индивидуальный план "Мелкая моторика рук у дошкольников"
методическая разработка на тему

Ахмадеева Гульназ Миргазизовна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский.

              В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?

             Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д.. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.

           Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом, счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_plan_ahmadeeva_g.m.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка Рыбно-Слободского  муниципального района Республики Татарстан»

Индивидуальный план работы

на межаттестационный период

по повышению профессионального уровня

воспитателя

                              Ахмадеевой Гульназ Миргазизовны

на 2017-2022 год

пгт Рыбная Слобода

                                              Цели профессионального развития:

         Повышение профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

Построение воспитательно-образовательного процесса с использованием инновационных технологий:

            - игровые педагогические технологии;

            -создание ситуации успеха каждого воспитанника;

            -здоровьесберегающие технологии;

            -коммуникативная технология.

Теоретически обосновать и практически подтвердить развитие личностных творческих способностей детей дошкольного возраста.

Повышение компетентности родителей в воспитании детей.

Актуальность.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А.Сухомлинский.

              В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?

             Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д.. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.

           Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом, счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации.

         Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.

               Как воспитатель  , я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. Общаясь с преподавателями начальных классов, выяснилось, что на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.

               Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.

             Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.

Результат работы:….

               В результате взаимодействия дошкольного учреждения с семьей будет повышено  качество работы с родителями воспитанников:

-созданы необходимые условия для  предметно-пространственной среды по развитию мелкой моторики рук дошкольника.

-сформированность интереса родителей к сотрудничеству с детским садом

-повышена компетентность родителей в области художественно-эстетического развития детей.;

-повышена заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей;

               В результате развития профессиональной компетентности педагога:

- разработаны и проведены открытые занятия и мероприятия по собственным, новаторским технологиям в соответствии с ФГОС ДО;

-созданы комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и размещены на личном сайте и сайте ДОУ;

-систематический самоанализ своей профессиональной деятельности, отчет о результатах работы над темой на МО и педсоветах;

-разработаны дидактические материалы, тесты, видео пособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в воспитательно-образовательном процессе;

-результаты работы над темой самообразования помещены на сайте ДОУ;

            Работа по реализации поставленных задач должна включать следующие мероприятия:

       -организация работы с детьми;

       -организация работы с педагогами;

    -организация работы с родителями;

    -организация работы с социумом (общественные организации).

                                                  Основные направления работы по самообразованию.

План работы по самообразованию.

Воспитатель Ахмадеева Гульназ Миргазизовна

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

1.Изучить роль развития мелкой моторики рук дошкольника.

2.Изучить роль дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании  художественно-эстетического развития  дошкольника.

3.Определить  основные принципы  работы по развития мелкой моторики рук.

 4. Подготовить картотеку дидактических игр, направленных на личностное развитие детей, изготовление материала для игр.

  1. Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства

Вопросы,

по которым

изучается

литература

Литература,

нормативно -

правовые

документы

Задачи

использования

литературных

источников

Сроки

Форма

отчетности

Где, кем и

когда

заслушивается отчет о

выполнении

работы

Нормативно-правовая база

-Приказ РФ от 17.10.2013г.        № 1155  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  

-Профессиональный стандарт педагога (проект)    

Знакомство с

основополагающим

документом

 2017-2022 г

Выступление

Консультация на педсовете

 

-Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,

М.А.Васильевой

Изучение журналов

«Дошкольное воспитание», «Мәгариф», «Гаилә һәм мәктәп”.

«Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми  второй группы раннего возраста  2-3 лет», разработанное на основе практического опыта психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС  дошкольного образования.

статьи

2017-2022 гг

2017-2022

гг.

Выступления, открытые мероприятия

Выступление  

Заседания

МО в течение года

Консультация на педсовете

Формирование  

видов деятельности

направленные на развитие мелкой моторики рук.

1.  Развитие мелкой моторики рук

2.Развиваем мелкую моторику. Ткаченко.

3.Пальчиковые игры.

Е.Б.Шмелева

4.Послушные карандаши. Л.В.Игнатьева

1.Развитие у детей ценностных ориентаций, духовно-нравственных качеств личности.

2.Формирование положительного  отношения  ребёнка  к  себе,  становление  самостоятельности  и  стремление  к  познанию.

3.Развитие  общения  и  взаимодействия  ребёнка со  взрослыми  и  сверстниками.

4.Развитие  эмоционального  интеллекта.

5.Формирование  уважительного  отношения  к  окружающему  миру,  коммуникативной  и  социальной  компетентности  детей.

2017-2022гг

Выступления, открытые мероприятия

Собран дополнительный материал по работе с родителями из  Интернет – источников.

Диагностика личностных качеств детей.

Выступление на педсовете МБДОУ, общих,групповых родительских собраниях

Взаимодействие семьи и ДОУ

1.Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Евдокимова Е.С. 2008г

2.Семья и детский сад: педагогическое образование родителей Носова Е.А., Швецова Т.Ю. 2009г

  1. 3.Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. 2009. 
  2. 4.Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. 2005 год
  3. 5.Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. 2006 г.
  4. 6.Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: методическое пособие для работников ДОУ. 2007 г.

1.Повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями».

2. Разработка и внедрение в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей.

2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

3. Работа в тесном контакте с семьями воспитанников.

4. Способствование активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

5. Популяризация деятельности ДОУ.

2017-2022гг

Разработаны анкеты и консультации для работы с родителями, совместные мероприятия с родителями, участие в конкурсах города, района, Республики, всероссийских

Выступление на педсовете МБДОУ, общих,групповых родительских собраниях, мероприятиях

2. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию обновленного

учебно - воспитательного процесса

Задачи или содержание

деятельности

Сроки

Форма

представления

результатов

Где и кем

заслушивается отчёт

о выполнении работы

Создание методических

разработок по развитию мелкой моторики рук детей и взаимодействие с родителями

2017 - 2018гг

Методические разработки

Открытые  занятия для воспитателей ДОУ и на заседании МО

Формирование картотеки игр по развитию мелкой моторики рук.

2017-2022 гг

Консультация.

Участие в МО воспитателей района, курсах повышения квалификации воспитателей города, района, республики, страны  

Разработка образовательной деятельности  в соответствии с требованием ФГОС

2017-2019 г.

Открытые мероприятия

Самоанализ и анализ открытых мероприятий  на заседаниях МО воспитателей   в течение года

  1. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Задачи или содержание

деятельности

выступление

Сроки

Форма

представления

результатов

работы

Где и кем и когда

заслушивается

отчет о

выполнении

работы

Художественно-эстетическое развитие детей группы раннего возраста.

 Май

2017г

Выступление

МО воспитателей младших  групп

«Как мы помогаем животным»

Май 2017 г

Презентация

МО воспитателей младших  групп

Результаты  анкетирование родителей на тему « Что такое здоровье?»

Результаты анкетирование воспитателей « Здоровый образ жизни»

Ноябрь, 2017г

 Выступление  на педагогическом совете

Для педагогов ДОУ

Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе для успешной реализации ФГОС ДО

Апрель , 2017г

Выступление

МО воспитателей младших и средних групп

Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи

2017-2020гг

Разработка и реализация проектов различной тематики

Для педагогов и родителей, интернет –пользователей

Влияние развития мелкой моторики руки на письмо и на речь дошкольников в соответствии с ФГОС.

2017-2021гг

Методическая разработка

Для педагогов и родителей, интернет –пользователей

Успешность ребенка-это создание благоприятных условий для подготовки его к школе.

2017-2018

Создание картотеки по развитию мелкой моторики рук, предметно-пространственной развивающей среды, кружковая работа, совместные проекты родителей и их детей.

Для педагогов и родителей, интернет –пользователей

4.  Участие в методической работе  детского сада.

Мероприятие

Сроки

Выполняемые виды работ

(решаемые задачи)

Форма представления

результатов работы

  Открытые  мероприятия

В течение года

 Цикл мероприятий,

разработанный в соответствии

с требованиями

 ФГОС

Конспекты мероприятий

Посещение открытых мероприятий педагогов ДОУ

В течение года

Анализ  

мероприятий педагогов ДОУ

Анализ  мероприятий педагогов ДОУ

Участие в проведении

тематических недель

В течение года

Подготовка и проведение

мероприятий

Проведение

тематических мероприятий

Проведение семинаров и мастер-классов

В течение года

Подготовка и проведение

Подготовка и проведение

Заседание  педсовета

1 раз в  квартал

Методическая взаимопомощь,

представление опыта работы

Заседание МО  воспитателей

5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне детского сада

Темы курсов

(семинаров, круглых

столов и др.)

Место

прохождения

курсов, участия в

семинарах и др.

мероприятиях

Сроки

Форма отчета о

    результатах подготовки

«

Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

 2018-2019 гг

Презентация опыта работы

Обеспечение непрерывности профессионального саморазвития педагогов ДОУ

Сайт www.ns/portal.ru

2017-2019гг

Выступление для педагогов ДОУ

По плану  учебно-методического  портала

Участие в вебинарах учебно-методического портала в режиме on-line

2017-2019гг

Выступление для педагогов ДОУ

6. Руководство повышением квалификации других воспитателей

Формы работы с

воспитателями (учителями)

школы/района

Тематика мероприятий или      перечень задач по

подготовке кадров

Сроки

Количество

воспитателей

Консультации

Деятельность воспитателя в условиях введения ФГОС

2017 –2022гг

            15

Открытые мероприятия

Представление опыта  работы в соответствии с требованием ФГОС

2017 –2022гг

                   15

Круглый стол

Дошкольное и начальное образование. Проблемы и пути их решения.

2017-2022гг

                   10

7. Работа в составе  МО района

Название подразделения

Тематика

мероприятий или

перечень задач,

выполняемых

педагогом

Сроки

Результативность

деятельности

Организация предшкольной подготовки детей, в условиях ФГОС ДО

 

 2017 –2022гг

 Портфолио выпускника ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.

Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...

«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.

   Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...

Индивидуальное логопедическое занятие со старшими дошкольниками. Постановка звука [Л]

Коррекционно – обучающие, коррекционно – развивающие, воспитательные задачи решаются на занятии на основе наглядности....

Организация индивидуальной и фронтальной работы с дошкольниками с умеренной и тяжелой УО в условиях коррекционной группы ДОУ.

Практический опыт работы с дошкольнками с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, который может заинтересовать учителей - дефектологов, методистов и воспитателей коррекционных групп....

Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с помощью пальчиковых игр»

Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с помощью пальчиковых игр»...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...