Эффективное использование предметно-развивающей среды
статья (подготовительная группа) по теме
Эффективное использование предметно-развивающей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnoe_ispolzovanie_predmetno-razvivayushchey_sredy_kisteneva.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Жизненная компетентность дошкольника XXI века
Эффективное использование предметно-развивающей среды
Кистенева Наталья Владимировна
Воспитатель, ОДО ГБОУ СОШ № 322
Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию свое выступление по теме: «Эффективное использование предметно-развивающей среды»
Перед педагогами нашего ДОУ, в связи с переходом на Федеральный образовательный стандарт, встала проблема необходимости обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.
Сегодня мы бы хотели вам рассказать о том, как нами используется ПРС (предметно-развивающая среда) для стимулирования детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей, обеспечения безопасности их жизни, для укрепления здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Предметно-пространственная среда в нашей группе служит развитию детской деятельности и, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности.
Развивающая среда группы организуется нами с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами.
Наша группа оснащена:
- материалами и оборудованием для игровой деятельности;
- материалами и оборудованием для продуктивной деятельности;
- материалами и оборудованием для познавательно-исследовательской деятельности;
- материалами и оборудованием для двигательной активности.
Подбирая игрушки, мебель и оборудование для помещений, мы стремились максимально обеспечить условия для всестороннего развития ребёнка и для того, чтобы он чувствовал себя комфортно, испытывал положительные эмоции. Предметы для игр хранятся на открытых полках шкафов и стеллажей. Различные игрушки дети используют по своему усмотрению для самостоятельной игры. В свободном доступе, на полочках открытых и закрытых шкафчиков хранятся конструкторы, настольно-печатные и дидактические игры.
Для сюжетно-ролевых игр в группе имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей (для девочек, например, есть «Уголок красоты», кухня, где имеется плита, раковина с краном, посуда. Для мальчиков уголок с машинами.
«Уголок доктора», где ребята могут применить на себе роль доктора или пациента.
Игра «Магазин» в которую могут играть как девочки, так и мальчики. Для этого есть специальная касса, бумажные и круглые деньги.
В «Центре конструирования», где дети проявляют свою творческую фантазию есть: конструкторы разного размера, мягкие крупные модули, образцы построек различной сложности, крупные и мелкие объемные формы, тематические конструкторы (деревянный, пластмассовый, металлический), строительный материал из коробок разной величины. Эти конструкторы применяются нами и на занятиях, например, при ФЭМП для представления образа цифры, для формирования понятия «доля числа».
Для речевого развития воспитанников нами созданы:
«Центр речевого развития», в котором для обучения грамоте есть настольные игры, магнитная азбука, рабочие тетради по развитию речи. Для развития всех сторон речи нами приобретены и созданы вручную дидактические игры: «Один-много», «Четвертый лишний», «Поиграй в слова». Для развития речевого дыхания созданы пособия «Перышко», «Кто дунет дальше» и др. Для составления рассказов собраны серии сюжетных картинок, картотеки, лото, детская библиотека с подборкой книг по программе, любимыми произведениями детей, энциклопедиями, детскими журналами и т.д.;
«Центр книги», где нами оформляются выставки: книги одного автора или одно произведение в иллюстрациях разных художников. Так же есть: портреты писателей и поэтов, рисунки детей к литературным произведениям. Здесь же по лексической теме недели оформляется книжный уголок, делается выставка. (так, например, совместно с родителями и детьми мы оформили выставку по теме недели «Русские народные промыслы России».
«Центр театрализации» с различными видами театров, костюмами, аудио- и видеозаписями детских песен и сказок.
Для развития внимания, логического мышления и формирования математических представлений в нашей группе создан «Центр занимательной математики». В данном центре имеется магнитно – меловая доска, на которой дети самостоятельно или на занятиях работают с набором цифр и математических знаков. Здесь же у нас находятся самодельные математические игры (например, игра с прищепками, на прищепках написаны цифры и знаки. Ребенок берет прищепки и составляет на панно пример), наборы счетных палочек, математические пеналы. Имеются развивающие игры: «Математическое домино», «Составь куб», «Танграм», «Геометрические головоломки», «Сложи узор», «Логические блоки Дьенеша».
Для развития активной поисковой деятельности нами оформлен «Центр природы и экспериментирования» в который обеспечен свободный доступ детей. Весь материал в центре делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года меняется, чтобы вызывать у детей интерес к новым или немного подзабытым материалам. Нами вместе с детьми созданы макеты природно-климатических зон, макеты-панорамы; собраны различные коллекции, библиотека познавательной природоведческой литературы; ведется дневник наблюдений.
Трансформируемая нами в соответствии с ФГОС развивающая среда побуждает детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию друг с другом. Все необходимые материалы для нашей работы хранятся на полочках в доступных для детей местах, в коробках и контейнерах в экспериментальной зоне. Это позволяет детям не только под руководством взрослого, но самостоятельно, когда они захотят заняться детским экспериментированием. Для этого нами была создана картотека опытов, карточки –схемы проведения экспериментов.
«Художественно-эстетический центр», созданный для эстетического развития детей, нами расположен вдали от центров, предусматривающих высокую двигательную активность детей. Все иллюстрации, экспозиции картин и репродукций располагаются на такой высоте, чтобы дети могли увидеть и рассмотреть их; иллюстрации выполнены в разных техниках и жанрах. В доступном для детей месте расположены различные средства продуктивной деятельности для самостоятельного и подгруппового использования: цветные карандаши, гуашь, кисти, цветные мелки, восковые мелки, фломастеры, пластилин, доски для пластилина, стеки, природный материал для оформления поделок на любую тематику.
В раздевалке оформлен уголок творчества детей.
Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому в нашей группе имеется «Центр здоровья», который оснащен нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют мячи, обручи, скакалки.
Для родителей нами оформлены информационный уголок, из которого они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, сетка занятий), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. уголки детского творчества.
В заключение своего выступления хочется сказать. Нам ещё много предстоит сделать, усовершенствовать, изучить… Какие же хорошие глаголы - стимулируют к мечтам, к действиям, к цели. А она у нас одна – здоровый, счастливый талантливый ребёнок, которого мы должны отправить по новым ступеням образования.
Будем рады ответить на Ваши вопросы, выслушать Ваши пожелания, замечания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Механизмы создания и использования предметно-развивающей среды в ДОУ
Доклад для научно - практической конференции...
Механизмы создания и использования предметно-развивающей среды в ДОУ
Доклад для научно - практической конференции...
Эффективное использование предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда, рекомендации по улучшению...
«Использование предметно-развивающей среды музыкального уголка»
laquo;Правила поведения родителей на детском празднике»Добро пожаловать на детский праздник к нам!И с правилами ознакомиться мы предлагаем вам.Мы в музыкальном зале рады видеть всех,Всегда звуч...
Эффективность организации предметно – развивающей среды в методическом кабинете детского сада
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды методического кабинета муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал будет полезен учителю - логопеду для оснащения как группового речевого уголка ,а также в виде консультации для родителей массовых групп....
Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"
Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...