Программа "Волшебные игры Воскобовича" для детей 5-6 лет.
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ Д\С №125 Г. КАЛИНИНГРАД
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МАДОУ
Д\С №125
_______________
Е. Г. Арлаускене
Протокол педсовета №____
От «___»____________20___г.
Программа
«Интеллектуально – творческое развитие
детей дошкольного возраста
через развивающие игры В. В. Воскобовича
«Волшебные игры Воскобовича»
Возраст детей 5-6 лет
Автор программы: воспитатель
Т.В.Малиновская
Личная подпись_______________
г. Калининград 2018 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Волшебные игры Воскобовича" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года) с учётом нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 11.12. 2006г. 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Конвенция ООН о правах ребенка 1989 года.
Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.
Игра – не только вид деятельности дошкольника, но и средство его умственного и нравственного развития и воспитания. Полноценное развитие интеллектуальных способностей важно для детей дошкольного возраста, которым предстоит в недалёком будущем учиться в школе. Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по – прежнему остаётся актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Творческие качества личности и высокая культура мышления помогают ребёнку адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Большую роль в будущей жизни ребёнка – дошкольника играют творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуально – творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством развивающих игр.
Использование развивающих игр Воскобовича позволяет организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
Одним из необходимых условий создания для ребёнка – дошкольника комфортной обстановки в учреждении является положительное эмоционально окрашенное общение с взрослыми. Совместные игры детей со взрослыми и детьми, выполнение интересных игровых заданий, яркое,
красочное оформление игровых пособий делают пребывание ребёнка в дошкольном учреждении радостным.
Настоящая программа описывает курс развития интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста, по которой осуществляются дополнительные образовательные услуги. Программа разработана на основе источников, приведённых в списке литературы.
Цель программы: всестороннее развитие личности ребёнка дошкольного возраста, развитие его интеллектуально – творческих способностей через развивающие игры В.В. Воскобовича.
Принципы при построении программы:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
- формирование представлений ( математических, об окружающем мире), речевых умений;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Задачи:
- развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;
- развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);
- гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально – образного и логического начал;
- формирование представлений ( математических, об окружающем мире), речевых умений;
- развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
Средства реализации программы:
- Комплекты развивающих игр Воскобовича, сказочные герои фиолетового леса.
Планируемые результаты освоения программы:
Дети умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять, эффективно усваиваются математические представления, развивается самостоятельность в принятии и выборе решений, развивается речь- доказательство, речевое общение;
- умеют выполнять сложные мыслительные операции и доводить начатое до конца;
- умеют видеть проблему, самостоятельно принимать решения;
- развитая мелкая моторика кистей рук.
Учебный план
№ | Разделы программы | Количество часов | ||
Неделя | ме-сяц | Год | ||
1 | игры на развитие сенсорных способностей («Геоконт»/конструктор/, «Игровой квадрат», «Прозрачная цифра», «Чудо-головоломки», «Разноцветные верёвочки», «Математические корзинки», «Коврограф Ларчик», «Волшебная восьмёрка») | 2 | 8 | 16 |
2 | игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Змейка») | 2 | 8 | 16 |
3 | игры на развитие логического мышления («Геоконт», «Кораблик «Брызг-Брызг», «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Змейка») | 2 | 8 | 16 |
4 | игры на развитие воображения ( «Чудо-соты», «Чудо- крестики», «Прозрачный квадрат», «Предметно-развивающая среда «Фиолетовый лес») | 2 | 8 | 16 |
Итого: | 64 |
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеразвивающей программы
социально-педагогической направленности «Волшебные игры Воскобовича»
Содержание | 5-6 лет |
Количество групп | 1 |
Начало учебного года | 1 октября 2018 г. |
Окончание учебного года | 31 мая 2019 г. |
Сроки проведения родительских собраний | Сентябрь, май |
Продолжительность учебного года | |
Всего недель | 32 |
Продолжительность рабочей недели | 5 дней |
Дни занятий | Вторник – четверг |
Время занятий | 15.30-15.55 16.00 – 16.25 |
Недельная образовательная нагрузка | 2 |
Длительность условного учебного часа (в минутах) | Не более 25 мин |
Периодичность показа деятельности | Май |
Тематическое планирование
№ п/п | Название тем | Количество часов |
1 | «Геоконт» Знакомство с игрой сказкой. | 2 |
2 | «Квадрат Воскобовича (двухцветный)». Конструирование геометрических фигур. | 2 |
3 | «Кораблик брызг - брызг». Количественный счет. | 2 |
4 | «Чудо - соты». Сложение предметов из частей по образцу. | 2 |
5 | «Прозрачный квадрат». Конструирование квадрата. | 2 |
6 | «Ларчик». Выкладывание на ковролине. | 2 |
7 | «Чудо - цветик». Выкладывание из головоломки. | 2 |
8 | «Прозрачная цифра». Конструирование цифры. | 2 |
9 | «Шнур - малыш». Знакомство с приемом закручивания вокруг. | 2 |
10 | «Математические корзинки - 5». Количественный и порядковый счет. | 2 |
11 | «Кораблик брызг - брызг». Определение пространственных отношений. | 2 |
12 | «Ларчик». Чтение карточек - схем. | 2 |
13 | «Волшебная восьмерка». Прямой и обратный счет. | 2 |
14 | «Чудо - крестики». Восприятие цвета, формы, величины. | 2 |
15 | «Четырехцветный квадрат». Сложение многоугольников по схемам. | 2 |
16 | «Ларчик». Ориентировка в пространстве. | 2 |
17 | «Шнур - затейник». Вышивание шнуром слов. | 2 |
18 | «Счетовозик». Сравнение чисел первого десятка. | 2 |
19 | «Геоконт». Конструирование предметных фигур по образцу. | 2 |
20 | «Ларчик». Закрепление формы. | 2 |
21 | «Чудо - крестики». Конструирование предметных форм. | 2 |
22 | «Прозрачный квадрат». Складывание квадрата из треугольников. | 2 |
23 | «Кораблик брызг - брызг». Знакомство с понятиями: вертикаль, диагональ, горизонталь. | 2 |
24 | «Чудо - цветик». Определение на ощупь предметов. | 2 |
25 | «Прозрачная цифра». Определение количества недостающих полосок. | 2 |
26 | «Квадрат Воскобовича». Самостоятельное рассказывание сказки. | 2 |
27 | «Чудо - соты». Придумывание детьми разных фигур. | 2 |
28 | «Счетовозик». Количественный и порядковый счет . | 2 |
29 | «Геоконт». Строение паутинок. | 2 |
30 | «Логоформочки». Классификация логоформочек. | 2 |
31 | «Прозрачный квадрат». Создание из пластинок сюжетной картинки. | 2 |
32 | «Геоконт» Придумывание сказки. | 2 |
Всего: | 64 |
Содержание программы:
1.« Геоконт» (конст.)
Количество занятий 2. Знакомство с игрой, сказкой; учить плести из паутинок разные четырёхугольники, треугольники, называть их; разделить прямоугольник на две, четыре равные части; конструирование различных сначала по образцу взрослого, затем по картинке и по собственному замыслу.
2. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный).
Количество занятий 2. Знакомство с игрой, сказкой;
Конструирование геометрических фигур, назвать сходства и различия.
Определение количества квадратов красного (зелёного) цвета, разноцветных квадратов. Учить складывать разноцветные и одноцветные фигуры так, чтобы в ней было два красных (зелёных или разноцветных) квадрата, треугольника.
3. «Кораблик брызг-брызг».
Количество занятий 2. Знакомство с игрой, определение высоты мачт, порядковый счёт; количественный счёт; соотнесение цифры и количества, знакомство с условной меркой; определение пространственных отношений (1-3).
4. «Чудо - соты».
Количество занятий 2. Знакомство с игрой. Помочь детям освоить приёмы сложения предметов из частей по образцу, развивать умение самостоятельно создавать образцы предметов и называть их. Учить находить детали по определённым признакам.
5.«Прозрачный квадрат».
Количество занятий 2. Знакомство с игрой, со свойствами прозрачного квадрата (гибкость, цвет, форма), чем отличаются обыкновенные льдинки от «нетающих»?; учить сортировать пластины по группам: треугольники, четырёхугольники, многоугольники и называют их количество; учить конструировать квадраты из одинаковых и из разных фигур.
6. «Ларчик».
Количество занятий 2.
Выкладывание на ковролине
Верёвочками фигур, дети должны придумать название предметам, похожим на данные фигуры. Развивать пространственные отношения: рядом, между, за…Игра «Забавные цифры» (дети считают на карточках предметы и обозначают цифрой).
7. «Чудо-цветик».
Количество занятий 2. Знакомство с игрой, чтение сказки, придумывание названия всем частям чудо-цветика; складывание из лепестков 2х,3х,4х, 5 и глазок (назвать части, из которых это возможно сделать). Выкладывание из деталей головоломки фигурки из альбома.
8. «Прозрачная цифра».
Количество занятий 2. Познакомить детей с игрой.
Учить сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению закрашенных полосок. Учить детей конструировать цифры, сначала разноцветные, а затем одноцветные.
9. «Шнур-малыш».
Количество занятий 2. Знакомство с игрой, чтение сказочной истории, знакомство с приёмом отгибания шнуром «кнопки» (рис. № 1-2). Знакомство с приёмом закручивания вокруг «кнопки» и сквозь «кнопку» (рис. 7-8). Познакомить со схемами «Шнура-затейника»; плетение из двух шнуров (рис.25).
10. «Математические корзинки-5».
Количество занятий 2. Познакомить детей с героями Цифроцирка, с игрой. Обучать детей количественному и порядковому счёту в пределах 10.Знакомство с составом чисел первого десятка. Закрепить понятия «больше - меньше».
11. «Кораблик «брызг-брызг».
Количество занятий 2. Определение высоты мачт, порядковый счёт; количественный счёт; соотнесение цифры и количества, знакомство с условной меркой; определение пространственных отношений ( 1-3).
12. «Ларчик».
Количество занятий 2. Закрепить цвет, форму, размер, порядковый счёт; развивать логическое мышление. Игры «Цепочка», «Раздели фигуры», учить читать карточки-схемы
13. «Волшебная восьмёрка».
Количество занятий 2. Обучать прямому и обратному счёту в пределах десяти; закрепить количественный состав чисел в пределах 10 из единиц, понятия «больше-меньше-поровну»; учить детей уравнивать множества.
14. «Чудо - крестики».
Количество занятий 2. Развивать сенсорные способности: восприятие цвета, формы, величины.
Разгадывание загадок Краб Крабыча: найти все не треугольные или не красные детали; складывание нецветной полянки; игра «Волшебный мешочек».
15.«Четырёхцветный квадрат».
Количество занятий 2.
Сложение многоугольников по схемам в книжке «Квадратные забавы», сложение квадратов одноцветных, двухцветных, трёхцветных. Сложение фигур, в которых нет красного (зелёного, синего) цвета. Складывание плоскостных фигур по сказке.
16.«Ларчик».
Количество занятий 2. Закрепление цвета, количественный и порядковый счёт; условную мерку, развивать умение задавать вопросы, закрепить ориентировку в пространстве.
17. «Шнур-затейник».
Количество занятий 2. Продолжать работать по схемам «шнура-затейника:
сначала дети вышивают непрерывные дорожки (рис.
7-12), прокладывают «стёжки-дорожки»(рис.13-24), плетут узоры из двух-трёх шнурков(рис.25-36);
Затем вышивают слова, меняя в них по одной букве (рис.37-48), отгадывание загадок.
18.«Счетовозик».
Количество занятий 2. Закрепление счёта в пределах десяти, сравнение чисел первого десятка, знакомство со знаками «больше - меньше», «равно - неравно»; развивать речь.
19. «Геоконт».
Количество занятий 2. Продолжаем выполнять задания Паука Юка:
Выложить на «Геоконте» прямоугольник и разделить его сначала на четыре равные, а затем неравные части. На какие геометрические фигуры разделили фигуру? Конструирование различных предметных фигур по образцу взрослого, по картинке, по заданной теме («одежда», «посуда», «транспорт), по собственному замыслу.
20. «Ларчик».
Количество занятий 2. Продолжаем развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер) и элементарных математических представлений: игра «Кто спрятался?» (на закрепление цвета); игра «Кто остался?»
(закрепление формы); игра «Какой по порядку? (порядковый счёт); игра «Какой длины Фифа?» (размер).
21. «Чудо - крестики».
Количество занятий 2. Конструирование предметных форм по силуэтным
схемам и любым схемам в уменьшенном масштабе:
пчёлка Жужа мечтает собрать коллекцию всех фигурок, дети самостоятельно складывают все фигурки из деталей головоломки;
взрослый складывает простую геометрическую фигуру, а дети говорят, на что она похожа.
22. «Прозрачный квадрат».
Количество занятий 2. Складывание из маленьких
треугольников или других геометрических фигур цветной льдинки; складывание цветного квадрата из большого треугольника или другой геометрической фигуры;
конструирование фигур по памяти в процессе чтения сказки.
23. «Кораблик «брызг-брызг».
Количество занятий 2. Сортировка флажков по цвету, познакомить с понятиями: вертикаль, горизонталь, диагональ. Игры «Надеть флажки на мачты!», «Радуга», «Лесенка», «Матросская тельняшка».
24. «Чудо-цветик».
Количество занятий 2. Определение на ощупь деталей головоломки; найти детали, из которых можно сложить Трёхглазку (три лепестка или двухглазка и один лепесток), четырёхглазку и т. д. (закре-
пить состав числа).
25. «Прозрачная цифра».
Количество занятий 2. Определение количества недостающих полосок и достраивание незаконченной цифры; Воспитатель загадывает цифры, дети должны догадаться и сложить эту цифру из пластинок; Дети складывают из пластинок различные объекты, называют их.
26. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный).
Количество занятий 2. Дети самостоятельно рассказывают сказку и конструируют по схемам все фигуры;
Дети придумывают новые фигуры, а также свои приёмы сложения хорошо известных фигур. Сочиняют свою сказочную историю.
27. «Чудо - соты».
Количество занятий 2. Придумывание детьми разных фигур из деталей головоломки на какую-то тему: «транспорт», «мебель» и т. д., объясняют из каких деталей выполнено, составление описательного рассказа.
28. «Счетовозик».
Количество занятий 2. Закреплять счёт количественный и порядковый в пределах десяти, познакомить с образованием чисел второго десятка; сравнение чисел.
29. «Геоконт».
Количество занятий 2. Взрослый на своём «Геоконте» строит и показывает паутинку необычной формы. Затем эта паутинка исчезает, а дети воспроизводят её на своём «Геоконте».
Затем взрослый предлагает свой вариант какой-либо фигуры, а дети свои.
30. «Логоформочки».
Количество занятий 2. Игры с игровизором
Дети рисуют маркером в соответствии с заданием ведущего ( классификация логоформочек по двум свойствам).
31.«Прозрачный квадрат».
Количество занятий 2. Взрослый предлагает детям сложить из пластинок любую сюжетную картинку, перерисовать её на лист бумаги и придумать рассказ.
32.«Геоконт». Строение паутинки. Перенос ее на бумагу дорисовываем и какой – либо персонаж и придумываем сказку.
Используемая литература в составлении программы:
1. С.Д.Сажина « Составление рабочих учебных программ для ДОУ.»
«Т Ц Сфера», 2006
2. Т.М. Бондаренко Развивающие игры в ДОУ
Воронеж, 2009
3. Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.
М. Инфа-М, 1998.
4. Новый подход к содержанию и организации дошкольного образования детей 5-6 лет. Полиграфист. 2008.
5. Карелина С.Н. Развитие познавательных способностей детей в процессе использования развивающих игр В.Воскобовича. Д\П., 2008.№10.
6. В.Воскобович Сказочные лабиринты игры. СПб., 2000
7. Васильева В.Н. Игра- путь к познанию предметного мира. Д\п, 2008, №6
8. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.
Мозаика-Синтез, 2005.
9. Новикова В.П. Математика в детском саду. М. Мозаика-Синтез,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)
Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...
Программа «Начнем играть!» - подготовка детей с нарушением интеллекта к обучению сюжетно-ролевой игре» (возраст детей: 3-4 года, срок реализации: 1 год)
Актуальность: Нарушение психического развития умственно отсталых детей обусловливает в том числе и своеобразие их игровой деятельности- ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Прежде всего, отмеча...
Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры
Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...
П Р О Е К Т Народная кукла в играх современных детей. Образ народной куклы в художественной литературе и играх современных детей.
Эффективным средством амплификации личностного развития ребенка являются игрушки, которые делают игры детей интересными, познавательными, развивающими. Кукла помогает ребенку преодолевать собстве...
Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"
Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...