«Приёмы современных здоровьесберегающих технологий в педагогической практике ДОУ»
тест на тему
«Приёмы современных здоровьесберегающих технологий в педагогической практике ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx | 87.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Приёмы современных здоровьесберегающих технологий
в педагогической практике ДОУ»
Настоящее характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. В.А.Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка - это важнейший труд воспитателя".
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.
Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства.
Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия:
Спортивная комната и физкультурные уголки в группах, оборудование которых обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия;
способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной активности и координации движений;
повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр;
положительно влияет на психо-эмоциональную сферу.
В основе построения воспитательно-образовательной работы в ДОУ лежит уровень развития детей, заданный «Программой воспитания и обучения детей в детском саду», а главным фактором является учет состояния физического здоровья детей и их потенциала.
Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий.
Под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности. Организованной двигательной деятельности детей ежедневно отводится не менее 2 - 2,5 часов.
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
- Ритмическая гимнастика
- Гимнастика состоящая из хороводов
- Сюжетные танцы
- Обыгрывание сюжетного стихотворения
- Подвижные игры
- Оздоровительный бег
- гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них;
- оздоровительная аэробика и упражнения йоги;
- гимнастика по интересам и игры по желанию детей.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в музыкальном зале. Продолжительность утренней гимнастики в младшей группе – 6 мин, в средней – 7 мин, в старшей – 8-9 мин, в подготовительной – 10 мин.
Физкультурные занятия
Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в зале, в группе, на воздухе. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в музыкальном зале. Ранний возраст в групповой комнате -10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:
- Традиционные
- Игровые
- Сюжетно-игровые
- Тренировочного типа
- Тематические
- Интегрированные-оздоровительные
- Занятия ритмической гимнастикой
- Занятия по интересам
- Занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов
- Занятия – соревнования.
И включают в себя следующие элементы:
Ритмопластика позволяет детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и даёт возможность перевоплощаться.
Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно
Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп
Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр
При организации подвижных игр в течении дня учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.
Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.
Технологии музыкального воздействия
Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Технологии эстетической направленности
Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.
Технологии коррекции поведения проводится сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста
Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий
Ежедневно после дневного сна проводится Гимнастика бодрящая , 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
В свободное время, можно во второй половине дня проводятся проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Воспитатели, психолог
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании-технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
К ним относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в детском саду;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании-технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников:
- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
- закаливание,
- дыхательная гимнастика,
- массаж и самомассаж,
- профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
- воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и
Реализация этих технологий осуществляется специалистом по физической культуре и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду-технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это технология личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий - учет личностных особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка-технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов-технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей - задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
Концепция деятельности ДОУ по реализации здоровьесберегающих технологий
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА
В МДОУ №10
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ
СРЕДА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В МДОУ Д/С №10
- медицинское направление
- педагогическое направление
- социально-психологическое направление
- физкультурно-оздоровительное направление
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗДОРОЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В МДОУ Д/С №10
ОРГАНИЗАЦИЯ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С КАДРАМИ
ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
И ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В МДОУ д/с №10
КРИТЕРИИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
МДОУ Д/С №10
- Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального, формирующей способность к творчеству и обеспечивающей высокий потенциал творческих способностей каждого ребёнка
- Апробация и внедрение в практику работы воспитателей основных соционических установок; подбор развивающих технологий под конкретную группу, определение базового психотипа индивидуума и группы в целом
- Осуществление здоровьесберегающей организации воспитательного процесса
- Снижение заболеваемости детей
- Снижение тяжести течения адаптации (оцениваются в динамике при поступлении в ДОУ)
- Отсутствие травматизма
- Оценка социальной адаптации
- Оценка психоэмоционального состояния
- Разработка оптимальных режимов с учётом времени года
Здоровьесберегающие технологии,
используемые в воспитательно-образовательном процессе
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственный |
Технологии стимулирования и сохранения здоровья | |||
Ритмопластика | Не раньше чем через 30 мин. После приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин со среднего возраста | Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. | Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Релаксация | В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковского, Рахманинова), звуки природы. | Музыкальный руководитель, воспитатели |
Гимнастика дыхательная | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы | Обеспечить проветривание помещений, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа пред применением процедуры. | Воспитатель |
Гимнастика ортопедическая | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы. | Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. | Воспитатель |
Технологии обучения здоровому образу жизни | |||
Физкультурное занятие | 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст-15 мин., средний возраст – 20 мин., старший возраст – 25-30 мин. | Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Пред занятием необходимо хорошо проветрить помещение. | воспитатели |
Утренняя гимнастика | Ежедневно в музыкальном зале. | Используются различные виды организации утренней гимнастики. | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
Занятия из серии «Здоровье» | 1 занятие в 2 месяца со старшего возраста, 1 занятие в месяц для младшего возраста. Проводятся в утренние и вечерние часы, на прогулке. | Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития. | Воспитатели |
Технологии музыкального воздействия | В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; в зависимости от поставленных целей. | Используется в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя пр. | Музыкальный руководитель, воспитатели. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая практика Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений.
Описание педагогической практики "Применение нетрадиционных приёмов в работе с детьми по преодолению речевых нарушений"....
Использование приёмов мнемотехники в логопедической практике
Семинар практикум для воспитателей и родителей. Мнемотехника ( в переводе с греческого – «искусство запоминания»). Это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное за...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Ситуация успеха как педагогический приём в современной образовательной практике»
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто.В настоящее время слово «у...
Использование приёмов мнемотехники в логопедической практике
Материал для педагогов ДОУ...
Использование приёмов самомассажа в логопедической практике
Самомассаж – это один из видов пассивной гимнастики, выполняемой самим ребёнком. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы са...
Использование приёмов самомассажа в логопедической практике
В логопедической практике для нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры проводиться логопедический массаж. Помимо логопедического массажа эффективным средством,, спо...
Современная педагогическая практика «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста».
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозг...