Методическая разработка. Рекомендации педагогам и родителям по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
методическая разработка (старшая группа)

Бертова Анастасия Игоревна

Сказка - как форма организации детского опыта, предполагает интеграцию и обобщение ряда функций, сказка структурирует, упорядочивает, организует приобретаемый и уже приобретенный опыт ребенка, его восприятие, мышление, память, воображение, т.е. психические процессы, оперирующие единицами опыта. Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека сказок.38.18 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам и родителям по формированию самооценки детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.

Рекомендации по использованию сказок для формирования адекватной

самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

При разработке занятий необходимо придерживаться следующих

методических принципов:

1. Принцип осознанности,

2. Принцип множественности,

3. Принцип погружения: целостность и неспешности эмоционального

освоения материала;

4. Принцип реальности.

5. Обеспечить доброжелательное отношение и положительный настрой в

детском коллективе.

6. Использовать сказку не только на занятиях с детьми, но и в свободное время, также дома.

7. Подбирать сказки по возрасту ребенка.

8. Применять народные сказки. Народные сказки несут чрезвычайно важные идеи - окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

9. Подбирать сказки обращая внимание на направленность проблемной

ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям старшего дошкольного возраста.

10. Использовать крупные, яркие иллюстрации в сказках.

11. Использовать сказку опираясь на особенности самооценки определенных детей .

12. Перед чтением, стоит рассказать о новых встречающихся словах.

13. Читать перед ребенком, рассказчик во время чтения или рассказа, должен находиться перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами.

14. Работать с родителями.

15. Составить родителям самостоятельно картотеку сказок на формирование адекватной самооценки.

16. Необходимо создать предметно-развивающую среду.

  1. Обеспечить пример взрослых в котором, видно отношение к ребенку, а также между взрослыми.

Картотека сказок:

Картотека сказок помогающие скорректировать самооценку ребенка до адекватной.

1)

ЧЕРВЯЧОК ПО ИМЕНИ НЕУВЕРЕННОСТЬ

Жил был на свете червячок по имени Неуверенность. Это имя он получил потому, что когда он приходил всем вдруг становилось неуютно и все начинали себя чувствовать неуверенно. Червячок жил у тех, кто приглашал его. Особенно любил жить у тех, кто многого боялся. Ведь именно этим он питался: страхами и неуверенностью.

Однажды его пригласил к себе мальчик. Червячок забрался в самое уютное местечко – сердце. Вера в себя, смелость и другие жители сердца спрятались в особый сундучок. Неуверенность устроился поудобнее и начал нашептывать: «Ты боишься знакомиться», «Ты боишься темноты», «Ты боишься…», «Ты хуже других», «Тебя никто не любит». Страхов становилось все больше, червячок их кушал и радовался, ведь он тоже становился все больше. Он мог превратиться в большого Червяка, который бы сковал сердце мальчика и подчинил бы его себе.

Мальчик жил с мистером Неуверенность и почти отчаялся. Как вдруг услышал легкий звон, мелодию, которая звучала из маленького сундучка в сердце. Он нашел свой ключик и открыл сундучок. Вышли из него вера, смелось, храбрость, надежда. Их свет был таким ярким, что червячок не мог на них смотреть и уполз. Так мальчик стал снова жить с уверенностью и верой в себя.

Как думаете, какой ключик помог мальчику открыть сундучок?

2)

ГУСЕНИЦА- КРАПИВНИЦА

Рассматривает проблему: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Страх трудностей и неуспеха.

В одном лесу на берегу синего озера был луг. Каждый день около озера собирались его обитатели: пчелы и шмели, стрекозы и мотыли, жуки и кузнечики, мухи, комары; приползала туда и маленькая-маленькая гусеница. Когда все были в сборе, начинался бал. Ежедневно устраивались соревнования на лучший танец в воздухе.

Вы спросите, причем здесь гусеница, ведь она не умеет летать. Да, конечно, не умеет. Но если бы вы знали, как она хотела этому научиться. И каждый раз она приползала на праздник, чтобы хоть краем глаза взглянуть на чудные танцы-полеты и помечтать.

Вот и в этот день, когда почти все уже были в сборе, приползла наша гусеница и, как обычно, спряталась за листом лопуха.

Начался бал. В воздухе послышался шум крыльев: то взлетел первый танцор – толстый важный шмель. Но не успел он начать свой танец, как раздался голос мухи, обнаружившей маленькую Гусеницу:

- А ты что здесь делаешь?

- Я просто хотела…- начала было Гусеница, но ее перебили:

- Что ты хотела? Что ты хотела? Зачем вообще ты пришла сюда, ты ведь противная никому не нужная Гусеница-крапивница, даже птицы тебя не едят. И ты не умеешь летать. Фу, какая гадкая, некрасивая Гусеница!

"Да, я бездарная, никому не нужная Гусеница. И я не умею летать”,- тихо подумала Гусеница и грустно поползла прочь с поляны под смешки и крики счастливых обладателей крыльев.

Гусеница не знала, что ей делать дальше, ей было очень обидно, так обидно, что хотелось умереть. Она забилась в самый темный угол и горько заплакала. Она плакала и плакала, пока не выплакала все слезы, а их у нее оказалось на удивление много, а потом задумалась.

- Как несправедливо устроен мир,- думала Гусеница,- почему так получается, что одних любят все, потому что они нужные, а других не любит никто, потому что они не умеют ничего делать, даже летать!

Но ведь так же не бывает, так не честно! Не может быть, чтобы я была никому не нужна, надо только постараться что-то сделать, надо очень-очень постараться, а вдруг тогда я смогу научиться летать?! – так подумала Гусеница и вдруг почувствовала, что с ней что-то происходит. Она начала выделять странную липкую жидкость в виде маленькой паутинки и окутывать себя ею. Гусеница заматывалась и заматывалась этой клейкой ниточкой, пока не покрылась ею целиком.

А потом она заснула. И снилось ей, что она учится летать, учится долго и упорно. И у нее сперва ничего не получается, но постепенно она добивается успеха. И, хотя ей трудно, Гусеница не отступает, потому, что ей очень хочется полететь.

Проснулась Гусеница от того, что ей нечем было дышать; она словно выросла, и колыбелька стала ей мала. Гусеница напряглась и разорвала стенки своего домика. Как долго она спала! Прошел ровно год с того дня, когда она последний раз видела солнце и луг. И тут Гусеница вспомнила, как она училась летать. Ей казалось, что это было не во сне, а наяву, и если она попробует, то полетит.

Гусеница добралась до края листа, на котором сидела, и… полетела.

Это было необыкновенно. Гусеница смеялась от счастья и летела, летела все дальше. Незаметно она добралась до того самого озера, около которого устраивался бал воздушных танцоров.

- А ведь сегодня как раз день танцев,- не успела подумать гусеница, как вдруг услышала:

- Смотрите, смотрите, какая красивая! И как плавно и грациозно парит она в воздухе!

- Да это же Бабочка, прекрасная Бабочка!

- Это они мне? Это я прекрасная Бабочка?! – удивилась Гусеница и поспешила заглянуть в зеркальную гладь озера.

О, да… Она превратилась в бабочку. Гусеница, вернее Бабочка, даже подпрыгнула от восторга в воздухе.

"Какое счастье!”- подумала она.

- Да ведь это наша Гусеница,-догадался кто-то.- Она перезимовала и превратилась в Бабочку, да еще в такую красивую!

А прекрасная бабочка уже кружилась в вихре танца. Она танцевала и танцевала, пока совсем не устала. Тогда она села на цветок отдохнуть, а все побежали поздравлять ее, ведь наша бабочка заняла первое место среди воздушных танцоров в этот день.

Каждый спешил подойти к ней и похвалить ее.- Какая же ты прекрасная, Бабочка! – Как чудно ты умеешь летать! – Сколько радости и удовольствия ты нам доставила!

А Бабочка была самой счастливой, ведь ее теперь все любили и она научилась летать! Без сомнения, в этот день она была королевой бала.

Обсуждение:

Почему плакала Гусеница? Что она чувствовала? С тобой когда-нибудь случалось похожее?

Что помогло Гусенице превратиться в Бабочку?

Как ты думаешь, в настоящей жизни может случиться такая же история, как с Бабочкой?

3)

Сказка про смелого Андрюшу.

Андрюша — очень смелый мальчик. Он не боялся ни тигра, ни грома, ни даже пылесоса. (Чего он ещё не боится?) Он боялся только гостей — вернее, он их стеснялся! И когда гости приходили к ним домой, он с ними не здоровался, не разговаривал, а прятался под кровать (как ещё он стеснялся?) или закрывал глаза и притворялся чем-нибудь незаметным — шваброй, тумбочкой, велосипедом. Гости очень удивлялись и начинали громко искать его: «Где же Андрюша? Мы его не видим! Где мальчик? И откуда тут взялась тумбочка?»

А один раз, когда пришли гости, Андрюша вдруг превратился в мышку! Увидел норку и кинулся к ней со всех ног — прятаться. Но не тут-то было — к этой же норке вприпрыжку бежал другой мышонок. Андрюша с мышонком столкнулись лбами у самого входа в норку. Сначала оба испугались, а потом обрадовались и подружились.

— Я удрал от кошки! — пропищал мышонок. — Она хотела поймать меня и съесть! А ты от кого прячешься?

— Я от гостей, они сейчас сюда придут, — прошептал Андрюша. — Я их боюсь!

— А кто такие гости? Они очень страшные? Они тоже тебя съесть хотят? — испуганно спросил мышонок.

— Нет, что ты, — ответил Андрюша. — Они мальчиков не едят. Они со мной хотят поздороваться!

— Как это? — затрясся от ужаса мышонок. — Как это поздороваться?!

И закричал в норку: «Мыши, спасайтесь, гости идут! Сейчас здороваться будут!!!»

Мыши в норке заметались, в ужасе запищали:

— Ой, мы пропали! Ужасные гости сейчас с нами поздороваются! Горе нам, горе!

Они прятались друг за дружку, закрывали глаза, лезли под кровать (повторить, как ребёнок стесняется).

Андрюше сначала стало смешно, как мышки гостей боятся, глупые трусишки, мелочь с хвостиком! А потом ему стало стыдно — он же и сам от гостей прячется, как будто они его съесть могут.

— Нет, они не страшные, — попытался он успокоить мышей. — Они даже очень-очень хорошие, не бойтесь, — но мыши не верили. — Ну, хотите, я сейчас к ним выйду, поздороваюсь, и ничего со мной не случится! Честно-честно! А потом мы с ними чай пить будем. С тортиком!

— А ты меня угостишь крошками от торта? — заинтересовался мышонок.

— Обязательно! — пообещал Андрюша своему новому Другу.

Андрей снова превратился в мальчика и отважно поздоровался с гостями:

— Здравствуйте!

А из норки на него смотрели все мыши и удивлялись, какой это смелый мальчик.

Гости тоже удивились, что Андрюша их больше не стесняется. И обрадовались. И все вместе пошли пить чай с крошками от торта. Ой, нет, не с крошками, а с тортом! Крошки Андрюша мышкам в норку отнес!

А маленький мышонок всем хвастался:

— Это Андрюша, мой друг. Он очень смелый! Он не боится ни кошки, ни грома, ни пылесоса. Он даже с гостями не боится здороваться!



4)

Как Коля перестал ябедничать

Автор Ирина Турина

Жил да был на свете мальчик Коля. Очень любил этот мальчик ябедничать. В детском садике его так и звали: Коля-ябеда.

Однажды теплым весенним днем гуляла Колина группа на своей площадке. Все дети играли, а Коля постоянно бегал к воспитательнице, Анне Николаевне, и жаловался.

- Анна Николаевна!

- кричал Коля, подбегая к ней.

- А Света упала в лужу!

- Ах, - пугалась Анна Николаевна.

- Но ты помог ей подняться?

- Нет, - удивленно пожимал плечами Коля.

- Зачем? Она сама встанет. Я пришёл вам рассказать.

Коля подошел к ребятам, стоявшим у качелей.

- Пустите меня покачаться, - начал толкаться он.

- Сейчас не твоя очередь, - возмутился Вася.

- Анна Николаевна!

- опять закричал Коля.

- А они мне покачаться не дают!

Когда ребята поели и начался тихий час, Коля внимательно оглядел группу и побежал к воспитательнице:

- Анна Николаевна!

- зашептал он.

- А Нина, Витя и Олег не спят. Они лежат и шепчутся.

- Коля!

- печально покачала головой Анна Николаевна.

- Сколько раз я тебе говорила: ябедничать очень-очень плохо! Если ты видишь, что кто-то сделал что-то не так -помоги, объясни, но только не ябедничай!

Коля надулся и лег в свою кроватку. Он долго ворочался с боку на бок, но заснуть никак не мог. Вдруг прямо перед ним появился крохотный жёлтый шарик. Он начал надуваться, надуваться, надуваться…

- Сейчас лопнет, - подумал Коля.

Но шар не лопнул. Он покрутился перед Колиным носом, а потом внутри шара заклубился красный дым. Коле стало страшно. Он попытался забраться под подушку, но подушку сдуло, словно ветром. Дым в шаре развеялся, и на мальчика глянули выпученные лягушачьи глаза. Над ними топорщились зеленые волосы, стоявшие дыбом, словно иголки у ежа. Рот был похож на зубастую щель.

- Ты кто?

- в ужасе спросил Коля.

- Я - Ябеда!

- гордо ответила жуткая голова, показав длинный синий язык.

- А что тебе тут надо?

- дрожащим голосом поинтересовался Коля.

- Я за тобой!

- голова подпрыгнула, и шар качнулся в Колину сторону. Он едва не свалился с кровати.

- Помогите!

- закричал Коля.

Но никто его не услышал. Он почему-то и сам себя не услышал.

Голова в шаре усмехнулась.

- Ой, что происходит?

- заволновался Коля. Вокруг него в одно мгновенье надулся ещё один жёлтый шар, и мальчик оказался внутри. Шар подскочил к потолку, вылетел в открытое окно и полетел над городами, над лесами, над морями, над горами. Он летел долго-долго и, наконец, приземлился на зеленой поляне. Шар неожиданно исчез, оставив Колю одного.

- Приветствую тебя в стране Ябед!

- каркнул кто-то сзади.

- Поздравляю, теперь ты - один из нас!

Коля оглянулся. Прямо перед ним в воздухе висела лупоглазая голова.

- Я что, тоже теперь такой же страшный?

- в ужасе спросил Коля.

- Пока нет, но скоро станешь!

- важно ответила голова.

- Я не хочу!

- закричал Коля.

- Как это не хочешь?

- удивилась голова.

- Ты же ябеда, а мы все должны быть такими.

- Я хочу к маме! Верните меня обратно!

- заплакал Коля.

- Твое место здесь!

- сурово ответила голова и, возмущенно ворча, улетела.

Коля огляделся. Вокруг раздавался странный гомон, словно много-много детей разговаривали одновременно.

- Пчела съела мой нектар!

- хлопала крыльями бабочка.

- Медведь взял без спроса мой мед!

- жужжала пчела.

- Волк не вытер ноги, когда пришёл ко мне в гости, -ворчал медведь.

- Лиса обманула меня, - жаловался волк. Коля заткнул уши.

- Перестаньте, у меня голова болит!

- закричал он.

-Сколько можно жаловаться?

- Мы не жалуемся, - удивились все.

- Мы ябедничаем. А ты почему молчишь?

- Я не хочу больше ябедничать. Вас противно слушать!

- возмутился Коля.

- А раньше тебе очень даже нравилось!

- ответили ему все хором и опять начали ябедничать.

Жалобные и обиженные голоса со всех сторон становились все громче. Коля не выдержал. Сначала он поймал бабочку.

- Пчела съела мой нектар, - обиженно повторила бабочка.

- Найди другой цветок с нектаром. Посмотри, как их тут много!

- ответил Коля.

- И правда, - удивилась бабочка.

- Как это я сама не догадалась!

Она села на душистый розовый клевер и, довольно причмокивая, начала пить нектар.

Пчела с обиженным жужжанием кружила рядом с Колей:

- Медведь взял без спроса мой мед! Коля строго посмотрел на неё и сказал:

- А ты не поделилась с бабочкой нектаром. Ей тоже было неприятно. Собери новый мед, а медведю надо было просто объяснить, что брать чужое нельзя!

- И правда, - удивилась пчела.

- Как это я сама не догадалась!

Она улетела собирать новый мед, а Коля пошел к медведю.

- У меня пол в берлоге грязный, - обиженно сопел медведь.

- Волк пришёл в гости, а ноги не вытер!

- Надо было ему объяснить, а не жаловаться!

- ответил Коля.

- Если бы ты сразу сказал волку, что ноги надо вытирать, то он бы не успел напачкать! Теперь надо просто убрать, а не ябедничать.

- И правда, - удивился медведь.

- Как это я сам не догадался!

Он взял метлу и принялся за уборку. Волк подбежал к Коле и завыл:

- Меня Лиса обманула!

- Так объясни ей, что обманывать нехорошо, - удивился Коля.

- А когда в следующий раз пойдешь к медведю в гости, вытирай ноги, чтобы с ним не ссориться.

- И правда, - сел на задние лапы волк.

- Почему я сам не догадался?

И он побежал к лисе.

Коля сел на траву и задумался:

- Получается, и я не должен был ябедничать. Я ведь сам мог разобраться. Когда Света упала, надо было помочь ей подняться. Когда меня не пустили на качели, я должен был просто занять очередь, кататься-то все хотят!

- Безобразие!

- закричала неизвестно откуда взявшаяся летающая голова.

- Кто его пустил в нашу страну, это же не ябеда! Вернуть его немедленно домой!

- Да, да!

- обрадовался Коля.

- Верните меня домой! Я никогда больше не стану ябедничать!

- Закрой глаза!

- сердито сказала голова.

Коля послушно зажмурился. Он ждал-ждал, но вокруг была тишина. Наконец, ему надоело ждать, и он осторожно приоткрыл правый глаз. Вокруг стояли кроватки, он снова был в своей группе, в своем детском саду.

- Ура!

- шепотом сам себе сказал Коля.

Наступило время полдника. Драчун Вася схватил Коли-ну булочку и, хитро прищурившись, сказал:

- Сейчас я её съем!

Все думали, что Коля как всегда побежит к Анне Николаевне жаловаться, но он только улыбнулся и сказал: ,

- А я съем твою, и никому не будет обидно! Я больше не ябеда, вот так вот!

Все ребята с облегчением вздохнули. Вася пожал Коле руку, и они сели полдничать, весело болтая ногами.

5)

Аська и Асенька

ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ. УПРЯМСТВО

Мама готовила ужин, когда услышала дикий рев в подъезде. Ведут её ненаглядную дочь. Ведет старший сын свою сестрёнку из детского садика, а она, понятное дело, не хочет домой. Она не нагулялась. А то, что брату нужно уроки делать, а у мамы по дому дел невпроворот, её не волнует.

Так и будет теперь весь вечер реветь, и ведь никак не успокоить, не отвлечь. Малышке уже самой надоест капризничать, но из-за какого-то непонятного принципа не остановится. Что за характер!

Рев слышался уже у самой квартиры, когда мама открыла дверь.

- А где наша Асенька? - встревоженно спросила она у сына, не обращая внимания на дочку.

- Так вот же она, - не понял сын.

Мама пригляделась к дочке, покачала головой:

- С чего ты решил, что она Асенька?

- Белые бантики, розовое платье... - начал перечислять приметы мальчика, чувствуя, что мама затевает какую-то непонятную игру.

Рев затихал, девочка была заинтригована.

- Да разве все девочки, у которых белые банты и розовые платья, - Асеньки? Да ты что? Кого ты привел? И где моя дочка? - мама тяжело вздохнула. - У нашей Асеньки носик аккуратный, а у этой - красный. У нашей Асеньки глазки веселые, а у этой - злые. Наверное, это Аська. Что же делать? Что же делать? Куда звонить? Где искать нашу дочку? Девочка, ты не видела нашу Асеньку? Она такая красивая. Улыбается, кушает хорошо, не капризничает. Ты её не видела? - обратилась мама к девочке.

Та молча покачала головой.

- Боже мой, боже мой, - продолжала причитать мама и обратилась к сыну. - Представляешь, ученые заметили, что над городом гуси-лебеди вьются. Сто лет их не было, и вот объявились...

- Если ты думаешь, что они нашу Асеньку утащили, -подключился к игре умница-сын, - то можешь не беспокоиться. Асенька убежит. Ты что ли не знаешь, какая она умная и как быстро бегает.

- Будем надеяться, - вздохнула мама. - А что нам ещё остается делать?

- Сейчас я быстро найду вам вашу Асеньку, - важно сказала дочка и с достоинством удалилась в подъезд, прикрыв за собой дверь.

Не прошло и трех секунд, как в дверь постучали.

- А вот и Асенька! - радостно улыбалась дочка. - Меня гуси-лебеди хотели украсть, а я убежала.

Ну тут, естественно, начались объятия, поцелуи, расспросы. Замечательный оказался вечер.

Впоследствии эта игра в «Аську и Асеньку» не раз помогала девочке выйти из ступора упрямства и капризов. Поревет немного в своей комнате, надоест капризничать, выходит к родителям и улыбается: «А вот и Асенька»! И расскажет ещё, какие с ней приключения случились, пока ее, веселой, не было с ними.

6)

Сказка про город Упрямск

ДЕТСКИЕ КАПРИЗЫ. УПРЯМСТВО

В далеком городе Упрямске радостно готовились к прилету очередного самолета из Москвы. Среди тех, кто должен был прилететь, была и девочка Алена. У себя дома своим упрямством и постоянными капризами Алена так всем надоела, что родители решили отправить её жить в далекий Упрямск и купили ей билет на самолет. Пусть поживет среди таких, как она сама.

И вот настал долгожданный момент: приземлился самолет с упрямцами из Москвы. Прилетевших гостей встречали торжественно: с музыкой, флажками и шарами. Каждому выходящему из самолета дарили букет цветов. Алене тоже подарил цветы какой-то мальчик. Он поздравил её с прибытием в Упрямск, сказал, что его зовут Вася Вреднюков, и предложил показать Алене город. Алена, конечно же, с радостью согласилась, и ребята вдвоем пошли осматривать город.

По дороге Алена спросила Васю, почему у него такая странная и некрасивая фамилия.

- Здесь у всех такие, - ответил Вася Вреднюков. - Если тебе наш город понравится и ты захочешь остаться здесь жить навсегда, то тебе обязательно дадут паспорт с новой фамилией. Например, будешь Аленой Надоедалиной, или Аленой Капризовой, или Аленой Упираловой.

Алена захотела что-то возразить, но тут они подошли к улице с огромными глубокими лужами, которая называлась Большая Грязь. На улице из толстого шланга постоянно лилась вода, люди шли прямо по лужам, и Алене пришлось сделать то же самое. Она сильно промочила ноги и была очень недовольна. А ещё на этой улице у многих домов были перевернуты крыши. В них после дождя собиралось много воды, и получалось небольшое озеро. От Васи Алена узнала, что на этой улице живут упрямки-грязнули, которые любят упрямо топать по лужам, и упрямки-плескалки, которые подолгу купаются, плескаются и упрямо не хотят вылезать из воды.

На первом же перекрестке Алена с Васей свернули за угол и оказались на проспекте Лежебок. Здесь стояли дома совсем без окон. Казалось, что это совсем не проспект, а какой-то широкий проход между двумя заборами высотой с многоэтажный дом.

- Здесь живут упрямки-лежебоки, - пояснил Вася Алене. Они по утрам упрямо не хотят вставать, капризничают и продолжают часами валяться в постели. Поэтому, чтобы солнце по утрам их не будило своими лучами, они строят дома без окон.

На следующей очень грязной улице, воняющей помоями, на Алену вылилась липкая каша. Алена уже подняла голову, чтобы поругать того, кто это сделал, но вдруг на доме прочитала надпись: «Улица гречневой каши». Она сильно удивилась и спросила Васю, почему у этой улицы такое странное название. Вася ответил, что на этой улице живут те упрямки-недоедалки, кто всегда упрямо не хочет доедать свою еду. Здесь то и дело открываются окна, и остатки пищи из тарелок выкидывают прямо на улицу. А так как по утрам на улицу вываливают больше всего гречневой каши, то улицу так и назвали.

Выпачканная кашей, Алена, с мокрыми ногами, теперь шла, задрав голову, чтобы вовремя увернуться от недоеденного супа, каши или котлеты. Ребята поскорее перешли на другую улицу.

Так они долго гуляли по городу, и Алена с интересом разглядывала улицы. Все они были необычными и непохожими друг на друга, как бывают не похожи друг на друга разные упрямства в людях. К вечеру Вася попрощался и поспешил к себе домой, а Алена решила продолжить гуляние по Упрямску. Сначала она прошлась по улице со смешным названием «Всегда наоборот», где жили вреднули-капризули. Потом она свернула на улицу «Вечного грома», где до ночи громыхал барабан для тех, кто упрямится и не любит ложиться спать. А под конец вышла на очень необычную улицу «Приставал», где жили упрямки-приставучки.

Поперек этой улицы стояли дома, которые целиком перегораживали людям проход. Над дверью каждого дома были одинаковые надписи: «Постучите, и вы сможете пройти через дом и выйти с обратной стороны через другую дверь». Алена так и сделала. Она постучала, и дверь ей открыл какой-то мальчик-упрямка. Узнав, что Алена хочет пройти через его дом дальше по улице, он очень обрадовался и сказал, что пропустит ее, если она с ним немножечко поиграет в войну и в солдатиков. Он так приставал и упрашивал Алену поиграть, что она согласилась. Но играть ей пришлось не немножечко, а очень долго. Она много раз хотела бросить игру, но мальчик упрашивал её поиграть ещё, упрямо продолжал игру и не хотел ей открывать дверь. Лишь через несколько часов, когда Упрямка наигрался, он открыл Алене другую дверь.

Выйдя на улицу, Алена увидела впереди другие дома, которые тоже перегораживали улицу. Возвращаться назад и опять играть в солдатики ей ужасно не хотелось, и она решила постучать в следующую дверь. Несколько дней Алена шла по проспекту. С разными упрямками-приставучками ей пришлось то играть в чужие неинтересные игры, то слушать долгие скучные истории, то смотреть надоевшие фильмы. Когда улица «Приставал» наконец-таки закончилась, Алена очень устала, проголодалась и начала сильно скучать по дому.

- Какой-то сумасшедший город, - подумала Алена и устало вздохнула, - никогда бы не подумала, что если упрямцев собрать в одном месте, то может получиться столько много всякой глупости. Надо поскорее выбраться из этого ужасного города и возвращаться домой.

Из последних сил Алена поспешила в аэропорт и успела купить билет на самолет, улетавший из Упрямска в Москву. Хорошо, что она не успела потратить те деньги, которые ей дали на дорогу родители. А то бы ей пришлось ещё надолго задержаться в этом неприятном городе и жить среди больных ослиной болезнью.

7)

Роза и ромашка

Направленность: Низкая самооценка. Неуверенность. Чувство неполноценности.

Ключевая фраза: «Я некрасивая и плохая».

В маленьком городе без названия был крошечный садик, в котором росла прекрасная алая роза. Неподалеку от розы росла бедная беззащитная ромашка. Она только что распустилась, ее еще не окрепшие лепестки были белыми, обычными. Ромашку окружало множество разнообразных полевых цветов. Но ее ничего не радовало. В ее крошечной желтенькой головке была большая мечта — стать прекрасным, необычным цветком. Ромашка с восхищением смотрела на ухоженную розу. Когда была засуха, хозяин поливал свой цветок, когда шли обильные дожди, розу накрывали, и ни одна грозная капля не попадала на бархатные лепестки нежного цветка. «Как же ей хорошо,— думала ромашка.— Оказаться бы мне на ее месте»,— не переставал мечтать маленький желтенький цветок с длинными лепесточками, похожими на крылышки бабочек.

Но вот однажды шел по дорожке ребенок. Увидев ромашку, он с восхищением сказал: «Какой красивый цветок!». Ромашка сначала не могла понять этих слов, до этого момента она считала себя самым уродливым растением. Малыш просветил ромашку, она поняла, что все цветы хороши по-своему.

8)

Цветок по имени Незабудка

Недалеко от большого города был лес, а в лесу — поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы на этой поляне были самые разные и, что самое волшебное,— они умели разговаривать. Каждый цветок рассказывал другому лесные новости или играл с другим цветком в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне.

И вот однажды утром на поляне появился новый цветок — на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.

— Ты похож на обыкновенную траву,— сказали большие красные цветы Мака.— Ведь ты такой же зеленый.

— Нет,— ответил новый цветок,— я цветок Незабудка.

— Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся!— сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках.— Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, а цветов по имени Незабудка не знаем.

— Таких цветов не бывает,— зазвенели Колокольчики.— Нас много живет на этой поляне, мы не знаем цветка по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали: «Нет такого цветка, ты не наш, мы не будем дружить с тобой!».

Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя. «Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся, говорить со мной никто не хочет и играть тоже…» От этой мысли она почувствовала себя такой одинокой и всеми покинутой! Ей сделалось так

грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, нераспустившийся бутон наклонился к земле…. Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик, который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:

— Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце!

— А мы,— зазвенели колокольчики,— самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто и не слушал, ведь она и не похожа на цветок.

«Надо собрать все свои силы, чтобы мой бутон распустился и они увидели, что я тоже цветок»,— подумала Незабудка.

Вдруг на поляну пришли какие-то люди, и Незабудка испугалась, что на нее наступят, что уже никто ее не увидит, ведь она такая же зеленая и тонкая, как трава. Но, к счастью, этого не случилось.

И на следующий день у Незабудки из бутона появился цветок — очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне.

— Смотрите, смотрите, какой красивый цветок у нас на поляне!— зазвенели Колокольчики.

— Какой он изящный и как прекрасны его лепестки!— заметили Маки.

— Он стал лучшим украшением нашей лесной поляны,— сказали Ромашки.— Как это хорошо, что такой великолепный цветок появился именно на нашей поляне.

На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:

— Летая по всему лесу, мы нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка.

Цветы устроили бал в честь Незабудки, где она танцевала и пела лучше всех и рассказала самую интересную лесную историю. Бал в ее честь продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов и на ее венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне испытала большое счастье и радость, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон раскрылся и все увидели, что она, Незабудка — прекрасный цветок.

9) Сказка “Вовка в тридевятом царстве”

Автор В.Н.Коростылев.

Попасть в Тридевятое царство первоклассник Вовка мечтал давно. Вот где без труда могут исполняться все желания.

А тут, в обычной жизни, всё приходится делать самому: ходить в школу, учить уроки, решать задачи.

И даже в библиотеке, куда Вовка пришёл за новыми сказками, библиотекарша ничего другого не придумала, как предложить ему книжку под названием «Сделай сам».

- Ну уж нет! - сказал ей Вовка. - Всё сам да сам. Не хочу я ничего делать сам! То ли дело в сказках: проси чего хочешь! Всё исполнится.

Тогда библиотекарша принесла Вовке еще книгу сказок с резными золочеными воротами на обложке и сказала:

- Тогда тебе просто необходимо попасть в Тридевятое царство.

И Вовка взял книгу сказок.

Потом библиотекарша взяла карандаши и нарисовала Вовку, только маленького, величиной с ладонь (ведь в книжках могут жить только маленькие нарисованные мальчики).

Ворота в книге отворились, и Вовка увидел вход в Тридевятое царство. Библиотекарша тихонько подтолкнула Вовку ко входу в сборник сказок.

Вовка раскрыл рот от удивления. Уж чего-чего, а этого он никак не ожидал.

Чудеса в книжке начинались с первых же шагов.

Вовка увидел царя в короне и царской одежде с ведром краски и кистью. Царь красил забор!

Вовка только плечами пожал:

- Вы же царь! Вам положено ничего не делать.

- Знаю, но ведь так и со скуки помрёшь от безделья, - пожаловался царь.

- Ничего вы не понимаете! - возмутился Вовка. - Царь, а забор красит!..

- Ах вот оно что! Тунеядец, значит, явился? Эй, стража! Отрубите-ка ему голову!

Бросился нарисованный Вовка бежать с этой страницы книги на другую и попал в «Сказку о рыбаке и рыбке».

Там увидел старуху, а перед ней разбитое корыто.

- Здравствуй, бабушка! - сказал Вовка. -Мне бы Золотую рыбку повидать!

- Да вот оно, море-то, рядом. Попросил бы ты, милок, у рыбки корыто!

«Ну да, сначала подавай ей корыто, а потом стиральную машину... Обойдётся»,-решил Вовка, но всё-таки пошёл к морю.

- Эй, Золотая рыбка, - крикнул он с берега. - Ты что, не слышишь, что ли? Я хочу, чтобы ты…

- Что?! - возмутилась рыбка. - А ты сплёл невод, ты меня поймал? Палец о палец не ударил, а туда же...

И выкинула Вовку из своей сказки.

И попал он в другую сказку-к Василисам Премудрым. Пожалели они его и решили научить своим премудростям.

- Опять учиться? - испугался Вовка. - Не хочу!

-Тогда тебе, видать, нужно в Тридевятое царство, - решили Василисы Премудрые. - Там есть Двое из ларца - одинаковых с лица. Что ни прикажешь - всё за тебя сделают. Ступай прямо, скатертью дорога!

Помахал им Вовка рукой и пошёл в Тридевятое царство.

Шёл-шёл. Смотрит - стоит столб, на нём висит подкова (на счастье!) и написано: «Тридевятое царство». А рядом ларец.

Не успел Вовка произнести: «Двое из ларца...», - а они тут как тут, взяли и выскочили из ларца.

- Вы правда, что ли, всё-всё за меня делать будете? - спросил Вовка.

- Ага! - гаркнули молодцы.

- Ну, тогда... - стал Вовка пальцы загибать, - сделайте мне пирожных, мороженого, а ещё - конфет...

Не успел Вовка закончить, как полетели из ларца всякие сладости: мороженое, пирожные, леденцы на палочке, баранки, крендельки...

Вовка зажмурился от удовольствия и открыл рот. Да только напрасно, потому что всё мимо Вовкиного рта полетело.

Увидел это Вовка, ногами затопал: -Стоп, стоп! Вы что это? И конфеты за меня есть будете?

- Ага! - испугались Двое из ларца -одинаковых с лица.

- Ну нет! - разозлился Вовка. - Тогда убирайтесь обратно в ларец!

И вдруг слышит Вовка: «Кому пирожки горячие с повидлом, с капустой, с мясом!»

- Печка! - обрадовался Вовка. - Дай мне поесть скорее!

- Пожалуйста! - отвечает печка. - Только наколи дров, растопи меня да замеси тесто!

Не знал Вовка, как дров наколоть, печку растопить да тесто замесить. Пришлось ему снова звать двух молодцов.

- Ну-ка, Двое из ларца - одинаковых с лица, наколите дров да замесите тесто!

Те сразу взялись за дело: один начал месить дрова, другой - рубить тесто.

Увидел Вовка, что эти двое всё не так делают, и говорит:

- Да не так всё надо делать! А наоборот! Поняли?

- Ага! - только и сказали молодцы.

Но опять ничего не вышло. Они поменялись местами и опять один стал месить дрова, а другой - рубить тесто!

Терпению Вовки пришёл конец. Решил он тогда поправить положение. Сам взялся за дело, да только в липком тесте перепачкался. Потому что даже тесто надо готовить правильно и с любовью, как это делает мама.

Вспомнил тогда Вовка про книжку «Сделай сам», достал её и начал читать.

А Двое из ларца - одинаковых с лица опять выскочили и давай смеяться над Вовкой: мол, зачем Вовка читает книгу, всё равно ничего не станет делать сам.

Вовка на них только рукой махнул: пусть смеются!

Решил Вовка показать этим двум, на что он способен.

Взял топор и для начала решил вырубить из простого бревна корыто для старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Двое из ларца даже рот раскрыли от удивления.

А Вовка знай себе: стук да стук.

Вот и корыто готово. Взял его Вовка - и к старухе пошёл.

Старуха как увидела, обрадовалась:

- Батюшки! Неужто Золотая рыбка сжалилась?

- Нет, бабуся, - гордо ответил Вовка, - это я сам сделал!

Ойкнула старуха и давай Вовку хвалить - корыто ведь и впрямь получилось на славу.

А ведь и правда: приятно сделать что-нибудь полезное самому!

10)

«Сказка об одиноком щенке».

Жил был маленький щенок. Был несчастным, потому что у него не было друзей. Он так устал гулять в одиночестве, что больше уже не надеялся встретить друга. Видит щенок под кустом сидит маленький бедненький зайчик и трясётся. Щенок успокоил его стал оберегать. Так у него появился первый друг! Решили они вместе пойти в огород за морковкой для зайчика. Вдруг среди грядок они увидели чудовище-большое страшное пугало. Они сначала сильно испугались, но щенок смело подошёл к пугалу и вежливо попросил его угостить зайчика морковкой. Пугало тоже было одиноко. И оно с радостью угостило зайчика. Вдруг на огород налетели глупые, противные вороны. Они давно перестали бояться пугала, ведь оно всё время стояло на месте и не могло разогнать ворон. Щенок храбро бросился на этих прожорливых птиц и прогнал их. Пугало было очень благодарно этому смелому, отважному щенку. Их дружба была чистой и крепкой, и щенок понял, что одинок только тот, кто не помогает другим и думает только о себе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Деятельность педагога в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста"

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всес...

Формирование эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...

Методические рекомендации педагогам по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста

Непременным условием для всестороннего развития личности ребенка является его владение речью с окружающими людьми. Немаловажную роль в развитии речи ребенка выполняет воспитатель и его культура речи. ...

Методическая разработка для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе»

Целевое назначение Цель: подготовка детей к обучению в школе посредством дидактических игр.Задачи: - развитие речи детей старшего дошкольного возраста;- развитие логического мышления дошкольников поср...

СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ"

В статье  описан опыт работы педагога ДОУ  по формированию самооценки  детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры....

Методическая разработка для педагогов «Дидактическая игра как средство подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе».

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад № 1 города Кропоткинмуниципального образования Кавказского района     Методическая разработка для педаг...