"Приобщение дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере."
творческая работа учащихся на тему

Копытова Татьяна Михайловна

«Оптимизация предметно-пространственной развивающей среды, способствующей развитию гармоничной личности дошкольника в условиях социализации и индивидуализации при непосредственном психолого-педагогическом сопровождении»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Предметно-развивающая среда»

Развивающая предметно- пространственная среда- это не просто набор игрушек, пособий, мебели, которые находятся в детском саду, развивающая предметно- пространственная среда- это умение педагога организовать все это и правильно использовать в своей работе.

Последние изменения РППС во ФГОС, который выделил понятие и дал требования.

РППС- это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержания развития его деятельности. Обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка (лекц. Е.В. Трифонова)

Функционально моделирующая- это значит предполагает возможность перехода деятельности на более высокий этап развития. Лучший пример- песок, но в рамках группового помещения такую возможность может предложить конструктор, природные материалы (предметы заместители), которые могут быть доступны детям.

Понятие предметно-пространственная среда также определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств» (С.Л. Новоселова).

Любое умственное действие дошкольника формируется во внешней предметной форме. У ребенка должна быть широкая возможность выбора.

Все игрушки (не интерактивные) в группе можно разделить на игрушки, развивающие деятельность и на позволяющие реализовывать деятельность. В зависимости от возраста идет постепенный переход от первого типа ко второму.

Требования ФГОС ДО:

РППС должна быть:

  • содержательно- насыщенной;
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной.

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

  1. рабочая;
  2. активная;
  3. спокойная.

1. Рабочая зона в пространстве группы необходимо прежде всего для организации непосредственной образовательной деятельности. Но, как и любая другая зона, она должна отвечать требованиям ФГОС к РППС.

Самое очевидное, что может сделать педагог- менять положение рабочих поверхностей, в зависимости от предполагаемой деятельности:

Также к рабочей зоне можно отнести ковер:

Нередко меняется и оформление музейного уголка, это зависит от темы, а также интересов детей. При знакомстве с Гжелью выяснилось, что у многих воспитанников дома есть посуда и фигурки в данной технике, ребята предложили организовать музей, чтобы у каждого была возможность рассказать о своем предмете:

2. Активная зона в групповом помещении занимает наибольшее пространство, в распоряжении детей игрушки в открытом пространстве, так как детям до шести лет необходимо предоставить возможность визуального выбора игрушки или игры:

п

Детская мебель, которая может быть убрана по желанию детей, а перемещение зависит только от их спонтанной игровой деятельности:

Кукольный домик, в создании которого принимали участие мальчики группы, в дальнейшем был заполнен мебелью, созданной девочками:

Активную зону периодически дополняет театральный уголок, в котором ребята чувствуют себя настоящими кукловодами, а их герои выходят за рамки ширмы, постепенно оказываясь в других зонах группы:

Для пальчикового театра ширму сделали из бросового материала сами дети:

У детей всегда есть возможность проводить эксперименты и опыты, уголка для экспериментов у нас нет, но для них могу послужить любые зоны группы:

3.Спокойная зона в группе нужна для тихих игр, настольных игр, свободного творчества, а также для уединения детей во время свободной деятельности.

Книжный уголок, оснащенность которого зависит от тем, праздников и др. он всегда доступен детям, но не нагромождён, в нем дети могут найти не только книги, но и тематические игрушки, раскраски, открытки, необходимые материалы для поделок:

Помимо книжного уголка, литературу можно обнаружить в уголке природы, а также в уголке Юного биолога, где воспитанники имеют возможность применить полученные знания на практике:

В творческом уголке для детей всегда в наличии карандаши, бумага, небольшое количество природного материала, а также те материалы, которые были использованы во время НОД, так как воображение ребёнка продолжает работать и после занятия. Была тема «Подводный мир», и некоторым детям пришла идея, что рыбы похожи на усы, но аквариумы были закончены, ведь ребята знают, что у них есть возможность проявить свое творчество во время свободной деятельности:

В дидактическом уголке помимо предметов заместителей есть несколько видов конструкторов, у детей есть выбор: собирать Лего по схемам или включить свою фантазию и сотворить что- то свое. В этом виде активности также используются столы и ковер:

лодр

Конструктор Лего не всегда можно отнести в спокойную зону, ведь дети часто строят самолеты и другие виды транспорта, которыми успешно управляют.

Кроме группового помещения, воспитанники имеют возможность посещать другие кабинеты и залы детского сады, это и музыкальный, спортивный и тренажерный залы, а также кабинеты мультистудии и экологии:

При входе в группу есть уголок ПДД, в нем воспитанники имеют возможность играть, а также в нем проводятся беседы:

У воспитанников нашего детского сада присутствует возможность выбора, детей окружает предметно-пространственная среда, созданная педагогами, которая позволяющая им развиваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные ситуации, направленные на развитие у дошкольников познавательной активности в двигательной деятельности и формировании позиции субъекта здоровья сбережения.

Данные образовательные ситуации помогут воспитателям разнообразить двигательную активность , наполнить её познавательным материалом....

«Приобщение дошкольников к прекрасному через изобразительную деятельность»

«Искусство для детей должно быть богатым, разнообразным по содержанию, по тем чув­ствам, которые оно вызывает, а также но приемам художественной выразительности»Г.А. Флерина  Формировани...

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье представлена актуальность  формирования потребности в здоровом образе жизни, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей  уже в дошкольном  возрасте. По мнению автора решать...

Приобщение дошкольников к природе через проектную деятельность

Данная информация поможет педагогам ДОУ увлекательно, интересно и непринужденно организовывать деятельность дошкольников по ознакомлению и приобщению к миру природы. Воспитывать бережное к ней отношен...

Приобщение дошкольников к экологии посредством проектной деятельности

Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную рабо...

Методы и приёмы приобщения дошкольников к активному восприятию музыки.

Создание определенной материальной среды - «музыкальных уголков», «зон», «студий» и др. является условием самостоятельной музыкальной деятельности детей. В таком «музыкальном уголке» уже в средней гр...