ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья на тему

Ермолаева Людмила Анатольена

УДК 159.924.24 – 053.4

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е. В. Гунина (г. Чебоксары)

Л. А. Ермолаева (г. Чебоксары)

Аннотация: В статье авторами проведен краткий анализ изучения проблемы творчества в психологии. Показала значимость развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Проведенное исследование творческих способностей выявило эффективность разработанной игровой программы для дошкольников.

Ключевые слова: творчество, способности, дошкольный возраст, оригинальность, гибкость, игра.

 

STUDY OF CREATIVE ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN

E. Gunina(Cheboksary)

L. Ermolaeva (Cheboksary)

Abstract: Article authors a short analysis study of the problem of creativity in psychology. Showed the significance of the development of creative abilities in preschool children. The study of creativity has revealed the effectiveness developed game software for preschoolers.

Keywords: creativity, ability, preschool age, originality, flexibility, game.

 

Проблема творчества интересовала людей не одно столетие. Ученые античности, средних веков считали творчество одной из движущих сил развития человека. А. Н. Бердяев отмечал, что «Творчество единственный вид деятельности, который делает человека человеком» [1, 7]. Проблеме творчества в отечественной психологии посвящены работы Л. С. Выготского, Н. Г. Рубинштейн, Б. М. Теплова, Д. Б. Богоявленской, Я.А. Пономарёва и др.

Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Дружинин Н. А. и др. исследуя творческое мышление, выявили причины и мотивационную обусловленностьразвития творчества.Структурно-уровневую модель творческого процессаразработал Я. А. Пономарев. Он выделил в ней два вида: логическое и интуитивное мышление. Считал, что творческая активность личности зависит от поисковой мотивации и чувствительности личности к новым образованиям. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить основные подходы в изучении творчества: биометрический (психофизиологический), когнитивно-эмоциональный, экономико-прагматический, системный, личностный.

 Творчество в отечественной и зарубежной психологии рассматривается с нескольких сторон: результативной и процессуальной. Представителями результативной стороны являются А. В. Брушлинский, О. К Тихомиров и др.  Изучению творческой деятельности с процессуальной стороны творческого акта посвящены работы Г. Грубер, Д. Воллэйс, Э. Торренс и др.

Грубер Г., Воллэйс Д. выделили в творчестве следующие составляющие: оригинальность, ценности, целесообразность и длительность. Составляющими творческого мышления (креативности) по мнению Э. Торренса  являются:

- чувствительность к проблемным ситуациям;

-  поиск, выделение и формулирование проблемы;

-  генерирование гипотез, касающихся способов решения проблемы;

-  проверкавыдвинутых гипотез;

-  нахождение и формулирование путей решения;

-  интерпретация и популяризация полученных результатов[3].

Несмотря на отсутствие единой точки зрения на  проблему творчества,творчество необходимо рассматривать  не только с учетом таких категорий как, результативность и процессуальность; субъективность и объективность, но и учитывать внутриличностную и социокультурную обусловленность.

 Важно изучать и развивать творческие способности с раннего возраста.Основными направлениями изучения творческих способностей у детей является: развитие воображения и качества мышления, формирующие креативность.Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития воображения.  Дети этого возраста любознательны, обладают подвижным и развитым воображением, огромным желанием познать окружающий мир.

Проблемой развития творческих способностей детей дошкольного возраста, занимались Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Э. Торренс, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев и др.

Д. Б. Богоявленская считает, что «Творчество это родовая  сущность человека, т. е постоянная возможность выходить за пределы себя».

Л. С. Выготский отмечал, что «Ценность детского творчества нужно видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении»[1, 8].

В. Т. Кудрявцев, говоря о детском творчестве, делит его на две формы – «открытие для других» и «открытие для себя». Вторая форма является более важной, так как ребенок овладевает новыми способами деятельности, знаниями и умениями [4, 71].

 Изучение творческих способностей у детей дошкольного возраста проводилось в МБДОУ «Кугесьском детском саду «Крепыш» Чебоксарского района Чувашской Республики. В исследовании приняло участие 14 детей в возрасте 6 лет. Было проведено 2 этапа исследования. На первом   этапе  основным методом явился эксперимент с применением методики Э. П. Торренса(«Незаконченный рисунок») [2]. После проведения целенаправленной развивающей программы (проводились игры и упражнения на развитие воображения и творческого мышления) проведено повторное исследования с целью выявления эффективности разработанной программы.Обработка полученных результатов проводилась по  основным показателям творческих способностей, выделенных Торренсом:

–  беглость мысли (идеи, возникающие за единицу времени)

– гибкость (способность переключения с одной идеи на другую, применение идеи в другом)

– оригинальность (умение выдвигать оригинальные нестандартные решения)

–  любознательность (открытость ко всему новому)

– точность (совершенствовать, придавать законченный вид творческому продукту)

– смелость (принимать решения, не боятся доводить их до конца).

 Дополнительными были наблюдение и беседа.

Получены следующие выводы:

  1. На втором этапе исследования у детей не выявлен низкий уровень творческого развития, тогда как в 1-й серии он выявлен у 15% детей.
  2. Выявлена динамика творческого развития у детей с высоким уровнем (с 22% до 39%).
  3. Уменьшение детей, имеющих нормальный уровень творческого развития произошло за счет перехода детей на высокий уровень развития творческого мышления.

Проведенное исследование еще раз доказало эффективность проведения игровых занятий. Детские игры развивают гибкость и оригинальность мышления. При развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

 

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. Очерк: Кн для учителя. – 3-е изд.–М.: Просвещение, 1991.– 93с.: ил – ISBN 5-09-003428-1.
  2. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности: мастер просвещения / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 201 с.
  3. Яголковский, С. Р. Психология креативности и инновации: учеб. пособие / С. Р. Яголковский; Гос. ун-т – Высшая школа экономики – М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2007. – 157, [3]с. – Лит.:с. 134-157. – 1000 экз. – ISBN 978-5-7598-052-3 (в обл.).
  4. Кудрявцев В. Т. т педагогики повседневности – к педагогике развития / В. Кудрявцев // дошкольное воспитание / Ред. В. М. Кузина, Е. Ю. Агарева. – 2005. – № 3 2005. – с. 70 – 77.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.924.24 – 053.4

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е. В. Гунина (г. Чебоксары)

Л. А. Ермолаева (г. Чебоксары)

Аннотация: В статье авторами проведен краткий анализ изучения проблемы творчества в психологии. Показала значимость развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Проведенное исследование творческих способностей выявило эффективность разработанной игровой программы для дошкольников.

Ключевые слова: творчество, способности, дошкольный возраст, оригинальность, гибкость, игра.

STUDY OF CREATIVE ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN

E. Gunina(Cheboksary)

L. Ermolaeva (Cheboksary)

Abstract: Article authors a short analysis study of the problem of creativity in psychology. Showed the significance of the development of creative abilities in preschool children. The study of creativity has revealed the effectiveness developed game software for preschoolers.

Keywords: creativity, ability, preschool age, originality, flexibility, game.

Проблема творчества интересовала людей не одно столетие. Ученые античности, средних веков считали творчество одной из движущих сил развития человека. А. Н. Бердяев отмечал, что «Творчество единственный вид деятельности, который делает человека человеком» [1, 7]. Проблеме творчества в отечественной психологии посвящены работы Л. С. Выготского, Н. Г. Рубинштейн, Б. М. Теплова, Д. Б. Богоявленской, Я.А. Пономарёва и др.

Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Дружинин Н. А. и др. исследуя творческое мышление, выявили причины и мотивационную обусловленностьразвития творчества.Структурно-уровневую модель творческого процессаразработал Я. А. Пономарев. Он выделил в ней два вида: логическое и интуитивное мышление. Считал, что творческая активность личности зависит от поисковой мотивации и чувствительности личности к новым образованиям. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить основные подходы в изучении творчества: биометрический (психофизиологический), когнитивно-эмоциональный, экономико-прагматический, системный, личностный.

 Творчество в отечественной и зарубежной психологии рассматривается с нескольких сторон: результативной и процессуальной. Представителями результативной стороны являются А. В. Брушлинский, О. К Тихомиров и др.  Изучению творческой деятельности с процессуальной стороны творческого акта посвящены работы Г. Грубер, Д. Воллэйс, Э. Торренс и др.

Грубер Г., Воллэйс Д. выделили в творчестве следующие составляющие: оригинальность, ценности, целесообразность и длительность. Составляющими творческого мышления (креативности) по мнению Э. Торренса  являются:

- чувствительность к проблемным ситуациям;

-  поиск, выделение и формулирование проблемы;

-  генерирование гипотез, касающихся способов решения проблемы;

-  проверкавыдвинутых гипотез;

-  нахождение и формулирование путей решения;

-  интерпретация и популяризация полученных результатов[3].

Несмотря на отсутствие единой точки зрения на  проблему творчества,творчество необходимо рассматривать  не только с учетом таких категорий как, результативность и процессуальность; субъективность и объективность, но и учитывать внутриличностную и социокультурную обусловленность.

 Важно изучать и развивать творческие способности с раннего возраста.Основными направлениями изучения творческих способностей у детей является: развитие воображения и качества мышления, формирующие креативность.Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития воображения.  Дети этого возраста любознательны, обладают подвижным и развитым воображением, огромным желанием познать окружающий мир.

Проблемой развития творческих способностей детей дошкольного возраста, занимались Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Э. Торренс, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев и др.

Д. Б. Богоявленская считает, что «Творчество это родовая  сущность человека, т. е постоянная возможность выходить за пределы себя».

Л. С. Выготский отмечал, что «Ценность детского творчества нужно видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении»[1, 8].

В. Т. Кудрявцев, говоря о детском творчестве, делит его на две формы – «открытие для других» и «открытие для себя». Вторая форма является более важной, так как ребенок овладевает новыми способами деятельности, знаниями и умениями [4, 71].

 Изучение творческих способностей у детей дошкольного возраста проводилось в МБДОУ «Кугесьском детском саду «Крепыш» Чебоксарского района Чувашской Республики. В исследовании приняло участие 14 детей в возрасте 6 лет. Было проведено 2 этапа исследования. На первом   этапе  основным методом явился эксперимент с применением методики Э. П. Торренса(«Незаконченный рисунок») [2]. После проведения целенаправленной развивающей программы (проводились игры и упражнения на развитие воображения и творческого мышления) проведено повторное исследования с целью выявления эффективности разработанной программы.Обработка полученных результатов проводилась по  основным показателям творческих способностей, выделенных Торренсом:

–  беглость мысли (идеи, возникающие за единицу времени)

– гибкость (способность переключения с одной идеи на другую, применение идеи в другом)

– оригинальность (умение выдвигать оригинальные нестандартные решения)

–  любознательность (открытость ко всему новому)

– точность (совершенствовать, придавать законченный вид творческому продукту)

– смелость (принимать решения, не боятся доводить их до конца).

 Дополнительными были наблюдение и беседа.

Получены следующие выводы:

  1. На втором этапе исследования у детей не выявлен низкий уровень творческого развития, тогда как в 1-й серии он выявлен у 15% детей.
  2. Выявлена динамика творческого развития у детей с высоким уровнем (с 22% до 39%).
  3. Уменьшение детей, имеющих нормальный уровень творческого развития произошло за счет перехода детей на высокий уровень развития творческого мышления.

Проведенное исследование еще раз доказало эффективность проведения игровых занятий. Детские игры развивают гибкость и оригинальность мышления. При развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. Очерк: Кн для учителя. – 3-е изд.–М.: Просвещение, 1991.– 93с.: ил – ISBN 5-09-003428-1.
  2. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности: мастер просвещения / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 201 с.
  3. Яголковский, С. Р. Психология креативности и инновации: учеб. пособие / С. Р. Яголковский; Гос. ун-т – Высшая школа экономики – М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2007. – 157, [3]с. – Лит.:с. 134-157. – 1000 экз. – ISBN 978-5-7598-052-3 (в обл.).
  4. Кудрявцев В. Т. т педагогики повседневности – к педагогике развития / В. Кудрявцев // дошкольное воспитание / Ред. В. М. Кузина, Е. Ю. Агарева. – 2005. – № 3 2005. – с. 70 – 77.



Предварительный просмотр:

УДК 159.924.24 – 053.4

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е. В. Гунина (г. Чебоксары)

Л. А. Ермолаева (г. Чебоксары)

Аннотация: В статье авторами проведен краткий анализ изучения проблемы творчества в психологии. Показала значимость развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Проведенное исследование творческих способностей выявило эффективность разработанной игровой программы для дошкольников.

Ключевые слова: творчество, способности, дошкольный возраст, оригинальность, гибкость, игра.

STUDY OF CREATIVE ABILITIES IN PRESCHOOL CHILDREN

E. Gunina(Cheboksary)

L. Ermolaeva (Cheboksary)

Abstract: Article authors a short analysis study of the problem of creativity in psychology. Showed the significance of the development of creative abilities in preschool children. The study of creativity has revealed the effectiveness developed game software for preschoolers.

Keywords: creativity, ability, preschool age, originality, flexibility, game.

Проблема творчества интересовала людей не одно столетие. Ученые античности, средних веков считали творчество одной из движущих сил развития человека. А. Н. Бердяев отмечал, что «Творчество единственный вид деятельности, который делает человека человеком» [1, 7]. Проблеме творчества в отечественной психологии посвящены работы Л. С. Выготского, Н. Г. Рубинштейн, Б. М. Теплова, Д. Б. Богоявленской, Я.А. Пономарёва и др.

Матюшкин А. М., Мелик-Пашаев А. А., Дружинин Н. А. и др. исследуя творческое мышление, выявили причины и мотивационную обусловленностьразвития творчества.Структурно-уровневую модель творческого процессаразработал Я. А. Пономарев. Он выделил в ней два вида: логическое и интуитивное мышление. Считал, что творческая активность личности зависит от поисковой мотивации и чувствительности личности к новым образованиям. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить основные подходы в изучении творчества: биометрический (психофизиологический), когнитивно-эмоциональный, экономико-прагматический, системный, личностный.

 Творчество в отечественной и зарубежной психологии рассматривается с нескольких сторон: результативной и процессуальной. Представителями результативной стороны являются А. В. Брушлинский, О. К Тихомиров и др.  Изучению творческой деятельности с процессуальной стороны творческого акта посвящены работы Г. Грубер, Д. Воллэйс, Э. Торренс и др.

Грубер Г., Воллэйс Д. выделили в творчестве следующие составляющие: оригинальность, ценности, целесообразность и длительность. Составляющими творческого мышления (креативности) по мнению Э. Торренса  являются:

- чувствительность к проблемным ситуациям;

-  поиск, выделение и формулирование проблемы;

-  генерирование гипотез, касающихся способов решения проблемы;

-  проверкавыдвинутых гипотез;

-  нахождение и формулирование путей решения;

-  интерпретация и популяризация полученных результатов[3].

Несмотря на отсутствие единой точки зрения на  проблему творчества,творчество необходимо рассматривать  не только с учетом таких категорий как, результативность и процессуальность; субъективность и объективность, но и учитывать внутриличностную и социокультурную обусловленность.

 Важно изучать и развивать творческие способности с раннего возраста.Основными направлениями изучения творческих способностей у детей является: развитие воображения и качества мышления, формирующие креативность.Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития воображения.  Дети этого возраста любознательны, обладают подвижным и развитым воображением, огромным желанием познать окружающий мир.

Проблемой развития творческих способностей детей дошкольного возраста, занимались Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Э. Торренс, Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев и др.

Д. Б. Богоявленская считает, что «Творчество это родовая  сущность человека, т. е постоянная возможность выходить за пределы себя».

Л. С. Выготский отмечал, что «Ценность детского творчества нужно видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении»[1, 8].

В. Т. Кудрявцев, говоря о детском творчестве, делит его на две формы – «открытие для других» и «открытие для себя». Вторая форма является более важной, так как ребенок овладевает новыми способами деятельности, знаниями и умениями [4, 71].

 Изучение творческих способностей у детей дошкольного возраста проводилось в МБДОУ «Кугесьском детском саду «Крепыш» Чебоксарского района Чувашской Республики. В исследовании приняло участие 14 детей в возрасте 6 лет. Было проведено 2 этапа исследования. На первом   этапе  основным методом явился эксперимент с применением методики Э. П. Торренса(«Незаконченный рисунок») [2]. После проведения целенаправленной развивающей программы (проводились игры и упражнения на развитие воображения и творческого мышления) проведено повторное исследования с целью выявления эффективности разработанной программы.Обработка полученных результатов проводилась по  основным показателям творческих способностей, выделенных Торренсом:

–  беглость мысли (идеи, возникающие за единицу времени)

– гибкость (способность переключения с одной идеи на другую, применение идеи в другом)

– оригинальность (умение выдвигать оригинальные нестандартные решения)

–  любознательность (открытость ко всему новому)

– точность (совершенствовать, придавать законченный вид творческому продукту)

– смелость (принимать решения, не боятся доводить их до конца).

 Дополнительными были наблюдение и беседа.

Получены следующие выводы:

  1. На втором этапе исследования у детей не выявлен низкий уровень творческого развития, тогда как в 1-й серии он выявлен у 15% детей.
  2. Выявлена динамика творческого развития у детей с высоким уровнем (с 22% до 39%).
  3. Уменьшение детей, имеющих нормальный уровень творческого развития произошло за счет перехода детей на высокий уровень развития творческого мышления.

Проведенное исследование еще раз доказало эффективность проведения игровых занятий. Детские игры развивают гибкость и оригинальность мышления. При развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление достичь какого-нибудь конкретного результата игры.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. Очерк: Кн для учителя. – 3-е изд.–М.: Просвещение, 1991.– 93с.: ил – ISBN 5-09-003428-1.
  2. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности: мастер просвещения / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 201 с.
  3. Яголковский, С. Р. Психология креативности и инновации: учеб. пособие / С. Р. Яголковский; Гос. ун-т – Высшая школа экономики – М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2007. – 157, [3]с. – Лит.:с. 134-157. – 1000 экз. – ISBN 978-5-7598-052-3 (в обл.).
  4. Кудрявцев В. Т. т педагогики повседневности – к педагогике развития / В. Кудрявцев // дошкольное воспитание / Ред. В. М. Кузина, Е. Ю. Агарева. – 2005. – № 3 2005. – с. 70 – 77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель: расширить знания педагогов через знакомство с нетрадиционными техниками рисования, как средства развития детского изобразительного творчества.Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техн...

Статья на тему: К вопросу изучения музыкальных способностей у детей дошкольного возраста

На ряду с основными музыкальными способностям, названными Тепловым Б.М., в статье большое  внимание уделяется общим познавательным способностям человека, как базе для развития музыкалных способно...

Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...

«Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности» Старший дошкольный возраст

Изобразительно-художественная деятельность является важнейшим средством в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста. Одной из важнейших задач педагогической теории и практики являетс...

Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабир

Диагностика определения  уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В. «Иг...

Методическая разработка Педагогический проект по математическому воспитанию для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники»

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследов...