Консультация для педагогов младших групп «Физкультурная сказка как средство развития двигательных навыков детей дошкольного возраста (с примерами сценариев физкультурных сказок)»
консультация по физкультуре (младшая группа)
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% - от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что детский возраст - самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.
В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons-ya_po_god.planu_.docx | 29.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития воспитанников № 202 «Золушка» города Буденновска Буденновского района»
Консультация для педагогов
«Физкультурная сказка как средство развития двигательных навыков детей дошкольного возраста (с примерами сценариев физкультурных сказок)»
Подготовила: воспитатель
Жилина Я.В.
Ноябрь, 2021 г.
Консультация для педагогов ДОУ «Физкультурная сказка как средство развития двигательных навыков детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель Жилина Я.В.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где любая практическая работа направлена на укрепление здоровья детей путем совершенствования службы здравоохранения. Отечественными и зарубежными учеными давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения, а на 50% - от образа жизни. На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству необходимо уделять как можно больше внимания в образовательном учреждении. Кроме того, нужно учитывать, что сейчас идеально здоровых детей практически нет. Не следует также забывать, что детский возраст - самое благоприятное время для выработки здоровых привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.
В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.
Следовательно, работа в данном направлении должна вестись с 2х сторон: семья и образовательное учреждение.
Из ФГОС ДО. Стандарт направлен на решение следующих задач:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
3) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
3) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
То есть, в соответствии со стандартом, одна из приоритетных задач детского сада это сохранение и укрепление физического здоровья ребенка. Поэтому нам необходимо не только сохранить здоровье в процессе воспитания и обучения, но и просветить родителей в данном вопросе.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ЗАДАЧА
1. Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья
2. Увеличение резервов здоровья
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Пальчиковая гимнастика
2. Гимнастика для глаз
3. Дыхательная
4. Артикуляционная
5. Музыкально-дыхательные тренинги
6. Динамические паузы
7. Релаксация
8. Арттерапия, сказкотерапия
9. Двигательная терапия, музыкотерапия
10. Цвето-, звукотерапия, песочная терапия.
Вариант работы в данном направлении - внедрение в воспитательно – образовательный процесс нетрадиционный метод физического развития «Физкультурные сказки» (авт. Н. Н. Ефименко)
Задачи:
1. Повышение интереса детей к физическим упражнениям.
2. Создание условий для реализации естественной потребности детей в физической активности.
3. Формирование необходимых двигательных умений и навыков ребенка через включение в игру.
4. Активизация родителей и обогащение их опыта в физическом развитии детей
5. Создание у детей психологического комфорта при выполнении физических упражнений через использование сказочных персонажей, красочных атрибутов, нетрадиционного оборудования и др.
«Физкультурные сказки» - авторская методика физического воспитания Н. Н. Ефименко (доктор педагогических наук).
Дошкольный возраст это время активного формирования организма ребенка. Постоянное использование только классической структуры зачастую «ведет к снижению интереса детей к занятиям и, как следствие, к снижению их результативности. Поэтому необходимо использовать нетрадиционные подходы к построению и содержанию занятий, позволяющие постоянно поддерживать интерес к ним детей, индивидуализировать подход к каждому ребенку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и поло-ролевой принцип подбора движений.
Поэтому в дошкольных заведениях появилась необходимость использовать нетрадиционные методы физического воспитания. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка.
И вот поиск новых перспективных направлений в оздоровлении детей привел к авторской программе совершенно нового методического уровня научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей - «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Николая Николаевича Ефименко.
В первые годы жизни ребенок развивается очень быстро. Ни в один из последующих периодов жизни он не приобретает так много, как в это время. А так как ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, то благодаря педагогической заповеди «играя - оздоравливать, играя - воспитывать, играя - развивать, играя - обучать» ребенок может получать радость от удовлетворения естественной потребности двигаться, от познания окружающего мира.
«Театр физического воспитания дошкольников» - это новый подход к физическому воспитанию, предполагающий использование новой методики физического развития детей.
Театр - это игровая по форме, новая система физического оздоровления, коррекции, профилактики и творческого самовыражения детей.
Каждое учебное занятие, согласно программе «Театр физического воспитания дошкольников», представляет собой ситуационную мини-игру (СМИ), в которой дети вступают в этап ролевой или «подражательной», имитационной игры, выступая то в ролях животных, то в роли птиц, насекомых или сказочных героев. Во время занятий регулярно используются картинки-схемы, музыка.
Общепринятая система движений на таких занятиях видоизменена. Выделяются следующие двигательные режимы: плавательный, лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовой, лазательный, беговой, прыжковый.
В программе изменена традиционная структура основных движений. Упражнения в положении сидя предлагается считать полноценным основным движением, таким же как ходьба, бег. Упражнения в лазании выделены в отдельный раздел и не объединены с упражнениями в ползании. Из перечня основных движений изъято упражнение в равновесии. Упражнения в метании заменены на более естественные и нужные предметно-манипулятивные действия (поглаживание и ощупывание различных предметов, захватывание, «роняние», поднимание, рассыпание, перекладывание предметов и т. д.).
В программу входит несколько разделов: работа с музыкой, цветом и «пластичный балет».
Рассмотрим интересующую нас часть методики, а именно «Физкультурные сказки», так как программа очень обширна и требует внедрения во все сферы физического развития дошкольников.
В основу занятий с детьми положена «физкультурная» сказка, позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. Эти увлекательные сказки можно читать детям и на занятиях, и перед сном — в них много мудрого и светлого. Занятия проводятся в русле большой тематической игры («Дом (квартира)», «Времена года», «Карнавал цветов», «Лесные узоры», «Солнышко», «Во саду ли, в огороде», «Водяной круговорот») в виде ситуационных мини-игр («Приключения домашних тапочек», «Девушка Весна», «На цветочной поляне («Нарцисс»)», «Страна Листвандия», «Красавица Лето», «Сказка о любопытном солнечном зайчике», «Фея виноградной лозы», «Тетушка Осень», «Путешествие дождевой капельки», «Бабушка Зима»).А рисунки, иллюстрирующие упражнения к занятиям, можно раскрашивать в различные цвета.
Работа должна начинаться с гимнастики пробуждения после ночного или дневного сна, которая коренным образом отличается от традиционной зарядки. Ее новизна заключается в более естественной смене исходных положений тела: от лежачих (горизонтальных) до стоячих (вертикальных).
В приложении представлены десять оригинальных «физкультурных» сказок и занятий, которые можно проводить как в спальне («Сказка о любопытном солнечном зайчике», «Путешествие дождевой капельки», «Бабушка Зима», так и в зале и даже на улице!
Так как объем каждой сказки очень большой и продолжительный по времени, то в один день используется 1-2 новых элемента из сказки и 3-4 ранее изученных. Таким образом, каждая сказка растягивается на 1 месяц изучения.
Так же каждая сказка сопровождалась музыкой, в зависимости от цели. Если необходимо успокоиться перед работой – то релаксационная, если проснуться и включиться в работу – бодрая.
Сценарии занятий и из серии «В гостях у сказки» для детей 3-4 лет, предназначен для инструкторов по физической культуре и воспитателей ДОУ
«Репка». Сценарий
Цель: Через знакомые детям сказки, формировать двигательные умения и навыки.
Задачи: Развивать умения выполнять движения осознанно и творчески; формировать правильную осанку; закреплять умения легко ходить на носках и бегать.
Ход занятия:
Педагог:
- Здравствуйте ребята, вы любите слушать сказки? А какие вы знаете сказки?
(дети перечисляют, если не называют сказку Репка нужно помочь вспомнить, задавая наводящие вопросы.)
- Вы можете её рассказать? А может, вы не только расскажете, но и покажете?
Дети: Да, расскажем и покажем.
Педагог:
- Ой, как интересно, давайте все дружно повернёмся и по дорожке в сказку «Репка» отправимся.
(звучит весёлая музыка, ходьба в колоне по кругу.)
На дорожку вышли ножки, в гости в сказку мы идём
Бодрые, умелые, быстрые и смелые.
Побежали наши ножки прямо, прямо по дорожке.
Мы быстрее с каждым днём!
Тренируясь, мы растём.
Раз – два, раз – два зашагала детвора.
(ходьба и бег чередуется 2 раза)
Вот и в сказку мы пришли, в огороде оказались мы.
Ровный круг скорей вставай, сказку дружно начинай.
(Стоя в кругу, рассказывая, показывают).
Текст и движения.
Посадил, дед репку
1. Изображают копание земли, сажают семечку, поливают.
Выросла репка большая пребольшая, вот какая.
2. И.п.: присед руки перед собой на полу, 1-2 встать руки в стороны, 3-4 руки вверх, вернуться в и.п. Повторить 2-3 раза.
Стал дед репку тянуть,
3. И.п.: ноги на ширине плеч, 1-2 наклон вперёд руками к полу, 3-4 в и.п. (3р)
Тянет, потянет, вытянуть не может.
4. И.п.: руки в стороны повороты головы (по 2 р.)
Позвал бабку: эй, бабка, иди тянуть репку.
5. И.п.: руки на поясе, ноги на ширине плеч. Правой рукой круговой мах вперёд, тоже левой (по 2 раза каждой рукой).
Бабка идет не спеша, ровно спинку держа.
6. И.п.: ноги согнуты в коленях, спина прямая, руки на поясе. Ходьба по кругу (1круг)
Тянут, потянут вытянуть нет могут.
7. Повтор упражнения №4.
Позвали внучку: эй внучка, иди тянуть репку.
8. Повтор упражнения № 5.
С радостью на помощь внучка бежит.
9. И.п.: руки на пояс «подскоки». (1 круг)
Тянут, потянут (перечисляют всех)
10. Повтор упражнения № 3.
вытянуть не могут.
11. Повтор упражнения № 4.
Позвали они Жучку: эй Жучка иди тянуть репку.
12. Повтор упражнения № 5.
Громко лая не зевая, на четыре лапки встала
13. И.п.: встать на четвереньки, передвигаясь друг за другом с произнесением – лай собаки: «Гав – гав – гав (1 круг)
между грядок побежала.
Стали вместе тянуть (перечисляют всех)
14. Повтор упражнение № 3.
Тянут, потянут вытянуть не могут.
15. Повтор упражнения № 4.
Кого нужно позвать?
Эй, кошка, иди тянуть репку.
16. Повтор упражнения № 5.
Кошка проснулась, потянулась, прогнулась, хвостиком завиляла на помощь прибежала.
17. И.п.: сидя на коленях, 1-2 поднимая руки вверх, встать на колени, 3-4 в и.п. (2 р.). И.п.: стоя на четвереньках, 1-2 поднять спину вверх, 3-4 прогнуть (2 раза), поднять носки (хвостик) вращая в стороны налево, направо (по 3-4 раза в каждую).
Стали репку тянуть (перечисляют всех).
18. Повтор упражнения № 3.
Тянут, потянут вытянуть не могут.
19. Повтор упражнения № 4.
Что же делать? Дождаться ответ детей. Правильно давайте позовём.
Эй, мышка, иди тянуть репку.
20. Повтор упражнения № 5.
Мышка вылезла из норки,
21. Бег на носках по кругу (или «Змейкой») за педагогом.
Мышка любит репку есть.
Эй, мышка, не зевай: поскорее прибегай.
Стали репку все вместе тянуть (перечисляют).
22. Повтор упражнения № 3.
Вытянули репку!
А, какую? Покажите.
23. Повтор упражнения № 2.
- Вы ребята молодцы, смогли не только рассказать, но и даже показать.
(можно угостить детей порезанной на дольки репкой).
- Пришла пора нам расставаться, пора вам в группу возвращаться.
Сценарий «В гости к Колобку» для младшей группы
Цель: Через знакомые детям сказки, совершенствовать двигательные умения и навыки.
Задачи: Продолжать учить выполнять упражнения с мечами; развивать умения в прыжках на двух ногах с продвижением вперёд; вызвать у детей положительные эмоции при выполнении физических упражнений.
Маршируя под весёлую музыку, строятся в шеренгу. Мячи по количеству детей лежат в зале на палу.
Ведущий:
- Скажите, а вы знаете сказку про колобка? Он и от бабки ушёл и от дедки, а от кого же он ещё ушёл, мы узнаем из сказки. В сказку вместе все пойдём?
Дети: пойдём!
Ведущий:
- Дружно весело идём, ножки помогают. Руки тоже помогают, шире, шире шаг. Друг, друга догоняют, глазки поднимите, на дорожку смотрите.
(ходьба по кругу за ведущим)
- Руки согните в локтях, побежали ножки быстро, быстро по дорожке.
(бег по кругу)
- Опять ножки зашагали. Дружно, весело идём в сказку попадём. Молодцы все идут, стараются!
- Ой, ребятки посмотрите, на полянку мы пришли, колобки мы здесь нашли, все ребятки подойдите колобки скорей возьмите.
(дети подходят к мячам, останавливаясь, берут в руки.)
- Вот и сказка начинается
Разминка с мячами. (с музыкальным сопровождением)
Текст и движения.
Жили, были дед и бабка на полянке у реки.
1. О.с. ноги вместе, мяч в руках
Вот какой высокий дед
2. Подняться на носки, мяч вверх 2 р.
И вот какая бабка
3. Опуститься на пятки, мяч вперёд 2 р.
Дед и бабка лепили колобки,
4. И.п.: ноги на ширине плеч, мяч прижат к груди
А какие давайте покажем, вот какие колобочки, вот какие дружочки
5. Поворот туловища вправо, вытянуть руки, вернутся в и.п. то же в другую сторону (по 2-3 раза).
Месит бабка тесто
6. О.с., прижать мяч к груди,
Мало силы у бабки, помогает всем телом
7. глубокий присед, положить мяч на пол, встать, руки на пояс, присед взять мяч (4 р.).
Вышел ровный колобок,
8. Покатать мяч в ладонях.
Вышел гладкий колобок
9. и.п.: сесть на пол, ноги врозь
Не солёный и не сладкий. Давайте покажем.
10. Наклон с мячом к правой ноге, выпрямиться, наклон к левой (по 2 раза).
Тут зайчишка прискакал
11. Прыжки на двух ногах, вокруг мяча.
Прыг да скок, прыг да скок вокруг колобка
Колобки сейчас возьмём и дальше пойдём.
(ходьба друг за другом, мячи в руках)
Ведущий:
- Ой, ребятки посмотрите на полянку мы пришли. Зайка здесь сидит, ребят ждёт, поиграть он снами хочет. А мы колобки свои возьмём и на полянке их катать начнём. Дружно вместе все присели, колобки покатали, пальчиками дорожку показали. Колобок мы покатили!
(из глубокого приседа, мяч двумя ладонями оттолкнуть вперёд по прямой)
- А теперь колобки догоняйте и обратно все вставайте.
(повторить 3 раза)
- А сейчас колобки взяли и в корзинку мне несите. Спрячем наши колобки. --- Дальше в сказку мы пойдём?
- Дружно весело идём, весело ножки бегут, руки помогают. И снова шагают.
(чередовать ходьбу, бег)
- Ой, ребята посмотрите, пришли на полянку. Мишка ждет там спозаранку,
Что-то рассердился Мишка. Что же скажет Миша?
Медведь:
- Кто малину всю сорвал, кто кусты пообломал мало, мало ягод!
Ведущий:
- Мы ребята с вами сейчас пойдём, ягод много наберём.
Поочередно мальчики и девочки по команде прыгают как «зайки», берут по цвету малые мячи (мальчики жёлтые, а девочки красные) из большой корзины, возвращаются прыжками обратно. Складывают мячи в малые корзинки.
- Мишка обиделся, ушёл, а мы ему корзинку с ягодками оставим.
Ребята посмотрите, там кусты шевелятся, прячьтесь все. (дети приседают)
Это кто там идёт?
Волк:
- Я лохматый серый волк в колобках я знаю толк. В кустах я посижу колобка я подожду (прячется )
Ведущий:
- Ребята, а мы волка перехитрим, волшебных бабочек превратимся.
Раз, два, три, вокруг себя повернись, волшебных бабочек превратись.
(дети разбирают лежащих бабочек на полу трёх цветов)
Подвижная игра: «Найди свой цветок»
Бабочки летают, кружатся, красивые раз, два, три бабочка волшебный свой цветок найди (жёлтая бабочка на жёлтый цветок, красная на красный цветок….).
- Ребята пока у нас волшебные бабочки летали, мы на волшебной полянке оказались. Да, вы со мной согласны?
Танцевальный этюд (под спокойную музыку):
Ведущий:
- Здесь растут волшебные деревья. Руки вверх подняли, помахали, это деревья в лесу, ветер сбивает расу (стряхивают руки перед собой). Со всех сторон летят птицы (изображают крылья птиц). На деревья сели (глубокий присед, руки за спиной). Повторить 2 раза.
- А помните, мы с вами в сказку шли «Колобок». Мы с ним повстречались и где-то потеряли. Посмотрите хорошо, может мы его найдём (дети ищут по всему залу и находят). И правда вот он Колобок. Он волка испугался, медведя испугался, но к ребятам он вернулся, даже солнышко улыбается (оформление на стене). Колобок приготовил для вас угощение. Угостившись за колобком, уходят в группу.
Примечания: Можно использовать кукольный театр или большие игрушки. Роли играет воспитатель и помогает в организации игр (разложить бабочки, держать цветок…).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...
таблица развития двигательных навыков детей дошкольного возраста
таблица развития двигательных навыков детей дошкольного возраста...
Консультация для педагогов:«Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей...
Мастер класс для педагогов "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"
Мастер класс для педагогов на тему: "Арт-терапия как средство развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ"...
Консультация для педагогов: Физкультурная сказка как средства развития двигательных навыков детей дошкольного возраста.
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образователь...
Консультация для педагогов " Физкультурная сказка-как средство развития двигательных навыков детей дошкольного возраста"
Как организовать. и првести" Сказочное физкультурное занятие"...