"Личностно-ориентированный подход в образовании"
презентация на тему
Презентация об использовании личностно-ориентированного подхода в образовании и его значении в развитии и воспитании дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno-orientirovannyy_podhod_v_obrazovanii.pptx | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребёнок – «семя» неизвестного для педагога растения.
Актуальность Динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. Психологи и социологи отмечают, что нынешним детям свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, предопределяет применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с ними. Современные образовательные учреждения остро нуждаются в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации их жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания детей.
Что такое личностно-ориентированный подход? Это прежде всего подход. Если при анализе средств педагогической деятельности воспользоваться методом классификации, то личностно-ориентированный подход окажется в одном ряду с возрастным, индивидуальным, деятельностным , коммуникативным, системным и другими подходами.
Личностно-ориентированный подход в обучении - это концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.
Потребности ребёнка ясельного возраста Потребность в стимулировании Потребность в наполнении окружающего мира смыслами Потребность в осознании собственного Я Потребность в любви и чувстве безопасности
Потребности ребёнка дошкольного возраста Потребность во впечатлениях Потребность в активности Потребность в поддержке и признании Потребность в уважении Потребность в сопереживании Потребность в познании объектов окружающего мира
Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании невозможно без применения методов диагностики. Наличие у педагога представлений о сущности, строении и структуре личностно-ориентированного подхода позволяет ему более целенаправленно и эффективно моделировать и строить в соответствии с данной ориентацией конкретные учебные занятия и воспитательные мероприятия. Биологическое направление Социальное направление Наследственность Окружающий мир (семья)
Цель личностно ориентированного образования - это создание условий для полноценного становления следующих функций индивида : - способность человека к выбору; - умение оценивать собственную жизнь; - поиск значения жизни; - творчество; - создание образа «Я»; - ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»).
1. Оценивать удачи малыша не в сопоставлении с другими детьми, а сравнивать его сегодняшние удачи с прошлыми, выделяя при этом его развитие. 2. Необходимо в детях совершенствовать творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, побуждать желание знать и верить в собственные возможности. 3. Применять похвалу как средство одобрения. Она пробуждает веру в личные силы, в том числе и у самых слабых детей. Задачи педагога в личностно-ориентированном подходе в развитии и воспитании дошкольника
Воспитание и образование, направленное на личность ребенка, включает в себя: - отказ от ориентировки на среднего ребенка; - учет особенностей в учебно-воспитательном процессе; - прогнозирование личности и проектирование личных программ развития.
Принципы личностно-ориентированного подхода: Принцип самоактуализации . В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление детей к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. Принцип индивидуальности . Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член детского коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ. Принцип субъектности . Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в в детском коллективе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания. Принцип выбора . Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности детской группы. Принцип творчества и успеха . Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности ребенка и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». Принцип доверия и поддержки . Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания детей. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его стремления к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.
Признаки личностно-ориентированного обучения 1. Признание уникальности и индивидуальной самоценности каждого ребёнка как самобытного человека, имеющего собственную предопределенность, генетически заложенную «программу» образования, реализуемую в форме его индивидуальной траектории по отношению к общему образованию. 2. Признание каждым ребёнком и педагогом уникальности и индивидуальной самоценности любого другого человека. Каждый ребёнок, признавая уникальность другого человека, обязан уметь взаимодействовать с ним на гуманных основаниях, т.е. обладать коммуникативной компетенцией, быть толерантным. 3. Коммуникативность – универсальная компетенция личности, а толерантность – одна из важнейших характеристик коммуникативности . То есть ребёнок должен уметь понимать другую точку зрения или мотивы деятельности другого человека. 4. Получаемые ребёнком образовательные результаты рефлексивно выявляются и оцениваются как им самим, так и педагогом по отношению к индивидуально формулируемым целям ребёнка, соотносящимся с общеобразовательными целями.
Девиз: «Осуждаю действия, обожаю ребенка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход в системе образования
Образование и среда играют большую роль в развитии ребёнка, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребёнка....
Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.
Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию. Развитие познав...
Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию.
Проектная деятельность как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию. Развитие ...
Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании
В работе отражена история развития личностно-ориентированного обучения. Особеннности личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании....
Проблема реализации личностно-ориентированного подхода в дошкольном образовании
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический. предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной ат...
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования «Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования«Личностно-ориентированный подход в рамках реализации ФГОС»...
Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного образования.
Личностно-ориентированный подход воспитания детей подрозумевает под собой отношение к каждому ребенку как к личности....
- Мне нравится (1)