«Преемственность в развитии личностных, метапредметных, и предметных компетенция дошкольников и школьников.»
материал на тему

Романенко Таисия Вячеславовна

«Преемственность в развитии личностных, метапредметных, и предметных компетенция дошкольников и школьников.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

КОНФЕРЕНЦИЯ

«Преемственность в развитии личностных, метапредметных, и предметных компетенция дошкольников и школьников: преимущества и недостатки.»

13 мая 2015г.

Тема выступления: «Преемственность в развитии личностных, метапредметных, и предметных компетенция дошкольников и школьников.»

Подготовила

Музыкальный руководитель

Т. В. Романенко


Преемственность в развитии личностных, метапредметных, и предметных компетенция дошкольников и школьников.

Проблема преемственности между различными ступенями образовательных учреждений является в настоящее время актуальной, так как различия в требованиях к уровню знаний, умений и навыков, полученных детьми на различных ступенях образования, и требованиями последующих ступеней образования значительны. Не учитывать этот факт в работе воспитателей и учителей начальной и основной школы сейчас просто невозможно.

Рассмотрим понятие «преемственность» с позиции школы и детского сада:

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Уже пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения дошкольного образования – формирование интегративных качеств личности дошкольника, которые послужат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе. Это период формирования предпосылок учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников УУД.

Федеральный государственный образовательный Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально –личностные позиции, социальные компетенции,  личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; 

метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

• предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

 - ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

- творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п. ;

- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

- ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований, настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Требования к выпускнику ДОУ (ФГОС) Требования к выпускнику начальных классов (ФГОС)

Личностные результаты

- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

-любознательный, активный;

-эмоционально отзывчивый;

-имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Метапредметные результаты

-овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (коммуникативные результаты)

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции (регулятивные результаты);

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (познавательные результаты) Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечёивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

Предметные результаты

Сформированы умения и навыки (речевые. Изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.) необходимые для осуществления различных видов деятельности Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ и к результатам обучающихся начального общего образования в соответствии с ФГОС четко вырисовывается преемственная связь.

Проблемы преемственности.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...

От дошкольника к школьнику.Преемственность образования

Дошкольное образование - первая ступень образования. О преемственности образования - одной из ведущих задач ФГОС...

Технологии развития личностных компетенций здоровьесберегающего поведения у дошкольников

В статье приводится  описание принципов реализации и  характеристика технологий формирования  личностных компетенций здоровьесберегающего поведения дошкольников, реализуемых в ГБДОУ 103...

Использование интерактивных электронных образовательных игр в логопедической практике, с целью устранения речевых недостатков, развития познавательной сферы повышения коммуникативной компетенции дошкольников,посещающих логопункт (На примере сайта« Мерсибо

Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду.Ученые отмечают, что использ...

Опыт работы «Организация предметно-пространственной среды в контексте развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в сюжетно- ролевых играх»

В этом материале представлен опыт работы по организации предметно-пространственной среды по возрастам  для развития социально-коммуникативных умений дошкольников в процессесюжетно-ролевых игр...

Опыт работы «Организация предметно-пространственной среды в контексте развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников в сюжетно ролевых играх»

Материал содержит методические рекомендации по организации предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных умений дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр...