РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка на тему

Колесникова Светлана Николаевна

 

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

  РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитатель Колесникова С.Н.

Еще во II, веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действия руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура – еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развитие рук с развитием мозга. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, помогают произношению многих звуков, развивают речь ребенка, что движения рук всегда были тесно связаны с речью и способствовали его развитию. А известный педагог В.А. Сухомлинский утверждал, что в «ум ребенка находится на кончике пальцев».

И наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока- воровка», «Ладушки» и им подобные народные игры ничто иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж на базе акупунктуры. Только задумайтесь, такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы! Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, и иммуностимулирующий эффект – это раз. Стимуляция мыслительных функций и речи – это два. Веселое общение малыша и мамы , заряд положительных эмоций – это три. Думаю, этого вполне достаточно, чтобы игры и упражнения с пальчиками и ладошками уверенно обосновались в арсенале  забав в малышом. Развитие тонкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.

Известно, что речью управляет центральная нервная система. Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулируют речевые органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и предложений и многое другое.

Удивительная работа по освоению речи проходит в тайне от нас, в лаборатории мозга. Но мы вполне можем поспособствовать ей,  развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук – представители речевых центров мозга, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции – двойная польза!

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками,  развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.  Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеются отставание , задержка развития моторной речи детей.

И.М. Сеченов и И.П. Павлов предавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. И.М. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». И.П. Павлов также говорил, что, речь- это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Таким образом, развитие функций рук и речевой функции, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти рук) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развилась и совершенствовалась и речевая функция человека.  Прямая зависимость между уровнем сформированности речи развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы диффектологов).  Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот тормозит тактое развитие.

Дошкольник может заблаговременно овладеть рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом.  Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и конкурных изображений, ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыкам плавного  «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движения руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. В вопросах развития речи у ребенка не существует мелочей. То, что представляется неважным или не существенным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьезной проблемой. Часто родители не уделяют должного внимания развитию моторики, не понимая, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи.

 Задача воспитателей и детских психологов донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания окажутся трудными. Предлагаю вашему вниманию игру Марии Монтессори.

Игры- шнуровки

  1. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
  2. развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
  3. формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
  4. способствуют развитию речи;
  5. развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки ( мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не мало важно, игры-шнуровки М. Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки- и руки развивает и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от М. Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить «Игру- шнуровку» набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, «куска сыра, иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка.  Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много «Игрушек - шнуровок», ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение: «Зачем это всё надо?» Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. У большинства детей обувь на липучках. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать, вязать, вышивать и т.д. сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития моторики и в частности- руки, общая не готовность детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме, это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а  из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не  лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы- невыполнимая и опасная задача- значит и этот ребенок сне исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ему приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы с детьми с ЗПР по развитию тонкой моторики пальцев рук

Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:кинестетический п...

РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. В психическом развитии человека очень многое определяется тем, насколько он у...

Развитие тонкой моторики рук у дошкольников с ОHP в процессе продуктивной деятельности

Обследование навыков и умений детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, проводимое в начале учебного года, выявляет отставание данной категории детей от нормально развивающихся све...

Развитие тонкой моторики пальцев рук

Эти упражнения развивают мелкую моторику...

Виды деятельности по развитию тонкой моторики пальцев рук

Перечисление  видов работ по развитию мелкой моторики и  рекомендации по их проведению...

Памятки Родителям 1. О развитии речи ребенка; 2. Об условиях проведения артикуляционной гимнастики дома; 3. "Ум на кончиках пальцев" - об упражнениях для развития тонкой моторики.

Памятка "Логопед Рекомендует" из серии  "Советы логопеда" знакомит родителей с развитием речи ребенка.Памятка "Ум на кончиках пальцев" из серии "Советы логопеда...

Мастер-класс Формирование словаря прилагательных через развитие мелкой моторики пальцев рук дошкольников

Проблема развития речи детей является одной из актуальных проблем современного общества. Дошкольное образование сегодня претерпевает серьёзные перемены. По данным многочисленных исследований, уж...