Музыкальное воспитание дошкольников с использованием элементов метода М. Монтессори
методическая разработка (средняя группа) по теме
Упражнения Марии Монтессори на развитие слухового восприятия: упражнения в тишине.
Использование Валдайских колокольчиков в развитии музыкального слуха детей
Колокольный звон в развитии музыкального и духовно-нравственного воспитания
Восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение абсолютной тишины покоя с музыкой и шумами, производимыми любым движением. Знаменитый итальянский врач, психолог, педагог М. Монтессори более ста лет назад разработала специальные упражнения и назвала их «уроком тишины», они способствует утончению слуха, способствуют формированию музыкальной интуиции ребенка. Для пробуждения чувства ритма, координации движения, ею разработаны упражнения, называемые «движения по линии» («в поощрении к спокойным и координированным движениям тех мускулов, которые уже вибрируют в «тишине неподвижности»). «Движение по линии» в ритме и темпе музыки, «уроки тишины» мы используем на музыкальных занятиях и в свободной деятельности по желанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuriya_m_montessori.doc | 66 КБ |
nuriya_muz_vospit.doc | 793.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Высокогорский детский сад “Петушок” Высокогорского муниципального района РТ”
«Речевое развитие. Упражнения на классификацию слов языка
и пополнение словарного запаса у дошкольников»
Автор: Шайдуллина Нурия Равиловна - воспитатель 1 кв. категории
Сегодня я вам расскажу, как помочь ребенку овладеть письмом и чтением с помощью упражнений, придуманных Марией Монтессори. По мнению М. Монтессори, чтение и письмо –это естественный результат развития ребенка. В основе монтессори-метода лежат 2 идеи- ребенок имеет внутренние силы для своего развития и лучше, чем взрослый знает, что ему нужно в каждый момент его жизни; вторая идея гласит, что взрослый может только помочь ребенку в его развитии. Поэтому учитель, наблюдая за ребенком, показывает упражнение только тогда, когда видит, что малыш к этому готов.
Устная речь взрослого – это база для чтения детей. Разговаривая с детьми, вы расширяете их словарный запас, и они должны слышать красоту своего родного языка, богатого русского языка, поэтому нужно следить, как вы говорите с ребенком.
Инновация от системы М.Монтессори. Прежде чем ребенок начнет читать, ему предлагают научиться писать! С точки зрения традиционной системы – этот парадокс объясняется тем, что при чтении ребенок не просто занимается угадыванием букв и умением складывать их в слова, а занимается пониманием смысла чужих мыслей. Одним словом – при чтении ребенок читает чужие мысли, а при письме - только свои, что гораздо проще.
Знакомство с каждым символом проводится в виде трехступенчатого урока.
- Урок – показать 2 -3 буквы и назвать их.
- Урок - просит ребенка показать названную букву.
- Урок - указывая на карточку, просит назвать букву
Анализ и синтез звуков в слове проводится с помощью подвижного алфавита – это набор букв, из которых составляется слово. Для этого ребенку нужно четко произнести слово и сопоставить каждому звуку – символ
Зона речевого развития – это обустроенное пространство с материалами для упражнений в развитии родного языка.
На полках на подносах, находящихся в свободном доступе располагаются следующие материалы:
1. Материалы для пополнения словарного запаса и классификации слов языка
- слова в трех коробочках
- карточки «предмет-картинка»
- карточки классификация слов языка (мир растений, животных, человека)
2. Материалы для подготовки руки к письму
-металлические рамки-вкладыши
3. Материалы для формирования образа буквы
- тактильные или шероховатые буквы
- большой подвижный алфавит
Подборка материалов из трудов М.Монтессори «Монтессори-материал. Школа для малышей»
Общеизвестна фраза: язык - это средство человеческого общения. Но только ли с помощью языка ребенок общается с миром? Ведь коммуникации, хотим мы того или нет, начинаются в первый день его жизни. Мимика, жесты, органы чувств - наши помощники в общении. Часто мы и не замечаем, какими средствами пользуемся, чтобы нас поняли.Вы взяли на руки плачущего малыша, и он успокоился. Почему это произошло? Он требовал внимания, и вы ответили на его просьбу, не сказав при этом ни слова. Вы поговорили с ребенком теплом своих рук, добрым спокойным взглядом, желанием понять и помочь.
Известный итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори придавала большое значение коммуникациям между взрослыми и детьми. Она предлагала родителям начать с наблюдения за мимикой малыша. Например, за движением его ручек. Вот он тянется за игрушкой, будто говорит: "Дай! я хочу ее потрогать, разглядеть." Вот он устал и отвернулся к маме. Ручки расслабились, он поднял их - типичная поза отдыха. Активный интерес ребенка всегда на его лице. Первое купание. Мы поднесли малыша к воде. В его взгляде тревога, вопрос. Но через несколько минут, уже в ванночке, ребенок успокаивается, а еще позже видим: малыш доволен, ему хорошо в воде. Трудно переоценить значение процесса общения ребенка со своей мамой. Где бы этот процесс ни происходил: на домашней кухне, около компьютера в кабинете отца, в саду или в метро. Любые прикосновения матери к ребенку - помощь ему в развитии. Любые совместные действия - например, приготовление пищи, обед или уборка квартиры - приобщают ребенка к человеческой культуре. И не очень важно, понимает малыш слова, которые говорят взрослые, или нет. В начальный период его жизни главное - различать, расслышать звуки, составляющие мелодию материнского языка.
Ребенок всегда слышит человеческую речь, а когда закладываются основы? Так устроила природа: появление человека на свет - начало в нем всего сразу: физиологических, сенсомоторных, социальных функций. В первый год жизни ребенок, не произнося слов, наблюдает, выполняет просьбы, играет. И все это можно назвать подготовкой к словесному выражению себя. Чем больше внимания мы уделим в этот период развитию его чувств, физиологии, чем чаще будем объяснять словами, что происходит вокруг, тем ярче и богаче будет его язык, когда он подрастет. Мама - необученный учитель словесности - делает это спонтанно, неосознанно, не понимая, какое чудо она творит. На втором году жизни ребенок произносит первые "мама" или "папа". Счастливый день! С каждым месяцем он будет говорить все больше и больше слов. И наступит время, когда его желание расширить свой словарный запас достигнет вершины. Монтессори говорит, что это происходит примерно в три, три с половиной года. Современные детские психологи называют такие цифры: к 2 годам словарь здорового ребенка составляет около 200 слов, а к 5 годам - до 3000. Уже к концу второго года жизни малыш начинает говорить предложениями. Это означает, что он принимает и понимает логику языка, - шаг к мыслительной деятельности.
В это время взрослые призваны помочь малышу в освоении материнского языка, в постепенном упорядочивании хаотичной картины слов-знаков, символизирующих всевозможные понятия и смыслы окружающей его среды. Разумеется, это необычные, принятые в школе или в детском саду уроки - занятия по развитию речи, соответствующие стандартной программе возраста. Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создать условия спонтанного, интуитивного на этой стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенка его строгую логику и оригинальную красоту.
М.Монтессори пишет о том, что в раннем возрасте далеко не все дети выражают спонтанное желание учиться письму и чтению. А так как их не только не принуждают к этому, но даже не просят делать того, что им нежелательно, никоим образом не насилуя их волю, то некоторые дети к 6 годам так и не умеют читать и писать. Но, по наблюдениям Ю.И.Фаусек, почти все нормальные дети, получив возможность пользоваться специальным дидактическим материалом Монтессори, "с легкостью и приятностью" к пяти годам пишут и читают, и делают это хорошо.
Огромное значение в развитии письменной и устной речи ребенка имеет зрелость, готовность его сенсомоторики, в особенности - развитие руки. Ведь письменная речь требует сложнейших мелких движений пальцев, теснейшим образом связанных с высшими психическими процессами. Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития движения пальцев рук. Ученые показывают, что к рождению ребенка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично и преимущественного развития речевых областей в правом и левом полушарии еще не имеется. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие. Все это заставляет нас обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Наблюдая детей в возрасте от двух до шести лет, можно сделать вывод, что именно этот период жизни человека является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. И, понимая это, взрослые должны дидактически обустроить эту зону актуального развития малыша, которая выведет его в ближайшем будущем к абстрагированию и мыследеятельности.
Еще сто лет назад Ю.И.Фаусек знала, что развитие детской речи зависит в большой мере от физиологических причин. Речевой центр находится в связи не только с центром верхней конечности, но также и нижней, а потому "правильное и методическое упражнение руки и ноги, главным образом руки, благотворно отзывается на детской речи, в общем, и на исправлении дефектов ее в частности.
Дети, воспитывающиеся в подготовленной развивающей среде, постоянно ощупывают предметы, берут их тремя основными для письма пальцами (большим, указательным и средним), работают с пипетками, прищепками, пинцетами, губками. Они сравнивают зрительно объемные предметы и их начертание на плоскости, слушают, как называет воспитатель те или иные вещи, воспринимают их названия и качества. Всю эту накопившуюся энергию ребенок неудержимо стремиться выплеснуть. Рождается спонтанное письмо. Важно не упустить фазу языкового развития, на которой ребенок уже готов к восприятию письменного языка и чтения. Письмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М.Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка.
Поскольку Монтессори - метод несет в себе антропологические основания, т.е. глубинное и детальное изучение свободных проявлений ребенка, то становится понятным, почему обучение письму Монтессори называет "методом самопроизвольного письма". Предоставив возможность ребенку развить свою руку и тем самым справляться с орудием письма (ручкой, карандашом, кистью), нам остается обеспечить ему, возможность распознавать сначала моторно, а потом осмысленно начертание букв, и тогда ребенок овладеет письменной речью самопроизвольно
Упражнения на классификацию слов языка и пополнение словарного запаса
СЛОВА В ТРЕХ КОРОБОЧКАХ
Возраст | 2.5-4 года |
Цель упражнения | Расширение запаса слов. Классификация предметов и слов. Сопоставление предмета с его названием. Косвенно - подготовка к космическому воспитанию. |
Материал | Три одинаковых коробочки величиной с мыльницу, разных цветов: красного, желтого, зеленого. В красной коробочке лежат маленькие фигурки животных, в зеленой -искусственные растения, в желтой - предметы, которые относятся к жизни человека. |
Описание работы | 1 часть. Ребенок приносит на рабочий стол коробочку и вынимает из нее фигурки по одной и ставит в ряд. Педагог просит малыша назвать известные ему предметы. Если попадаются неизвестные - педагог подсказывает. 2 часть. Трехступенчатый урок. Учитель ставит перед ребенком два известных ему предмета и один неизвестный. 1 ступень: это... это... это... 2 ступень: дай мне (или покажи) ... Ребенок дает или показывает. 3 ступень: кто (или что) это? ... (Ребенок называет словом). 3 часть. Ребенок уже знает названия предметов, лежащих в коробочках. Он приносит на свой стол сразу все, открывает их и устанавливает поодаль. Все предметы вынимаются из коробок и в беспорядке выставляются на стол. Ребенок берет игрушки по одной, называет их и раскладывает по коробкам: животных - в красную, растения - в зеленую, все, что относится к человеку, - в желтую. Малыш закрывает коробочки и относит их на место. |
Комментарий. Расширение запаса слов ребенка, несомненно, может происходить и происходит вполне естественным образом, то есть через повседневную речь взрослых и других детей вокруг него. В этом смысле подобные упражнения можно назвать искусственными, оторванными от реальной жизни. Но если учесть, что в возрасте 2 - 4 лет ребенок переживает сензитивный период интереса к маленьким вещам, как замечала М.Монтессори и как наблюдают ее последователи, то занятия с малышом, разбирающим маленькие игрушки и при этом не знающим пока их названия, лишь помогут ориентироваться в мире слов. К тому же нельзя забывать, что вид деятельности ребенок выбирает сам и в момент затухания интереса может прервать занятие и убрать материал на место.
НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Высокогорский детский сад “Петушок” Высокогорского муниципального района РТ”
Музыкальное воспитание дошкольников с использованием элементов метода М. Монтессори
Автор: Шайдуллина Нурия Равиловна - воспитатель 1 кв. категории
Село Высокая Гора 2018
«Музыкальное воспитание –
это воспитание не музыканта,
а прежде всего человека»
В. А. Сухомлинский
Упражнения Марии Монтессори на развитие слухового восприятия: упражнения в тишине.
Использование Валдайских колокольчиков в развитии музыкального слуха детей
Колокольный звон в развитии музыкального и духовно-нравственного воспитания
Восприятие детьми мира звуков происходит через чувственное сравнение абсолютной тишины покоя с музыкой и шумами, производимыми любым движением. Знаменитый итальянский врач, психолог, педагог М. Монтессори более ста лет назад разработала специальные упражнения и назвала их «уроком тишины», они способствует утончению слуха, способствуют формированию музыкальной интуиции ребенка. Для пробуждения чувства ритма, координации движения, ею разработаны упражнения, называемые «движения по линии» («в поощрении к спокойным и координированным движениям тех мускулов, которые уже вибрируют в «тишине неподвижности»). «Движение по линии» в ритме и темпе музыки, «уроки тишины» мы используем на музыкальных занятиях и в свободной деятельности по желанию детей.
Упражнения в тишине.
1.Движение по линии
Материал: линия (полоса) шириной 3—4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Подходящие предметы для ношения: наполненная подкрашенной водой бутылка или стакан, игрушка, погремушка, колокольчик, цветы, магнитофон с музыкой без выраженного ритма.
Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию внимания.
Возраст: около 3—6 лет.
Как работать с материалом. Дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Упражнение предлагается детям, которые в этом заинтересованы и своим поведением выражают готовность к покою. На ногах у них легкая обувь или гимнастические тапочки. Сапоги или тяжелые ботинки мешают ребенку при целенаправленной ходьбе.
Предметы для ношения видны детям и находятся поблизости от эллипса. Педагог один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Подошва обуви находится на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения. Затем педагог одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, учитель замечает трудности отдельных детей и может потом тактично вмешаться, высказывая общие пожелания, например: «Мы стараемся наступать точно на линию». Известно, что у детей возникает большой интерес, если они передвигаются, балансируя на бревне, бордюре или низких стенках. При
этом отдельного ребенка не поправляют и не указывают на его ошибки. Во время упражнения может звучать тихая музыка. С музыкой ребенок может ощутить больший покой. Когда упражнение заканчивается, педагог предлагает каждому ребенку, проходящему мимо него, вернуться на свое место за линию. Таким образом постепенно заканчивается упражнение.
Дальнейшие упражнения: дети носят различные предметы: стакан или бутылку, наполненную почти до краев подкрашенной водой, колокольчик, один цветок, цветы в корзине на голове. При ношении предмета внимание направлено не только на положение ступни, которую нужно поставить точно на линию, но и на руки, которые держат предмет. Ребенок ходит по линии так, чтобы на каждом шаге пятка одной ступни касалась носка другой. Здесь основная трудность — поддерживать равновесие. При ходьбе по линии ребенок обращает внимание на то, чтобы делать равные шаги. При выполнении упражнения ребенок присматривается к тому, как это делают другие
дети.
Контроль над ошибками: уход с линии. Вода пролита, колокольчик зазвенел. Столкновение с другим ребенком.
2.Урок тишины
Материал: для этого упражнения не нужно никакого особенного материала. В упражнении могут быть использованы мебель и предметы, находящиеся в комнате.
Цель: услышать полную тишину. Тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой. Восприятие слабого шума.
Косвенная цель: умение расслабляться, развитие произвольности поведения и движений
Возраст: около трех лет.
Как работать с материалом. Педагог предлагает ребенку удобно сесть и не двигаться. Он говорит примерно следующее: «Садитесь так, чтобы вам ничего не мешало, поставьте удобно свои ноги, положите руки так как вам удобно. Мы посидим тихо-тихо, как будто в комнате нас нет». (Упражнение непригодно для мгновенного преодоления сиюминутной тревоги или беспокойства). Педагог ждет, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребенок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой. Через несколько минут педагог зовет к себе детей по- одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребенок встает и как можно тише идет к педагогу. В первую очередь. Для детей очень важно, чтобы их называли по именам, им приходится слушать внимательно, чтобы расслышать свое имя.
Контроль над ошибками: кто-то из детей шумит.
Дальнейшие упражнения: в тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания как-то: тиканье часов, кто-то включил кран- слышно, как журчит вода по трубам, писк комара, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Педагог тихим голосом зовет одного из детей, тот подходит и на ушко говорит о том, что он услышал, когда тихо сидел. Начинать лучше с тех, кому очень трудно долго сидеть тихо и неподвижно: с маленьких, гиперактивных и т.п. детей. Для детей лучше, когда комната немного затемнена или можно предложить им закрыть глаза, если хотят. При этом внимание и концентрация смещаются со зрительного восприятия на слуховое. Посредством
упражнений в тишине можно создать совершенно особую атмосферу. Педагог должен использовать возрастающую способность к восприятию у детей: предложить им рассказ, рассматривание картинок, песню.
Примечание: детям дошкольного возраста очень трудно сохранять тишину и неподвижность. Это упражнение дается им нелегко. Важно, чтобы они справлялись с ним не под внешним нажимом, а в соответствии со своими внутренними импульсами, чтобы они научились сами управлять своим поведением. Поэтому упражнение в тишине не служит целям дисциплинирования детей. Его нельзя проводить, когда дети устали или возбуждены. Нежелательно проводить его и тогда, когда в группе много маленьких или новеньких детей. И всегда участие в таком уроке должно быть добровольным.
Дальнейшие упражнения.
1.Сочетание урока в тишине с упражнениями на релаксацию. Этому может способствовать подходящая музыка.
2.Урок в тишине способствует концентрации внимания. Поэтому его можно успешно сочетать с различными сенсорными упражнениями: определить продукт по вкусу, по запаху, определить источник звука и т.п.
Использование Валдайских колокольчиков для развития музыкального слуха детей
Мария Монтессори разработала материал «колокольчики Маччерони», работая с которым, ребенок развивает звуковысотный слух, различая тона и полутона, подбирая звуковые пары.
В нашем детском саду «Петушок» мы используем Валдайские колокольчики, упражнения и игры с которыми так же способствуют различению звуков, развитию звуковысотного слуха. Дети слушают звучание больших, средних и маленьких колокольчиков и учатся различать их разнообразный тембр, находить пары с закрытыми глазами, утончая при этом свой слух.
Фото 1 Знакомство детей с Валдайскими колокольчиками
Фото 2 Валдайские колокольчики-неповторимый звук!
Фото 3. Подбор пары одинаково звучащих колокольчиков способствует развитию звуковысотного слуха
Упражнение с Валдайскими колокольчиками.
1 вариант. Для этого упражнения мы подготовили по 2 пары колокольчиков, звучание которых значительно отличается друг от друга. Слушаем каждый колокольчик возле правого и левого уха поочередно, находим звучащие одинаково –это пара, откладываем их в сторону. Играем до тех пор, пока не найдём все пары. Выстраиваем колокольчики в ряд попарно и еще раз проверяем.
2 вариант с усложнением. Так как с помощью зрения по размерам колокольчиков можно определить пары, а для нас в этом упражнении важно именно узнавание звука по слуху, то ребёнку нужно будет играть с завязанными глазами. Принцип упражнения тот же.
Колокольный звон в развитии музыкального и духовно-нравственного воспитания
Красота колокольного звучания влияет на музыкальное и духовно-нравственное развитие детей. Ни один инструмент не имеет такого богатого обертонами благозвучного и необыкновенно красивого звучания как колокол. В России колокол- символ Родины. Издавна, колокольный звон сопровождал всю жизнь русского человека: звуки колокола созывали людей на борьбу с врагом, подступающего к стенам города, так же с его звуками провожали воинов на войну и встречали с победой. В нашем детском саду мы знакомим детей с историей архитектурных памятников, известных во всем мире: собор Василия Блаженного, Исаакиевский собор, памятники «Золотого кольца», главным атрибутом которого являются колокола.
Звучание колокольчиков вызывает самые радостные эмоции, помогает развитию образного мышления: с его помощью можно представить, как зимой лошадка везет сани с бубенцами, весной – как журчит ручеек, звенит капель, осенью – как капает дождь. Колокольчики могут звенеть тревожно, звать на помощь, так же они могут звать на начало спектакля, звон колокольчика может показать вступление, проигрыш и окончание песенки.
Звон колокольчика воспринимается как нечто волшебное, он приковывает внимание, помогает организовать детей, после его звучания дети ждут что что –то сейчас должно произойти.
В нашем детском саду «Петушок» в своей работе я, как музыкальный руководитель, и воспитатели групп, используем Валдайские колокольчики, которые способствуют различению звуков.
История появления Валдайских колокольчиков. Нежный и чистый звук валдайского колокольчика ласкает слух человека уже более 500 лет. Вы слышали их мелодичный звон? Знаете, вы историю этих колокольчиков, пришедшую к нам из глубины веков? Красивая легенда говорит, что валдайские колокольчики появились в 1478 году. Именно тогда по приказу царя Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой новгородский колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы. Но до Москвы так и не добрался пленник. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги.
Из его обломков и были отлиты первые валдайские колокольчики.
Другое поверье относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.
Колокола, возможно, и лили в XVII в., но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в. Ямщицкие колокольчики были необходимы на главной, самой оживленной дороге России - Московско-Петербургском тракте. Центр производства их возник в Валдае, находящемся на середине этого тракта. Местные мастера издано славились кузнечными изделиями v в кузницах и стали отливать первые валдайские колокольчики.
Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским, национальным явлением.
Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в г. Слободском Вятской губернии, г. Тюмени, г. Касимове Рязанской губернии, с. Пурех Нижегородской губернии и других.
Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика.
Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть. Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника в условиях русской дороги. Как уже говорилось, история валдайского колокольного литья до конца XIX века существовала в устной традиции, поэтому главным источником по изучению данного вопроса являются сами колокольчики и колокола, поставленные на них надписи, даты, имена литейщиков. Валдайский колокольчик имеет строгую, устоявшуюся,
неизменную (классическую валдайскую) форму, которая строится на равновеликих соотношениях высоты и диаметра, что создает впечатление устойчивости. Колокольчик лишен декора как такового, что усиливает впечатление простоты, неприхотливости, функциональности изделия и самое главное v знаковое значение надписи, непременно поставленной на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому местными мастерами "юбкой". Обтекаемость, мягкость форм, особенность построения покатой верхней сковороды, которую называют "плечами" и самого "сарафана", а особенно "юбки" подчеркивают не просто антропоморфизм валдайского колокольчика, а прямо говорят о том, что он смоделирован с женщины, одетой в русский сарафан. Своеобразие петли для подвески языка, сам кованый язык, непременные проточки по тулову, чередующиеся с необточенными шероховатыми поясками, делают валдайский колокольчик узнаваемым.
Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то, что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия (употреблялась самая высокосортная уральская медь), красоте звучания, устойчивости и традиционности во всем, начиная с самой легенды о рождении колокольчиков из вечевого новгородского колокола.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект "ФЭМП дошкольников с использованием элементов системы М. Монтессори
Долгосрочный проет по формированию элементарных математических представлений дошкольников с использованием элементов системы М.Монтессори...
Мастер-класс "Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности дошкольников"
Данные методические рекомендации по использованию Монтессори – материала вносят существенный вклад в совершенствование педагогического процесса, позволяют совершенствовать содержание и повысить качест...
«Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М.Монтессори"
Статья для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений «Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использов...
Формирование временных представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори
Статья "Формирование временных представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори" раскрывает особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Музыкальное воспитание дошкольников: новые приёмы и методы работы.
laquo;Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие». М. Монтень Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется с...
Музыкальное воспитание дошкольников: новые приёмы и методы работы.
Из опыта музыкального руководителя ГБДОУ....
статья "Оптимизация педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников путем использования ИКТ"
Использование ИКТ в музыкальном образовании дошкольников позволит повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения более интересным, а развитие ребенка э...