Организация образовательной деятельности с дошкольниками на основе виммельбухов. Установление причинно-следственных связей по иллюстрациям виммельбуха.
консультация по художественной литературе (средняя, старшая, подготовительная группа)

Воробьева Юлия Владимировна

Консультация для воспитателей по организации образовательной деятельности на основе виммельбухов, а именно по установлению причинно-следственных связей при помощи, так называемых, "тонких"  вопросов - вопросов, требующих простого, односложного ответа и "толстых" вопросов - вопросов, требующих подробного, развернутого ответа. На примере иллюстраций О.Дворняковой "Один день из жизни Деда Мороза".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность с дошкольниками на основе виммельбухов.

Почему важно искать и обозначать причинно-следственные связи на иллюстрациях виммельбуха. Какой существует алгоритм по поиску причинно-следственных связей?  

 (На примере иллюстрации О. Дворняковой «Один день из жизни Деда Мороза»)

Почему важно искать и обозначать причинно-следственные связи на иллюстрациях виммельбуха?

Виммельбухи прекрасный материал для упражнения детей в установлении причинно-следственных связей.

Причинно-следственная связь – связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление, называемое следствием.

Для чего же важно ребенку развивать умение устанавливать причинно- следственные связи?

Способность устанавливать связь между причиной и следствием связано с развитием мышления ребенка. Делая умозаключения, в речи ребенка появляются суждения, т.е. развивается и речь. 

Способность к пониманию и установлению причинно-следственной связи между событиями является одним из основных показателей интеллектуального развития ребенка. Поэтому важно искать и обозначать причинно-следственные связи, рассматривая иллюстрации виммельбуха.

Образовательная деятельность, организованная педагогом по рассматриванию виммельбуха похожа на игру — она проходит легко и непринуждённо. 

Как же научится самому, и научить детей устанавливать причинно-следственные связи по иллюстрациям? Для этого можно воспользоваться вопросами, направляющие  мышление.

 Таблица «тонких» и «толстых» вопросов

«Тонкие» вопросы, требующие простого, односложного ответа, который можно найти на иллюстрации.

·         Кто? /Что?

·         Когда?

·         Как звали?

·         Сколько?

·         Где?

·        Верно ли, что...?

«Толстые вопросы» - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа:

·         Объясни, почему...?

·         Каковы цели...?

·         В чём различие...?

·         В чём причины...?

·     Предположите, что было бы, если...?

Далее мы рассмотрим эти вопросы и с их помощи установим причинно-следственные связи на примере виммельбуха  «Один день из жизни Деда Мороза» 

Вопрос «Кто?» - предполагает выявление героев иллюстрации, того о ком будем дальше говорить. Кто пришел в гости к детям?

Вопрос «Что?»:

- может служить для выявление неодушевленных предметов: Что держит Дед Мороз в руках? А дальше вопрос, требующий развернутого ответа ребенка: с какой целью? / Для чего он держит открытый мешок в руках перед собой?

- может быть задан на выявление действия героя: что делает?

Что делает девочка в голубом платье?

- а может быть задан для выявления эмоционального состояния героев иллюстрации: что чувствует девочка в голубом платье? А дальше педагогу целесообразно задать вопрос, требующий развернутого ответа ребенка: объясни, почему ты решил, что она переживает? 

Вопрос когда? подразумевает  уточнение, когда происходят действия развернутые на иллюстрации: время суток, время года. Когда ДМ пришел поздравить жителей? Объясни, почему ты так решил?

Как зовут? (тут ребенок вспоминает, как зовут персонажа, или называет его сам). Как зовут девочку в розовом платье? Что она чувствует? Объясни, почему ты решил, что она рада (довольна)?

Вопрос сколько? Предполагает подсчет предметов на иллюстрации. Сколько семей живет в этом доме? Объясни, почему ты так решил? Чем отличаются эти семьи?

Сколько домашних животных на иллюстрации? А сколько бездомных?

Вопрос где? Где живут бездомные животные? В чем причина удивления кота на чердаке? А какие эмоции у рыжего кота? 

Верно ли, что ДМ устал? Объясни, как ты это понял?

Предположите, что было бы, если Новый год был бы летом? (ДМ не нужна была бы шуба, он передвигался бы не на санях и т.д.) Этот вопрос провоцирует ребенка рассуждать, строить причинно-следственные связи, выдвигать предположения, фантазировать.

При поиске причинно-следственных связей по иллюстрации, используя «тонкие» и «толстые» вопросы не обязательно использовать их все и в той последовательности в которой они приведены в таблице. Как правило «тонкие» вопросы направляют  на конкретного героя или части иллюстрации, а «толстые» вопросы побуждают ребенка размышлять, строить догадки, т. е. устанавливать причинно-следственные связи.

Используйте в образовательной деятельности с детьми такой интересный и содержательный  материал как виммельбухи. Удачи вам и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Организация образовательной деятельности с дошкольниками с использование перфокарт "

В данном материале представленны рекомендации для педагогов ДОУ по организации деятельности с дошкольниками с использование перфокарт....

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Использование игр с различными видами песка в организации образовательной деятельности старших дошкольников в различных образовательных областях

Методическая разработка практико-ориентированного педагогического проекта Использование игр с различными видами песка в организации образовательной деятельности старших дошкольников в различных о...

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности»

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности»Цель: обучение детей основам безоп...

Рекомендации по организации образовательной деятельности с дошкольниками в образовательном центре «Зона отдыха»

      Проект «Зона отдыха»:это  место для игры, отдыха, познавательного развития детей;это попытка соотнести элементы развивающей среды с целями и задачами новых...

Организация музыкальной деятельности старших дошкольников на основе детских культурных практик и проектной деятельности

Презентация, в которой раскрывается алгоритм создания сказок на примере "Сказки про Волка, Ёжика, Петушка, Козу и козлят" в ходе совместной деятельности детей, родителей и педагогов....