Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Евгения Владимировна Борщ

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

По теме самообразования: «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Дошкольный возраст рассматривается, как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяет совокупность обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от 17.10.2013г. №1155.

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности, считая, что благодаря ей, ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС ДО это прежде всего:

  1. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
  2. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

В связи с введением ФГОС ДО, вопрос организации предметно -пространственной развивающей среды в нашем ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально, т.к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

 В соответствии с ФГОС ДО основная общеобразовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

 Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно -образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

ППР среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

ППР среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

ППР среда в старшем дошкольном возрасте:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Основные составляющие при проектировании

предметно-пространственной развивающей среды в группе:

  1. Пространство;
  2. Время;
  3. Предметное окружение.

Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка.

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:

  • рабочая;
  • активная;
  • спокойная.

 Предметно-пространственная развивающая среда должна быть:

  1. содержательно-насыщенной;
  2. полифункциональной;
  3. трансформируемой;
  4. вариативной;
  5. доступной;
  6. безопасной.

Насыщенность среды предполагает разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.)

Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений ППР среды в зависимости:

  • от образовательной ситуации;
  • от меняющихся интересов детей;
  • от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

  1. Наличие различных пространств.
  2. Периодическую сменяемость игрового материала.
  3. Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми.
  4. Появление новых предметов.

Доступность среды предполагает:

  1. Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
  2. Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.
  3. Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность среды:

Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

УГОЛКИ развивающей активности детей.

Обстановку в группах создали таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько зон - центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

 Для социально – коммуникативного направления созданы уголки:

  • активности (сюжетно – ролевые игры- «ряжения»);
  • ПДД; уголок пожарной безопасности;
  • трудовой деятельности.

 Познавательного направления:

  • «Мы познаём мир»;
  • «Экспериментирования»;
  • патриотического воспитания;
  • конструктивной деятельности;
  • сенсорного развития - «Развивайка»;
  • математического развития.

 Речевого направления:

 театрализации;

«Будем говорить правильно» - игры дидактические, настольные;

«Здравствуй, книжка!».

 Художественно – эстетического направления:

«Маленький художник»;

 «Наш вернисаж»;

«Весёлые нотки».

 Физическое направление:

Уголок спорта «Будь здоров» - «Здоровейка»

 Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

 Благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО, дети стали более социализированы, умеют общаться друг с другом, смело и свободно передвигаются в пространстве ДОУ, повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.

 Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости.

 В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым, поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Предметно- развивающая среда в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»

Материал предназначен для воспитателей детских садов, которые работают по программе "Детство"....

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГОС. Основы ее построения.

Принципы построения, требования к предметно развивающей среде в соответствии с ФГОС...

Проектирование предметно-развивающей среды для старшего возраста в соответствии с ФГОС

Проектирование предметно-развивающей среды для старшего возраста...

Предметно-развивающая пространственная среда в детском саду в рамках ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды, с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учето...

Презентация на тему: "Особенности проектирования предметно развивающей среды в условиях реализации ФГОС ДО".

При оформлении развивающей предметно развивающей среды мы учитывали возрастные особенности и задачи воспитания, принцыпы гигиеничности, безопасности. организовали предметную среду так, что бы каждый р...