Конспект выступления для презентации
презентация к уроку (средняя, старшая группа) на тему

Данное выступление может оказать помощь при создании презентации на тему «Развитие элементарных математических представлений  у детей старшего дошкольного возраста на основе занимательного материала»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_1.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект выступления

Троицкой Татьяны Михайловны

воспитателя МДОУ Красноборского д/сада «Колосок»,

на тему: «Развитие элементарных математических представлений  у детей старшего дошкольного возраста на основе занимательного материала»

Слайд 1:

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация).

Слайд 2:

По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.

В соответствии с федеральными государственными требованиями воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

Слайд 3:

 в соответствии с возможностями и особенностями воспитанников.

Слайд 4

Интеграция математического развития может осуществляться во всех видах детской деятельности.

Реализуя образовательную область «Познание», по программе «Детство», я закладываю основы математического образования у младших дошкольников, решая задачи по формированию элементарных математических представлений.

Слайд 5:

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей младшей группы в режимных моментах я строю на игровой основе. Мной была создана предметно-развивающая среда,

Слайд 6:

благоприятная для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. С этой целью мной были помещены в игротеку игры на сопоставление и противопоставление, выбор по свойствам и отношениям (форме, размеру, расположению в пространстве, окраске), направленные на развитие познавательных способностей.

Слайд 7

Инициатива в развертывании игры, должна принадлежать ребенку. А педагог, анализируя ситуацию, направляет процесс ее развития, что способствует получению результата.

В ходе режимных моментов, работа по математике проводилась с подгруппами и индивидуально на

Слайд 8

прогулке, во время одевания и раздевания, подготовки к приёму пищи, в свободное время в течение дня. В непосредственно-образовательной деятельности исключалась обязательная посадка детей за столы.

Слайд 9  

Широко использую в режимных моментах художественное слово с математическими понятиями (стихи, потешки, считалочки). Они не только вызывают интерес своим содержанием, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ, тренируют память и способствуют формированию у детей творческой активности, инициативы.

ПРИМЕР:

Или считалочка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы сейчас хотим играть.

«Да» и «нет», не говорить

Всё равно тебе водить.

Проговаривая эти четверостишья, ребята упражняются в количественном счете.

Слайд 10  

В своей работе по формированию у детей представлений о количестве я использую игры с пальчиками.

Формируя у детей понятия: «большой - маленький»,  «длинный – короткий».

                               

Раз, два, три, четыре, пять,

Пошли пальцы погулять

Этот пальчик – самый сильный

Самый толстый и большой.

…….

Слайд 11  

Большой интерес вызывает у детей игры с пальчиками и красками.

Дети опускают пальцы горизонтально в емкость с краской и делают отпечатки на листе бумаги, затем к полученным  «оттискам» пальцев могут прикладываться соответствующие геометрические фигуры или такое же количество картинок и т. п.

Слайд 12

В процессе формирования элементарных математических представлениях мне хочется выделить игры и игровые упражнения с бельевыми прищепками. Прищепки прикрепляются к разнообразным деревянным, пластмассовым, картонным плоскостям. Например, к самой короткой  - одна прищепка, к следующей по длине – две прищепки и т.д. Таким образом, составляется числовая лесенка.

 Варианты игр: «Подари колючки ежику», «Прикрепи лучики к солнцу», «Верни елочке иголочки» и многое другое.

Слайд 13

Математика воспринимается детьми, как увлекательное путешествие или приключение тогда, когда они слушают  и участвуют в сказке.

 Сказки являются достаточно эффективным средством развития количественных представлений у детей дошкольного возраста, и использование их в комплексе с другими средствами позволяет активизировать познавательную активность ребенка, вызвать его интерес.

Во многих сказках содержится масса самой настоящей математической информации. Самый простой пример математической сказки с использованием математических понятий - это конечно "Репка". Эта сказка помогает закрепить знания детей о временных отношениях («сначала – потом»), пространственных отношениях («впереди-сзади»), свойствах предметов (семечка маленькая – репка большая),  количественных понятий (один, много). Примером могут служить сказки «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Теремок» и т.д.

Можно использовать сказки, где математические понятия являются героями, например сказка «Домик для круга, треугольника и квадрата».

Слайд 14

Форма проведения театрализованных игр с математическим содержанием может меняться в зависимости от задач. Особенно привлекательны для детей приемы драматизации ситуации. С помощью этого приема дети погружаются в игровую ситуацию, в естественной игровой обстановке усваивают различные математические понятия.

Например:  игра – драматизация «День рожденье медвежонка». Проигрывая с ребятами стихотворение:

На полянке в день весенний

Под высокою сосной

К медвежонку в день рожденья

Собрался народ лесной:

Ёжик, волк, енот, барсук.

Заяц, лось, лисёнок-друг.

Много  было всех вокруг?

Ребята усваивают понятие – «один – много» (медвежонок – один; зверят – много).

Слайд 15

Одно из эффективных средств в закреплении и умении использовать  математические понятий является использование сюжетно-дидактических игр, например: «Магазин», «Семья» и т. п.

В этих играх дети учатся пользоваться определенным количеством предметов, соотносить их по форме, величине, пространственной расположенности в зависимости от целей игры,  применять полученные знания.  

Слайд 16

Особую роль имеют дидактические игры, использование которых в качестве учебного материала позволяет учить детей сравнивать предметы, сопоставлять их, производить простейшую классификацию,  решать другие учебные задачи в игровой форме.

В свободное время в течение дня, предложить детям выложить на широкую полоску квадраты, а на узкую – треугольники или выложить узоры по образцу, используя блоки Дьенеша или цветные палочки методом наложения.

Слайд 17

На  прогулке: выкопать  большую  пещеру  для  медведя и  маленькую  норку  для  мышонка. Сделать  из  песка  большой  и  маленький  куличи  для  кукол. В  сыром  песке сделать  отпечатки рук, формочек, геометрических  фигур.

Слайд 18

Элементарные опыты могут быть представлены как фокусы, чудеса. При этом они должны происходить достаточно быстро, чтобы дети могли наблюдать результат.

Например: На прогулке осенью можно понаблюдать, как  листики  летают  по  ветру. Показать  детям  зависимость  полета  падающего  листочка  от  его  величины  и  формы. Научить  различать  кленовые, березовые  и  дубовые  листочки, сравнивать их   по  цвету, величине, форме. Результат эксперимента – вывод детей, что  крупные  листики  падают  медленнее  и  почти  не  кружатся. Маленькие  листики  больше  кружатся  по  ветру, но  падают быстрее.

Слайд 19

Одним из основных приемов формирования элементарных математических представлений являются вопросы к детям. В младшем дошкольном возрасте - это репродуктивно - мнемические (Сколько? Как называется эта фигура? Чем отличается квадрат от треугольника?). Проблемно-поисковые вопросы (Как вы думаете?). При этом учитывается объем материала, которым владеет ребенок, тем самым, реализуется индивидуальный подход к каждому дошкольнику. Все эти вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.

Слайд 20

НАПРИМЕР:

При  одевании  сравнить  туфельки  и  разделить  их  на  большие  и  маленькие,   прикладывая  подошвы  друг  к  другу. Сравнить длину носка и гольфа (понятие «длинный – короткий») или размер  бубона  на  шапке: («большой  -  маленький»). Можно соотнести количество одежды с временем года: зимой – много вещей надеваем, а летом  - мало и т.д.  

Слайд 21

Во время обеда можно:

предложить ребенку разложить  большие и маленькие ложки и спросить для чего они;

задать вопрос: на какую геометрическую фигуру похожи салфетки;

обратить внимания ребенка на соотношение чашек и блюдец (чашек столько, сколько блюдец, чашек и блюдец равное количество, чашек и блюдец поровну).

Слайд 22: 

В заключении хочу сказать, что использование в режимных моментах разнообразных приемов, методов и средств позволяет без особых  интеллектуальных, эмоциональных  и психических нагрузок  детям усваивать математические  понятия.

Слайд 23

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители тоже очень серьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей выставляем папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры.

Все дидактические игры делим  на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами
  2. Игры путешествие во времени
  3. Игры на ориентировки в пространстве
  4. Игры с геометрическими фигурами
  5.  5. Игры на логическое мышление.  

 Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как: КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?  СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

  • Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ  СТАЛО?  И многие другие, используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Затем, усложняем игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Используем разнообразные дидактические игры: НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. 

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР, МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры. Играя с детьми заметили, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.

  Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.

Такие игры как:

 НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ  ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?  МЕЛЬНИЦА.

  • Использование  логических    блоков    Дъёнеша    и    палочек

Кюизенера, помогает развивать  у  них  логико-математические   представления   и   умения.  

С помощью палочек Кюизенера можно в детском саду сформировать у детей такие логические умения, как умение выделять признаки предметов, умение сравнивать предметы по их свойствам, осознать смысл логических слов «не», «и», «или».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...

выступление к презентации

формирование основ музыкальной культуры дошкольников...

"Три орешка для мамочки" Выступление и презентация для собрания родителей подготовительной группы

Это выступление – концентрированный, систематизированный, упрощенный для восприятия родителями и дополненный презентацией вариант стенгазеты, представленный на одном из собраний в старших группах.Цель...

Выступление к презентации на методическом объединении музыкальных руководителей

Выступление  на методическом объединении музыкальных руководителейтема "Организация, подготовка и проведение праздника"...

Выступление и презентация на ГМО, Закаливание в детском саду: Рижский метод

Выступление на ГМО, Закаливание в детском саду: Рижский метод...

Выступление и презентация на тему "Дети, которые играют в игры"

Статья предназначена как для родителей, так и для воспитателей детских садов. К большому сожалению взрослые в обучении дошкольников нацелены на классно-урочную систему и недооценивают игру, как естест...