Проектирование предметно-развивающей среды для старшего возраста в соответствии с ФГОС
проект (старшая группа) на тему

КРАСИЛЬНИКОВА ВАЛЕНТИНА ПЕТРОВНА

Проектирование предметно-развивающей среды для старшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение предметно-развивающей среды

для старшего возраста в соответствии с ФГОС

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены.

Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.

Мы, педагоги группы №1 «Ромашка» стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

При организации развивающей предметно – пространственной среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Использование помещений спальни.

3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Предметно – пространственная развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

При построении предметно – пространственной развивающей среды учитывались следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

Центры активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по образовательным областям, указанным в приведенной ниже таблице.

Проектирование образовательной предметно-пространственной развивающей среды для детей старшего возраста, осваивающих примерную образовательную программу “Истоки” под редакцией Л.А.Парамоновой.

Образовательные области

Виды деятельности

Центры, уголки, мастерские и др.

Организация образовательной предметно-пространственной развивающей среды для поддержки детской инициативы

Социально -коммуникативное развитие

 Стимулирование  игровой, коммуникативной, познавательной, конструктивной и двигательной  деятельности детей.

Формирования

личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры.

Интегративная деятельность.

Трудовая деятельность.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Формирование основ безопасности в разных видах деятельности: чтение, дид. игры, ситуации общения, конструирование, игры.

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Использование практических ситуаций безопасного поведения.

Центр сюжетно - ролевой игры.
Сюжетно-ролевые игры: Ателье, Почта, Салон красоты, Супермаркет, Поликлиника, Семья.

 Используются разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые.

 

Центр дежурства.

Уголок «Наши дежурные».

Центр безопасности.
Уголок «Светофорик».

Развитие игровой деятельности детей.

Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей в игре.

Социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм через игровую деятельность.

Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами.

Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей.

 Формирование представлений о трудовой деятельности людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких): о профессиональной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой деятельности (домашние дела и их распределение между членами семьи).

Формирование необходимых культурно-гигиенических навыков непосредственно через дежурства. .Формирование умения самостоятельно устранять беспорядок в одежде, прическе и т д.

Для дежурства по столовой в группе есть уголок, где дети сами видят, кто дежурный и там находятся специальные фартуки и колпачки для дежурства.

Развития навыков безопасного поведения детей на конкретных примерах.  Имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки–передвижки, картотека по ОБЖ, настольно -печатные игры. .

Познавательное  развитие

Интеллектуально-умственная деятельность.

Формирование элементарных математических представлений.

Познавательно-исследовательская и продуктивная(конструктивная)  деятельность.

Ознакомление с окружающим.

Умственной деятельность.  Формирование памяти мышления. Формирование элементарных математических представлений.

 

Продуктивно-конструктивная деятельность.

Конструирование из разного материала.

Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.

Познавательно-исследовательская деятельность (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Наблюдения за живой и неживой природой.

Игровая деятельность которая сопровождается речью детей.

Исследовательская деятельность, экспериментирование.

Центр «Познание».

Уголок «Мы познаем мир».

 

Центр математического развития.

Уголок «Знайка».

Центр конструктивной деятельности.

Уголок  «Размышляй-ка».

Центр сенсорного развития.

Мастерская «Умелые пальчики».

Центр «Экспериментирования».

Уголок «Наша лаборатория».

Центр «Экологии»

 «Голубая планета».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

 Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.

Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.

Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении.

Развитие системы элементарных математических, естественно - научных представлений. Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», Целое из частей, «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число»,»Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».

Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

Развивающие игры: Блоки Дьенеша и схемы к ним, Палочки Кюйзенера и схемы, счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи Квадрат», «Рамки Монтессори», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», Игры на плоскостное моделирование: Танграм.

Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.

Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.

Игрушки для сенсорного развития детей: пирамидки, вкладыши, пазлы, кубики с картинками, домино, парные картинки.


В центре экспериментирования имеется: различные емкости для воды и сыпучих, весы, микроскоп, песочные часы, предметы разной величины, веса, формы. Имеется картотека проведения экспериментов в старшем возрасте, природный материал для проведения экспериментов; знакомство с растениями и животными различных климатических зон, живая и неживая природа и т.д.

Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения

Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.

Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены  макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. В холодный период года  мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород.

 

Речевое развитие

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Приобщение к словесному искусству.

Восприятие художественной литературы, фольклора и эстетического вкуса.

Поощрять интерес к учебной деятельности.
Развивать внимание, воображение, мышление, учебные навыки.
Воспитывать уважение к собеседнику.

Центр речевого развития.

Кружок «Речецветик».

Центр «Мир книги»

 включает в себя книжный уголок.

«Книги наши друзья».

Центр «Грамотности».

  «Страна Буквария».

Стимулирование и развитие речевой активности ребенка.

 Развитие всех компонентов речевой системы.  Формирование коммуникативных навыков.

 

Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

В центре развития речи имеются игры на развитие звуковой культуры речи, грамматический строй речи, формирование словаря, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи. 
Игры по звуковой культуре речи
Игры на звукоподражание: «Звуковой куб», Кубик «Кто кричит», «Мамы и малыши»,«Позови громко», «Эхо». 
Игры и пособия на развитие речевого дыхания: «Надуй шарик», «Снежинка», «Мыльные пузыри», «Лучок», «Вертушка», «Султанчики», «Кораблики».
Игры и пособия на развитие фонематического слуха и звукопроизношения
«Дин-дон», «Чьи игрушки», «Звуковой поезд», «Звуковое лото», «Логопедическое лото»,«Чудесный мешочек», «Ромашка», «Кто в домике живёт», «Подбери картинку», «Шумящие коробочки», «Звуковой коллаж».
Картотека артикуляционных игр и упражнений.
«Иллюстрации к сказкам», «Алгоритм для составления описательного рассказа», «Предметы из сюжетов»,«Расскажи про детский сад», «Телефон», «Сам себе сказочник».

Формирование потребности рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания.

Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала.

 Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой

 Воспитание эмоционального отношения к героям художественно- литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев.  Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.

Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

Упражнять в умении различать и использовать в речи понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «текст».
2. Упражнять детей в умении делить слова на слоги, разбирать слова по звукам, характеризовать звуки, чтении коротких текстов.
3. Упражнять детей в образовании слов – антонимов, согласовании существительных с числительными в роде, числе, падеже, согласовании слов в предложении, умении строить связное высказывание.
Игры на развитие словаря, и грамматического строя речи «Глаголы в картинках», «Учимся использовать предлоги», «Предлоги», «Автобус для зверят», «Ёлочка», «Назови одним словом», «Четвёртый лишний», «Подбери слова к картинке», «Где я это видел», «Тактильные дощечки», «Тактильные мешочки».
Игры на развитие связной речи
«Расскажи сказку», «Истории в картинках», «Что сначала,что потом»,

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-творческая изобразительная деятельность детей.(рисование, лепка, аппликация).

Музыкально художественно-игровое творчество.

 Театральная деятельность представлена: кукольным театром театрализованными играми(режиссерские игры и игры-драматизации).

(настольный театр игрушек, настольный театр картинок, теневой театр, театр на фланелеграфе).

Игры-драматизации основаны на собственных действиях исполнителя. 

Музыкально-игровое творчество(слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах),самостоятельная музыкальная  деятельность детей.

Центр творческой деятельности.

Уголок «Светелка-рукодельница».

«Стена творчества».

По желанию ребенок может подойти  и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Театральный центр.

«Мы –артисты!»

Музыкальный уголок.

 «До-ми-солька».

Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.

 Формирование навыков изобразительной деятельности.

 Воспитание эстетических чувств.

 Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

 Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж

 Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;

Формирование интереса и способность проникаться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.

. В центре творческой деятельности имеется: разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно- печатные игры. 

Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями;

Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности.  Воспитание эстетических чувств.

 Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

 Формирование легкость и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).

 Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем.

Имеются виды театров: пальчиковый, настольный, на фланелеграфе, деревянный на дисках, би-ба-бо, напольный, теневой. Также в группе имеется уголок «Ряжение», где дети очень любят надевать разнообразные наряды. Театральные уголки часто пополняются новыми атрибутами, сделанными своими руками.

 Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры. Знакомить сразличными музыкальными инстументами.

В музыкальном центре имеется разнообразные детские музыкальные инструменты, иллюстрации с портретами композиторов, иллюстрации с музыкальными инструментами , дидактические игры на развитие музыкального слуха.

Физическое развитие

Двигательная(освоение основными движениями) это

динамические паузы, подвижные игры, различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз,

физические упражнения,

Гимнастика (утренняя, бодрящая, дыхательная).

Ритмика, ритмопластика.

Подвижные игры, игры с элементами спорта, игры-соревнования.

Игры-имитации, хороводные игры.

Народные подвижные игры.

Пальчиковые игры.

Спортивные упражнения

Разнообразная двигательная деятельность в физкультурном уголке.

 Накопление и обогащение двигательного опыта детей:

Центр «Физического развития»
«Если хочешь быть здоров!»

- Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- развитие физических качеств

Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры.

 Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении.

Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности

Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры.

Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь сделанный своими руками.

Список используемой литературы.

Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. М., 1995.

Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений (аннотированный перечень). М., 1997.

Парамонова Л.А., Богина Т.Л., Алиева Т.И., Терехова Н.Т. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (медико-педагогический аспект): Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 1997.

Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Изд. дом. «Карапуз», 1999.

Алиева Т.И., Арнаутова Е.П., Протасова Е.Ю. Безопасность на улице: Программно-методическое пособие. М.: Изд. дом «Карапуз», 1999.

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень. М.: Мозаика-Синтез, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с ФГОС

Основными пользователями федеральных государственных требований к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являю...

Презентация предметно-развивающей среды в старшей группе в соответствии с ФГОС ДО

         Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС....

Предметно развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС

Предметно развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС...

Предметно - развивающая среда в старшей группе, в соответствии с ФГОС.

Предметно-развивающая среда в жизни ребёнка имеет важное значение, так как это "среда обитания" ребёнка - дошкольника, в которой он находится значительную часть времени. Деяте...

Организация предметно- развивающей среды группы раннего возраста в соответствии с ФГОС и ООПДО.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо  актуально.Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног...

Предметно – развивающая среда в старшей группе, в соответствии с ФГОС.

      Правильная организация предметно - развивающей среды это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС.Создавая предметно-развивающую среду в ...