Мастер-класс для педагогов "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр"
методическая разработка на тему
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_triz_igry_dlya_pedagogov_-_kopiya.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
Цель: активизация творческого потенциала педагогов ДОО для использования игровых методик в образовательном процессе.
Задачи:
- повысить компетентность педагогов в сфере инновационных технологий;
- познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ по развитию речи детей.
Материалы и оборудование: презентация «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр», мультимедийная установка, компьютер; набор предметных картинок; буклеты «ТРИЗ-игры для дошкольников».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня темой нашего разговора станет «Развитие речи детей с помощью ТРИЗ-игр ».
(Презентация. Слайд 1)
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр и творческих заданий. Работа в группе сверстников предполагает определённые навыки общения, обмена информацией. Отсюда вытекает необходимость особого внимания к речевым навыкам. От уровня развития речи во многом зависит общее психическое развитие ребёнка и его будущая успешность в школе.
Вот почему в ТРИЗ-педагогике особое внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения.
ТРИЗ даёт поразительные результаты в плане развития детей: в разных видах деятельности дети проявляют высокую речевую активность; они способны проводить глубокий сенсорный анализ объектов окружающего мира, называя до семнадцати свойств и признаков. Дети проявляют навыки исследовательской деятельности в процессе проектирования, выясняют причинно-следственные связи между объектами; в старшем возрасте владеют алгоритмами творческой деятельности: составляют сказки, рассказы, загадки, стихотворные тексты.
Чтобы стимулировать творческую активность детей, используют различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач. На некоторых из них мы сегодня остановимся подробнее. сами.
Один из методов синектика. (Презентация. Слайд 2)
В основе метода лежат различного типа аналогии: прямая, личностная, фантастическая.
Прямая аналогия проводится по внешнему виду, по форме. (Презентация. Слайд 3)
Функциональная аналогия – умение находить сходство двух предметов по функции. (Презентация. Слайд 3)
Все игры, которые я вам предлагаю, построены на этих двух аналогиях.
"На что похоже" (с 3-летнего возраста).
Цель: расширение словарного запаса существительными, обозначающими названия предметов
(Презентация. Слайд 4)
Правила игры:
Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.
Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.
"Теремок" (с 4-х лет)
Цель: обогащение словарного запаса существительными, прилагательными, глаголами; развитие связной речи детей.
Правила игры:
Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".
Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.
Игра "Держи вора!" (Презентация. Слайд 5)
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путем сравнения; развивать словарный запас, учить узнавать предметы по заданным признакам.
Реквизит: то же, что в игре "Теремок".
Ход игры:
1-й вариант:
каждый ребенок держит перед собой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий назначает 3-4 ребенка в поисковую группу и удаляет их из комнаты. Оставшиеся определяют с помощью жребия или считалочки - кому быть "вором", и дети называют его признаки (например, чайник: узорчатый, с ручкой, пустой). Затем в комнату возвращаются сыщики, ведущий сообщает им признаки вора и зовет: "Держи вора!"
Остальные дети могут сидеть, стоять, бегать. Сыщики пробегают между детьми, рассматривают их рисунки и пытаются определить вора. Когда каждый сыщик кого-то задержал, ведущий говорит "стоп!" и всякое движение прекращается. Идет рассмотрение задержанных. Ведущий устанавливает порядок рассмотрения так, чтобы настоящий вор, если его поймали, остался последним. Первый сыщик указывает на своего задержанного и говорит: "Это вор, потому что он... (называет известный ему признак, например, "С ручкой")". Задержанный, если он не вор, говорит, по каким другим признакам он отличается от вора: "Нет, я не вор, потому что... (например, если "задержана" сумка: "Вор хранит чай, а я - книжки"). Если задержанный не может назвать отличие, его уводят как вора. И так, пока не рассмотрели всех задержанных. Настоящему вору, если его поймали, остается добровольно признаться. Пусть отдает "украденное" и получает прощение. Сыщиков можно награждать.
2-й вариант:
То же, что в 1-м варианте, но каждому сыщику сообщается лишь один из установленных признаков. Тогда труднее найти вора.
Игра «Дразнилка» (Презентация. Слайд 6)
Цель: развивать умение образовывать новые слова-названия суффиксальным способом.
Ход игры:
На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, нужно дать им шуточные имена-дразнилки. А дети отгадывают реальные названия.
Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза
Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка.
Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток.
Светилка, горелка, светодавалка… - лампа, люстра
Возилка, взлеталка, леталка … - самолёт
Зеркало –
Карандаш–
Игра "Маша-Растеряша" (Презентация. Слайд 7)
Цель: упражнять в умении употреблять имена существительные в творительном падеже; тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем.
Предшествующий этап: ознакомление детей с функциями различных предметов. Зачем ложка? Зачем дверь? Зачем нож?..
Ввод в игру: рассказать (с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют. Пригласить ребят оказать дружескую помощь таким Машам-Растеряшам.
Ход игры:
1-й вариант:
ведущий сам берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла (называет какой-то предмет, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)?
- Я потеряла расчёску. Чем теперь я буду расчёсываться?
Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение.
2-й вариант:
то же, что в 1-м варианте, но роль Маши-Растеряши предоставляется по очереди всем участникам игры. Ведущий может до начала игры попросить детей, чтобы они загадали потерянный предмет. Затем он назначает Машей-Растеряшей одного из детей. Ответчиком можно назначить, допустим, соседнего ребенка. Тогда он после удачного ответа становится Машей-Растеряшей и обращается к следующему по цепочке участнику игры. Таким образом обеспечивается участие каждого ребенка. Но остальным быстро надоедает ждать своей очереди.
Можно не назначать ответчика, пусть на вопрос Маши-Растеряши отвечают все желающие, после чего роль Маши-Растеряши переходит к следующему по цепочке игроку. Но тогда не все будут активно участвовать в игре. Можно объединить подходы, когда первым должен ответить, например, сосед, а остальные могут дополнить. Тогда Маша-Растеряша может оценить ответы и выбрать лучший. А кто дал лучший ответ становится сам Машей-Растеряшей - ведь известно, что "растеряшесть" заразительна...
Работа с дошкольниками по технологии ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по любой программе, позволяет достичь высокой результативности в речевом развитии детей.
На этом наш мастер-класс закончен, спасибо за участие. Предлагаю вашему вниманию буклет с ТРИЗ-играми по развитию речи детей. ТРИЗ-игры помогут вам разнообразить работу по развитию речи детей.
Список литературы и интернет-источников:
1.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: 2008.
2.Страунинг М. А. Методы активизации мышления.Часть1, часть 2: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону: Аспект-ТРИЗ, 1994.
3.Шустерман М. Н. Новые приключения Колобка, или Развитие талантливого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2006.
4.http://www.altshuller.ru/bibliography1/contents1.asp
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ- игр".
Методы ТРИЗ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития....
Педагогическая гостиная для родителей: «Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр».
Педагогическая гостиная для родителей:«Как развить речь детей с помощью ТРИЗ - игр»....
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
Цель проекта: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....
Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
Педагогическая гостиная для родителей:«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»Цель: Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развитии детей.Задачи:-повысить образовательный...
Педагогическая гостиная для родителей: «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
middot; Повысить образовательный уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, установить контакт с членами семьи, с...
Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».
Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр»
активизация творческого потенциала педагогов ДОО для использования игровых методик в образовательном процессе....