Роль литературно-художественных произведений о Великой Отечественной войне в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
консультация (подготовительная группа)
Книги помогают осознать многое, в результате этого осознания приходят, и чувство благодарности к героям войны, и понимание бесчеловечности войны, и стремление поддерживать мир на планете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_literatury.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Приближается 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы не вправе забывать тех, кто погиб за наше Отечество. Неоценимую помощь в этом нам оказывает художественная литература военной тематики, неся за собой огромный воспитательно-патриотический заряд.
Книги помогают осознать многое, в результате этого осознания приходят, и чувство благодарности к героям войны, и понимание бесчеловечности войны, и стремление поддерживать мир на планете. Дети узнают, как ужасна война, делают вывод, что война – это зло, жестокость, смерть. В процессе знакомства с произведениями военной тематики, приходит понимание, что мужество – это не просто умение не бояться, это умение вопреки всему подниматься под грохот орудий, идти в атаку, защищать свою землю.
Постоянно применяя в образовательной деятельности произведения о войне, мы заинтересовываем детей процессом чтения, что в свою очередь приводит к устойчивой потребности чтения военно-патриотической литературы.
Литературные произведения о Великой Отечественной войне помогают детям понять мысли и чувства простых солдат, которые смогли отстоять нашу Родину, осознают роль всего нашего народа в Победе над фашизмом, понимать значение этого подвига. Анализ текстов хорошо дополняют репродукции картин, творческие работы самих воспитанников по прочитанным рассказам.
Поэзия привлекает детей не меньше прозы. Дети воодушевляются подвигом героев, хотят быть похожими на них. Дошкольники не только с интересом слушают стихи о войне, но и всегда стараются принять участие в конкурсе чтецов, ежегодно проводимом в дошкольном учреждении ко Дню освобождения Старого Оскола. Выбирая произведение на конкурс, каждый участник как будто вновь переживает историю, описанную в произведении, сочувствует его героям.
С какими произведениями художественной литературы, посвящёнными Великой Отечественной войне можно знакомить детей 5-7 лет? Приведём для примера некоторые из них.
Константин Паустовский «Похождения жука-носорога». История про то, как мальчик подарил папе, уходившему на фронт, жука-носорога. Автор рассказывает, как жук прошёл всю войну со своим хозяином. Даже когда была возможность улететь подальше от страшных звуков и пыли, он не сделал этого. Будто бы чувствовал, что он самый дорогой подарок и по запаху находил своего солдата. Вот такой героический жук!
Константин Паустовский «Стальное колечко». Рассказ о девочке Варюшке, о трудностях жизни в военное время. Варюшка в войну ходила на станцию и обменивала там махорку на хлеб. Но однажды она не смогла отказать солдату и отдала махорку даром. За доброту солдат подарил волшебное колечко. Когда девочка возвращалась домой, то нечаянно уронила драгоценный подарок, очень печалилась Варя. Она боялась, что её желание о выздоровлении дедушки не исполнится. Когда пришла весна, колечко нашлось, и дед выздоровел. Вот такая сказочная история!
Евгений Воробьев «Обрывок провода». История из военной жизни связиста, который своим телом включился в линию, чтобы батарея имела связь с наблюдательным командным пунктом. Дорогой ценой был передан секретный сигнал к наступлению наших войск.
Лора Тасси «Дети войны». Девочка, оставшись в изувеченной избе, уговаривает своего мишку не бояться. Медвежонок – это единственное, что осталось у девочки от довоенной жизни. Теперь у нее нет ни дома, ни семьи. Очень трогательное стихотворение. Сколько сирот оставила подлая война!
Александр Твардовский «Василий Тёркин». Поэма о зажигательном весёлом парне-солдате, который никогда не унывал, бил врага и не давал грустить своим сослуживцам.
В современной детской литературе есть книги, которые с пронзительной достоверностью рассказывают о непростых судьбах детей военного времени.
Даниил Гранин «Детская книга войны: дневники 1941-1945». В книгу включены материалы рукописей детей времён той страшной войны. Они как свидетельства ужасного, порой непереносимого горя, которое им пришлось испытать. Немногие выжили в те ужасные годы, мы должны помнить об этих детях, о том, как им было тяжело!
Рекомендуем почитать детям о Великой Отечественной войне.
- С. П. Алексеев «Наташка», «Землянка», «Самовар».
- А. Барто «В дни войны».
- Е. Благинина «Шинель».
- Е. Воробьёв «Обрывок провода».
- С.М. Георгиевская «Галина мама».
- Д. Гранин «Детская книга войны: дневники 1941-1945».
- И. Карпов «Мальчики».
- Ю. Корольков о пионерах-героях.
- С.Я Маршак «Мальчик из Поповки».
- А. Митяев «Дедова медаль».
- К. Г. Паустовский «Похождения жука-носорога», «Стальное
колечко».
- А.П. Платонов «Никита».
- К.Симонов «Сын артиллериста».
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин», «Рассказ танкиста».
- Л. Тасси «Дети войны».
- Ю. Я. Яковлев «Девочки с Васильевского острова».
Вместо заключения.
Ко дню празднования 75-летия Великой Победы выучите душевное стихотворение для ветерана, а в день Победы поздравьте его с праздником этим стихотворением. Поверьте, эта встреча навсегда останется в памяти вашего ребёнка.
Список литературы:
- Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников/ Н.В. Алёшина. - М.: ЦГЛ, 2004. – 256 с.
- Веракса Н.Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошклольного образования. От рождения до школы / Под ред. МН.Е. Вераксы, М.А. Васильевой – М; Мозайка-синтез, 2011. – 336 с.
- Комратова Н. Г.Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Н. Г.Комратова, Л.Ф. Грибова. – М., 2007. – 14 с.
- Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отчества в истории русской педагогики» / Н.П. Овчинникова «Педагогика». – 2007г., № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
laquo;Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»...
«Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста».текст
laquo;Использование музыкальных произведений о Великой Отечественной Войне в нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»....
Игры дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» дидактические по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война»
Развивать связную речь детей....
Художественная литература и музыкальные произведения о Великой отечественной войне как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Презентация в которой рассказывается о создании уголка уединения в младшей группе....
9 мая -День Победы! Мы не забудем грозных лет-пусть будет мир, пусть будет свет.Цель: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне; укрепление нравственно-патриотических чувств дошкольников.!
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25645669","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Прошло много лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы не вправе забывать тех, кто погиб за наше Отечество. Неоценимую помощь в этом нам оказывает художественная литература военной тематики,...
Воспитание патриотизма через литературно-художественные произведения о Великой Отечественной войне
Прошло много лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы не вправе забывать тех, кто погиб за наше Отечество. Неоценимую помощь в этом нам оказывает художественная литература военной тематики,...