Рабочая программа клуба «В мире шахмат»
рабочая программа
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kluba.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа клуба
«В мире шахмат»
Программу подготовила:
воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Жукович Светлана Анатольевна
Пояснительная записка
В современной школе происходят кардинальные изменения, связанные с приоритетом целей обучения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.
Известный советский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры».
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
- развитие интереса к шахматной игре, получение первоначальных навыков игры;
- создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
- формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
- воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов.
· Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
· Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
· Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
· принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса;
· принцип mini-max - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
· принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
· принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
· принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. при знакомстве с шахматными фигурами;
2. при изучении шахматной доски;
3. при обучении правилам игры;
4. при реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея – расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.)
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Тематическое планирование занятий клуба
№ | Наименование темы | Коли-чество часов | Месяц | |||
1. | Организационное занятие. Знакомство с детьми и родителями. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. | 1 | сентябрь | |||
2. | Шахматная доска. Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски. | 1 | сентябрь | |||
3. | Шахматные фигуры. Начальная расстановка фигур. Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | 1 | сентябрь | |||
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило “Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. | ||||||
4. | Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9). | 1 | сентябрь | |||
5. | Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур. Дидактические игры «Игра на уничтожение», «Лабиринт», «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Сними часовых». Взятие на проходе. Превращение пешки. | 2 | октябрь | |||
6. | Шах. Понятие о шахе. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа). | 2 | октябрь | |||
7. | Упражнения на нахождение способов атаки короля, защиты короля. Дидактические игры с ограниченным набором фигур «Объяви шах», «5 шахов», «Защита от шаха». | 2 | ноябрь | |||
Мат – цель шахматной партии. Практические упражнения «Простые маты». Матование одинокого короля. | 2 | ноябрь | ||||
8. | Мат разными фигурами. Дидактические задачи на мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). | 1 | декабрь | |||
9. | Пат. Ничья. | 1 | декабрь | |||
10. | Как начинать шахматную партию? | 1 | декабрь | |||
11. | Основные законы дебюта. Ловушки. Детский мат. | 2 | декабрь | |||
12. | Игра всеми фигурами из начального положения. | 1 | январь | |||
13. | Длинная и короткая рокировка и ее правила. | 1 | январь | |||
14. | Король и пешка против короля. | 1 | январь | |||
15. | Правило квадрата шахматной пешки. | 1 | февраль | |||
16. | Шахматные комбинации. Двойной удар. | 1 | февраль | |||
17. | Шахматные комбинации. Дидактическая игра «2 хода». | 2 | февраль | |||
18. | Как избежать шахматных зевков. | 2 | март | |||
19. | Шахматная связка. | 1 | март | |||
20. | Отвлечение. Завлечение. | 1 | март | |||
21. | Шахматные партии. Практическая отработка навыков игры. | 2 | апрель | |||
22. | Сеанс одновременной игры. | 2 | апрель | |||
23. | Шахматный турнир. | 3 | май | |||
24. | Итоговое занятие. | 1 | май | |||
Всего часов | 36 |
Ожидаемые результаты
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка и родителей, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре. Предполагается, что занимающиеся должны знать:
1. основные правила игры;
2. названия и силу шахматных фигур;
3. цель шахматной игры;
должны уметь:
1. располагать фигуры на шахматной доске;
2. играть друг с другом, используя приобретенные знания;
3. решать элементарные шахматные задачи.
- Освоение новых видов деятельности.
Конечным результатом занятий в шахматном кружке считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
Использованная литература:
1. Костров В. и Давлетов Д. "Шахматы для детей, родителей и учителей".
2. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы - школе».
3. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению детей шахматам
Рабочая программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста, расчитана на 2 года. Содержание программы соответствует психолого-возрасным осо...
Рабочая программа дополнительного образования по шахматам "В гостях у Каиссы"
Рабочая программа дополнительного образования по шахматам "В гостях у Каиссы"...
Рабочая программа непосредственно-образовательной деятельности "Шахматы" в подготовительной к школе группе.
В соответствии с требованиями нашего современного общества, педагогу необходимо искать новые формы и средства обучения детей, вовлечения их в мир познания! Шахматы – это не...
Рабочая программа по познавательному развитию "Шахматы"
Рабочая программа по познавательному развитию "Шахматы"...
диагностика воспитанников по рабочей программе дополнительной образовательной услуге "шахматы"
диагностика...
Рабочая программа дополнительного образования по шахматам
Рабочая программа дополнительного образования по шахматному образованию детей старшего дошкольного возраста «Шахматы детям» создана на основе руководителя проекта «Шахматы – де...
Рабочая программа по шашкам и шахматам "Мир фигур" для детей 5-7 лет.
Шашки и шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются сло...