Знакомство детей с основами театральной культуры”.
консультация (старшая группа)

Шлехт Антонина Яковлевна

Консультация для родителей: Знакомство детей с основами театральной

культуры”.

 

"Значение актёрского мастерства в

развитии речи ребенка"

"Ребенок и театр"

«Актуальность театрализованной

 

деятельности в развитии детей дошкольного возраста».

 

«Развитие артистических

способностей детей через применение игровых упражнений актёрского

мастерства».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей48.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: “Знакомство детей с основами театральной

культуры”.

Для того чтобы дети полноценно участвовали в театрализованных

играх и спектаклях, они должны быть готовы к этой деятельности, то есть

должны познакомиться с театром как видом искусства и должны иметь

определенный опыт собственной театрально – игровой деятельности.

Для старшего возраста должны иметь представления о назначении

театра как учреждения культуры, о специфике театральных профессий, об

особенностях процесса подготовки спектакля. Для этого с детьми нашей

группы мы проводим специальные занятия на эти темы, также дети

участвовали в драматизациях, вне заклятий учились осознанно применять

средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты,

пантомима), уметь перевоплощаться, вести ролевой диалог, соединять речь с

движением.

Для того чтобы дети имели лучшее представление о назначении театра,

о его внешнем и внутреннем оформлении, где расположен театр, в прошлом

году, в старшей группе мы организовали экскурсию в Театр кукол на

спектакль.

Конечно, посещению театра предшествовали подготовительная работа.

Цель ее – дать представления о театре как о культурном учреждении. Детям

было рассказано о роли театра как вида искусства, о людях разных

профессий, работающих в театре и т.д. Планируется дальнейшая работа в

виде бесед с использованием наглядного материала: афиши, рекламы,

фотографии ( здании театров, сцены из спектакля), знакомство с новыми для

детей словами ( фойе, сцена, афиша, декорации, прожектор, оркестровая яма

и др.),которые обогащают и активизируют словарь. Часть после таких бесед,

экскурсий, посещений спектакля детям предлагается для рисования темы,

например «Здание театра», «Спектакль», «Любимый герой спектакля».

В этом году планируется также подвести детей к пониманию того, что

может служить символом театра. Для этого детям показываются

общеизвестные театральные маски, предлагается описать «настроение этих

масок». Чтобы помочь им в этой логической задаче, можно предложить им

нарисовать что – нибудь, чтобы все сразу поняли, что речь идет о театре.

Чтобы у детей более четко сформировались представления о специфике

деятельности артистов, перед спектаклем мы знакомим с названием пьесы, её

содержанием, а в антрактах – обращаем внимание на черты действующих

лиц. И на следующий день обязательно проводим беседу с детьми, чтобы

помочь им разобраться в своих впечатлениях. При этом почти всегда уместны

вопросы «Что больше всего понравилось в спектакле и почему?» «Кто из

героев понравился?».

Одна из самых сложных задач – формирование представлений о

различных театральных профессиях. Лучше всего организовать экскурсию в

театр, причём уже не на спектакль, а в зал для репетиции, гримёрную,

костюмерную, если есть такая возможность. Или придумать рассказы –

сказки о людях театра, в которых они в интересной форме , увлекательном

сюжете рассказывают об особенностях своей работы.

Так дети узнают о том, чем заняты и непосредственные участники

театрального действия (актёры, музыканты, дирижёр), и те ,кто готовит пьесу

к постановке( режиссёр, художник балетмейстер) и даже те, кто обеспечивает

все условия для этого(гримёр, костюмер, осветитель, кассир, билетёр,

гардеробщик). После таких рассказов дети с удовольствием играют в группе

в « художника », «артиста», «гримёра» и т.д. Для таких игр в нашей группе

сделаны атрибуты к игре « Гримерная»; где лежат духи, кисточки, щипцы для

завивки и всё, что нужно для этой профессии. Ёщё дети с удовольствием «

примеряют» на себя роль костюмера. Выдумывают различные платья, рисуют

их, подбирают цвета, вырезают.

Для активизации интеллектуального развития воспитателями нашей

группы сделаны ребусы, загадки – головоломки, связанные с театром, для

тех, кто уже умеет читать и писать.

Помимо таких конкретных получить больше знаний о театре, мы

знакомим также детей с культурой поведения в театре и других учреждениях

культуры. Например, обсуждаются с детьми такие вопросы:

« Какие существуют правила поведения в театре?», « Кто их должен

соблюдать и почему?», «Можно ли разговаривать во время действия, есть,

шуршать конфетными обертками?», «Можно ли опаздывать к началу

спектакля?», «Как пройти к своему месту, если другие зрители уже сидят?»,

«Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное ими

удовольствие?».

После таких обсуждений мы предлагаем детям разыграть сценки по

этим правилам. Например, дети рисуют билеты, выбирают «кассира»,

«билетера». Купив билет, входят в заранее приготовленный зрительный зал.

«Билетер» помогает «зрителям» находить свои места. «Зрители» просят

помочь найти свое место, благодарят за помощь, извиняются при проходе по

ряду.

Также для закрепления правил поведения такого рода на местах мы

предлагаем детям представить и вообразить ситуации, в которых они могли

бы оказаться, например: «Представь, что спектакль уже начался, а ты не

можешь найти свое место. Как бы ты поступил?» «Представь, что во время

спектакля ты начал кашлять, что бы ты сделал?» «Как быть с мороженым,

если ты не успел его съесть, а последний звонок уже прозвенел?» или «Тебя

угостили конфетой, но действия уже начались?»

При ознакомлении с театром, помимо приобщения к этому

прекрасному виду искусства у детей расширяются общие знания, и все это

способствует умственному, эстетическому и нравственному воспитанию.

Консультация на тему: "Значение актёрского мастерства в

развитии речи ребенка"

Нарушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как

нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на

формировании всей психической жизни ребенка.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия

зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению – это

путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Игра связывает детей между собой, со взрослыми в единое волшебное

целое. Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ

переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций.

Поскольку игра является ведущей деятельностью дошкольников, то

именно через игру дети не только максимально продуктивно усваивают

новые знания, но и творчески самореализуются.

Один из видов игры – актерское мастерство – это игра на сцене.

Роль, которая доставалась ребенку при игре в актёра, может раскрыть в

нем потенциальный ресурс. Любимые герои становятся образцами для

подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой

идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через

актёрское мастерство оказывать позитивное влияние на детей. Актёрское

мастерство включает в себя следующие элементы:

 упражнение на артикуляцию;

 упражнения на развитие речи;

 развитие мимики;

 творческие упражнения;

 упражнения на воображение;

 упражнения на развитие пластической выразительности;

 актерские этюды.

Актёрское мастерство способствует развитию речи (монолог, диалог).

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой

невозможно, так как у них ещё не достаточно сформирован дыхательный и

голосовой аппарат. Стремиться необходимо к тому, чтобы дети понимали:

речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в

жизни. Акцент взрослый делает то на дыхание, то на артикуляцию, то на

дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

В коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития

необходимо на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Велика роль стихов в детских театрализованных играх и упражнениях.

Стихотворный текст, как ритмически организованная речь,

активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового

аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой,

грамотной речи.

Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени

определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается

с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и

разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает

память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками - очень увлекательное и полезное

занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс

постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские

народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую

деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-

образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют

и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные

языковые функции – экспрессивная ( вербально образный компонент речи) и

коммуникативная ( способность к общению, пониманию, диалогу. Всё

вышесказанное дает основание утверждать, что применение

театрализованной деятельности повышает эффективность психо-коррекции

задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы

речи дети используют в последствии как готовый речевой материал в

свободном речевом общении. Происходит практическое усвоение

формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.

Инсценировки или отдельные сцены из спектакля, используемые в

актёрском мастерстве, являются готовыми моделями коммуникативных

ситуаций.

Распределяя роли в игре - драматизации, следует учитывать речевые

возможности каждого ребенка в определенный период логопедической

работы. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с

самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь,

отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится

преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.

Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для

быстрого обучения говорить чисто и правильно.

Внедрение в работу с детьми актёрского мастерства оказывает

положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения,

развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное

повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи,

развивается связная, диалогическая речь.

Консультация на тему: "Ребенок и театр":

Представляю вашему вниманию консультацию "Ребёнок и театр", где

попытаюсь найти ответ на основной вопрос: для чего ребенку нужен театр?

Для начала предлагаю выяснить что же такое ТЕАТР? На страницах

Современного толкового словаря русского языка под редакцией

Т.Ф.Ефремовой - "ТЕАТР" - это...

I. 1) Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни

достигается средствами сценического представления. 2) устар. Подмостки,

сцена. 3) а) Помещение, здание со сценой и зрительным залом, в котором

устраиваются представления. б) Учреждение, организация, осуществляющая

сценические представления и имеющая все необходимое для этого. 4) устар.

Представление, спектакль. 5) а) перен. Совокупность драматических

произведений одного автора. б) Совокупность идей и образов, разработанных

в творчестве одного драматурга.

II. Место, где происходят военные действия, развертываются какие-л.

значительные события.

Мы с вами будем использовать слово "ТЕАТР" в первом его значении,

то есть "Один из видов искусства, в котором образное отражение жизни

достигается средствами сценического представления"

Многие родители задаются вопросом: а нужно ли посещение театра в

наше время? Да еще с таким маленьким ребенком? Есть Интернет, кабельное

телевидение. Но таким образом они забывают, что театрализованные

постановки помогли и помогают решать многие актуальные проблемы в

воспитании дошкольника:

 формирование правильного эстетического вкуса;

 развитие коммуникативных способностей;

 влияние на развитие речи, памяти, внимания, воображения;

 помогает решить конфликт в процессе игры;

 создание положительного эмоционального настроя;

 помогает нравственному воспитанию.

Уже сейчас можно сделать вывод, что театральные постановки, как и

театр в целом, помогают в развитии у малышей такого чувства, как эмпатия.

А это важнейшая способность распознавать эмоциональное состояние

человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в

различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Более того,

театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных

навыков поведения благодаря тому, что каждая литературное произведение

или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную

направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие).

Виды театров:

Классификаци _­>Аq_Hџ‡_театров в современном мире превеликое множество. Но

мы с вами в качестве основной будем использовать классификацию Л.В.

Куцаковой и С.И. Мерзляковой. Они выделяют такие типы театров:

- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках,

магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

- стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-

книжка);

- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый,

перчаточный, теней);

- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);

- напольные куклы (марионетки, конусный театр);

- театр живой куклы и театр актера(театр с " живой куклой", ростовые,

люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Чему способствует Театральная деятельность в детском саду?

 Раскрепощение ребенка

 Вовлечение в действие

 Самостоятельное творчество

 Развитие всех психических процессов

 Самопознание, самовыражение

 Успешную социализацию ребенка

 Осознание чувства удовлетворенности, радости, значимости

Таким образом, театр несет в себе очень важную составляющую в

воспитании и гармоничном развитии дошкольника. Поэтому очень важно не

только посещать театральные постановки местных театров, но и устраивать

спектакли у себя дома.

Консультация на тему: «Актуальность театрализованной

деятельности в развитии детей дошкольного возраста».

Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем

успешнее идет развитие духовного мира детей…”

(Б. М. Теплов)

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в

детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт

социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или

литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют

нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок

познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное

отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку

преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском

саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит

стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр

помогает ребенку развиваться всесторонне.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою

роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем

помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить

театрализованная деятельность.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования

на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка.

Наиболее общим в этих подходах является направленность на

удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии.

Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из

понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности

каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости

принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как

приоритетных.

В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи

личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития

детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению

школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться

педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в

дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая

деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким

образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого

сосредоточиваются главные интересы и переживания детей.

Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может

пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в

совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,

осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная

деятельность может быть органично включена в работу различных студий и

кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки,

драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание

праздников, развлечений и сладких пятниц.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт

социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или

литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют

нравственную направленность. Театр в детском саду научит ребенка видеть

прекрасное в жизни и в людях.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог

включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей.

В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные

знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует

раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная

деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые

ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение

художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных

эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему,

строительные игры с драматизацией.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей: в

самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты,

взволновавшие детей. Так, дети часто играют в Снегурочку и Деда Мороза,

создавая в игровой комнате заново мир новогоднего праздника. Яркие

сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности

детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению

самостоятельной театрализованной игры детей.

Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать

жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

Игра-драматизация - это игра, которая обычно не требует специальной

подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели

поставить спектакль для зрителя. Конституирующими признаками игры, по

утверждению А.Н. Леонтьева, являются потребность, которой игра отвечает,

и безотносительность к предметному ее результату. Мотив такой игры лежит

в самом ее процессе, а не в результате. Эти признаки выражают

процессуальность самой игры: ее мотив, проще говоря, не в том, чтобы

«сделать постройку, а в том, чтобы делать ее». В игре-драматизации

литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном

дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, то есть

действовать творчески, по-своему.

Не сложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют

готовый сюжет, а значит деятельность ребёнка во многом предопределена

текстом воспроизведения.

Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле

для творчества детей. Развитие творчества дошкольников - дело сложное, но

важное и нужное. Творчество детей в их театрально-игровой деятельности

проявляется в трёх направлениях:

- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или

творческая интерпретация заданного сюжета);

- творчество исполнительское (речевое, двигательное);

- творчество оформительское (декорации, костюмы).

Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности,

которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства

художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации,

особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться

элементарно, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль

произведения. Умение представить героя произведения, его переживания,

конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит

от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об

окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.

Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными

изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами,

выразительной по лексике и интонации речью ). Следовательно,

подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой

уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается

понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик

на него, происходит овладение художественными средствами передачи

образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе

воспитательно-образовательной работы.

Театрализованная игра тесно связана с литературным и

художественным произведением (А.Н. Леонтьев). Художественная литература

формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а

наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода

театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность

театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не

удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых,

их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на

героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются

переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст

используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей

больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем

выразительность исполняемых ролей.

Игра-драматизация строится на основе литературного произведения

сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяется текстом

произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-

драматизацию с играми, имеющие готовые правила, это же отличает её от

сюжетно-ролевых игр на темы литературных произведений, где связь с тем

или иным произведением менее устойчива и определена возможность

совмещение события из разных литературных источников, введение новых

действующих лиц, свободная передача содержания и т.д. Однако оба вида игр

близки друг к другу и по значению и по значению, и по характеру

руководства ими.

Большой интерес детей старшего дошкольного возраста к играм-

драматизациям объясняется тем, что их привлекает изображение в играх

людей, смелых и искренних, мужественных и отважных, сильных и добрых.

Советская детская литература, гуманистическая по своей сущности, даёт

богатый материал для игр. Отдельные персонажи литературных

произведений начинают появляться уже в самостоятельных играх детей

младших групп, однако малыши не могут полностью раскрыть их из-за

недостаточного опыта.

Детская художественная литература, является одним из важнейших

средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным

жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически,

нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие,

что очень важно для театра.

Формирование творческой активности детей в процессе

театрализованной деятельности: накопление художественно-образных

впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в

художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в

роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального

творчества всецело зависит от педагога.

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль

в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу.

Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или

рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был

готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского

мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к

повышению его творческого потенциала и помогает организовать

театрализованную деятельность детей.

От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе

театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации,

желание включиться в спектакль, расширение игрового опыта за счёт

освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей

управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями

«оформителя» спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с

другими участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие

способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои

замыслы, организуя деятельность других детей.

Важным моментом, определяющим творческое художественно-

эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в

обучении и воспитании. Это означает, что педагог и ребенок являются

партнерами в условиях их сотрудничества.

Формирование творческой активности детей в процессе

театрализованной деятельности: накопление художественно-образных

Андреева Наталья Васильевна

МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 «Солнышко»

впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в

художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в

роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального

творчества всецело зависит от педагога.

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль

в этом принадлежит воспитателю, всему педагогическому коллективу.

Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или

рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был

готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского

мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к

повышению его творческого потенциала и помогает организовать

театрализованную деятельность детей.

От воспитателя зависит выразительность речи детей в процессе

театрализованной игры, формирование интереса к игре, импровизации,

желание включиться в спектакль, расширение игрового опыта за счёт

освоения разновидностей игры-драматизации. Так же воспитатель учит детей

управлять куклой, помогает ребёнку овладеть основными умениями

«оформителя» спектакля, умение ребёнка позитивно взаимодействовать с

другими участниками игры, освоение комплекса игровых позиций, развитие

способности выражать своё отношение к идее спектакля, воплощать свои

замыслы, организуя деятельность других детей.

В дошкольно - образовательных учреждениях существует такой вид

театра, как «театр взрослых». Театр взрослых - это очень действенная форма,

так как позволяет достигать сразу несколько целей: даёт возможность детям

накопить необходимые художественные впечатления; даёт представление о

том, что такое театр; даёт образец творческого поведения педагогов;

пробуждает у детей желание играть в театре; способствует формированию

основ общей культуры; способствует развитию эмоционально-чувственной

сферы.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном

воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения

педагогической привлекательности можно говорить об универсальности,

игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных

возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие

педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи

ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных

событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность

глубже познать окружающий мир. Одновременно

театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной

культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей

формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость,

связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Андреева Наталья Васильевна

МАДОУ города Нижневартовска ДС №15 «Солнышко»

Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт,

раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти

сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть

творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению

импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества,

который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть

проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество

пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Консультация для родителей «Развитие артистических

способностей детей через применение игровых упражнений актёрского

мастерства».

Испокон веков актёрское мастерство всегда завораживало зрителей.

Игра на сцене – это исторически сложившееся общественное явление,

самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым,

самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в

свободной деятельности.

Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев

пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как

реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети

учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность,

они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко

формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и

познавать окружающий мир.

Значение актёрского мастерства невозможно переоценить. Игра в

актёра способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь,

память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические

навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия

актёрскому мастерству требуют решительности, трудолюбия, смекалки.

Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных

разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития

детей, значение актёрского мастерства заключается еще и в том, что он

эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда

почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый

читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Игры и упражнения актёрского мастерства всегда радуют, часто смешат

детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир

через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи,

грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в

полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают

свойственные ему черты.

Разнообразие тематики. Средств изображения, эмоциональность

театрализованных игр дают возможность использовать их в целях

всестороннего воспитания личности.

Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с

помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

Упражнения

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за

шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную,

преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с

активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько

раз). Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать

труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок:

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Король – орел, орел-король.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая

мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка, Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол

ребром

Щека к щеке, Кулачки трутся друг о друга.

Щиплют щетку Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и

наоборот. В уголке.

Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить

поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях.

Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и

для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как : вратарь ловит мяч; зоолог ловит бабочку;

-рыбак ловит большую рыбу; -ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить: Парикмахера, пожарника, строителя,

космонавта.

ЗАКУЛИСЬЕ

Один из играков – Актер – выходит из комнаты. Он старается не быстро

изменить свой образ: изменяет что-то в своем костюме; берет в руки какой-

нибудь предмет (газету, сумку) изменяет походку и т.д. После этого Актер

выходит к детям, их задача заметить и назвать, как можно больше изменений.

Если играющие что-то упустили, Актер об этом сообщает. Новый Актер

выбирается считалкой.

ЗАПУТАННАЯ ИСТОРИЯ

Участники – от 3 до 5 человек, садятся в круг. Они должны, говоря по

очереди, сочинить общую историю. Предварительно им раздаются карточки с

рисунками – каждому по 1-2 штуке. Первый говорит предложение, включая в

него предмет, изображенный на его карточке и кладет свою карточку в центр

круга. Второй продолжает историю, начатую первым, но его задача включить

в нее тот предмет, который нарисован у него на карточке, и тоже положить ее

в центр круга. Так продолжается, пока все карточки не будут использованы.

(Лодка – щука – костер – ложка - палатка; будильник – солнышко – тарелка –

кружка – ботинки – дерево – игрушка).

И ВДРУГ…

Игра направлена на снятие стереотипов действия: в знакомом сюжете

игры изменяются условия, а задача остается прежней. Непременно найти

другой способ решения задач или обходной путь. Например, играем в поход,

собираемся готовить на костре еду, и вдруг оказывается, что котелок забыли

дома. Поехали на соревнования лыжников, и вдруг растаял весь снег. Можно

брать сюжеты из сказок и менять в них условия.

ИГРА В СТИХИ

Выбирается стихотворение и характер его прочтения. Выигрывает тот,

у кого получится выразительнее. Например, берем стишок - «Шла коза по

лесу» и все по очереди читаем его как самое печальное произведение на

свете, или наоборот, - самое смешное. Для игры лучше брать детские стихи,

по тешки, дразнилки.

ИГРА ПО ГОТОВОМУ СЮЖЕТУ

Заготавливаются карточки, на которых изображены действующие лица

знакомой сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты,

необходимые для передачи сюжета.

Воспитатель объясняет детям: «Каждый берет одну карточку. На ней

«изображена» ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои

слова. Когда я назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на

вашей карточке».

Начинаем игру: «Жили-были старик со старухой у самого синего моря.

(Выходят трое детей, у которых на карточках изображены старик, старуха и

море).

Однажды старик пошел ловить рыбу, вот он закинул невод. (Ребенок-

старик делает соответствующие движения). Внезапно море взволновалось.

(Ребенок-море выполняет соответствующие движения). Старик вытащил из

моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают

дети, у которых нарисованы невод и золотая рыбка.Ребенок, изображающий

невод, захватывает золотую рыбку, которая пытается освободиться, а

«старик» тянет невод).

Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море. (Ребенок-рыбка

показывает, что он освободился и удаляется.«Синее море» радуется, а

«старик» удивляется и огорчается).

МАСКИ

Материал. Маски, изображающие разные эмоциональные состояния.

Дети располагаются по кругу. Воспитатель показывает какую-либо маску и

спрашивает: «Какое настроение передает эта маска?». Затем надевает маску

и предлагает детям изобразить данное состояние. (маски – Антошки).

Затем педагог убирает маски и продолжает игру: «Вспомните злого

Карабаса Барабаса! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка,

который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну несмеяну,

хитрого кота Базилио, глупого Буратино и т.д.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы театральной культуры педагога

Занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно  познавательную, воспитательную и развивающую функции, не должны сводиться только к подготовке выступлений. Хорошее занятие – эт...

"Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций и православных праздников"

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое разв...

Основы театральной культуры

для воспиателей ДОУ...

Презентация «Знакомство детей с основами театральной деятельности»

Знакомство педагогов с  использованием театрализованной деятельности, как средства развития и воспитания детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему «Знакомство детей с основами театральной культуры».

Для того чтобы дети полноценно участвовали в театрализованных играх и спектаклях, они должны быть готовы к этой деятельности, то естьдолжны познакомиться с театром как видом искусства и должны иметьоп...