Конспект занятия по валеологии с Элементами экспериментирования
материал на тему

Цель:

-  Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;

- Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;

- Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл valeologiya.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по валеологии с

Элементами экспериментирования

Подготовительная группа

Тема: «Мои верные помощники»

                                     Воспитатель: Базанова Елена

                                                                   Анатольевна

Цель:

-  Продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;

- Обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;

- Продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;

- Развивать быстроту мышления, творческое воображение;

- Продолжить формирование интереса к познанию своего тела;

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Предварительная работа:

- беседа об органах чувств у человека;

- чтение художественной литературы: «Мойдодыр», «Доктор Айболит» К.И. Чуковского;

- сюжетно-ролевые игры «Больница», «Кабинет окулиста».

Материал и оборудование:

- шарф для завязывания глаз, книга «Чудесный мешочек», набор мелких предметов;

- ширма, бумага, ножницы, 2 стакана с водой;

- поднос с ароматизированными предметами, салфетка.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети послушайте загадку:

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят      

                                           (Глаза)

Ребята, а зачем человеку глаза?

Ответы детей: Чтобы видеть.

Воспитатель: Как называют человека, который не видит?

Ответы детей: Слепой.

Воспитатель: Как можно помочь этому человеку?

Ответы детей: Помочь перейти дорогу, подать руку, предметы.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице две пары глаз?

Что текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Нужно помнить каждый час,

Как важны глаза для нас!

Ребята, а хотите с помощью эксперимента выяснить, зачем человеку глаза? Ну, выходи Федя. Завязываем ему глаза:

Скажи, что у  меня в руках?

(Федя не знает)

Воспитатель: А что я делаю? (делаю 2-3 бесшумных действия).

(Федя этих действий не видит и ничего о них сказать не может).

 Воспитатель: Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?

(Ответ ребенка, его дополняют другие дети).

Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Чудесный мешочек».

( Ребенку завязывают глаза, он должен на ощупь отгадать предмет).  Игра проводится стоя.

Затем предлагаю сесть на стульчики, акцентируя внимание детей на следующем этапе занятия. Задаю вопрос.

Воспитатель: Ребята, а чем мы слышим?

Ответы детей: Ушами.

Воспитатель: Сколько ушей у человека?

Ответы детей: У человека два уха.

Рассказываю.

     У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности. Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться, как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т.д.

Воспитатель: Как называют человека, который не слышит?

Ответы детей: Глухой.

Воспитатель: Как ему можно помочь?

Ответы детей: Врачи выписывают слуховые аппараты, можно написать на листочке.

Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Услышь меня».  (Выбирается ребенок, которому предлагаются различной громкости слова. Сначала ребенок должен услышать их двумя ушами, затем одним ухом, потом попробовать услышать их двумя закрытыми ушами).

А теперь послушаем тишину. Кто больше услышит в ней звуков?

( Дети замолкают и слушают звуки на улице, раздающиеся в здании).

Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать. (Спрятав руки за ширму, провожу действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливаю воду из одной банки в другую, шелест бумаги, стучу ложками, мешаю чайной ложкой в стакане, разрываю бумагу).

Дети должны определить источник звука.

После игр проводим физкультминутку, стоя в кругу:

Есть в большом лесу избушка

Стоит задом наперед

(наклоны с поворотом вокруг себя)

В той избушке есть старушка

Бабушка Яга живет,

(приседания с хлопками)

Нос крючком,

(показ руками вперед себя)

Глаза большие,

(круговые вращения рук в стороны)

Словно искорка горят,

(сжимание и разжимание пальцев в кулаки)

Уши старые, глухие,

Но подслушать все хотят.

(наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей)

А под печкою кузнечики куют-куют-куют,

Словно песенку веселую поют-поют-поют,

(удары кулачками по кругу перед собой

Хлоп – туда, хлоп – сюда,

(хлопки вправо, влево с поворотом)

Нет особого труда.

(прыжки на месте, руки на поясе)

Потом дети садятся на свои стульчики.

Воспитатель: Ребята, а кто мне может сказать, что на лице у нас одно?

Ответы детей: Нос.

Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?

Ответы детей: Чтобы дышать, нюхать запахи.

Воспитатель: Послушайте стихотворение «Зачем носик малышам?»

Есть прямые носики,

Есть носики – курносики….

Очень нужен всякий нос

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке – землянику,

В грядке – спелую клубнику.

В огороде чует нос

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он каков

Запах маминых духов,

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен,

Чтобы сон, когда придет,

Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать.

Днем на солнце не сидеть –

Носик может обгореть.

А зимой, в большой мороз

Не высовывать свой нос!

Ну, теперь понятно вам,

Зачем носик малышам?

     Некоторые считают, что нос – это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: «Ишь, ты, нос задрал!» или «Ну, что, ты, нос повесил?» Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает чувствовать  и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.

Проводим игру «Определи по запаху».

На большом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (фрукты, овощи). Завязываем ребенку глаза платком и подносим к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке.

В конце занятия подводим итог. Говорим, какие дети молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста..

Цель: • продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершенствов...

Конспект занятия познавательного характера с элементами экспериментирования "История одной капельки"

Данное занятие способствует творческой исследовательской активности детей....

Конспект занятия по ФЦКМ с элементами экспериментирования «Волшебный воздух»

Я считаю, что в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско-творческое отношение к миру. Широкие возможности для развития исследоват...

«Мои верные помощники» Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над совершен...

Конспект " Занятие по естествознанию с элементами экспериментирования для детей 6 лет "

Способствовать развитию у детей способность наблюдать, строить предположения. Воспитывать любознательность, интерес к познанию природных явлений.Расширять и активизировать словарь. Ввести в словарь по...

Конспект занятия по валеологии с элементами хатха-йоги "Путешествие в страну Здоровья"

Дети на занятии откроют главный секрет здоровья. Это -  умение любить и дарить любовь, совершая удивительные преобразования. А для этого надо отпускать страх, обиду и злость....

Конспект занятия по валеологии с элементами экспериментирования на тему"Мои верные помощники" для детей среднего дошкольного возраста

Дети экспериментируют со своими органами чувств, обсуждают вопросы гигиены органов слуха, зрения, обоняния....