индивидуальный план "Мелкая моторика рук у дошкольников"
методическая разработка на тему
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский.
В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?
Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д.. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.
Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом, счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_ahmadeeva_g.m.docx | 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Берёзка Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан»
Индивидуальный план работы
на межаттестационный период
по повышению профессионального уровня
воспитателя
Ахмадеевой Гульназ Миргазизовны
на 2017-2022 год
пгт Рыбная Слобода
Цели профессионального развития:
Повышение профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
Построение воспитательно-образовательного процесса с использованием инновационных технологий:
- игровые педагогические технологии;
-создание ситуации успеха каждого воспитанника;
-здоровьесберегающие технологии;
-коммуникативная технология.
Теоретически обосновать и практически подтвердить развитие личностных творческих способностей детей дошкольного возраста.
Повышение компетентности родителей в воспитании детей.
Актуальность.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский.
В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?
Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д.. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.
Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом, счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной дезадаптации.
Актуальности решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить, но и выполнять письменные работы. Доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений.
Как воспитатель , я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. Общаясь с преподавателями начальных классов, выяснилось, что на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.
Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.
Результат работы:….
В результате взаимодействия дошкольного учреждения с семьей будет повышено качество работы с родителями воспитанников:
-созданы необходимые условия для предметно-пространственной среды по развитию мелкой моторики рук дошкольника.
-сформированность интереса родителей к сотрудничеству с детским садом
-повышена компетентность родителей в области художественно-эстетического развития детей.;
-повышена заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей;
В результате развития профессиональной компетентности педагога:
- разработаны и проведены открытые занятия и мероприятия по собственным, новаторским технологиям в соответствии с ФГОС ДО;
-созданы комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и размещены на личном сайте и сайте ДОУ;
-систематический самоанализ своей профессиональной деятельности, отчет о результатах работы над темой на МО и педсоветах;
-разработаны дидактические материалы, тесты, видео пособия, способствующие личностно-ориентированному подходу в воспитательно-образовательном процессе;
-результаты работы над темой самообразования помещены на сайте ДОУ;
Работа по реализации поставленных задач должна включать следующие мероприятия:
-организация работы с детьми;
-организация работы с педагогами;
-организация работы с родителями;
-организация работы с социумом (общественные организации).
Основные направления работы по самообразованию.
План работы по самообразованию.
Воспитатель Ахмадеева Гульназ Миргазизовна
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1.Изучить роль развития мелкой моторики рук дошкольника.
2.Изучить роль дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании художественно-эстетического развития дошкольника.
3.Определить основные принципы работы по развития мелкой моторики рук.
4. Подготовить картотеку дидактических игр, направленных на личностное развитие детей, изготовление материала для игр.
- Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства
Вопросы, по которым изучается литература | Литература, нормативно - правовые документы | Задачи использования литературных источников | Сроки | Форма отчетности | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Нормативно-правовая база | -Приказ РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» -Профессиональный стандарт педагога (проект) | Знакомство с основополагающим документом | 2017-2022 г | Выступление | Консультация на педсовете |
| -Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой Изучение журналов «Дошкольное воспитание», «Мәгариф», «Гаилә һәм мәктәп”. | «Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста 2-3 лет», разработанное на основе практического опыта психолого-педагогического сопровождения развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. статьи | 2017-2022 гг 2017-2022 гг. | Выступления, открытые мероприятия Выступление | Заседания МО в течение года Консультация на педсовете |
Формирование видов деятельности направленные на развитие мелкой моторики рук. | 1. Развитие мелкой моторики рук 2.Развиваем мелкую моторику. Ткаченко. 3.Пальчиковые игры. Е.Б.Шмелева 4.Послушные карандаши. Л.В.Игнатьева | 1.Развитие у детей ценностных ориентаций, духовно-нравственных качеств личности. 2.Формирование положительного отношения ребёнка к себе, становление самостоятельности и стремление к познанию. 3.Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. 4.Развитие эмоционального интеллекта. 5.Формирование уважительного отношения к окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. | 2017-2022гг | Выступления, открытые мероприятия Собран дополнительный материал по работе с родителями из Интернет – источников. Диагностика личностных качеств детей. | Выступление на педсовете МБДОУ, общих,групповых родительских собраниях |
Взаимодействие семьи и ДОУ | 1.Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Евдокимова Е.С. 2008г 2.Семья и детский сад: педагогическое образование родителей Носова Е.А., Швецова Т.Ю. 2009г
| 1.Повышение уровня педагогической культуры родителей, научить их «быть родителями». 2. Разработка и внедрение в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей. 2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей. 3. Работа в тесном контакте с семьями воспитанников. 4. Способствование активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. 5. Популяризация деятельности ДОУ. | 2017-2022гг | Разработаны анкеты и консультации для работы с родителями, совместные мероприятия с родителями, участие в конкурсах города, района, Республики, всероссийских | Выступление на педсовете МБДОУ, общих,групповых родительских собраниях, мероприятиях |
2. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию обновленного
учебно - воспитательного процесса
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов | Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы |
Создание методических разработок по развитию мелкой моторики рук детей и взаимодействие с родителями | 2017 - 2018гг | Методические разработки | Открытые занятия для воспитателей ДОУ и на заседании МО |
Формирование картотеки игр по развитию мелкой моторики рук. | 2017-2022 гг | Консультация. | Участие в МО воспитателей района, курсах повышения квалификации воспитателей города, района, республики, страны |
Разработка образовательной деятельности в соответствии с требованием ФГОС | 2017-2019 г. | Открытые мероприятия | Самоанализ и анализ открытых мероприятий на заседаниях МО воспитателей в течение года |
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности выступление | Сроки | Форма представления результатов работы | Где и кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Художественно-эстетическое развитие детей группы раннего возраста. | Май 2017г | Выступление | МО воспитателей младших групп |
«Как мы помогаем животным» | Май 2017 г | Презентация | МО воспитателей младших групп |
Результаты анкетирование родителей на тему « Что такое здоровье?» Результаты анкетирование воспитателей « Здоровый образ жизни» | Ноябрь, 2017г | Выступление на педагогическом совете | Для педагогов ДОУ |
Использование ИКТ-технологий в образовательном процессе для успешной реализации ФГОС ДО | Апрель , 2017г | Выступление | МО воспитателей младших и средних групп |
Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи | 2017-2020гг | Разработка и реализация проектов различной тематики | Для педагогов и родителей, интернет –пользователей |
Влияние развития мелкой моторики руки на письмо и на речь дошкольников в соответствии с ФГОС. | 2017-2021гг | Методическая разработка | Для педагогов и родителей, интернет –пользователей |
Успешность ребенка-это создание благоприятных условий для подготовки его к школе. | 2017-2018 | Создание картотеки по развитию мелкой моторики рук, предметно-пространственной развивающей среды, кружковая работа, совместные проекты родителей и их детей. | Для педагогов и родителей, интернет –пользователей |
4. Участие в методической работе детского сада.
Мероприятие | Сроки | Выполняемые виды работ (решаемые задачи) | Форма представления результатов работы |
Открытые мероприятия | В течение года | Цикл мероприятий, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС | Конспекты мероприятий |
Посещение открытых мероприятий педагогов ДОУ | В течение года | Анализ мероприятий педагогов ДОУ | Анализ мероприятий педагогов ДОУ |
Участие в проведении тематических недель | В течение года | Подготовка и проведение мероприятий | Проведение тематических мероприятий |
Проведение семинаров и мастер-классов | В течение года | Подготовка и проведение | Подготовка и проведение |
Заседание педсовета | 1 раз в квартал | Методическая взаимопомощь, представление опыта работы | Заседание МО воспитателей |
5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне детского сада
Темы курсов (семинаров, круглых столов и др.) | Место прохождения курсов, участия в семинарах и др. мероприятиях | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
« | Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» | 2018-2019 гг | Презентация опыта работы |
Обеспечение непрерывности профессионального саморазвития педагогов ДОУ | Сайт www.ns/portal.ru | 2017-2019гг | Выступление для педагогов ДОУ |
По плану учебно-методического портала | Участие в вебинарах учебно-методического портала в режиме on-line | 2017-2019гг | Выступление для педагогов ДОУ |
6. Руководство повышением квалификации других воспитателей
Формы работы с воспитателями (учителями) школы/района | Тематика мероприятий или перечень задач по подготовке кадров | Сроки | Количество воспитателей |
Консультации | Деятельность воспитателя в условиях введения ФГОС | 2017 –2022гг | 15 |
Открытые мероприятия | Представление опыта работы в соответствии с требованием ФГОС | 2017 –2022гг | 15 |
Круглый стол | Дошкольное и начальное образование. Проблемы и пути их решения. | 2017-2022гг | 10 |
7. Работа в составе МО района
Название подразделения | Тематика мероприятий или перечень задач, выполняемых педагогом | Сроки | Результативность деятельности |
Организация предшкольной подготовки детей, в условиях ФГОС ДО
| 2017 –2022гг | Портфолио выпускника ДОУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация работы логопеда. Составление ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА с возможностью осуществления мониторинга.
Уважаемые коллеги, предлагаю универсальный план (шаблон) индивидуальной работы для всех возрастных групп дошкольников с функцией дневника наблюдения за процессом коррекционной работы (мониторинг динам...
«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.
Проектный метод обучения – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Верак...
Индивидуальное логопедическое занятие со старшими дошкольниками. Постановка звука [Л]
Коррекционно – обучающие, коррекционно – развивающие, воспитательные задачи решаются на занятии на основе наглядности....
Организация индивидуальной и фронтальной работы с дошкольниками с умеренной и тяжелой УО в условиях коррекционной группы ДОУ.
Практический опыт работы с дошкольнками с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, который может заинтересовать учителей - дефектологов, методистов и воспитателей коррекционных групп....
Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с помощью пальчиковых игр»
Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников с помощью пальчиковых игр»...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...