Исследовательский проект "Музыка рождённая шумом"
проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Исследовательский проект "Музыка рождённая шумом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt.docx | 231.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Стрелицкий детский сад «Лебедь» общеразвивающего вида
Семилукского района Воронежской области
Доклад
Исследовательский проект
«Музыка, рождённая шумом»
Музыкальный руководитель
Высшей квалификационной категории
Высочкина Светлана Александровна
2018
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Что мы знаем и чего не знаем про шумовые звуки.
1.1 Вред шума……………………………………………………………….4
1.2 Польза шума………………………………………………………….....4
1.3 Интересные факты ……………………………………………………..5
2. Практическая работа.
2.1 Изучение свойств шумовых инструментов…………………………...6
2.2 Создание шумовых инструментов…………………………………….6
2.3 Применение шумовых инструментов………………………................6
Заключение……………………………………………………...…................10
Список литературы……………………………………..................................11
ВВЕДЕНИЕ
Человек живет в мире звуков. Что мы слышим: голоса птиц, скрип двери, шорохи, шум веток, журчание воды, стрекотание кузнечика, звуки музыкальных инструментов. Звук окружает нас повсюду, каждую секунду, каждое мгновение. Наверное, каждый человек когда-нибудь задумывался, что такое звук? Чтобы с ним познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему что происходит вокруг, что и кто издает звуки и шумы? И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас.
С чего всё началось? Я случайно в интернете увидела инструмент «Шум ручья», его звучание было завораживающее, и я подумала: «А почему бы и мне не создать что-то подобное?»
Тема исследовательского проекта: «Музыка, рождённая шумом»
Цель работы: научиться изготавливать шумовые инструменты.
Задачи:
- Провести анализ литературы по теме.
- Проверить, какие материалы подойдут для изготовления шумового инструмента.
- Изготовить шумовой инструмент.
- Применить на практике.
Гипотеза: я предполагаю, что изготовление шумового инструмента, поможет привлечь детей и их родителей к совместной музыкальной деятельности.
Актуальность темы: шумовые инструменты в последнее время все чаще используются в музыкальных произведениях для создания дополнительных эмоций и впечатлений.
1.Что мы знаем и чего не знаем про шумовые звуки и инструменты?
Мы воспринимаем большое количество различных звуков, которые делятся на музыкальные и шумовые. Музыкальные звуки играют основную роль, хотя используются и шумовые.
1.1 Вред шума
Ученые установили, что шум очень плохо воздействует на живые организмы. Вот почему взрослые не любят, когда дети шумят. Оказывается, это шум на них плохо воздействует. Кстати, постоянный шум и звуки выше 30 Дб угнетают психику, снижают интеллект, и повышают раздражительность.
Вредные свойства шума знали давно. На Руси, когда рыба (стерлядь) шла на нерест переставали звонить в колокола. От шумов кораблей и их локаторов страдают киты и дельфины, шум мешает им питаться и общаться между собой, плохо размножаются. От шума куры перестают нестись, вянут цветы, гибнут личинки насекомых. Шум может убить. Страшная пытка существовала в древнем Китае, человеку не давали спать и создавали вокруг него шум днем и ночью, и человек быстро погибал. Интенсивный шум вначале вызывает болевые ощущения у человека, а потом становится непереносимым.
Постоянное воздействие шума на человека приводит к разным заболеваниям.
1.2 Польза шума
Но шум может принести и пользу. В этом я убедилась, изучая шумовые инструменты. Ученые давно заметили, что шум природы успокаивающе действует на человека. Сегодня есть даже санатории, в которых лечение осуществляется с помощью пения птиц, шума прибоя или дождя. Замечено, что такая терапия успешно справляется с головной болью, бессонницей, тонизирует организм. Японские изобретатели даже подушку придумали, которая имитирует звуки дождя. Поэтому мы можем попытаться сделать инструменты, имитирующие полезные шумы.
Звукоподражание и игра на детских шумовых инструментах – важна для развития детей:
- развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память;
- развивается эмоциональная сфера, формируется готовность и умение действовать в коллективе;
- развиваются навыки мелкой и крупной моторики, способности к восприятию;
- совершенствуется мышление и воображение.
1.3 Интересные факты
В октябре 1910 года итальянский композитор Франческо Балилла Прателла (1880-1955) сочинил свой «Манифест футуристов-музыкантов», где хотел выразить музыкальную душу поездов, кораблей, крейсеров, авто и аэро, где восхвалял Машины и Электричество.
Луиджи Руссоло (1880-1953), итальянский художник-музыкант разделил все шумы на 6 категорий:
1.Рёв, громыхание, взрывы, рык, удары, гул.
2. Свист, шипение, пыхтение.
3. Шёпот, бормотание, бубнение, ворчание, бурчание.
4. Визг, скрип, шорох, жужжание, хруст, трение
5. Шум от удара по металлам, дереву, коже, камням, керамике и т.п.
6. Голоса животных и людей: крики, визги, вопли, стенания, улюлюканье, вой, хрипы, рыдание.
Луиджи Руссоло создал 15 удивительных инструментов, которые назвал «интонарумори» – шумовые модуляторы, каждый из которых имел свое уникальное название, отвечавшее характеру производимого им звука: «Квакун», «Треньканьщик», «Войщик», «Грохотальщик», «Скрипун», «Булькальщик», «Трескун», «Ревун», «Громыхальщик», «Свистун», «Жужжальщик» и многие другие.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Изучение свойств шумовых инструментов.
Было проведено анкетирование «Звуки шумов», в котором приняло участие 22 ребёнка.
По результатам я пришла к выводу: звуки природы нравятся ребятам больше, чем звуки машин и станков, поэтому я решила сделать инструмент, имитирующие шум дождя и звуки моря.
Результат анкетирования детей подготовительных групп.
Звучание шумов | Количество понравившихся шумов |
Пение птиц | 22 |
Шум станка | - |
Шум дождя | 18 |
Шум поезда | 6 |
Шум города и транспорта | 3 |
Шум ветра | 16 |
Шум моря и чаек | 22 |
2.2.Создание инструмента.
Название: «флейта дождя»
Это музыкальный инструмент древних индейцев («рейн стиг»), в переводе – «дерево дождя», «дождевая палка», или» «дождевая флейта», служила для вызова дождя в шаманских ритуалах. Делали её из высушенного ствола кактуса.
Для создания данного инструмента вам понадобится:
- картонный длинный узкий цилиндр (например, из-под фольги).
- упаковка зубочисток,
- крупа,
- шило,
- кусачки или острые ножницы,
- клей (клеевой пистолет), бумага и ножницы для декорирования готового инструмента.
2.3 Применение шумового инструмента в ООД.
«Музыкальные сказки – шумелки» помогают педагогам и родителям развивать у детей представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями, развивается слух детей, дети различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. А так же у детей формируются навыки сотрудничества и сотворчества.
Играя на самодельных инструментах, дети исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.
Примеры литературных произведений.
Времена года.
Весна спешит, ручей журчит, -ксилофон
На сосульке капелька блестит, - льётся вода из лейки в таз
А поутру щебечут птички,
Как будто все на перекличке! - свистульки
А летом солнышко палит,
Ребят на реченьку манит,
Им весело плескаться, - шлепки по воде руками
Водичкой обливаться!
Но, вдруг, раздался страшный гром! - бой большого барабана
Сорвался дождик, и бегом вприпрыжку,
Все разбегаются домой! - шлепки по коленкам руками
Осенью порой тоскливо,
Идет дождик проливной, -флейта дождя
А листья шуршат так красиво, -сминать руками бумагу
И в лес нас зовут за собой!
Зимой злая вьюга кружится,
Снег под ногами хрустит, -сминать фольгу
Мчатся стремительно кони, -деревянные ложки
Слышится топот копыт!
Звон бубенцов раздаётся, - бубенцы
Песня весёлая льётся! -игра под весёлую плясовую музыку
Овечка.
Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.
Сначала по травке (шуршим пакетом).
Потом по камушкам (стучим камнем о камень).
Потом она дошла до ручейка (флейта дождя).
И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь (поблеять).
Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ (подуть в трубочку).
У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так (позвенеть в колокольчик).
Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик (опять позвенеть колокольчиком, но под столом или накрыв чем-то, чтобы приглушить звук).
Пастух отправился искать свою овечку.
Сначала по травке (шуршим пакетом).
Потом по камушкам (стучим камнем о камень).
Потом он перешел быстрый ручеек (флейта дождя).
Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла (поблеять).
Они пошли домой.
Сначала перешли быстрый ручей (флейта дождя).
Потом пошли по камушкам (стучим камнем о камень).
Потом по травке (шуршим пакетом).
Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли (все дети говорят «Бе-е-е»).
Дождь и радуга.
В лесу, в саду и над прудом дул сильный-сильный ветер. (помпоны, дуть в микрофон)
Ветер срывал с деревьев листья, и они летели над прудом (шуршим листом бумаги)
С неба из туч падали в пруд дождевые капли, и по воде бежали весёлые кружочки.
(треугольник, металлофон, флейта дождя: сначала медленно, потом быстрей)
На берегу пруда в гнезде сидела маленькая уточка (игрушка утёнок пищит)
Вдруг уточка увидела на небе яркую молнию, а потом услышала раскаты грома!
(удар по металлической тарелке)
Но маленькая уточка не испугалась, потому что рядом с ней в гнезде сидела мама-утка. (покрякать игрушкой)
А потом из-за тучи выглянуло солнышко, и уточка увидела между небом и землёй большие разноцветные полоски (5-7 нот на металлофоне)
"Мама, что это?” - спросила маленькая уточка.
"Это – радуга!” ответила мама – утка, " дождик сейчас закончится”
(треугольник-замедляя)
Ветер.
Утром была прекрасная погода и пели птички (свистульки)
Дул лёгкий ветерок, он был такой слабый, что только мог шелестеть
листиками. (Помпоны)
Днём ветер стал сильней, он зашумел, стал качать деревья (помпоны, дуть в микрофон)
Деревья заскрипели(врубель)
форточки захлопали, люди стали спешить домой. (деревянная коробочка)
Дождь застучал по крышам домов и машин (Флейта дождя-медленно, постепенно ускоряя темп)
Ветер сломал старое дерево, и оно упало. (хлопок по барабану)
Ветер шумел и выл весь вечер (помпоны)
А утром, когда проснулись люди
Было тихо, только за окном пели птички (свистульки)
И слабый ветерок шелестел листочками деревьев.
(Т. Яковлева)
Заключение.
Шумовые инструменты можно изготовить самим, тем самым проявить творчество. Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании. Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют нас по-новому услышать мир звуков, развивая наше воображение и фантазию, прививая любовь к творчеству. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Там жалобно мяукает котенок, здесь празднично позванивает хрусталь, таинственно шуршат под ногами листья, визжит тормозами машина, воет ветер... играя на самодельных музыкальных инструментах, мы понимаем: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.
Уважаемые коллеги, хочется верить, что мой опыт пригодится вам в работе. Необходимо вовлекать и родителей в творческий процесс создания самодельных шумовых инструментов.
Давайте удивлять, радовать наших ребят чем-то необычным, ярким, запоминающимся. Ведь красота, творчество и фантазия, подаренные им в стенах детского сада, останутся верными спутниками на всю жизнь.
Прощаясь с вами, хочу сказать следующие напутственные слова: «Не спешите выбрасывать мусор, а вдруг он зазвучит…»
Благодарю вас за сотворчество!
Список литературы.
1.Гульянц Е.Детям о музыке. – М.:Аквариум,1996.
2.Леванова Т. Скоро премьера. – Л.:Детская литература,1991.
3.Современная энциклопедия Аванта + Музыка наших дней. – М.,2002.
4.Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.:Виконт,1994.
5.http://rodnaya-tropinka.ru/muzy-kal-ny-e-instrumenty-svoimi-rukami/#ixzz4Z3Xe5wfA
6. http://rodnaya-tropinka.ru/muzy-kal-ny-e-instrumenty-svoimi-rukami/#ixzz4Z44163g7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я в России рождён"
Конспект занятия в подготовительной группе по патриотическому воспитанию....
" Я рождён в России"
Позновательный досуг для детей старшего дошкольного возраста...
Исследовательский проект: «Камень, рождённый деревом!».
Предлагаю вам проект для детей 5 – 6 лет по теме «Камень, рождённый деревом». Материалы проекта будут полезны воспитателям для проведения занятий по ознакомлению с миром природы («Мир камней»). ...
Презентация на тему "КАМЕНЬ РОЖДЁННЫЙ ДЕРЕВОМ"
В этой презентации можно узнать всё об ЯНТАРЕ, посмотреть великолепные фото самого камня, методы его добычи, а так же изделия из него....
Текст выступления для защиты исследовательского проекта "От шума к мызыке"
Исследовательская деятельность - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, эксперементировать, а самое главное самовыражаться. С помощью поисково - исследовательской деятельности м...
Инфокарта "Шуми,шуми,зелёный лес"
Воспитание экологической культуры надо начинать с самого раннего детства: прививать любовь к природе родного края, бережного отношения ко всему живому, желание оказать посильную помощь в преображении ...
Всероссийская акция Шуми, шуми, зелёный лес...
Участие воспитаницы....