содержание

Введение        

Глава 1. Теоретические основы проблемы общения и самопознания дошкольников        5

1.1. Характеристика общения как особого вида деятельности        5

1.2. Значение общения со взрослыми в развитии ребенка и становлении его личности        9

1.3. Понятие самооценки, особенности ее формирования в дошкольном возрасте        14

1.4. Влияние стиля педагогического общения на формирование самооценки дошкольника        18

Выводы по первой главе        24

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей в процессе общения со взрослыми . ............26

2.1. Констатирующий этап эксперимента ............................................26

              2.2. Формирующий этап эксперимента ................................................29

              2.3. Контрольный этап эксперимента....................................................37

              Выводы по главе 2...................................................................................43

Заключение        ...................................................................................45

Методические рекомендации для родителей…………………………...47

Список литературы        52

Словарь терминов        55

         

Введение

Актуальность.  ФГОС обусловливает  Содержание Программы, которая должна обеспечивать  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей, в том числе социально-коммуникативное развитие, которое направленно на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Дошкольный период – важнейший этап в формировании личности ребенка. Одним из существенных обретений дошкольного возраста  является формирование самооценки. Это  сложный и длительный процесс, без которого невозможно формирование личности. В самооценке  человека отражается и восприятие человека другими людьми, и его личная активность, направленная на осознание собственных действий и личностных качеств.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте происходит под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Благодаря систематическому взаимодействию со взрослыми людьми, у ребенка появляются личные убеждения, формируются моральные стандарты, привычки, формируется самооценка – ребенок приобретает неповторимые особенности, составляющие личность.

В системе мировосприятия самооценке принадлежит особо важное место. Взрослые могут помочь ребенку осознать самоуважение, ощущение собственной ценности. Но в то же время негативный опыт общения со взрослыми может вызвать у дошкольника неприятие себя, негативное отношение к своей личности. Умение дошкольника адекватно оценивать себя очень важно для вхождения ребенка во взрослый мир. Поэтому изучение проблемы формирования самооценки дошкольника в общении со взрослыми актуально. Обращение к старшему дошкольному возрасту обусловлено тем, что именно в это время у детей появляются зачатки рефлексии – умения анализировать соотносить свои мнения и действия с оценками других людей, поэтому их самооценка становится более реалистичной по сравнению с завышенной самооценкой более раннего возраста.

Процесс формирования самооценки детей, в силу чрезвычайной важности для общества, привлекает многих исследователей: М.И. Лисину, Е.О. Смирнову, Н.М. Борзинец и других. Работы этих и других авторов послужили методологической основой исследования. Внимание к данному вопросу среди многих ученых и необходимость научно обоснованных рекомендаций  для организации эффективной работы по формированию самооценки детей старшей группы в общении со взрослыми подтверждают актуальность выбранной темы.

Цель работы: отобрать методические рекомендации по формированию адекватной самооценки ребенка старшего дошкольного возраста

Объект исследования: содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного образования

Предмет исследования: создание образовательной среды для развития позитивного отношения дошкольника к самому себе

Гипотеза: мы предполагаем, что если использовать стратегии позитивного оценивания ребенка,  то это способствует формированию правильного представления старшего дошкольника о себе и способности адекватно оценивать себя

Задачи исследования:

– проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучаемой проблеме;

–     охарактеризовать общение как особый вид деятельности;

–  изучить значение общения со взрослыми в развитии ребенка и становлении его личности;

– дать понятие самооценки, особенности ее формирования в дошкольном возрасте;

- составить словарь терминов по проблеме исследования

      Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • обобщение психолого-педагогического опыта по созданию условий, способствующих формированию адекватной положительной самооценки ребенка

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы общения и самопознания дошкольников

  1. Характеристика общения как особого вида деятельности

Общение – крайне важная часть человеческой жизни. С его помощью люди могут удовлетворять свои главные потребности и выражать отношение друг другу, действовать сообща и ставить большие совместные цели. Значимостью общения объясняется пристальное внимание к нему исследователей. К.А. Абульханова-Славская пишет о том, что Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.М.Бахтин и другие авторы рассматривали общение как одно из основных условий психического развития человека, формирования его личности [3, с.27].

 Б.Г. Ананьев считал общение одним из основных видов человеческой деятельности, относя к двум другим  труд и познание [4, с.128].  

А.Н. Леонтьев утверждал: «Общение в своей исходной внешней форме, в форме совместной деятельности или «форме общения речевого или даже только мысленного составляет необходимое и специфическое условие развития человека в обществе» [17, с.201].

По мнению А.Г. Арушановой, «личность существует и реализует себя в общении с людьми» [5, с.74].

А.А. Бодалев утверждал, что в повседневной жизни человек связан бесконечным числом отношений с другими людьми. В качестве «механизма», посредством которого устанавливаются и развиваются отношения человека с другими людьми, выступает какая-либо деятельность – игра, учение, труд и т.д.[6, с.73].

В исследовании М.И. Станкина общение предстает как процесс взаимодействия личностей, отражающих друг друга и особым образом взаимодействующих друг на друга[23, с.85].

Н.И. Шевандрин утверждает, что зачастую наиболее успешное развитие личности протекает в процессе группового взаимодействия. Экспериментальные исследования показывают, что «наиболее эффективно подобный процесс реализуется в группах высокого уровня развития межличностных отношений. Такими группами являются коллективы» [25, с.67].

Изучая структуру общения, Е.Н. Кравцова и другие исследователи выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения[15, с.4].

Коммуникативная составляющая подразумевает коммуникацию в узком смысле слова, т.е. касается исключительно обмена информацией между собеседниками.

Перцептивная - характеризует их восприятие друг другом в процессе общения. В результате этого восприятия возникает взаимопонимание и взаимодействие людей.

Интерактивная же сторона общения заключается в обмене не только информацией, но еще и действиями. Вступая в контакт, собеседники узнают друг друга и находят точки соприкосновения, организуют совместную деятельность, таким образом, и проявляется интерактивная функция общения.

Иногда эти составляющие можно встретить под другими наименованиями. Например, как пишет В.А. Горянина, коммуникативный аспект называется коммуникативно-информационным, перцептивный – аффективно-коммуникативным, а интерактивный компонент общения – регуляционно-коммуникативным[10, с.126]. Понятно, что при этом смысл и назначение каждой из перечисленных функций сохраняются – люди делятся информацией, впечатлениями, создают основу или препятствия для своей совместной деятельности.

С общения начинается психическое развитие ребёнка.  Это первый,  возникающий в индивидуальном развитии человека, вид социальной активности, благодаря которому малыш получает информацию необходимую для его индивидуального развития. Отношения с другими людьми зарождаются и особенно интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. Первый опыт отношений ребенка с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.

Общение со взрослыми и сверстниками является неотъемлемым компонентом других видов детской деятельности (игры, труда, продуктивной, проектной деятельности и др.), а также самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.

Введенный в действие с первого сентября 2013 года закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет период дошкольного детства как этап, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми[2], следовательно, процессу общения уделяется в законе большое внимание.

В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, согласно которой общение и коммуникация рассматриваются как синонимы[18, с.49]. Авторы отмечают, что развитие общения дошкольников как со сверстником, так и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникации.

М.И. Лисина отмечает, что общение для ребенка - это «активные действия», с помощью которых ребенок стремится передать другим и получить от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения и согласовывать свои действия с окружающими, удовлетворять свои материальные и духовные потребности[18, с.53]. Она выделяет в сфере общения со взрослыми различные экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые средства, появляющиеся последовательно, со значительными интервалами.

Можно выделить такие вырабатываемые при общении коммуникативных умений [19, с.27]:

1. Группа информационно-коммуникативных умений состоит из:

- умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, поздравления, приглашения, вежливого обращения, дружественного разговора);

- умений ориентироваться в партнерах, ситуациях общения (начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, взрослыми);

- умений соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости, эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику).

2. Группа регуляционно-коммуникативных умений состоит из:

- умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению;

- умений доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься;

-умений применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, музыку, движения, графическую коммуникацию для выполнения заданий с общей целью);

- умений оценить результаты совместного общения (оценить себя и других критически, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать, понимать результаты общения, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального поведения невербальному, содействует ли это вовлечению других партнеров по общению).

Таким образом, общение – это один из основных видов человеческой деятельности, посредством которого устанавливаются и развиваются отношения человека с другими людьми. В структуре общения выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны общения. Посредством общения развиваются определенные коммуникативные умения.

  1. Значение общения со взрослыми в развитии ребенка и становлении его личности

Развитие мировосприятия ребенка, восприятие им широкого спектра человеческих отношений и внутренних состояний, формирование личности во многом зависят от опыта, который ребенок получает в общении со взрослыми. Без общения со взрослыми невозможно полноценное развитие ребенка. ФГОС дошкольного образования содержат   указания на необходимость развития содействия и сотрудничества детей и взрослых[1].

Большое значение имеет то, как взрослые и дети воспринимают и понимают друг друга, какие установки и позиции они занимают по отношению друг к другу. Взаимоотношения со взрослыми людьми – наиболее важный и сильный источник переживания дошкольника. Если окружающие люди относятся к ребенку ласково, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство защищенности и уверенности, которое способствует нормальному развитию личности, выработке у дошкольника положительных качеств и доброжелательного отношения к окружающим. 

В обычной жизни ребенок чрезвычайно зависит от того отношения, которое демонстрируют ему взрослые. Способы взаимодействия людей друг с другом он осваивает в общении через подражание. Дошкольник может общаться со взрослыми людьми не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но также и по поводу представляемых предметов, то есть содержание общения становится внеситуативным [9, с.84]. 

Для ребенка важен доброжелательный контроль и положительная оценка взрослого. Правильное поведение в присутствии взрослого человека – это первый этап морального развития поведения. При этом взрослому следует общаться с дошкольником в доброжелательном и доверительном тоне, выражая полную уверенность в том, что ребенок не может вести себя неправильно. Так малыш обретает чувство ответственности за свое поведение. Ребенок нуждается в том, чтобы обращаться ко взрослому за оценкой результатов своей деятельности, поэтому при общении с ним взрослому необходимо учитывать важность оказания ребенку поддержки[22, с.57]. 

Дети особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе.

Одна из важнейших задач взрослых  – создать наиболее благоприятные условия для развития ребенка, для предотвращения «сбоев» в процессе его развития и при этом  уменьшить эффект влияния тех неблагоприятных обстоятельств, в которые может попасть дошкольник, снизить эффект того нежелательного, что может случиться в процессе развития личности ребенка [26, с. 41].

Э. Маккоби включает в понятие контроля взрослыми дошкольников следующие моменты [11, с. 262]:

– ограничительность — определение границ активности детей;

– требовательность — ожидание взрослыми от детей высокого уровня ответственности;

– строгость — принуждение детей к чему-либо;

– навязчивость — влияние взрослых на планы и отношения детей;

– произвольное проявление власти («Ты сделаешь это, потому что я сказал»).

Для создания благоприятных условий воспитания необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя, но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих. В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах. Ребенок начинает ощущать, что его деятельность связана с жизнью других людей.  Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться  с определенной требовательностью к ребенку.

Часто взрослые, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Например, если родители постоянно подменяют действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Окружать ребенка чрезмерной опекой не стоит. Он должен и общаться со сверстниками, и совершать какие-то ошибки, и делать собственные открытия. На все это у него есть полное право[12, с.17]. Для формирования индивидуальности необходимо накопление собственного багажа, опыта и наблюдений

Общение с ребенком должно строиться как общение на равных с полноценным членом семьи и общества, что требует определенной сдержанности в эмоциях и чувствах. При воспитании детей нормы общества, о которых постепенно узнает ребенок, должны подаваться не как указания или запреты, а именно как правила, установленные не только для него, но и для взрослых. В обязанности взрослых по воспитанию детей в первую очередь входит разъяснений ситуаций, событий,  норм поведения в обществе.

Наиболее актуальной проблемой нравственного воспитания дошкольников является формирование у ребенка гуманного отношения к окружающим, потребности быть полезным и добрым, готовности использовать для этого все свои способности.

Приемы, способствующие формированию у ребенка правильного поведения, по мнению Н.В. Краснощековой [16, с. 102]:

1.Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты взрослого.

2. Доверие.

3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4. Вовлеченность в интересную совместную со взрослыми деятельность.

5. Пробуждение гуманных чувств.

6. Нравственное упражнение.

Для успешной социализации детей взрослым необходимо:

 - сформировать у детей представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности;

- развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям;

         - формировать у ребёнка мировоззрение – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств [28, с. 37].

Необходимо развивать у детей интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания. Следует учить объективно оценивать недостойное поведение свое и других. Нужно познакомить детей с разнообразной деятельностью взрослых, воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Идеальные отношения взрослый-ребенок можно представить таким образом. Взрослый видит в ребенке самоценное существо с уникальным набором особенностей и талантов, которые он помогает развивать. И даже в маленьком ребенке видит личность, а не собственность или объект исполнения своих амбиций. Ребенок, в свою очередь, чувствует, что он принят, любим, ему понятны эмоциональные реакции взрослых, он чувствует безопасность в том отношении, что ни при каких обстоятельствах не будет ими оставлен. В таких отношениях нет места эксплуатации, отыгрыванию своих невротических конфликтов, неразрешимых запутывающих противоречий. Отношения носят ясный и эмпатический характер. За каждым событием и поступком легко прочитывается эмоциональный и когнитивный смысл.

Конфликтный тип детско-взрослых отношений характеризуется несогласованностью позиций во взаимодействии и сотрудничестве и выраженной борьбой за лидерство, низкой успешностью сотрудничества. Взрослый склонен к переоценке возможностей ребенка, отсутствию ориентации на индивидуальные особенности ребенка, непоследователен в осуществлении руководства деятельностью ребенка, не оказывает помощи и поддержки. Ребенок демонстрирует широкий спектр протестных форм поведения, игнорируя замечания и инициативу взрослого, стремясь к полной автономии.

Таким образом, общение со взрослыми имеет большое  значение для развития личности ребенка: помогает развитию мировосприятия,  дает возможность воспринять широкий спектр человеческих отношений, формирует взгляд на мир и самого себя.

1.3. Понятие самооценки, особенности ее формирования в дошкольном возрасте

Самооценка – это важнейшее звено произвольной саморегуляции, с помощью которого формируется отношение человека к миру, к другим людям и к самому себе. Самооценка является сложным по психологической природе феноменом, включенным в отношения практически со всеми психическими образованиями личности[14, с.26].

Умение оценивать себя появляется у ребенка в раннем детстве и развивается в течение всей жизни.

Развитие самооценки позволяет ребенку воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность в различных видах деятельности, например, таких, как общение со сверстниками и взрослыми, игра, самообслуживание.
В самооценке выделяют два основных компонента: интеллектуальный и  эмоциональный.

Интеллектуальный компонент – это представление ребенка о самом себе, сравнение с другими и анализ.

Под эмоциональным компонентом понимают отношение ребенка к себе, которое формируется под воздействием отношений взрослых к дошкольнику, удовлетворение его положением в своей семье и среди других детей.

В дошкольном возрасте наиболее существен эмоциональный компонент. Именно по этой причине ребенок часто  спрашивает у других: «Я хороший? Я молодец?». Ответ взрослых для ребенка очень важен. Взрослые, особенно родители  – самый авторитетный эталон в жизни дошкольника. На протяжении всего дошкольного детства преобладает эмоциональный компонент самооценки.

В процессе взросления дошкольника компоненты самооценки развиваются и формируются.

Первые элементы самооценки связаны с кризисом трех лет. Ребенок старается как можно дел выполнить самостоятельно, без помощи взрослого.  Это первое проявление когнитивного компонента самооценки[21, с.227]. В это время для ребенка важна похвала взрослых, т.е. эмоциональный компонент. Для младшего дошкольника деятельность еще не различима с личностью. Если ребенок часто слышит о том, что у него не получилось что-либо сделать правильно, ему кажется, что это он сам плохой. В случае повторяющегося неуспеха дошкольник отказывается от деятельности и его самооценка становится низкой. В свою очередь, заниженная самооценка приводит к развитию неуверенности и формирует нежелание к чему-то стремиться, появляются сложности в общении со сверстниками и взрослыми.

Очень важно, чтобы взрослые старались разграничивать в оценивании ребенка от его деятельности. В этом случае самооценка дошкольника будет более дифференцированной.

Если дошкольника чрезмерно захваливают, то это тоже может привести к неадекватной самооценке.  Самооценка дошкольника будет высокой, но у него не сложатся хорошие отношения ни с окружающими взрослыми, ни с ровесниками.

Завышенная дифференцированная самооценка свойственна для  дошкольников [27, с.11]. Некоторая завышенность самооценки дает возможность ребенку успешно справляться со сложностями внешнего мира.

К завершению дошкольного периода самооценка дошкольника начинается становиться более гармоничной. Постепенно ребенок начинает воспринимать себя все более объективно, учитывать и знания о себе, и отношение к себе окружающих.

Одним из существенных  достижений старшего дошкольного возраста считается осознание и формирование ребенком внутренней социальной позиции [24, с. 75]. В младшем возрасте дети еще не способны осознать свое место в жизни, поэтому у них не отмечается осознанного стремления измениться. Если вновь возникающие потребности невозможно реализовать в рамках сложившегося образа жизни, ребенок демонстрирует протест и сопротивление. Подрастая, дошкольник начинает осознавать расхождение между своим положением в обществе других людей и уровнем своих реально существующих возможностей и желаний. Получает развитие четко выраженное стремление к заниманию более серьезного, взрослого положения в обществе и выполнению новой деятельности, которая будет важна не только для самого ребенка, но и для других. 

Это может проявляться в стремлении выполнять различные поручения взрослых, желании взять на себя хотя бы часть их обязанностей, помогать родителям при выполнении домашних дел. Развитие данного стремления обусловлено всем ходом психического развития дошкольника и проявляется на том уровне, когда ребенок начинает осознавать себя не только субъектом действия, как это было раньше, но и субъектом в существующей системе отношений людей друг с другом. Если переход на новую ступень в социальном положении не наступает своевременно, у ребенка может возникнуть чувство неудовлетворенности.

Осознавая свое место в обществе, дошкольник начинает формировать внутреннюю социальную позицию. Ребенок получает возможность осознавать свои переживания, у него происходит формирование устойчивой самооценки и складывается соответствующее этой самооценке отношение к успехам и неудачам. Для одних дошкольников в этом возрасте характерно стремление к успешности и высокому уровню достижений, а для других более важным представляется возможность избежать неудач и связанных с ними неприятных переживаний.

В старшем дошкольном возрасте получают развитие начальные формы рефлексии: ребенок впервые начинает некоторым образом анализировать свою деятельность и сравнивать свои чувства, мысли и действия с мыслями и оценками других людей. В связи с этим самооценка детей становится более реалистичной, в привычных для ребенка ситуациях и видах деятельности она максимально приближается к адекватной. В случае незнакомой или непривычной ситуации самооценка ребенка, как правило, завышенная. Заниженная самооценка у детей старшего дошкольного возраста обычно трактуется как отклонение в развитии личности.

В разных видах деятельности самооценка дошкольника разная[8, с.93].

В ведущей для дошкольного возраста игровой деятельности самооценка проявляется в формировании межличностных отношений. В процессе общения ребенка с другими детьми возникает определенное отношение к сверстникам, а также развивается способность видеть себя их глазами.

В трудовой деятельности у ребенка закладываются основы будущего профессионального самоопределения. Коллективный характер деятельности приводит к необходимости обсуждать план совместной деятельности, распределять участки работы и согласовывать их, определять ответственных за результат. В результате совместной работы дошкольников в них развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда других детей.

Шести - семилетние дети в привычной для них игровой или, например, изобразительной  деятельности способны реально оценивать себя и свои возможности, их самооценка адекватна, а в непривычной ситуации продолжает оставаться завышенной.

К концу старшего дошкольного возраста у большинства дошкольников формируется адекватная самооценка.

Следовательно, с помощью самооценки формируется отношение человека к миру, к другим людям и к самому себе. В структуре самооценки выделяют эмоциональный и интеллектуальный компоненты, соотношение которых в разные периоды жизни различно. Так, в дошкольном возрасте наиболее значим эмоциональный компонент. Также для детей свойственна завышенная дифференцированная самооценка.

1.4. Влияние стиля педагогического общения на формирование самооценки дошкольника

На формирование самооценки дошкольника большое значение оказывает стиль педагогического общения.

Педагогическое общение представляет собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата [13, с.179].

Личностные качества воспитателя, которые проявляются в его профессиональной деятельности, являются значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность дошкольника. Слова и поступки взрослого во многом определяют особенности и дальнейшее развитие взаимодействия ребенка со сверстниками, определяют рост самосознания, влияют на формирование дружеских привязанностей среди сверстников.

        Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль педагогического общения означает, что педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять  самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.

Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам. Авторитарный стиль приводит к формированию неадекватной, как правило, заниженной самооценки, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с другими людьми[7, с.45] . Кроме того,  этот стиль вызывает искаженное понимание ценностей. Дети начинают высоко ценить властность, физическую силу в ущерб внутренним достоинствам.

Основная особенность демократического стиля педагогического общения – взаимоприятие и сотрудничество. Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.

Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность. При таком стиле общения происходит формирование адекватной самооценки ребенка.

Либеральный стиль педагогического общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, формализмом. Попустительский стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Уходит от ответственности за результаты своей деятельности.

К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям. Такой подход неблагоприятен для развития адекватной самооценки, потому что ребенок не получает одобрения или порицания со стороны взрослого, у него не происходит формирования положительной оценки и самооценки. Для возникновения у ребенка чувства гордости относительно того или иного качества ему важно знать, что это качество положительно оценивается окружающими. Поскольку со стороны взрослого ребенок встречает равнодушие, то у него не развивается положительно-эмоциональное отношение к себе и к своим определенным качествам.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общении я позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия, и способствует формированию адекватной самооценки ребенка.

Следует учитывать, что получаемая от других оценка осознается детьми разного возраста по-разному. Так, младшие дошкольники смутно чувствуют несоответствие своего поведения положительному «образцу» и связанную с эти фактом оценку окружающих. В старшем возрасте все это осознается значительно отчетливей.

Исследователями установлено влияние косвенной оценки на эмоциональное отношение к проявлениям определенных качеств другого лица и желание овладеть этими качествами [25, с.170]. Эти отношения кладут начало формированию соответствующих отношений ребенка к себе и к своему поведению: он «переносит» на себя те эмоциональные отношения, которые возникали у него ранее к оцениваемым образцам поведения других людей. Вначале ребенок переносит на себя только положительное отношение, что объясняется потребностью в положительной оценке. Его самооценка при этом часто не подкрепляется делами. Затем начинается «перенос» эмоциональных отношений, направленных на достоинства других, на свои собственные действия. Отношение ребенка к себе как к обладателю «оцененного образца» начинает все чаще подкрепляться его реальными поступками.

Когда потребность ребенка в положительной оценке и самооценке удовлетворяется беспрепятственно, у него нет стимула для изменения существующего положения. Поэтому ребенок, по мнению Н.М. Борзинец, «нуждается в поддержке со стороны других людей; не только сам ребенок, но и взрослый должен видеть его неправильные действия и оценивать их отрицательно (или быть готовыми дать им такую оценку)» [7, с.87].

Поэтому младшие дошкольники мало обращают внимания на то, в какой мере оценка со стороны взрослых оправдывается его собственным поведением. Но с возрастом ребенок лучше понимает, какую оценку заслуживают его поступки. Внешняя оценка начинает преломляться самооценкой.

Анализ исследований ученых позволил выделить влияние оценки на формирование самосознания и самооценки ребенка

1. Неблагоприятная оценка уровня какого-то вида деятельности ребенка вызывает безболезненное ее восприятие. (Например: «Ты не умеешь рисовать»,  «Ты плохо понимаешь».) [9, с.73]

2. При высказывании ребенку неблагоприятной оценки его деятельности, расширяется объем того, что подвергается этой критике. При этом нередко прямо переходят на личность ребенка ("Ты не только плохо читаешь, ты еще и хвастаешь, что умеешь читать, ты хвастун! А у самого нос грязный. Грязнуля) А между тем у дошкольников и младших школьников - даже при наличии хорошо развитой способности дифференцировать понятия, пока еще нет доступной взрослому способности полностью дифференцировать свою деятельность и себя.

3. Психотравмирующее действие сознательной стороны низкой оценки усиливается эмоциональной окраской оценивающего высказывания. Обычно низкая оценка взрослых в адрес ребенка выражается в укоряющих, порицающих, наказывающих интонациях и нередко - в грубой оскорбительной форме, на что ребенок может реагировать эффективным взрывом отчаяния с последующей апатией (упадок сил) .

4. Очень значительным психотравмирующим воздействием обладает сравнение ребенка с кем-то другим, противопоставляемым ему как пример, образец. Кроме низкой самооценки, оно создает основу для последующего развития зависти, эгоцентризма и тревожной настороженности к оценкам вообще, а особенно в свой адрес.

На формирование самооценки дошкольника большое значение оказывает стиль педагогического общения, представляющего собой систему взаимодействия педагога с детьми с целью формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и оказания воспитательного воздействия. Из всех стилей педагогического общения для формирования адекватной самооценке дошкольника наиболее способствует демократический стиль, в основе которого лежит взаимоприятие и сотрудничество.

Выводы по главе 1

Изучение психолого-педагогической  литературы по теме исследования позволяет сформулировать основные выводы.

Общение - важнейшее условие психического развития человека, формирования его личности. В общении личность существует и реализует себя. Изучая общение, исследователи выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны в структуре общения. Благодаря общению, человек  вырабатывает информационно-коммуникативные и  регуляционно-коммуникативные умения. Психическое развитие ребёнка начинается с общения, и, прежде всего, общения со взрослыми.

В таком общении формируется личность дошкольника.  Особенно сензитивны дети к оценке взрослого и его позиции по отношению к себе. С помощью общения ребенок получает и передает информацию, устанавливает эмоционально окрашенные отношения с окружающими,  согласовывая с ними свои действия,  удовлетворяет свои материальные и духовные потребности. Общение со взрослыми дает начало и формированию самооценки ребенка.

Самооценка – это важнейшее звено произвольной саморегуляции человека, включенное в отношения практически со всеми психическими образованиями личности. В самооценке выделяют два основных компонента: интеллектуальный и  эмоциональный. Для ребенка дошкольного возраста более важную роль играет эмоциональный компонент, мере взросления ребенка уступая место интеллектуальному. Характерная для дошкольника завышенность самооценки дает возможность ребенку преодолевать сложности внешнего мира. К концу дошкольного возраста у большинства детей формируется адекватная самооценка

На формирование самооценки оказывает значительное влияние стиль педагогического общения. Традиционно выделяют авторитарный, демократический и либеральный стили, встречающиеся чаще всего в смешанном виде.  Для формирования адекватной самооценки ребенка наиболее благоприятен демократический стиль общения со взрослым.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию адекватной самооценки детей в процессе общения со взрослыми

2.1. Констатирующий этап эксперимента

Цель исследования: установление влияния общения ребенка старшего дошкольного возраста со взрослыми на развитие адекватной самооценки ребенка.

Для достижения поставленной  цели необходимо решение  ряда задач, среди которых:

– сформировать выборку дошкольников – контрольную и экспериментальную группы;

– подобрать методики для исследования самооценки детей дошкольного возраста;

– проанализировать  самооценку у детей в контрольной и экспериментальной группах;

– организовать формирующий эксперимент с дошкольниками экспериментальной группы;

– провести  контрольный этап исследования с целью определить изменения в самооценке у дошкольников экспериментальной  группы;

– сформулировать выводы проведенного исследования.

Наше исследование проводилось на базе ГБОУ Школа 1959 дошкольное подразделение «Улыбка» Юго-Восточного округа г. Москвы.

В исследовании приняли участие две группы детей старшего дошкольного возраста, посещающих ДОО, в возрасте пяти - шести лет.  Количество мальчиков и девочек в каждой группе одинаково: шесть мальчиков и четыре девочки (Приложение 1).

        Для исследования самооценки детей использовались две методики:

– методика  «Лесенка»  (вариант  Марцинковской  Т.Д.) [20, с.193];

–  методика  «Какой  я?»  Р.С.  Немова [8, с.156]

Рассмотрим данные методики.

Исследование самооценки. Тест «Лесенка»

Для характеристики использовался стандартный набор качеств: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный».

В зависимости от того, на какую ступеньку ребенок себя поставил, можно делать вывод о типе его самооценки (Приложение 2).

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия, но самооценка детей старшего дошкольного возраста должна быть уже более реалистичной.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Методика Р.С. Немова «Какой я» построена в виде беседы экспериментатора с ребенком. Согласно протоколу (Приложение 3) взрослый задает ребенку вопросы о  том,  как он себя оценивает по десяти предлагаемым положительным качествам личности. В ходе беседы в таблицу заносятся баллы.

Оценивание  результатов осуществляется следующим образом: ответы ребенка «да» оцениваются в 1 балл, ответы «нет» – в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5 балла.

Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной по всем качествам личности:

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

При оценивании следует учитывать, как оценивает себя ребенок, представляет ли, как его оценивают другие, насколько аргументированы его ответы.

Результаты методики «Лесенка» были отработаны и зафиксированы (Приложение 4). Рассмотрим полученные результаты по данной методике в обеих группах в обобщенной форме в виде таблицы 1:

Таблица 1

Результаты методика «Лесенка» по группам

Группа

Самооценка (чел.)

Неадекватно завышенная

Завышенная

Адекватная

Заниженная

Контрольная

2

2

4

2

экспериментальная

2

3

3

2

        Таким образом, результаты в обеих группах отличаются незначительно. У двоих детей в каждой группе самооценка заниженная и у двоих неадекватно завышенная. Незначительные различия в один результат касаются адекватной и завышенной самооценки.

        Рассмотрим результаты методики «Какой я?». Полученные данные были занесены в сводную таблицу (Приложение 5).  Представим обобщенные  результаты в виде таблицы 2:

Таблица 2

Результаты методики «Какой я?» по группам

Группа

Уровень самооценки (чел.)

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Контрольная

1

4

3

2

-

экспериментальная

2

2

4

1

1

Результаты позволяют говорить о том, что в каждой группе есть дошкольники как с завышенной, так и с заниженной самооценкой. Данные различаются незначительно, но в экспериментальной группе есть один участник с очень низким уровнем самооценки в отличие от контрольной группы, где таких дошкольников нет, а также в экспериментальной группе у двоих детей уровень самооценки очень высокий (в контрольной группе такой результат зафиксирован у одного ребенка).

Таким образом, был организован констатирующий этап эксперимента, в ходе которого по подобранным методикам было проведено исследование самооценки дошкольников в контрольной и экспериментальной группах. Результаты в группах зафиксированы, занесены в обобщающие таблицы и различаются незначительно.

2.2. Формирующий этап эксперимента

После начального определения уровня самооценки детей в контрольной и экспериментальной группах был организован формирующий эксперимент, т.е. организована система работы по общению дошкольников в экспериментальной группе со взрослыми в рамках работы дошкольного образовательного учреждения.

При организации формирующего эксперимента  были выделены несколько основных направлений, по которым необходимо вести работу по коррекции самооценки детей:

– использование упражнений, направленных на формирование позитивного образа «Я»;

– формирование осознания собственных эмоций, а также чувств других людей, развитие эмпатии;

– привлечение ребенка к различным видам деятельности по интересам;

– работа с родителями.

Занятия проводились  в доверительной обстановке, во время дополнительных занятий в утреннее и послеобеденное время.

В программу входили:

  1. чтение и обсуждение произведений художественной литературы;
  2. игра «Фабрика игрушек»
  3. создание мультипликационного фильма методом пластилиновой

анимации совместно с родителями;

  1. проведение мероприятий совместно с родителями (экскурсии,

посещение театра);

  1. организация спортивного праздника совместно с родителями;
  2. трудовая акция «Работаем вместе»;
  3. проект «Имена и фамилии»;
  4. семейный праздник «Тепло родного очага».  

        Для расширения представлений старших дошкольников о положительных и отрицательных качествах характера и формирования обобщенной оценки образов им были предложены для сравнения сказки Ш. Перро «Фея» и В. Одоевского «Мороз Иванович». Образы героев этих сказок на протяжении всего повествования стабильны в проявлении какого-то одного качества.

Отрицательные и положительные герои до конца сказки не меняются, поэтому нет необходимости задавать такие вопросы: «Кто хороший, кто плохой?». Были заданы следующие вопросы: «Как вы думаете, чем похожи сказки? Найдите похожих героев сказок и расскажите, чем они похожи друг на друга», «Как вы думаете, за что была наказана старшая дочь из сказки «Фея» и почему была вознаграждена младшая дочь? А как вы считаете, вы похожи на какого-то героя из этих сказок? Почему?»  При обсуждении экспериментатор участвовал в беседе, поддерживал инициативу детей в разговоре, помогал формулировать правильные выводы.

Также была проведена беседа по сказке «Кукушка». На одном из занятий сказка читалась детям, а на следующем  дошкольникам кратко напоминалось содержание: «Дети, вчера вы прослушали печальную сказку о том, как одна бедная женщина заболела от тяжелой работы. Ее дети никогда не помогали ей. Не помогли они даже тогда, когда она заболела. Вы помните, как просила она воды: «Дети, пересохло у меня горло, принесите мне водички». Не шли дети за водой. Тогда мать обернулась кукушкой и вылетела из дома. Все вспомнили сказку? Подумайте, почему мать бросила своих детей, улетела от них». Ребята подробно перечисляли все проступки сыновей: «Они не слушали мать, не помогали ей», «Не уважали ее труд», «Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши, снега натащат, а мать — убирай. И рыбу мать сама на реке ловила». В своих ответах дети использовали текст сказки, свидетельствующий о том, что прочитанное оставило в них глубокий след. В продолжение беседы были заданы вопросы:  «Что вы можете сказать о сыновьях? Какие они были?» Дети отвечали: «Плохие, непослушные, грубые, ленивые».

В коллективном обсуждении группа пришла к выводу, что плохо быть ленивым, грубым, не помогать маме. После чего детям было предложено вспомнить, когда они помогли маме, а также о тех случаях, когда надо было помочь, а они по каким-то причинам не смогли или не стали этого делать. Почему это произошло? Можно ли так поступать? Нуждаются ли взрослые люди в помощи детей?

В обсуждении книг особенно активными были Дима, Ваня и Жанна. Их ответы отличались полнотой, аргументацией. Наташа вначале стеснялась, отмалчивалась, чаще всего говорила, что не знает и предлагала спросить у других детей. Но после одобрения, поддержки со стороны взрослого стала более активной.

Цель совместной игры детей и взрослых «Фабрика игрушек – дать детям почувствовать радость от процесса труда, почувствовать самоценность, осознать нужность своего труда для других людей.         

        В игре приняли участие и воспитатели. Ребятам было предложено склеить игрушки из бумажных цилиндров по предложенным образцам. С помощью экспериментатора дети изготовили собачек из бумажных цилиндров, а на следующем занятии - трех медведей из сказки для настольного театра.  Работа, предложенная в таком виде, вызвала у дошкольников большой интерес, так как имеет особый смысл — сделать полезное дело. «Можно завтра и театр показать»,- даже предложили некоторые ребята. Взрослые принимали активное участие в деятельности детей,  анализируя с ними образец, помогая вопросами: какой бумажный прямоугольник нужен для изготовления туловища медведя? Как расположены и соединены с туловищем ноги, голова? Как соединять стороны прямоугольника, чтобы получился цилиндр? Затем подчеркивается, как важно научиться рассматривать поделку, чтобы потом делать игрушки самим. Взяв на себя некоторую часть работы (в данном случае вырезание наиболее сложных деталей), взрослые устанавливали непосредственный деловой контакт с детьми. Деловое сотрудничество со взрослым способствует формированию у детей большей уверенности в своих силах. Так как помощь взрослого приводит к качественному результату, работа вызывает у ребят удовлетворение, радость, что является стимулом к дальнейшему участию в труде.

С детьми, которые на первом занятии успешно справились с заданием, было предложено выполнить поделку другого содержания и не по образцу, а по рисунку, например, детям были предложены рисунки других животных: лисы, кота, зайца, медведя.

Перед началом выполнения упражнения-игры детям было сказано: «Сделать надо красиво, будете играть не только вы, но и ваши товарищи. Если вам попадется неаккуратная игрушка, захотите вы ею играть? Другие тоже не захотят. Старайтесь для товарищей». Оценка работы осуществлялась с тех же позиций: «Подумаем, какие игрушки понравятся всем и почему». Труд был организован в игровой форме: необходимость создать «фабрику игрушек».

Когда работа была закончена, ребята получили инструкцию: «Игрушку можно подарить малышам, а можно оставить себе. Кто решил подарить, положите на этот поднос, а кто решил оставить себе — на другой». Инна и Тимур оставили игрушку себе. У некоторых ярко проявилась «внутренняя борьба»: они положили игрушку сначала на один поднос, потом перенесли на другой, затем снова на первый, пытались найти компромиссное решение: «Можно я еще одну сделаю? Себе. Я тоже хочу играть». Так поступили Ваня и Миша. На втором занятии была предложена такая инструкция: «Наши игрушки нужны малышам для занятий. Им будет очень приятно, если вы оставите свои работы». В этот раз все испытуемые решили отдать игрушки малышам.

Следующее упражнение – «Пластилиновый мультфильм». Цель: создание детьми и родителями (участвовали также бабушки и дедушки) мультипликационного фильма, формирование у детей коммуникативных навыков и адекватной самооценки. Мультипликационный фильм был создан методом пластилиновой анимации. Создание анимационного пластилинового фильма предполагает наличие следующих этапов:

1. Определение общей идеи мультфильма.

2. Написание сценария мультфильма.

3. Изготовление героев и декораций для всех сцен фильма.

4. Покадровая съёмка мультфильма.

5. Соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы.

6. Озвучивание фильма.

7. Совместный просмотр.

Работа над мультфильмом началась с того, что дети узнали от экспериментатора об истории и процессе создания мультипликационного фильма. Затем был совместно разработан сценарий небольшого мультфильма «День рождения у зайчика Степы».  В обсуждении принимали активное участие все дети, обсуждая сюжет, главных героев сказки. В ходе совместной работы над мультфильмом дети рассуждали также о последовательности действий, характере каждого героя, его образе, придумывали диалоги между персонажами. В процессе совместной продуктивной деятельности дошкольники распределили, кто каких персонажей будет каждый лепить из пластилина и соленого теста. На этом этапе эксперимента к участию были привлечены родители, которые помогли изготовить декорации, сфотографировать кадры (всего получилось 10 кадров)  и соединить их в мультфильм. В процессе подготовки к «озвучиванию» мультфильма дети распределили между собой роли, затем, с помощью экспериментатора, во время просмотра готового ролика, «озвучили» мультфильм. На премьеру были приглашены родители и педагоги. Совместная деятельность над созданием мультфильма дала возможность установить партнерские отношения не только между детьми и родителями, создать атмосферу доброго и внимательного взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.

На этом этапе эксперимента были очень активны родители и другие родственники детей, хотя вначале некоторые были настроены скептически, отговариваясь недостатком времени, неумением делать что-либо своими руками. Но, опираясь на пример активных семей – Жанны, Юры, Егора – включились в работу. Затем между родителями началось активное обсуждение, они советовались друг с другом, привлекая к обсуждению детей. При выполнении работы родители и дети вместе искали лучшего исполнителя, распределяли роли в зависимости от собственных умений. Особое внимание обращалось на то, чтобы взрослые не подменяли детей, а, наоборот, предоставляли им возможность самовыразиться.

В зависимости от возможности родителей, некоторые из них стали организатором какого-либо мероприятия, проведенного совместно с педагогами ДОО: были организованы экскурсии в больницу (мама Миши) и таксопарк (папа Инны); посещение музея (бабушка Наташи), кинотеатра (мама Алины). Родители других дошкольников участвовали в подготовке к экскурсиям и в большинстве присутствовали при их проведении.

Был проведен спортивный праздник «Мы хотим быть здоровыми», в котором вместе с детьми приняли участие мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры дошкольников.

Трудовая акция «Работаем вместе» была также организована для детей и их родителей с помощью педагогов ДОО. Сначала была проведена беседа для детей и родителей под названием «Любить Родину – значит быть ей полезным». Родители подготовили для детей рассказ о трудовых достижениях своих предков. Затем с детьми было проведено обсуждение на тему: «В каких делах могут участвовать дошкольники и тем самым приносить пользу людям?». В ходе обсуждения был сделан вывод: каждый должен постараться сам сделать что-то доброе и нужное для своего города. Было  решено провести операцию: «Улица лучшая – моя!». Ребята провели уборку территории, высадили цветы возле своих домов. В этом мероприятии приняли активное участие не только родители детей, но даже многие жители близлежащих домов.

При организации проекта «Имена и фамилии» дети  с помощью родителей знакомились с происхождением имен и фамилий своих и своих родных. В словарях и справочниках семьи искали материалы. Выполняя задания, дети узнавали о том, почему так назвали не только их, но и родителей, а, по возможности, бабушек, дедушек и других членов семьи.  По итогам проекта были  было оформлены специальные альбомы, которые называются  «Календарь дней рождения и семейных праздников», в которые следует регулярно заглядывать, не забывая вовремя поздравить своих близких. При выполнении этого проекта все родители и дети были достаточно активны, дружно готовились к представлению своих результатов.

Итогом этой кропотливой, но в тоже время интересной работы стал семейный праздник «Тепло родного очага»,  который прошел под девизом:

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага! (О. Фокина)

Праздник прошел на большом эмоциональном подъеме. Каждый момент этого праздника воспитывал не только детей, но и взрослых, заставляя вспомнить прошлое, пересмотреть настоящее, задуматься о будущем.

На празднике дети рассказали о своих далеких предках, которые были замечательными землепашцами, кузнецами, ткачами, пекли изумительный хлеб. А сколько интересного узнали дети о своих фамилиях, именах, которые пришли к нам из далекой старины! Все родители и другие родственники были очень активны, заинтересовавшись подготовкой. Также к проведению были подключены и педагоги, которые помогали дошкольникам готовиться, репетировали выступления, привлекли детей к оформлению зала для праздника.

 Много интересных реликвий было представлено на выставке: старинные вазы, рушники, подсвечники, старинные деньги.

Детям удивительно было не только увидеть, но и услышать звучание принесенного бабушкой Наташи патефона, который показался детям чем-то сказочным, нереальным. Оказалось, что в некоторых семьях есть свои символы счастья, которые приносят удачу. Например, в семьи Димы  - это шляпа рыболова, которая всегда приносит владельцу – папе, дедушке – большой улов.

После проведения каждого этапа эксперимента проводилось обсуждение участниками и экспериментатором, анализировались ошибки, вырабатывались практические рекомендации, выслушивались пожелания и самооценка участников.

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента по специально разработанной программе было организовано общение дошкольников экспериментальной группы со взрослыми.

2.3. Контрольный этап эксперимента

По окончании формирующего этапа эксперимента был организован контрольный этап с целью - выявления самооценки дошкольников  экспериментальной группы для определения  изменений.

Первой вновь была использована методика «Лесенка». Сравним полученные дошкольниками экспериментальной группы результаты в виде таблицы  по методике «Лесенка» в обеих группах в обобщенной форме в виде таблицы 3:

Таблица 3

Результаты методика «Лесенка» в экспериментальной группе

Дошкольник

Уровень самооценки

Констатирующий этап

Контрольный этап

Алина В.

заниженная

адекватная

Дмитрий Р.

адекватная

адекватная

Егор П.

завышенная

адекватная

Жанна Л.

адекватная

адекватная

Иван Д.

завышенная

завышенная

Инна Л.

неадекватно завышенная

завышенная

Михаил О.

завышенная

адекватная

Наталья М.

заниженная

адекватная

Тимур Ш.

неадекватно завышенная

адекватная

Юрий К.

адекватная

адекватная

        

        На констатирующем этапе у Инны и Тимура была неадекватно завышенная самооценка, которая на контрольном этапе не проявилась. Теперь у Инны самооценка стала завышенная, а у Тимура адекватная. Также на контрольном этапе экспериментального исследования ни у одного дошкольника не отмечена заниженная самооценка, которая была зафиксирована перед началом формирующего эксперимента у Алины и Наташи. Заниженная самооценка в дошкольном возрасте позволяет предположить достаточно серьезные нарушения в представлении ребенка о себе, и общение детей со взрослыми  дало возможность преодолеть эти нарушения. В целом положительные изменения коснулись шестерых дошкольников, что составляет 60 процентов испытуемых экспериментальной группы.

        Представим сравнение результатов в виде диаграммы (рис. 1):

Рис. 1. Самооценка дошкольников экспериментальной группы по методике «Лесенка»

        Данные диаграммы дают наглядное подтверждение изменению самооценки дошкольников под влиянием общения со взрослыми. Следовательно, можно сделать предварительный вывод о благоприятном воздействии общения старших дошкольников со взрослыми на формирование их самооценки.

        Проверим этот вывод анализом результатов второй методики -  «Какой я?».  Полученные данные были зафиксированы. Изменения отмечены у  всех детей, кроме Егора (8 баллов). У Димы и Жанны результат стал выше на один балл, у Юры – на два балла, у Алины и Наташи увеличение составило три балла. У таких ребят, как Ваня, Инна, Миша и Тимур, результат стал ниже, уменьшение составило от одного (Миша) до трех баллов (Тимур). Представим сравнение полученных баллов в таблице 4:

Таблица 4

Результаты методики «Какой я» в экспериментальной группе

Дошкольник

Полученные баллы

Констатирующий этап

Контрольный этап

Алина В.

2

5

Дмитрий Р.

5

6

Егор П.

8

8

Жанна Л.

6

7

Иван Д.

8

6

Инна Л.

10

8

Михаил О.

7

6

Наталья М.

1

4

Тимур Ш.

10

7

Юрий К.

6

8

        

        Следовательно, результаты детей изменились. Теперь сравним, как изменился уровень самооценки по данной методике (табл.5):

Таблица 5

 Уровень самооценки по методике «Какой я» в экспериментальной группе

Дошкольник

Уровень самооценки

Констатирующий этап

Контрольный этап

Алина В.

низкий

средний

Дмитрий Р.

средний

средний

Егор П.

высокий

высокий

Жанна Л.

средний

средний

Иван Д.

высокий

средний

Инна Л.

очень высокий

высокий

Михаил О.

средний

средний

Наталья М.

очень низкий

средний

Тимур Ш.

очень высокий

средний

Юрий К.

средний

высокий

        

        Опираясь на результаты, представленные в таблице, можно сделать вывод о том, что самооценка дошкольников стала более адекватной. Так, ни у одного ребенка не отмечено заниженной самооценки, в то время как на констатирующем этапе такой результат был у Алины (низкая самооценка) и у Наташи (очень низкая самооценка). Очень высокая самооценка также не отмечена ни у одного дошкольника. У Инны, показавшей такой результат перед началом формирующего эксперимента, самооценка стала просто высокой, а у Тимура с таким же результатом в начале – самооценка стала средней.

В итоге, в группе зафиксировано три показателя высокой самооценки и семь – средней. Представим сравнение результатов с помощью диаграммы (рис. 2):

Рис. 2. Уровень самооценки в экспериментальной группе по методике «Какой я?»

        Данные диаграммы подтверждают качественное и количественное  изменение уровня самооценки у дошкольников: большинство результатов среднего уровня, что соответствует адекватной самооценке.

        Поскольку во время формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы проводилась специально организованная работа по общению со взрослыми, изменение самооценки следует связывать с этой работой.

По итогам проведения экспериментальной работы нами были сформулированы рекомендации для педагогов и родителей, от которых зависит воспитание ребенка:

- необходимо сформировать у детей представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности;

- необходимо развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уважения к людям;

- необходимо формировать у ребёнка мировоззрение – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств;

- необходимо развивать у детей интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания;

- необходимо учить объективно оценивать недостойное поведение свое и других;

- необходимо воспитывать доброжелательное отношение к людям.

Родители  и другие значимые в жизни дошкольника взрослые должны принимать активное участие в жизни ребенка. Следует проявлять интерес к тому, что нравится делать ребенку, интересоваться жизнью и деятельностью ребенка в детском саду.

Во многом процесс формирования самооценки ребенка зависит и от работников ДОО. Педагоги, работающие с детьми, должны знать основные закономерности развития ребенка и уметь способствовать эффективности формирования адекватной самооценки.

Таким образом, в ходе контрольного этапа исследования было установлено, что самооценка старших дошкольников экспериментальной группы стала боле адекватной после проведения формирующего эксперимента. Дети продемонстрировали лучшие результаты (отсутствие неадекватно высокого и низкого уровня самооценки, большое количество изменений в лучшую сторону).

Выводы по главе 2

С целью проверки гипотезы работы было организовано эмпирическое исследование влияния общения старшего дошкольника со взрослыми на формирование адекватной самооценки.

В экспериментальной работе были использованы две методики:

– методика  «Лесенка»  (вариант  Марцинковской  Т.Д.);

–  методика  «Какой  я?»  Р.С.  Немова.

 Диагностирование было проведено на базе ДОО в старшей группе. Выборку испытуемых составили 20 человек, произвольным образом разделенных на две группы: контрольную и экспериментальную.

Для обработки данных эксперимента применялись обобщающие таблицы; для иллюстрации результатов исследования использовалось  составление диаграмм.

Констатирующий этап экспериментального исследования позволил сделать вывод о том, что самооценка дошкольников в обеих группах примерно одинакова. После этого с детьми экспериментальной группы был организован формирующий эксперимент, направленный на формирование адекватной самооценки детей под воздействием общения со взрослыми по специально составленной программе. В программу формирующего эксперимента вошли следующие мероприятия:

– чтение и обсуждение произведений художественной литературы;

– игра «Фабрика игрушек»

– создание мультипликационного фильма методом пластилиновой анимации совместно с родителями;

– проведение мероприятий совместно с родителями (экскурсии, посещение театра);

– организация спортивного праздника совместно с родителями;

– трудовая акция «Работаем вместе»;

– проект «Имена и фамилии»;

– семейный праздник «Тепло родного очага».  

Все данные, полученные на контрольном этапе, были зафиксированы и обработаны. Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что общение взрослых со старшими дошкольниками, основанное на уважении, принятии и поддержке, способствует их самопознанию, формированию адекватной самооценки.

Следовательно, гипотеза работы, заключающаяся в предположении, что благоприятные отношения со взрослыми сопутствуют формированию адекватной положительной самооценки ребенка, подтверждена, и цель исследования достигнута.

Заключение

Исследование проблемы формирования самооценки детей старшей группы под влиянием общения со взрослыми подтвердило ее сложность и многогранность.

В настоящее время отмечающиеся у дошкольников проблемы с заниженной и неадекватно завышенной самооценкой требуют постоянного поиска новых методов формирования адекватной самооценки у детей.  

В работе приводятся доказательства того, что общение - важнейшее условие психического развития человека, в котором личность реализует себя.

Исследование научной литературы по теме исследования показало, что развитие ребёнка начинается с общения, и, прежде всего, общения со взрослыми.

        Для написания работы проведены анализ и систематизация накопленных в научной литературе сведений о сущности и  особенностях процесса формирования самооценки ребенка старшего дошкольного возраста, в том числе и под влиянием общения со взрослыми. Установлено, что изучение этого вопроса при всей его актуальности в настоящее время требует дальнейших научных изысканий в силу недостаточно полного рассмотрения со стороны современных авторов. Представленный в работе теоретический материал об особенностях формирования самооценки дошкольника под воздействием стиля общения со взрослыми может послужить основой дальнейших научных разработок проблемы.

        Предложенная в работе программа  исследования самооценки детей старшего дошкольного возраста может быть использована при организации диагностики развития детей. Для оценивания была использована  балльная  и уровневая система, удобная для применения в психологической практике.

        В работе описано проведенное по разработанной методике исследование особенностей самооценки детей в зависимости от общения со взрослыми. Результаты двух примененных методик:

– методика  «Лесенка»  (вариант  Марцинковской  Т.Д.);

–  методика  «Какой  я?»  Р.С.  Немова

 могут быть использованы как в комплексе, так и по отдельности для анализа самооценки дошкольников.

Полученные в ходе исследования результаты подтверждают гипотезу работы, состоящую в предположении: благоприятные отношения со взрослыми сопутствуют формированию адекватной положительной самооценки ребенка старшего дошкольного возраста. Следовательно, цель работы достигнута.

В целом результаты проведенного исследования могут быть использованы практикующими психологами, социологами, воспитателями ДОО, а также послужить материалом для дальнейших научных изысканий.

Рекомендации для родителей

по формированию адекватной самооценки и правильных представлений о себе у детей старшего дошкольного возраста

 1)Необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

 2) Оптимизация отношений ребенка со сверстниками. Необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими детьми; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

 3) Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка. Чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

 4) Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков. Всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

Основные стратегии позитивного оценивания ребенка

старшего дошкольного возраста

  1. Положительная оценка ребенка как личности, демонстрация доброжелательного к нему отношения («Я знаю, ты очень старался»).
  2.  Указания на ошибки, допущенные при выполнении задания, или нарушения норм поведения («Но сейчас ты поступил неправильно, ты толкнул Машу»).
  3. Анализ причин допущенных ошибок и плохого поведения («Тебе показалось, что Маша толкнула тебя специально, но она это сделала не нарочно»).
  4. Обсуждение вместе с ребенком способов исправления ошибок и допустимых в данной ситуации форм поведения.
  5. Выражение уверенности в том, что у него все получится («он не будет больше толкать девочек»).

            В процессе общения ребенок постоянно получает обратную связь. Позитивная обратная связь сообщает ребенку о том, что его действия правильны и полезны. Таким образом, ребенок убеждается в своей компетентности и достоинствах.

 Улыбка, похвала, одобрение – все это примеры положительного подкрепления, они ведут к повышению самооценки, создают позитивный образ- Я. Необходимо учить ребенка ставить реальные цели и справляться с неудачами.

Примерные упражнения, игры, направленные на повышение уровня самооценки, развитие адекватной самооценки

Игра «Мое имя».                                      

 Цель: идентификация себя со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».

 Ведущий задает вопросы; дети по кругу отвечают.

- Тебе нравится твое имя?

- Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?

 При затруднении в ответах ведущий называет ласкательные производные от имени ребенка, а тот выбирает наиболее ему понравившееся.

Ведущий говорит: «Известно ли вам, что „имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имя у вас маленькое. Когда вы подрастете и пойдете в школу, имя подрастет вместе с вами и станет полным, например:

 Игра «Связующая нить»

 Цель: Формирование чувства близости с другими людьми.

 Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. При затруднении психолог помогает ребенку – бросает клубок ему еще раз. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

 Игра «Возьми и передай»

Цель: Достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

  Игра «Настроение»

 Цель: Помощь в преодолении негативных переживаний, учить самостоятельно принимать решения, уменьшение тревожности.

 Дети по кругу предлагают способы, как можно повысить настроение.

Например: сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать картину, улыбнуться себе в зеркале, подарить улыбку другу.

 Игра «На что похоже настроение?»

 Цель: Эмоциональное осознание своего самочувствия, развитие симпатии.

 Участники игры по кругу при помощи сравнения говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их настроение. Начинает игру ведущий: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе. А твое? «Ведущий обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое.

 Игра «Комплименты»

 Цель: Помочь ребенку увидеть свои положительные со стороны; дать почувствовать, что его понимают и ценят друг дети.

 Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза coceду, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе...». Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсуждаются, что чувствовали участники, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

 Упражнение на развитие мимических движений: поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, оттопырить губ наморщить нос и т.д. Желательно, чтобы дети выполни упражнение перед большим зеркалом.

Упражнение «Назови и покажи»

 Цель: Определение и передача эмоциональных состояний, выраженных при помощи мимики.

 Дети сидят в кругу. Ведущий говорит: «Когда я грущу — такой». Показывает мимикой свое состояние. Затем продолжают дети по кругу, каждый раз изображая отличное от уже названных эмоциональное состояние. Когда очередь доходит вновь до ведущего, он предлагает усложнить упражнение: один показывает – все угадывают, какое эмоциональное состояние они увидели.

 Этюд «Ласка»

 Цель: Развитие умения выражать чувства радости, удовольствия.

Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок». Дети разбиваются на пары: один – котенок, второй – его хозяин. Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к хозяину тем, что трется головой о его руки.

 Игра «Сказочная шкатулка»

 Цель: Формирование положительной «Я»-концепции, самопринятия, уверенности в себе.

 Ведущий сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку — в ней спрятались герои разных сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых персонажей и расскажите: какие они, чем они вам нравятся, опишите, как они выглядят (какие у них глаза, рост, волосы), что у вас с ними общего. А теперь с помощью волшебной палочки все превращаются в любимых сказочных героев: Золушку, Карлсона, Винни-Пуха, Буратино, Красную Шапочку, Мальвину. Выбирайте любой персонаж и покажите, как он ходит, танцует, спит, смеется и веселится».

 Игра «Принц и принцесса»

 Цель: Дать почувствовать себя значимым, выявление положительных стороны личности; сплочение детской группы.

 Дети стоят в кругу. В центр ставится стул — это трон, Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребенок по желанию садится на трон. Остальные дети оказывают ему знаки ему знаки внимания, говорят что-нибудь хорошее.

Список литературы

        

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Абульханова-Славская  К. А. Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна. К 120-летию со дня рождения // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. – № 5. – С. 26—46.
  4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.– СПб.: Питер, 2010
  5. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 264 с.
  6. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. - 200 с.
  7. Борзинец Н.М. Развитие самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной подготовки: монография. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 125 с.
  8. Волков Б.С. Дошкольная психология. – М.: Академический проект, 2007. – 187 с.
  9. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: советы психолога. - М.: АРКТИ, 2004. - 158 с.
  10. Горянина В.А. Психология общения: учеб. пособие для вузов. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 416 с.
  11. Дубровина И.В. Возрастная педагогическая психология. Хрестоматия. – М.: Академия, 2008 – 342 с.
  12. Банд А.Н. Влияние детско-родительских отношений на самооценку детей // Логопедия сегодня. - 2012. - № 1 (январь-март). - С. 17-18.
  13. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как характеристика развития профессионализма воспитателя // Образование и наука. - 2000. - № 4(6). - С. 177-185.
  14. Корнилова Т.В. Самооценка в структуре интеллектуально-личностного потенциала человека // Психол. журнал. - 2011. - № 2. - С. 25-35.
  15. Кравцова Е.Н. Ребенок внутри общения // Дошкольное образование. – 2005. – № 3. – С. 2-6.
  16. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Игры, Упражнения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 299 с.
  17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2004.
  18. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб: Питер, 2009. -  320 с.
  19. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 326 с.
  20. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. – М.: Генезис, 2008. – 298 с.
  21. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. - 2006. - № 2. - С. 224-232.
  22. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: учебное пособие. для студентов высших учебных заведений. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.- 191 с.
  23. Станкин М. И. Искусство управления коллективом. — М.: Книжный мир, 2010. – 228 с.
  24. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практ. руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 256 с.
  25. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и  развитие личности.- М.: Владос, 2010.-512с.
  26. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. – М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – 384 c.
  27.  Шоломицкая Н.Д. Специфика общения детей старшего дошкольного возраста // Психолого-педагогические условия развития личности. - Мурманск, 2005. - С. 9-14.

Словарь терминов

Общение - взаимодействие двух или более субъектов, состоящее в обмене сообщениями, основанное на реализации потребности в контакте с другими людьми[22, с.60].

Стиль общения - индивидуальная, устойчивая форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия с окружающими[10, с.97].

Педагогическое общение - система взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата[13, с.179].

Самооценка – ядро личности, оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей[21, с.225].

Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков[21, с.227].

Завышенная самооценка – приписывание себе несуществующих достоинств или их переоценка по степени развитости[14, с.26].

 Заниженная самооценка – приписывание себе несуществующих недостатков или их переоценка в сторону занижения[14, с.27].

Педагогическая стратегия  — направленность внимания педагога на воспитательную цель и выстраивание системы педагогических воздействий во взаимодействии с детьми в согласии с идеальным представлением о конечном результате профессиональной деятельности. Педагогическая стратегия заключается в устойчивой последовательной ориентации педагога на цель, в умении педагога интерпретировать происходящие события, действия, поступки, факты и случаи с точки зрения проецируемой цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы исследования влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процес...

Презентация "Сюжетно- ролевая игра-как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста"

1.Актуальность выбранной темы2.Цель и задачи3.Методическая литература4."Диагностика уровня сформированности игровых навыков" Р.Р.Калининой5.Диагностика "Одень куклу" О.Е.Смирновой6.Педагогический мони...

Презентация : «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста".

Игра-ведущий вид деятельности детей,в ней формируются навыки межличностного общения....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"

В статье  описан опыт работы педагога ДОУ  по формированию самооценки  детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры....

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи)

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...

Методическая разработка. Рекомендации педагогам и родителям по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

Сказка - как форма организации детского опыта, предполагает интеграцию и обобщение ряда функций, сказка структурирует, упорядочивает, организует приобретаемый и уже приобретенный опыт ребенка, его вос...