Консультация для педагогов младших групп
консультация (младшая группа) на тему
Консультация для педагогов младших групп "Психологическое обеспечение адаптационнгоо периода ребенка в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_mladshih_grupp_-_kopiya.docx | 466.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ранних групп
Ст. воспитатель:
Рязанская Н.А.
Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из “рук” родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из “гнезда”, найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими. Взрослым часто кажется, что это происходит само собой, по мере взросления ребенка, и никаких проблем здесь быть не может. Вырастая, мы не забывали о том, как трудно и страшно было впервые отпустить мамину руку и переступить порог самостоятельной жизни, даже если это порог детского сада.
В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому. Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок.
Не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть, и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.
В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания.
Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3 - 5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.
По нашим наблюдениям средний срок адаптации, если она возникает, в норме составляет в яслях 7 - 10 дней; в детском саду (1,6 до 2 лет) – 3 недели; (в 3 года) - 2 - 3 недели; в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц и столько же в школе. Из этих цифр видно удлинение адаптации по мере взросления детей, что отражает возрастающий уровень самосознания и критики.
Мы предлагаем следующий метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ.
Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Напомним, что успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Можно выделить четыре основных фактора
поведенческой адаптации:
- эмоциональное состояние ребенка;
- социальные контакты ребенка;
- послеполуденный сон;
- аппетит ребенка.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.
Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.
Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- охотное общение с другими детьми;
- адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
- нормальное эмоциональное состояние.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
1. Эмоциональное состояние ребенка
(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
(+1) Иногда задумчив, замкнут.
(-1) Легкая плаксивость, хныканье.
(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.
(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
2. Социальные контакты ребенка
(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.
(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
(+2) Сон спокойный.
(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне
(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
(-3) Отсутствие сна, плач.
4. Аппетит ребенка
(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.
(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.
(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.
(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.
(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
Таблица 1
| Адаптация | Сроки (А) | Поведенческие реакции (П) | Уровни адаптации |
1 | Легкая | До 5 дней - 1 неделя | +12…+8 | А1 и П1 высокий А1 и П2 |
2 | Средняя | До 15 дней - 3 недели | +7…0 | А1 и П3 средний А2 и П2 |
3 | Усложненная | До 25 дней - 5 недель | -1…-7 | А2 и П4 сложный А3 и П3 |
4 | Дезадаптация | Более 5 недель | -8…-12 | А3 и П4 дезадаптация А4 и П4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2020-2021 г - оценочный лист педагога младшей группы; 2021-2022- оценочный лист педагога средней группы.
Оценочный лист для выплаты поощрительной премии по итогам работы за 2020-2021 учебный год ...
Консультация для воспитателей младших групп «Особенности взаимодействия педагогов и родителей в приобщении детей к словесному искусству»
Проблемы в речевом развитии детей — одна из наиболее частых причин обращения родителей за помощью к воспитателям и другим специалистам детского сада, что подтверждает уверенность педагогов...
Консультация для педагогов младших и средних групп "ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДЕТСКОМ САДУ"
Консультация для педагогов младших и средних групп "Физкультурно-оздоровительная деятельность в детском саду"...
Консультация для педагогов младших групп по проекту "Ребятам о зверятах"
Консультация помогает определить общее направление деятельности музыкального руководителя и воспитателей во вторых младших группах нашего дошкольного отделения для согласованности действий и плодотвор...
Консультация для педагогов младших групп «Физкультурная сказка как средство развития двигательных навыков детей дошкольного возраста (с примерами сценариев физкультурных сказок)»
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной об...
Консультация для педагогов младших групп «Почему трудно заговорить ребенку"
Консультация для педагогов младших групп«Почему трудно заговорить ребенку15.04.2021г.ЧУ ДО «Детский сад «Замок детства» В настоящее время серьёзное недоразвитие или ...
Консультация педагога-психолога для педагогов младшей группы ДОУ "Возрастные особенности детей 3-4 лет"
Описание возрастных особенностей детей дошкольного возраста (3-4 лет), важных новообразований, целей и задач по воспитанию и развитию предназначенных для педагогов ДОУ....