Мастер-класс для педагогов "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр"
методическая разработка на тему

Тихонова Алена Петровна

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_triz_igry_dlya_pedagogov_-_kopiya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»    

Цель: активизация творческого потенциала педагогов ДОО для использования игровых методик в образовательном процессе.

Задачи:

- повысить компетентность педагогов в сфере инновационных технологий;

- познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ по развитию речи детей.

Материалы и оборудование: презентация «Развиваем речь детей с помощью  ТРИЗ-игр»,  мультимедийная установка, компьютер; набор предметных картинок;   буклеты «ТРИЗ-игры для дошкольников».

 

                             Добрый день, уважаемые коллеги!

         Сегодня темой нашего разговора станет «Развитие речи детей с помощью ТРИЗ-игр ».                           

(Презентация. Слайд 1) 

   

 

   ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и творческих заданий. Работа в группе сверстников  предполагает определённые навыки общения, обмена информацией. Отсюда вытекает необходимость особого внимания к речевым навыкам. От уровня развития речи во многом зависит общее психическое развитие ребёнка и его будущая успешность в школе.

Вот почему в ТРИЗ-педагогике особое внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения.

ТРИЗ даёт поразительные результаты в плане развития детей: в разных видах деятельности дети проявляют высокую речевую активность; они способны проводить глубокий сенсорный анализ объектов окружающего мира, называя до семнадцати свойств и признаков. Дети проявляют навыки исследовательской деятельности в процессе проектирования, выясняют причинно-следственные связи между объектами; в старшем возрасте владеют алгоритмами творческой деятельности: составляют сказки, рассказы, загадки, стихотворные тексты.

         Чтобы стимулировать творческую активность детей, используют различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач. На некоторых из них мы сегодня остановимся подробнее.   сами.

         Один из методов синектика.  (Презентация. Слайд 2) 

 В основе метода лежат различного типа аналогии: прямая, личностная, фантастическая.

Прямая аналогия проводится по внешнему виду, по форме. (Презентация. Слайд 3) 

Функциональная  аналогия – умение находить сходство двух предметов по функции. (Презентация. Слайд 3) 

 

Все игры, которые я вам предлагаю, построены на этих двух аналогиях.

"На что похоже" (с 3-летнего возраста).

  Цель: расширение словарного запаса существительными, обозначающими названия предметов

(Презентация. Слайд 4)
Правила игры:

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
 

"Теремок" (с 4-х лет)

Цель: обогащение словарного запаса существительными, прилагательными, глаголами; развитие связной речи детей.

Правила игры:
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

   

Игра "Держи вора!" (Презентация. Слайд 5) 

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения; развивать словарный запас, учить узнавать    предметы   по заданным признакам.

Реквизит: то же, что в игре "Теремок".

Ход игры:

 1-й вариант:
каждый ребенок держит перед собой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий назначает 3-4 ребенка в поисковую группу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или считалочки - кому быть "вором", и дети называют его признаки (например, чайник: узорчатый, с ручкой, пустой). Затем в комнату возвращаются сыщики, ведущий сообщает им признаки вора и зовет: "Держи вора!"

Остальные дети могут сидеть, стоять, бегать. Сыщики пробегают между детьми, рассматривают их рисунки и пытаются определить вора. Когда каждый сыщик кого-то задержал, ведущий говорит "стоп!" и всякое движение прекращается. Идет рассмотрение задержанных. Ведущий устанавливает порядок рассмотрения так, чтобы настоящий вор, если его поймали, остался последним. Первый сыщик указывает на своего задержанного и говорит: "Это вор, потому что он... (называет известный ему признак, например, "С ручкой")". Задержанный, если он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: "Нет, я не вор, потому что... (например, если "задержана" сумка: "Вор хранит чай, а я - книжки"). Если задержанный не может назвать отличие, его уводят как вора. И так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его поймали, остается добровольно признаться. Пусть отдает "украденное" и получает прощение. Сыщиков можно награждать.

2-й вариант: 
То же, что в 1-м варианте, но каждому сыщику сообщается лишь один из установленных признаков. Тогда труднее найти вора.

 Игра «Дразнилка» (Презентация. Слайд 6)

 Цель: развивать умение образовывать новые слова-названия суффиксальным способом.

Ход игры:

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, нужно дать им  шуточные имена-дразнилки. А дети отгадывают реальные названия.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.

Светилка, горелка, светодавалка… - лампа, люстра

Возилка,  взлеталка, леталка … - самолёт

Зеркало –

Карандаш–    

Игра "Маша-Растеряша" (Презентация. Слайд 7)
Цель: упражнять в умении употреблять имена существительные в творительном падеже; тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.

Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..

Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.

Ход игры:

1-й вариант: 
ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)?

- Я потеряла расчёску. Чем теперь я буду расчёсываться?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.

2-й вариант: 
то же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей, чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей одного из детей. Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда он после удачного ответа становится Машей-Растеряшей и обращается к следующему по цепочке участнику игры. Таким образом обеспечивается участие каждого ребенка. Но остальным быстро надоедает ждать своей очереди.
Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. Но тогда не все будут активно участвовать в игре. Можно объединить подходы, когда первым должен ответить, например, сосед, а остальные могут дополнить. Тогда Маша-Растеряша может оценить ответы и выбрать лучший. А кто дал лучший ответ становится сам Машей-Растеряшей - ведь известно, что "растеряшесть" заразительна...

     

Работа с дошкольниками по  технологии ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по любой  программе,  позволяет достичь высокой результативности в речевом развитии детей.

На этом наш мастер-класс закончен, спасибо за участие. Предлагаю вашему вниманию буклет с ТРИЗ-играми по развитию речи детей. ТРИЗ-игры помогут вам разнообразить работу по развитию речи детей.

Список литературы и интернет-источников:

1.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2008.

2.Страунинг М. А. Методы активизации мышления.Часть1, часть 2: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1994.

3.Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2006.

4.http://www.altshuller.ru/bibliography1/contents1.asp


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ- игр".

Методы ТРИЗ  позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития....

Педагогическая гостиная для родителей: «Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр».

Педагогическая гостиная для родителей:«Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр»....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого  развития детей....

Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

Педагогическая гостиная для родителей:«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»Цель: Повышение уровня компетентности  родителей в вопросах речевого развитии детей.Задачи:-повысить образовательный...

Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

middot;         Повысить образовательный уровень компетентности  родителей в вопросах речевого развития детей,  установить контакт с членами семьи, с...

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»

активизация творческого потенциала педагогов ДОО для использования игровых методик в образовательном процессе....