Статья "Социализация дошкольников через мультфильмы"
статья (младшая группа)
Аннотация
В статье поднимается проблема влияния мультфильмов на развитие личности детей дошкольного возраста в процессе социализации. Выделяется недостаточное использование мультфильмов в образовательном пространстве детских садов.
Ключевые слова: социализация, личность, мультфильм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_doshkolnikov_cherez_multfilmy.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация дошкольников через мультфильмы
Мурашова В.С. , магистрантка 2 курса
Научный руководитель – к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования
Лосева И.И.
Академии психологии и педагогики ЮФУ
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, А.П.Авдулова, Г.М.Андреева, Р.М.Чумичева и др.), дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с окружающим миром: взаимодействие людей, мир природы, предметный мир; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям и нормам; необходимо умение ребенка анализировать ситуации и сделать выбор как поступить в той или иной ситуации.
ФГОС ДО определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.[3,28] Возникает вопрос- какие средства нужно использовать, которые будут увлекательны и доступны для современного ребёнка, чтобы обучаться он захотел сам?
Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с рождения проявляет к этому интерес, мы определили решать данные задачи средствами киноискусства. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Мультфильмы для дошкольников являются одним из первых и важных представителей медиапространства. Они помогают, с одной стороны, взрослым завлечь ребенка на какое-то время, с другой, несут воспитательный, развивающий и познавательный потенциал. Мультфильм как один из факторов медиасреды всегда оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Мультфильмы обладают богатым педагогическим потенциалом:
-расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
-иллюстрируют примеры поведения, что способствует социализации, так как дети учатся, подражая;
-формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
-развивают эстетический вкус, чувство юмора;
-мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
В практике дошкольного образования потенциал мультфильма реализуется слабо. Изучение ряда психолого-педагогических и искусствоведческих исследований (Л.И. Баженова, Г.Н. Козак, С.М. Эйзенштейн, М.И. Яновский), а также работ ряда мультипликаторов (Ю.Б. Норштейн, И.П. Иванов) показывают, что мультфильм – один из прекрасных инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.[4, c.94]
Во-первых, необходимо выделить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) выделена особая роль воображения в психическом становлении дошкольника.[1,c.28] Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.
Во-вторых, А.А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, это обусловлено недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма, который влияет на морально-нравственное, познавательное, эмоциональное развитие, а также формирование образцов поведения.[2,c. 32]
Ведь переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети находят для себя идеал, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания, создают модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, анализируют поступки и ситуации. Это связано с тем, что психика человека устроена так, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способ освоить и примерить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в подражании поможет с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы форм поведения в обществе.
Психологи отмечают, что мышление дошкольника наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-либо ситуаций лучше всего подходит мультфильм. Хочется отметить, что мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, так как включает в себе слово и картинку, т.е. взамодействуют два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ просмотренного, тогда мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Современные мультфильмы развивают и расширяют познание детей дошкольного возраста. Герои мультфильмов, которые обладают чувством собственного достоинства, демонстрируют положительное отношение к миру, другим людям, героям и самому себе, показывают как выражать свои мысли и желания, как взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, как вести себя в разных ситуациях, показывают и рассказывают об окружающем мире и явлениях, являются для дошкольников примером как вести себя в подобных ситуациях, что поможет процессу социализации. Мы провели анализ современных отечественных мультфильмов, которые положительно влияют на развитие ребенка и их использование в образовательном процессе поможет социализации дошкольников. К их числу мы отнесли следующие «Лунтик и его друзья», «Белка и стрелка озорная семейка», «Смешарики», «Фиксики», «Уроки тетушки Совы», «Барбоскины», «Доктор Машинкова».
Таким образом, мультфильмы играют важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Мультфильмы – это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные для детей. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение. При этом взрослые должны быть рядом с ребенком во время просмотра мультфильма для того, чтобы впоследствии обсудить увиденное, обменяться впечатлениями, раскрыть суть явлений, непонятных ребенку. Мультфильмы способны формировать у ребенка нравственные ориентиры в жизни, принципы деятельности и манеры поведения, поэтому большое значение в процессе становления ребенка как личности имеет грамотный подбор мультфильмов.
Список использованной литературы
- Корепанова М.В., Куниченко О.В. Использование воспитательного потенциала мультфильмов в социально-личностном развитии старших дошкольников/ Корепанова М.В., Куниченко О.В.// Начальная школа плюс до и после.-2013.-№12.-с.27-31
- Немирич А.А. Роль мультипликационного кино в решении задачи формирования медиаграмотности детей дошкольного возраста/А.А.Немирич// Дистанционное и виртуальное обучение.-2011.-№10.-с.31-38
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http://www.rg.ru/2016/10/10/doshk-standart-dok.html
- Яновский М.И. проблема изменения Я-концепции под влиянием просмотра кинофильма/ М.И.Яновский//Вопросы психологии.-2012.-№1.-с.92-99
- Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М.: ИП РАН, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дошкольник и мультфильмы: польза или вред?
Дошкольник и мультфильмы: польза или вред? Вы, без сомнения, любите своего ребенка. Но иногда вы устаете от его чрезмерной активности, и способ отдохнуть один: включить ему мультфильмы.Но все ли ...
Педагогический проект «Мульти-пульти» с детьми 3–4 лет для развития нравственных представлений через мультфильмы
Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность...
Рекомендации для родителей на тему: «Расскажем детям о войне через мультфильмы»
- Очень важно помнить историю своей Родины – особенно ее печальные и знаковые страницы. Рассказывать своим детям о Великой Отечественной войне можно по-разному.Эта очень долгая война унесла мног...
Уголок психолога "Дошкольник и мультфильмы".
Часто родители заботятся о количестве проведенного времени детей за просмотром мультфильмов. В данной статье приведены рекомендации по просмотру мультиков дошкольниками дома....
Буклет "Познакомьте ребят с природой через мультфильмы"
Буклет рассказывает о том, что через мультфильмы можно рассказать ребенку о неразрывной связи человека с природой....
Развитие коммуникативной сферы у старших дошкольников через использование пособия «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича при создании мультфильма
Актуальность данной темы заключается в том, что современное общество по выходу из дошкольного образования ждет от ребенка не только самостоятельности и инициативности, конкурентноспособности, но и уме...
Рекомендации для родителей: «Расскажем детям о войне через мультфильмы»
Для каждого сознательного человека невероятно важно знать историю своего народа и помнить о подвигах предыдущих поколений. В истории России было немало темных страниц, но самой большой бедой стала Вто...