Эффективное использование предметно-развивающей среды.
статья
Предметно-развивающая среда, рекомендации по улучшению
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация дошкольного образования в логике ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога.
Эффективное использование предметно-развивающей среды.
Свиридова Мария Валерьевна
воспитатель ГБДОУ детский сад №67 Красногвардейского района
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира»
Е.И. Тихеева.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
В соответствии с ФГОС ДО предметная среда должна обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Предметно-развивающая среда – это совокупность материальных объектов для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников с учётом их особенностей. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомится с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микро-пространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами.
При создании предметно-развивающей среды в рамках своей группы я руководствуюсь следующими основополагающими принципами, которые регламентированы ФГОС ДО:
1.Полифункциональность: предметно-развивающая среда открывает перед детьми множество возможностей и используется в образовательном процессе, интегрируя образовательные области.
2.Трансформируемость: данный принцип тесно связан с полифункциональностью предметной среды, т.е предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
3. Вариативность предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей;
4.Насыщенность: среда соответствует содержанию образовательной программы ДОУ, а также возрастным особенностям детей;
5.Доступность: среда обеспечивает свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям;
6.Безопасность предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.
В своей деятельности создавая развивающую среду, стараюсь учитывать особенности и запросы детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Ребенок не просто общается в развивающей среде, он должен чувствовать себя полноправным владельцем пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я. Предметно-развивающая среда в группе насыщенная, познавательная, эстетична, поучительна, гармонична, доступна, с учетом потребностей и интересов детей.
В моей группе не так много места, но основные уголки для развития детей в группе присутствуют.
В раздевальной комнате оформлен уголок для родителей, информационные стенды, куда помещается необходимая информация, папки с консультациями воспитателей, советами педагогов дополнительного образования, папки-передвижки. Здесь же находится различные выставочный уголок детских работ по ИЗО и лепке.
В уголке игровой деятельности ( Сюжетно- ролевых игр) игрушки максимально приближают дошкольников к предметам, окружающим их в быту.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п.; мальчикам - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. С удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры такие как: «Магазин», «Семья», «Детский сад», «Автобус», «Парикмахерская», «Шоферы», «Больница»;
Большую часть оборудования хранятся в коробках, на которых есть схема для узнавания игры. Дети сами определяют, какую игру выбрать и где ее организовать. В уголке сенсомоторного развития дети могут отрабатывать навыки как по формированию математических представлений( форма, цвет, размер, количество и счет), так и по развитию мелкой моторики (вкладыши, шнуровки).
Уголок двигательной активности подобран таким образом, чтобы удовлетворял потребность детей в движении, что является нелегкой, но важной задачей в условиях небольшого помещения. Для обеспечения оздоровительного и развивающего эффекта используется для детей: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, гантели, наполненые фасолью, мячи, гимнастические палки, обручи, мешочки с песком, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия необходимые для проведения утренний гимнастики- флажки, ленты, кольца, сезонные атрибуты.
В уголке исследовательской деятельности присутствуют атрибуты для детского исследования. А именно: самые разные природные материалы: мел, песок, глина, ракушки, перья, уголь и т.д
В книжном уголке мягкие диваны располагают к спокойствию, вдумчивости чтению или рассмотрению иллюстраций. В таком уголке небольшая группа детей может комфортно расположиться и погрузится в комфортный мир книг.
Уголок для настольно-печатных игр. Настольно- печатные игры воспитывают усидчивость, учат логически мыслить. Для каждого ребёнка найдётся интересная игра. А, если не найдётся или сломается, то мы починим или купим новую. Всё - детям и для детей!
Уголок музыкально- художественной деятельности.
Прежде всего, мы начали с театрального уголка – как важного объекта предметно-развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает быстрее адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Воспитание проходит не от лица взрослого, пока еще не известного человека, а от кукол. Взрослый может поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее.
В театральном уголке размещается ширма, маски сказочных персонажей для игр-драматизаций и несколько видов театров: кукольный, плоскостной, пальчиковый, настольный, театр резиновых игрушек, театр игрушек самоделок и волшебный сундучок. Все персонажи сделаны руками воспитателей.
Музыкальный уголок, оснащен музыкальными инструментами, такими, как: металлофон, бубен, барабан, гитара, колокольчик, пианино, саксофон, балалайка и т.д. Народные игрушки: «шумелки», деревянные ложки, птички-свистульки. Самая любимая у детей – музыкальная шкатулка с дисками русского народного и фольклорного творчества. Многие предметы сделаны руками воспитателей, что вызывает больший интерес у детей к музыкальной деятельности. Также в уголке присутствуют дидактические игры с музыкальным содержанием.
Строительный уголок , хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие перегородки-тумбы легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).
Уголок уединения. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может зайти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место в домике. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса — все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.
Таким образом, в моей группе для детей 4-5 возраста развивающая предметно-пространственная среда группы содержательна и насыщенна, трансформируемая, многофункциональна, вариативная, доступна и безопасна. Предметная среда в образовательном учреждении выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В образовательном учреждении предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.
При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Эффективное использование связано со следующими характеристиками предметно-развивающей среды:
1. Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности. В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.
2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений подобранны таким образом, чтобы они отражают многообразие цвета, формы, материалы , гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим часто вносятся разнообразные бытовые предметы, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются естественные вещи.
3. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными материалами. Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опыта социальной жизни и становлении объектной позиции, развивает его самостоятельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятости и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.
4. Обеспечение возможности для исследования и изучения. Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребенок очень много узнает еще до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта. Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте ребенка и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир
Таким образом, если в группе создать предметно-развивающую среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Механизмы создания и использования предметно-развивающей среды в ДОУ
Доклад для научно - практической конференции...
Механизмы создания и использования предметно-развивающей среды в ДОУ
Доклад для научно - практической конференции...
«Использование предметно-развивающей среды музыкального уголка»
laquo;Правила поведения родителей на детском празднике»Добро пожаловать на детский праздник к нам!И с правилами ознакомиться мы предлагаем вам.Мы в музыкальном зале рады видеть всех,Всегда звуч...
Эффективность организации предметно – развивающей среды в методическом кабинете детского сада
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды методического кабинета муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Эффективное использование предметно-развивающей среды
Эффективное использование предметно-развивающей среды...
Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал будет полезен учителю - логопеду для оснащения как группового речевого уголка ,а также в виде консультации для родителей массовых групп....
Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"
Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...