Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной. М. Монтень. 1. Анализ ситуации. Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью. Здоровье—это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это состояние полного душевного и социального благополучия. Здоровье—это радостное отношение к трудностям. Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их здоровья. Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям: 1. Формирование знаний о здоровье и его значимости. 2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий. 3. Организация оздоровительной работы. 4. Профилактика вредных для здоровья привычек. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья: Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% – от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% – от деятельности системы здравоохранения, а на 50% – от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья родители повлиять не могут, то другие 50% должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов. У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
2. Актуальность. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Предназначение этого проекта, заключается в повышении эффективности формирования у школьников понятия ценности здоровья, через формирование такого понятия у самих учителей и родителей школьников. 3. Цель, задачи педагогического проекта. Цель: 1.Формирование у дошкольников гигиенических навыков, добиваться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни. 2.Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью. 3. Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания. Задачи: Образовательные: - Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья. - Научить элементарным приемам сохранения здоровья Воспитательные: - Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. - Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье. - Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках. Профилактические: - Развивать у детей потребность в активной деятельности. - Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни
4. Программа Программы формирования здорового образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются: - Проект закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования - 2;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
5. Программа реализации проекта. ЭТАПЫ ЭТАП 1 Подготовительный Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей. Задачи: - Проанализировать характер лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий; - Изучить возможности качественной реализации мероприятий в системе образовательного процесса; - Изучить потребности родителей и возможные ресурсы детского сада в оздоровлении детей; Содержание 1 этапа: - Анализ научно-методической литературы; - Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно-методических условий; - Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитие детей; - Анкетирование родителей. Ожидаемый результат Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа). Этап 2 Прогностический Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ. Задачи: - Подобрать профилактические и оздоровительные мероприятия для работы с детьми, оформить их в комплексы; - Подобрать комплекс закаливающих и оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах и в разные сезоны года; - Обновить мониторинг здоровья детей и деятельности, связанной с ним. Содержание 2 этапа: - Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации); - Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп; - Изменение режима деятельности ДОУ; - Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей; Ожидаемый результат. Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе закаливания организма, правилах ухода за телом. В детском саду появилось нестандартное оборудование по обеспечению здоровьесберегающего компонента. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учёбы. Этап 3 Практический Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей. Задачи: - Разработать занятия с включением здоровьесберегающего компонента; - Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению. Содержание III этапа: - Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий; - Организация кружка «Здоровички»; - Занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий; - Приобретение дополнительного физкультурного оборудования в спортивный зал. Ожидаемый результат. Уменьшение количества детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата. Увеличение посещаемости, в том числе в период эпидемии гриппа. Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической и научной литературой. Этап 4 Заключительный Цель: Совершенствование результатов проекта. Задачи: - Содействовать развитию физических, творческих, познавательных, музыкальных возможностей детей; - Развивать познавательную активность дошкольников; - Активно вовлекать в работу родителей по формированию гигиенических навыков детей; Содержание IV этапа: - Повторная диагностика; - Обобщение опыта педагогов; - Отчёт о проделанной работе; Ожидаемый результат Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей. Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье. Содержание работы содержание | срок | задачи | Консультация для педагогов «Подвижные игры и упражнения с детьми на природе» | Сентябрь | Знакомить педагогов с различными играми на природе. | Социологическое исследование семей воспитанников ДОУ | Октябрь | Выявление неблагополучных семей | Консультация для педагогов «Профилактика ОРВИ у детей дошкольного возраста» | Ноябрь | Продолжать знакомить педагогов со способами профилактики простудных заболеваний | Анкетирование родителей «Физкультура и семейное воспитание» | Ноябрь | Выяснить, какую роль играет физическое развитие в семейном воспитании |
|
|
| Памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребёнка?» | Декабрь | Познакомить родителей с некоторыми здоровьесберегающими технологиями | Физкультурно-оздоровительные досуги «Краски осени», «На зарядку становись» | Сентябрь | Повышать двигательную активность, формировать двигательные умения и навыки | День здоровья «Спорт и мы» | Октябрь | Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье; профилактика заболеваний | Консультация для родителей подготовительной группы «Компьютерная зависимость» | Ноябрь | Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей | «День здоровой семьи» для родителей и детей старшей и подготовительной групп («Весёлые старты») | Декабрь | Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей | Консультация для педагогов «Организация правильного питания дошкольников как основа ЗОЖ» | Январь | Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания | Фотостенд для родителей «Культура здоровья» | Январь | Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей | Ширма для родителей «Здоровый быт – здоровый ребёнок» | Февраль | Повышение уровня культуры в вопросах ЗОЖ | Консультация для педагогов «Как оздоровить детей летом» | Март | Знакомить педагогов с летне-оздоровительной работой. | Познавательный праздник для детей и родителей «Если хочешь быть здоров!» | Апрель | Закрепить имеющиеся представления о здоровом образе жизни, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Прогнозируемые результаты. Дети должны знать | Уметь | Здоровье и здоровый образ жизни |
| - Сущность понятия “здоровье”. - Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле. - О роли правильного питания . - Значение гигиенических процедур для здоровья. | - Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма. - Соблюдать правила питания - Выполнять гигиенические процедуры | Спорт – это жизнь |
| - О роли двигательной активности в повышении работоспособности. - Правила закаливания организма. - О влиянии физкультуры и спорта на секреты долголетия. | - Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях. - Выполнять доступные виды закаливания. |
7. Список используемых источников. 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309 – ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 « Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2. Конвенция по правам ребёнка. 3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2005 4. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 2009 5. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2005 6. Каштанова Т.В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении: практическое пособие М.:2009 7. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2007 8. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005
|