План по самообразованию. Тема:"Развитие творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные способы рисования"
материал по теме
Предварительный просмотр:
План по самообразованию 2017-1019г.г.
Тема:
« Развитие творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные способы рисования.»
Цель:
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способов изображения с использованием различных материалов.
Развивать творческие способности детей, фантазию, воображение, эстетический вкус.
Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
Актуальность темы.
Творчество для детей-это отражение душевной работы. Чувства, разум,глаза и руки-инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения от работы с традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на бумаге. Этому всецело способствует искусство нетрадиционного рисования, которое развивает не только художественные, но и интеллектуальные, универсальные способности ребенка.
Ребенок от природы — творец , все дети видят окружающий мир по-своему.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрепощает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными изобразительными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые окружают малыша каждый день в новом ракурсе - можно рисовать собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок или листик березы). Происходит развитие наглядно - образного, и словесно - логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей. (Чем я еще могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать).
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной ловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных: кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, различные печатки, трафареты, технику " кляксография". Созданию сложного симметричного изображения способствует техника " монотипия".
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
План работы:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Внедрить в работу с детьми.
3.Составить картотеку техник по нетрадиционному рисованию.
4.Подготовить консультации для родителей по теме.
5.Подготовить консультацию для воспитателей.
6.Организовать выставку детских работ для родителей.
7. Принять участие в конкурсах.
8.Разработать перспективный план по нетрадиционным техникам рисования в группах ДОУ.
Календарно- тематический план
по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Младшая группа
Месяц | Тема | Нетрадиционная техника |
Сентябрь | «Осеннее дерево» | Рисование ладошками |
Октябрь | «Мои цыплята» | Печатание поролоновой губкой |
Ноябрь | «Шишки для бельчат» | Печатание штампом |
Декабрь | «Мои рукавички» | Украшение простых форм в технике печптания |
Январь | «Новогодняя елочка с шариками» | Печатание поролоновой губкой, рисование пальчмком |
Февраль | «Рябинка для снегирей» | Рисование пальчиком |
Март | «Маленькие птички прилетели к нам» | Рисование ватными палочками |
Апрель | «Божьи коровки» | Рисование пальчиками |
Май | « Цыплята и одуванчики» | Рисование пальчиками, печатание мятой бумагой. |
Средняя группа
Месяц | Тема | Нетрадиционная техника |
Сентябрь | «Кисть рябинки, гроздь калинки» | Сочетание художественных материалов, инструментов и техник |
Октябрь | «Медвежонок» | Печатание смятой бумагой |
Ноябрь | «Я любимой мамочке подарю подарок» | Печатание штампами |
Декабрь | «Снег, снег кружится-белая вся улица» | Печатание поролоновой губкой |
Январь | «Ёлочка пушистая, нарядная» | Рисование тычком полусухой кистью, печатание пальчиком |
Февраль | «Чашка для папы» | Рисование ватными палочками («пуантилизм») |
Март | «Бусы для любимой мамочки» | Рисование пальчиками |
Апрель | «Цыпленок» | Рисование тычком жесткой кистью |
Май | «Красивый цветок» | Печатание смятой бумагой, оттиск пластиковой вилкой |
Старшая группа
Месяц | Тема | Нетрадиционная техника |
Сентябрь | «Деревья в нашем парке» «Осенний натюрморт» | «Монотипия» Рисование в технике «набрызг» |
Октябрь | «Наши руки не для скуки» «Золотая осень» | Печатание ладошками Печатание листьями |
Ноябрь | «Выставка кошек» «Гуси на хвосте зиму тащат» | Рисование тычком жесткой кистью Сочетание техник рисования восковыми карандашами и акварелью |
Декабрь | «Тили-тили-тили-бом» «Заснеженный дом» | Рисование углем Коллаж с использованием ватных дисков |
Январь | «Зимний пейзаж» «Вьюжная сказка» | Печатание поролоновой губкой Рисование клеем ПВА и солью |
Февраль | «Северное сичние» «Рамка для фотографии» | Рисование в технике «по- мокрому» Рисование клеем ПВА |
Март | «Мы нарисуем мамочке красивые цветы» Золотая рыбка» | Техника»монотипия» « Пальчиковая живопист» |
Апрель | «Космическое путешествие» «Пестрые картинки» | Сочетание техник рисования восковыми мелками и акварелью Лоскутное рисование и аппликация |
Май | «Праздничный салют» «Я рисую море» | Рисование с использованием клея ПВА, соли, акварели. Рисование «по-сырому» |
Подготовительная группа
Месяц | Тема | Нетрадиционная техника |
Сентябрь | «Веселые портреты» | Сочетание изобразительной техники с бумажной пластикой |
Октябрь | «Осенний пейзаж» «Деревья смотрят в озеро» | Печатание смятой бумагой «Монотипия» |
Ноябрь | «Мамочки портрет» «Хмурая осень» | Рисование пастелью «Кляксография с трубочкой» |
Декабрь | «Дремлет лес под сказку сна» «Портрет Снегурочки» | Печатание поролоном,смятой бумагой, тычком жесткой кистью- выбор по желанию Аппликация ватными дисками |
Январь | «Морозные узоры» «Букет для Снежной Королевы» | Рисование свечой и акварелью «Монотипия» |
Февраль | «Папин портрет» «Верблюды в пустыне» | Сочетание изобразительной техники и коллажа Нитеграфия |
Март | «Пингвины» «Букет вербы» | Рисование по мятой бумаге Печатание пальчиком |
Апрель | «Весеннее небо» «Космические просторы» | Рисование «по-мокрому» Сочетание техники рисования восковыми мелками и акврели |
Май | «День победы» «Заря алая разливается» | «Граттаж» Рисование мыльными пузырями |
Список литературы.
1.А.С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. А. Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству» М Т Ц «Сфера» 1999г.
2. Е. В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ» СПБ «Детство-Пресс»2012г.
3.Н. Н, Леонова «Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет» Волгоград Издательство «Учитель» 2014г.
4.А. В, Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду Изд. «Каро»2016г.
5.Т. А. Циквитария «Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ» М Изд. «Сфера» 2012г.
6. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками. Нетрадиционные техники, Планирование. Конспекты занятий.» М ТЦ «Сфера» 2009г.
7.К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет» М Изд. «Гном и Д» 2007г.
8. О.Л. Иванова И. И. Васильева «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка» М ТЦ «Сфера» 2011г.
9.Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет» М Изд. «Мозаика-Синтез» 2008г.
10.Г. Н. Давыдова « Нетрадиционные техники рисования в детском саду» ч1, ч2. Изд «Скрипторий» 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования».
Перспективный план по самообразованиюна 2017-2018 уч. год.Воспитателя МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский Хилковой Татьяны Владимировны Тема: «Развитие творческих способн...
План самообразования на тему: "Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования"
План самообразования...
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ»
Отчет по самообразованию...
Методическая разработка Тема: «Развитие творческих способностей у детей через нетрадиционные техники рисования».
Тема: «Развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».Дата начала работы над темой: сентябрь 2019 годаПредполагаемая дата за...
План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования».
План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»....
План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования .2022-2023г.
Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное тво...