Основы театральной культуры
консультация на тему
для воспиателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ppo_dlya_vospitateleosnovy_teatralnoy_kultury.docx | 121.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и этического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Знания об основе театральной культуры дети должны получать в ходе театральных игр — диалога с педагогом в виде вопросов и ответов, но ни в коем случае это не должно быть длинным монологом всезнающего взрослого. Как правило, дошкольники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен 1—2 посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с 3 лет могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз.
В условиях нашего ДОУ ребята имеют возможность в течение года посмотреть 5-6 представлений приезжего театра, ежемесячно - представления кукольного театра приготовленного силами педагога и старших детей-школьников. Таким образом, в старшей группе дети имеют определенный зрительский опыт и уже знакомы с некоторыми театральными терминами: спектакль (кукольный и драматический), сцена, занавес, актеры, зрительный зал, аплодисменты, а также получили первые уроки культуры поведения в театре.
На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре в соответствии с их возрастом.
Рассмотрим этапы работы над созданием спектакля.
I. Особенности театрального искусства
Все вопросы этого подраздела могут быть рассмотрены во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой. Достаточно выяснить с детьми, что театр использует и объединяет другие виды искусства — литературу, живопись, музыку, хореографию.
Но главное в театре — это игра актеров. Можно использовать высказывание В.И. Немировича-Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, пострелят коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки — и театр уже есть. Ибо актер — царь сцены».
На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, т.к. создается усилиями всех участников творческого коллектива. И, наконец, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии при поддержке зрителей. Эта особенность театра может быть понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей (дошкольники, школьники, родители).
II. Виды театрального искусства
Говорить о них можно лишь после того, как дети посмотрели спектакли кукольного и драматического театра. Если нет такой возможности, то можно показать видеозаписи, особенно отрывки из балетных и оперных спектаклей. Затем можно предложить им поставить хорошо знакомую сказку, например, «Теремок», используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный (опера, балет, оперетта).
III. Рождение спектакля
Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и глазами зрителей.
Здесь встречается много понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с такими понятиями можно начать, предложив игру «Идем в театр» или «О чем рассказала театральная программка».
Закрепить знание театральной терминологии по теме «Спектакль и актер» можно, используя игру «Волшебная корзинка» и другие игры.
IV. Театр снаружи и изнутри
Театральное здание, как правило, отличается от жилых домов и учреждений своей архитектурой, красивым фасадом, часто с лестницами и колоннами, недаром театр называют «храмом искусства». Можно рассмотреть фотографии или иллюстрации с изображением известных театров (Большого, Малого, МХАТа, Музыкального детского).
Говоря об устройстве зрительного зала, можно предложить детям построить из стульчиков партер, амфитеатр, обозначить ярусы балконов. Можно показать на иллюстрациях, каким был театр в Древней Греции, и современное устройство театра.
V. Культура поведения в театре
Эту тему желательно рассматривать в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «О чем рассказала театральная программка», «Сегодня мы идем в театр» и др.
Словарь театральных терминов
Авансцена — пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.
Актер — деятельный, действующий (акт — действие).
Амфитеатр — места, расположенные за партером.
Антракт — промежуток между действиями спектакля.
Аплодисменты — одобрительные хлопки.
Артист — художник (умение, мастерство).
Афиша — объявление о представлении.
Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бельэтаж — 1-й этаж над партером и амфитеатром.
Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.
Бутафория — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).
Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актеру для данной роли.
Декорация (лат.) — украшение; художественное оформление действия на театральной сцене (лес, комната).
Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.
Драма — сочинение для сцены.
Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.
Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.
Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.
Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.
Монолог — речь одного лица, мысли вслух.
Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не разговаривают, а поют.
Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.
Падуги — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.
Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.
Парик — накладные волосы.
Партер — места для зрителей ниже уровня сцены.
Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.
Реквизит — вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.
Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.
Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.
Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.
Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.
Театр — место для зрелищ.
Штанкет — металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.
Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антракта.
РАБОТА НАД СПЕКТАКЛЕМ
Создание спектакля с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:
1) не перегружать детей;
2) не навязывать своего мнения;
3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
При соблюдении этих основных условий дети будут ждать каждой репетиции с нетерпением, работать с желанием и радостью.
Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщенна, чтобы пробудить интерес к предстоящей работе. Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки, которые дают «на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира». Мир сказки с его чудесами и тайнами, приключениями и превращениями очень близок ребенку дошкольного возраста. Сказки пробуждают, в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление делать добро и бороться со злом.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. В современных программах для образовательных учреждений предлагается большое количество разнообразных литературных произведении, в том числе народных и авторских сказок, которые могут быть использованы в театральной деятельности.
Исходя из опыта работы, можно выделить десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем:
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.
10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.
Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным сказкам и по авторским сказкам русских писателей, мы проводим беседу о жизни и быте русских людей много лет назад, о том, во что они одевались, чем питались, какие обычаи соблюдали, как общались между собой. Инсценировки по сказкам Х.К. Андерсена, Ш.Перро, братьев Гримм тоже требуют предварительной работы. Рассказ взрослого, художественные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений. Знакомые фильмы помогают почувствовать атмосферу сказочных событий. Это расширит кругозор, активизирует познавательный интерес.
Очень полезно для развития воображения, умения фантазировать предлагать детям сочинять жизнь героев до начала пьесы, помогая разнообразными вопросами. Ответы детей часто служат толчком для появления новых вопросов.
Так, в процессе работы над спектаклем «Аленький цветочек» вопросы были сформулированы следующим образом: Что случилось с женой купца? При каких обстоятельствах (почему) царевич был превращен в Чудище? В каких странах и чем торговал купец?
Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга и придумывают им название. Например: «Отъезд купца», «Чудище и купец», «Возвращение купца» и т.д.
Третий этап — это работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно надо стремиться, не принуждая, вовлекать в этот процесс всех членов коллектива. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев. Детям мешает сравнительно небольшой словарный запас, что затрудняет свободное ведение диалога. Но постепенно, чувствуя поддержку педагога, они действуют более естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее и выразительнее.
Четвертый этап — знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.
Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-либо конкретный персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.
Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов пьесы по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
Пятый этап — это постепенный переход собственно к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т.е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. Кроме того, в ДОУ в этой работе участвуют воспитатели, которые в свободное от занятий время с подгруппами детей повторяют отдельные эпизоды. В этот период уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчеркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (Для чего? С какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.
Шестой этап начинает собственно работу над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Ни в коем случае не надо навязывать юным исполнителям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения.
Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» — или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.
Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, они должны возникать по инициативе детей, опираться на их творческое воображение и корректироваться взрослым.
Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой — очень быстро, эмоционально, третий — медленно, уверенно, четвертый — сварливо, пятый — сердито и т.д.
Седьмой этап — репетиция отдельных картин. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо отмечать и поощрять, это с успехом делают зрители, т.е. те дети, которые в данный момент не заняты в репетиции.
Восьмой этап — самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.
Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности коллектива количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.
Девятый этап — премьера спектакля — является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями становятся педагоги, которые, в отличие от родителей, очень строгие и объективные.
Премьера — это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре. Отвечая на вопросы, что было хорошо, а что — нет, дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Мы, направляя беседу в нужное русло своими вопросами, стараемся указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.
Последний, заключительный, этап — это повторные показы спектакля. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем юным исполнителям. Для детей же наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Неверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано, и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера.
Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь главная наша задача — раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ педагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры».
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫпедагога дополнительного образования по основам православной культуры по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к основам православной культуры»....
Основы театральной культуры педагога
Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, не должны сводиться только к подготовке выступлений. Хорошее занятие – эт...
Формирование системы ценностей и норм, лежащих в основе отечественной культуры, системы гражданско-патриотического воспитания. Этнокультурное образование как основа для формирования патриотических чувств дошкольников. (Из опыта работы)
В данной статье описывается опыт работы коллектива МБДОУ ДС №3 "Ласточка" города Мегиона Ханты-Мансийского округа-Югры по организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного...
Мастер-класс для педагогов "Развитие речетворчества и речевой самостоятельности через приобщение детей к основам театральной культуры" (или к словесным играм).
Приобщение детей к основам театральной культуры развивает речевую самостоятельность и речетворчество....
Знакомство детей с основами театральной культуры”.
Консультация для родителей: Знакомство детей с основами театральнойкультуры”. "Значение актёрского мастерства вразвитии речи ребенка""Ребенок и театр"«Актуаль...
Консультация для родителей на тему «Знакомство детей с основами театральной культуры».
Для того чтобы дети полноценно участвовали в театрализованных играх и спектаклях, они должны быть готовы к этой деятельности, то естьдолжны познакомиться с театром как видом искусства и должны иметьоп...
ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ДОКЛАД ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...