Консультация для педагогов по самообразованию
консультация на тему
В данной консультации можно подобрать необходимую тему и направление для работы по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_samoobrazovaniyu.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Самообразование, как один из способов повышения профессионального мастерства педагога»
Цели и направления образования воспитателей ДОУ
Самообразование - это осознанная, активная познавательная, творческая деятельность педагога. Через нее педагог обогащает свои профессиональные знания и совершенствует методические приемы работы с детьми, обновляя их соответственно текущему уровню развития педагогики и психологии.
Воспитателю ДОУ следует целенаправленно составлять план по собственному самообразованию, включая в него все основные направления обучения:
- осведомленность в вопросах нововведений в базе нормативной документации по дошкольному образованию;
- ознакомление со свежей учебной литературой и методическими рекомендациями;
- информированность о последних научных достижениях в области педагогической мысли, детской физиологии и возрастной психологии;
- изучение новейших технологий в области педагогики, авторских методик, современных комплексных и парциальных программ, а также передового опыта других дошкольных учреждений;
- совершенствование общекультурного уровня; качественное расширение образовательного кругозора педагогов.
Для повышения своего профессионального уровня педагогу детского сада доступны самые разные формы самообразования, как требующие специального финансирования и участия коллег, так и бесплатные самостоятельные формы освоения новой информации:
- чтение специальной периодической литературы и монографий;
- работа с библиотечными изданиями;
- создание личной тематической картотеки; продуктивная работа с другими педагогами в рамках методических семинаров, тренингов, научных конференций;
- сотрудничество с региональным информационным центром психолого-диагностических и развивающих методик;
- обращение за консультацией к профессионалам учебных центров переподготовки и повышения квалификации, на специализированные кафедры вузов.
Формирование и реализация плана по самообразованию воспитателя ДОУ
Сформировать план и выбрать область, в которой воспитателю в первую очередь необходимо повысить уровень своих знаний и навыков, может помочь методист образовательного учреждения. Для облегчения планирования образовательной программы педсостава процесс образования можно разделить на следующие этапы:
- Подготовительно-диагностический. Воспитатель на этом этапе осознает внутреннюю мотивацию к самообразованию, потребности к расширению своего кругозора, расширению сферы компетенции, определяет цели и задачи. Старший воспитатель (методист) всесторонне анализирует деятельность педагога, проводит с ним индивидуальную беседу, анкетирования в целях выявления творческих способностей, интересов, склонностей.
- Этап планирования. Воспитатель ДОУ определяется с темой, выделяет важные аспекты, указывает основные этапы, формы, методы своей работы, оформляет перспективный план по самообразованию. Старший воспитатель на этом этапе консультирует, методически сопровождает педагога.
- Этап учебной деятельности. Воспитатель знакомится с теоретическими аспектами, изучает методическую литературу по выбранной теме. Методист подбирает учебную и методическую литературу, готовит видеоматериалы, при необходимости оформляет тематический стенд и выставки.
- Этап практической деятельности. Воспитатель готовит и проводит с детьми занятия, игры, проекты, изготавливает дополнительные дидактические пособия. Методист посещает занятия, оценивает практический опыт педагога.
- Подведение итогов. Воспитатель заполняет рабочую тетрадь о проделанной работе, отчетную папку с данными о динамике результатов у воспитанников, организует выставку детских работ, готовит итоговый доклад. Старший воспитатель консультирует педагога в вопросах оформления результатов проделанной работы.
Для грамотной организации процесса самообразования педагогам рекомендуется завести специальную рабочую тетрадь. В ней можно фиксировать инновационные предложения различных образовательных методик, в том числе авторских.
Особенности планирования программы самообразованию воспитателя ДОУ
Педагог может столкнуться с типичными проблемами, возникающими в самостоятельной учебной деятельности. Предлагаем ответы на стандартные вопросы, вызывающие у воспитателей трудности при составлении плана по самообразованию.
- Проблема: Тяжело определить и сформулировать тему по самообразованию.
Решение: Педагогу предлагается выявить ключевую тему, которая будет оставаться значимой для него в ближайшей перспективе. На стадии формулировки темы следует обращаться к нормативно-правовым документам (учебным программам, государственным стандартам).
- Проблема: Затруднения в выборе необходимой методической литературы.
Решение: Просмотр оглавления и аннотации книги поможет педагогу быстрее сориентироваться в ее содержании, и оценить степень полезности. Рекомендуется четко определить круг вопросов по теме самообразования в ДОУ по ФГОС, на которые воспитателю нужно найти ответы.
- Проблема: Трудности с осмыслением прочитанного методического материала.
Решение: Педагогу предлагается использовать практику конспектирования, записи ключевых тезисов. В процессе работы следует систематизировать информацию: выделять главные мысли, факты, понятия. Для уяснения смысла непонятных терминов будут полезны толковые словари и справочники.
Проблема выбора темы по самообразованию в ДОУ для воспитателей по ФГОС
План самообразования воспитателя требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает много вопросов. Одна из первых проблема, которая может возникнуть перед педагогом, - это проблема выбора темы. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь методиста, однако также он может самостоятельно проанализировать актуальность и практическую значимость темы и сделать самостоятельный выбор.
Рекомендуемые темы по самообразованию варьируются в зависимости от опыта работы педагога. Для начинающих воспитателей ДОУ (стаж до 5 лет) рекомендуются темы по самообразованию, связанные с:
- освоением практических навыков проведения конструктивной работы;
- формированием базисного уровня профессионального мастерства;
- осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.
Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет рекомендованы темы по самообразованию, связанные с:
- освоением методов проектирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
- раскрытием творческого таланта;
- применением учебно-методических знаний на практике.
Для опытных воспитателей, мастеров педагогического дела, предлагаются темы, затрагивающие:
- развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
- практику наставничества и помощи молодым специалистам;
- раскрытие творческих возможностей; исследовательскую работу, основанную на собственном многолетнем опыте.
Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:
- изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
- адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ;
Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет). Проблема формулировки темы по самообразованию согласно ФГОС Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости от области (сферы) применения: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, области речевого развития, области физического развития. Формулируются темы для старших воспитателей и методистов.
Примеры формулировок тем для социально-коммуникативной области:
- Консультативное сопровождение образовательных действий семьи в условиях ДОУ
- Формирование навыков осознанного поведения у младших дошкольников на основе знаний о безопасности жизнедеятельности
- Социализация воспитанников среднего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
- Становление у старших дошкольников нравственных качеств личности в процессе патриотического воспитания.
Примеры формулировок тем для художественно-эстетической сферы:
- Становление эстетического восприятия окружающего мира дошкольниками
- Раскрытие творческого потенциала детей среднего дошкольного возраста путем освоения техники лепки и конструирования
- Развитие навыков творческой свободы самовыражения и навыков самостоятельности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Примеры тем по самообразованию в детском саду для воспитателей по ФГОС
Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:
- Активизация словаря воспитанников младшей возрастной группы.
- Влияние образовательной деятельности на игры младших дошкольников.
- Воспитание дошкольников с помощью трудовой деятельности.
- Воспитание нравственности у дошкольников посредством чтения русских народных сказок.
- Половое воспитание дошкольников в условиях ДОУ.
- Психолого-педагогическая помощь родителям дошкольников в их воспитании и развитии.
- Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков.
- Формирование у дошкольников способностей к самообслуживанию.
- Методы стимулирования умственной деятельности в процессе знакомства детей с природой.
- Создание психологически комфортной обстановки в группе ДОУ.
- Обучение воспитанников ДОУ грамоте. Методика формирования у дошкольников правильной осанки, профилактика нарушений.
- Значимость оздоровительной гимнастики после “тихого часа”.
- Методика работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.
- Развитие у дошкольников сенсорных способностей.
- Формирование у дошкольников первоначальных знаний о космосе.
- Развитие коммуникабельности у дошкольников Методы экологического воспитания детей в ДОУ.
- Познавательное развитие дошкольников с применением мультимедийных дидактических игр.
- Развитие у дошкольников творческих способностей посредством кукольного театра.
- Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
- Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру детей раннего возраста.
- Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.
- Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
- Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
- Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
- Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
- Дидактические игры в обучении детей основам математики.
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
- Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
- Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
- Игра как средство общения дошкольников.
- Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
- Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
- Использование развивающей игры на занятиях по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2 – 3 лет.
- Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.
- Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
- Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
- Обогащение социального опыта дошкольников.
- Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
- Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
- Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
- Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
- Правила дорожного движения для дошкольников.
- Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
- Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
- Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4-7 лет).
- Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
- Развитие коммуникативных способносте старших дошкольников через общение с природой.
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
- Развитие мелкой моторики дошкольников.
- Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
- Развитие познавательной деятельности дошкольников.
- Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
- Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.
- Развитие сенсорных способностей дошкольников.
- Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
- Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
- Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
- Речевое развитие дошкольников 46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
- Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
- Роль загадки в развитии дошкольника.
- Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
- Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
- Современные подходы к реализации задач образовательной области "Познание".
- Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.
- Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
- Физическое развитие детей в игровой деятельности.
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
- Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.
- Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
- Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
- Формирование начал экологической культуры дошкольников.
- Формирование основ педагогического мастерства.
- Формирование патриотических чувств у дошкольников.
- Формирование речи детей в игровой деятельности.
- Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
- Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
- Экологическое воспитание детей в детском саду.
- Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по самообразованию
Консультация для педагогов по самообразованию...
Авторская разработка. Консультация для педагогов "Самообразование педагогов"
quot;Самообразование педагогов"...
Консультация для педагогов ДОУ "Самообразование педагога"
quot;Самообразование педагогоа"...
Консультация для педагогов по самообразованию
Методические рекомендации педагогам по самообразованию...
Консультация для педагогов по самообразованию «Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать?»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координ...
Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов
Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...
Консультация для педагогов «ПРОЕКТИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА»
План темы: 1. Профессиональный рост и личностное развитие педагога. 2. Условия развития творческой индивидуальности педагога. 3. Профессиональное саморазвитие и самообразование педагога. 4. Оценка...